2017 Поэт и Поэзия
|
|
ivanov_v | Дата: Четверг, 2018-11-29, 10:04 PM | Сообщение # 41 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| О переводах
ИСТОЧНИК: Рифма.ру Михаил Тищенко. Поэтическое ремесло 18.03.2013 23:51 -------------------------------------------------------
Arthur RIMBAUD (1854-1891). Les chercheuses de poux Рембо. Исследователи вшей
Les chercheuses de poux
Quand le front de l'enfant, plein de rouges tourmentes, Implore l'essaim blanc des r?ves indistincts, Il vient pr?s de son lit deux grandes soeurs charmantes Avec de fr?les doigts aux ongles argentins.
Elles assoient l'enfant aupr?s d'une crois?e Grande ouverte o? l'air bleu baigne un fouillis de fleurs, Et dans ses lourds cheveux o? tombe la ros?e Prom?nent leurs doigts fins, terribles et charmeurs.
Il ?coute chanter leurs haleines craintives Qui fleurent de longs miels v?g?taux et ros?s Et qu'interrompt parfois un sifflement, salives Reprises sur la l?vre ou d?sirs de baisers.
Il entend leurs cils noirs battant sous les silences Parfum?s ; et leurs doigts ?lectriques et doux Font cr?piter parmi ses grises indolences Sous leurs ongles royaux la mort des petits poux.
Voil? que monte en lui le vin de la Paresse, Soupirs d'harmonica qui pourrait d?lirer ; L'enfant se sent, selon la lenteur des caresses, Sourdre et mourir sans cesse un d?sir de pleurer. --------------------------------
Подстрочник Михаила Тищенко
Искательницы вшей
Когда лоб ребенка, наполненный жаркими мучениями Умоляет (сжалиться?) белый рой неясных снов К его постели подходят две старшие, очаровательные сестры С холодными пальцами с аргентинскими ногтями(?)
Они усаживают ребенка у открытого готического окна, распахнутого настежь, где воздух погружён в запах смеси цветов И в его тяжелых волосах, где выступает роса, Прогуливаются их пальцы, тонкие, страшные и очаровывающие
Он слушает, как поет их настороженное дыхание, Которое цветет длинными растительными медами и росами И которое прерывается изредка свистящим звуком, слюной, сглотнутой с губы, или желанием поцелуя.
Он слышит удары их черных ресниц в тишине, Наполненной запахами (духов?) И их пальцы, наэлектризованные и нежные лениво щелкают Под их королевскими ногтями, убивая, вошек.
И вот его наполняет вино лени, Вздохи гармоники, которые могут заставить бредить, Ребенок чувствует, в зависимости от длины ласки, Как стихает и умирает без конца жажда плакать (?) =================
Перевод Анненского,
На лобик розовый и влажный от мучений Сзывая белый рой несознанных влечений, К ребенку нежная ведет сестру сестра, Их ногти - жемчуга с отливом серебра. И, посадив дитя пред рамою открытой, Где в синем воздухе купаются цветы, Они в тяжелый лен, прохладою омытый, Впускают грозные и нежные персты. Над ним мелодией дыханья слух балуя, Незримо розовый их губы точит мед; Когда же вздох порой его себе возьмет, Он на губах журчит желаньем поцелуя. Но черным веером ресниц их усыплен И ароматами, и властью пальцев нежных, Послушно отдает ребенок сестрам лен, И жемчуга щитов уносят прах мятежных. Тогда истомы в нем подъемлется вино, Как мех гармонии, когда она вздыхает... И в ритме ласки их волшебной заодно Все время жажда слез, рождаясь, умирает. ----------------------------
Перевод Лившица
Когда на детский лоб, расчесанный до крови, Нисходит облаком прозрачный рой теней, Ребенок видит въявь склоненных наготове Двух ласковых сестер с руками нежных фей.
Вот, усадив его вблизи оконной рамы, Где в синем воздухе купаются цветы, Они бестрепетно в его колтун упрямый Вонзают дивные и страшные персты.
Он слышит, как поет тягуче и невнятно Дыханья робкого невыразимый мед, Как с легким присвистом вбирается обратно - Слюна иль поцелуй? - в полуоткрытый рот...
Пьянея, слышит он в безмолвии стоустом Биенье их ресниц и тонких пальцев дрожь, Едва испустит дух с чуть уловимым хрустом Под ногтем царственным раздавленная вошь...
В нем пробуждается вино чудесной лени, Как вздох гармоники, как бреда благодать, И в сердце, млеющем от сладких вожделений, То гаснет, то горит желанье зарыдать.
=====================================
По поводу переводов. На мой взгляд, всё просто. Есть подстрочник (тоже никогда не соответствующий оригиналу. Естественно!) и авторизованный перевод. По сути, авторизованное – своё, а не чужое стихотворение. Так, между прочим, можно переводить и с русского на русский. С авторизацией. Что иногда и случается, пока редко. Но по большому счету, почему нет? Цель – улучшение стихотворения, прояснение или добавление смысла в его двойнике (тройнике и т.д.). Только авторизованные «переводы» имеют смысл. И это просто надо честно признать. «Перевод», в любом случае, - не первоисточник, не оригинал. Двух оригиналов не бывает.
Поэтому если хочешь ознакомиться с автором инояычным, стихотворением, надо не искать перевод, а изучить язык интересного тебе автора. «Переводы» же читать, по сути, бессмысленно. Хочешь узнать мировую литературу – изучи все языки. Иначе… никто не огражден от таких вот неожиданностей, вышепредставленных… вшами.
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Четверг, 2018-11-29, 10:06 PM | Сообщение # 42 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| Поэтический апофеоз. Обращение к другу
Говорите, выступать поэту на концертных площадках? В ресторанах и парках? Может быть, в кабаках? Нести слово в народ – везде, всегда и повсюду, где только возможно и невозможно?.. Без разрешенья милиции и налоговой службы? Ага. Мало писать, тратя все силы и последнее время, надо ещё и продвигать собственные произведения. Несмотря ни на что. За собственный счёт! Что ж, конечно же… Почему нет?
Пусть первые ..дцать лет будет трудно… От семьи лучше сразу избавиться, как от лишних хлопот и расходов, оставшееся распродавать, по возможности, постепенно, питаться по минимуму… Работать на идею, «профессионально», только без денег, ни на что больше не отвлекаясь, не жалуясь, полностью выкладываясь… подвижнически посвящая себя Поэзии, жить ею одной, только одной, ночью и днём - только вдвоём!.. И, может быть, когда ты умрёшь с углём в руках у исписанной стенки, от истощения, где-то в подвале или тёплом люке канализации, в лохмотьях… твои творенья однажды найдут, пусть не сразу, потом.. - беспризорные дети или строители какие-нибудь сантехники, если разберутся, конечно, не затрут по глупости, не со зла… А повезёт вдруг – чудо бывает! – найдут филологи-археологи… прочтут, удивятся, оценят… Вот! Вот оно! Это - потомки!!!.. Апофеоз. Вечная слава!
Впрочем, нарисована картина, одна из утрировано негативных. Возможны и даже есть, наверное, где-нибудь.. счастливые поэтические судьбы, удачи. Но всё-таки, отдаваться творческому труду в таком полном размере начинать лучше смолоду, а не в возрасте среднем, предпенсионном тем более… А так лучше, не обманывая себя, не предавая семью, сразу поискать спонсора. Или надеяться на государство… И оно, в самом деле, - если ответственное оно, государство - обязано обеспокоиться и помочь, не разбрасывая никакие свои человеческие, творческие потенциалы. Даже и в «кризис»! Хорошее государство не должно делать всё, как плохое! Как раньше, как было всегда… Тем более что в нынешней ситуации виноваты в немалой мере, не авторы, которым «повезло» жить в эпоху безвременья, застоя и вот… не определяющихся никак «перемен», которые от тебя снова - т.е. опять! - практически не зависят… Почему не зависят? Да потому, что не выходим мы на концертные площадки и в парки. Пусть - кабаки!.. Не отдаём себя целиком.
И потому… Не будет апофеоза, и вечной славы не будет. Но иногда случаются счастливые минуты вдохновения, откровения… В этом – награда. В тебе самом, а не где-то…
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
Натья | Дата: Пятница, 2018-11-30, 12:13 PM | Сообщение # 43 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
| чудесные мысли!!! подписываюсь под каждой из них, Виталий!
ночь оставляет на асфальте следы, написанные чьей-то рукой, завидующей флейте на баррикадах Гарибальди я наблюдаю за дарами событий неприкосновенных к ногам моим ложится пена глаза мои покрыты снами к словам моим придирчив ветер уж он, конечно, знает много про то, как совам надо охать, про крылья бабочек в конверте
небесный странник
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Понедельник, 2018-12-03, 9:16 PM | Сообщение # 44 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| Прекрасные стихи, Натья! Спасибо!!!
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
Натья | Дата: Понедельник, 2018-12-03, 9:39 PM | Сообщение # 45 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
| Цитата ivanov_v ( ) Возможны и даже есть, наверное, где-нибудь.. счастливые поэтические судьбы, удачи. Но всё-таки, отдаваться творческому труду в таком полном размере начинать лучше смолоду, а не в возрасте среднем, предпенсионном тем более… когда я написала первое стихотворение в 21 год и прочитала папе, который сам неплохо писал стихи, он послушал и сказал: *лучше не пиши, дочка* и я не писала больше 20 лет...вторая волна стихов мне самой не понравилась... а вот когда мне перевалило за 50...я просто провалилась в водоворот стихов...вернее, поэзии Виталий, вы знаете, чем стихи отличаются от поэзии? стихи - да их люди хотят продвигать...печатать и получать гонорары, потому что стихи - это рифмованная проза а поэзия ...о! поэзия - это всё равно, что дышать...если я перестану создавать узоры из звуковок, я задохнусь из-за пустоты....из-за отсутствия музыки света мне абсолютно всё равно, какова будет участь моих орнаментов из света... я знаю одно, что я буду создавать их до тех пор, пока буду их принимать и записывать
Смотри! под куполом зажглась Звезда! а лишь вчера была цветущею планетой ПРЕОБРАЗИЛАСЬ у вселенной цель одна ТВОРИТЬ ПРОСТРАНСТВО ЭВОЛЮЦИИ ИЗ СВЕТА!!!
небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Понедельник, 2018-12-03, 9:44 PM |
|
| |
ivanov_v | Дата: Понедельник, 2018-12-03, 10:36 PM | Сообщение # 46 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| А я пишу стихи с 16-ти лет. И большинство написано в юности. Потом много правил, до сих пор редактирую. Но последние лет 10 новые не пишутся. Больше философия, проза. Подбираю и редактирую книги. Возможно, у каждого есть некий лимит на стихи. Больше тысячи стихотворений – не стоит.) В общем, я пишу, когда пишется. Не напрягаюсь специально. Всё должно быть естественно – поэзия, проза, мысли и афоризмы, концепции философские. Мой поэтический ресурс, наверно, исчерпан. Но! До сих пор, читая стихи – свои) и не только свои, если хорошие, - волнение испытываю ни с чем несравнимое!
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
Танец | Дата: Вторник, 2018-12-04, 11:26 AM | Сообщение # 47 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
| Цитата Натья ( ) ...а вот когда мне перевалило за 50...я просто провалилась в водоворот стихов...вернее, поэзии Здорово! Этот Водоворот называю Любовью Души. Нечто похожее было и у меня, но провалилась я в водоворот Мысли искрящихся откровений, древних знаний сердца горящего во тьме обыденности, как бы прорвала оболочку временности бытия и погрузилась в галактику Водоворот, ... вполне реальную и относительно нас - вечную. А как выразить горение, Танец мысли - прозой? Вот и пришлось осваивать уже в преклонном возрасте ритмичную речь, далёкую и от стихов, и, тем более, от поэзии, и от художественной прозы, и от философских текстов... а что получилось из этого - самой мне неведомо, но результатом стало дыхание жизни моей, непохожей на другие уникальные жизни людей творческих...
Цитата Натья ( ) ...стихи - да их люди хотят продвигать...печатать и получать гонорары, потому что стихи - это рифмованная прозаа поэзия ...о! поэзия - это всё равно, что дышать...если я перестану создавать узоры из звуковок, я задохнусь из-за пустоты....из-за отсутствия музыки света Это жизнь Души! Отчего люди продвигают стихи, да и другие свои таланты? Чтобы самовыразиться и получить признание окружающих, чтобы получать гонорары и иметь свободное время для любимого творчества. Это правильно - для всех тех, кто стремится к такому. У каждого своя судьба, особое предназначение. У всех свои особые цели, тоже правильные для них, ибо каждый человек - уникальная вселенная! Со своими возможностями роста и своими задачами, целями, ресурсами... Музыка света стала для тебя, Натьюшка, дыханием, а большинство могут дышать лишь привычным воздухом или коммерческими целями, и всё это правильно(!) там и тогда, где приносит человеку радость жизни его - неповторимой. Так растут умы и души, таланты и мастерство, пробуждается совесть, свет в сознании. Неравномерность созревания всего на свете, тела, души и духа - великий Замысел, загадка Природы Сознания.
Цитата ivanov_v ( ) А я пишу стихи с 16-ти лет. И большинство написано в юности. И у Вас, Виталий, рано проявившийся дар получил развитие благодаря трудам души и делам рук человеческих, а теперь творчество стало самой жизненной необходимостью, так причём уж тут государство... Главное - та радость творческого бытия, что испытывает человек, умеющий Дарить себя миру во Благо!
Цитата ivanov_v ( ) Но последние лет 10 новые не пишутся. Больше философия, проза. Подбираю и редактирую книги. И этот труд востребован!
Книгоиздательство
|
|
| |
Натья | Дата: Вторник, 2018-12-04, 11:51 AM | Сообщение # 48 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
| согласна с вами, друзья! да пребудет с нами Свет!!!
небесный странник
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Вторник, 2018-12-04, 1:00 PM | Сообщение # 49 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| я знаю, Феано! Спасибо Вам за дружескую поддержку, возможность проявлять себя и на Ковчеге!
Благодарю, Натья, за доброе слово!
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Воскресенье, 2018-12-16, 5:56 PM | Сообщение # 50 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| Гипер Поэт и супер Читатель. Обращение к другу
Скажу о себе.
Никто меня не понимает… Лишь только ветер обнимает, Да звёзды ясно светят мне На небосклоне, в вышине.
Видно, время такое… когда Творец имеет на Земле всё большее количество значимых «я», в том числе, и поэтов талантливых, хороших и разных. А некоторые считают, что уже практически нет отдельных поэтов, а есть один некий огромный гипер Поэт, во множестве лиц, почти что не различимых… Его, безусловно, читают, да, пожалуй, всё больше.
Земная же слава кого-нибудь одного (малой части Поэта) во всё более усложняющемся, переплетающемся ворохе представлений культурных – понятие практически устаревшее и пустое. Увы!
Суть в том, что читают нас. Да, читают! Но не как персональных авторов, а как нечто общекультурно значимое. А читательская выборка (что читают?) зависит от осреднённого культурного уровня единого большого Читателя, также во множестве лиц.
На мой взгляд, постепенно общекультурный уровень всё-таки повышается. И Поэта, и Читателя. Прежде всего, за счёт самоотверженной, неблагодарной работы отдельных авторов, находящихся на острие развития мира, культуры, создающих и показывающих Читателю – несмотря ни на что! - всё-таки лучшее среди океана всяческого всего… Ну, и о неблагодарной работе отдельных лучших читателей тоже нельзя забывать.
Да, мы помним… Но разве от этого легче одному, одинокому «я»? Мера твоего одиночества соответствует степени раскрытия внутреннего во внешнее, внутреннего мира во внешний.
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
Натья | Дата: Воскресенье, 2018-12-16, 6:28 PM | Сообщение # 51 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
| Цитата ivanov_v ( ) Мера твоего одиночества соответствует степени раскрытия внутреннего во внешнее, внутреннего мира во внешний. твоё рукоделие тонкой резьбы с вкраплением терпких оттенков мне снился сегодня в Паленке за стенами радужный дым затерянный город живых голосов с садами до самых окраин ты здесь создавал свой орнамент ты здесь разводил белых сов когда тихих трав вечереющий шёлк ты смог повторить на полотнах, тебе принесли золотые плоды... и льдами покрылись вдруг своды... за окнами снег на своём языке о чём-то шептал без умолку пропахшим морозами ёлкам и желтым огням в темноте ладонями трогая холод зимы, входило с утра в дом мой солнце я жду его пусть он начнётся - вселенский концерт тишины
небесный странник
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Понедельник, 2018-12-17, 7:12 PM | Сообщение # 52 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| Очень красивые стихи у вас, Натья. Волшебный мир! Белые совы, золотые плоды… Спасибо!
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Вторник, 2018-12-18, 9:16 PM | Сообщение # 53 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| О неизвестном поэте. Обращение к другу
По миниатюре Сергея Касьянова «Неизвестный поэт» http://zeze.ru/userblog/post/1004635 -----------------------------------------------------------
Хорошо, что мы знаем друг друга. И хоть этим известны. Совершенно блестящее, настоящее, живое произведение. Истинная правда! Увы. Впрочем, известно, что абсолютно всем нам известным, известно, что они известны на самом деле по-настоящему только себе, и то, известно, в неизвестной им самим степени! А то, что кажется всем известным, на самом деле, известно вовсе не всем. Да и, собственно, кому может быть что-то известно? Лишь лично нам неизвестным!
Кстати, Поэты – вне времени. А иногда даже говорят, что стихи их – народные.
И в самом деле, что важно – осталось от поэта имя или стихи?
Страна должна знать своих настоящих героев. Впрочем, Мировое Правительство никому неизвестно, но известно – практически наверняка! – что оно есть. Вот так же с Поэтами. Они правят миром по-своему, не особо высовываясь.
Вообще, всё настоящее – ТАЙНО ! Интимно. «Массовая культура» и Поэзия – из параллельных миров. Впрочем, в этом вина обоих. Типа, «безумно были они далеки от народа». Почему? Да потому что и сами далеки друг от друга. Да, правду сказать, и народ, в массе своей, тоже между собою может подраться. Каждый с каждым. И плюнуть. Пока не увидят врага общего. Тогда и поэзия пригодится. А так…
Не стоим мы ещё у самого края, чтобы Поэзия кому-нибудь пригодилась… Впрочем, потом - может быть уже поздно. Тут можно много сказать чего. Но легче не станет…
Абсолютное большинство имеет весьма смутное представление о том, что такое Поэзия. Причём, у большинства оно никакое, у меньшинства – разное. И только у единиц – совпадает!
А что станет, когда все неизвестные станут известными? Вот только в Питере, говорят, 40000 поэтов! Вряд ли всех их когда-нибудь ждет слава Пушкина.
Чем отличается «неизвестный поэт» от «неизвестного солдата»? Может быть, каждый человек и вообще жизнь любая заслуживают «известности»? А некоторых «известных», между прочим, и проклинают.
Неизвестность одно… А вот я никогда не понимал, почему есть творческие союзы композиторов, художников, поэтов… кого угодно. Но только поэтам принято не платить за их труд. Может, в этом проблема?
И что значит после смерти «известность», если при жизни денег не платят? Мне кажется, это два разных вопроса. Слава посмертная и деньги за труд, уважение. Что важнее? Наверно, то и другое. Но стулья – утром!
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Воскресенье, 2018-12-23, 3:45 PM | Сообщение # 54 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| О назначении поэта
Птицы поют, может быть, не думая, что они привлекают самок. Так и человек делает многое, не подозревая смысла собственных дел. Даже и целой жизни. Но он, безусловно, есть. Смысл нашей жизни в познании и развитии мира, накоплении исчерпывающей (недублирующейся) информации, расширении сферы качеств. И поэзия здесь служит прекрасным инструментом развития мира.
Развивающийся идеальный мир подтягивает к себе мир материальный. И. наоборот, развивающееся материальное даёт новые пространства развитию идеального (миру понятий, сознаниям). И всё это подтягивание материального к идеальному, идеального к материальному осуществляется через наши «я» - посредники, активные инстанции, достигшие высшего на данный момент уровня развития в человеке. Поэте – в частности.
Материальное, идеальное и активное – три аргумента любой информационной системы (ИС). Начиная от элементарных частиц, атомов и до Природы, живых организмов, человека и человечества, любых общностей, социальных и прочих систем. Это некоторые из положений Теории информационных систем.
Поэты, в соответствии с этой теорией, как одни из высших ИС, занимают в мироздании и, в частности, нашей Вселенной весьма важное место. И занимаются крайне полезным делом. Пусть и бесплатно, но получая глубокое внутреннее удовлетворение – как награду за то, что внутренние желания и стремления Поэта совпадают с самыми глубинными велениями мира, промыслом Божьим. Тут всё понятно вполне.
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Воскресенье, 2018-12-23, 4:49 PM | Сообщение # 55 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7629
Статус: Online
| Привет от Елены Туркка - в тему вам, Виталий.
Мы пишем картины, стихи создаем, подобно Творцу, выражая себя. На холст нашей жизни наносим свое лицо - отраженье Его Бытия.
И кто-то лишь начал учиться писать, а кто-то достиг гениальных высот, но каждому должное нужно отдать, ведь каждый, творец, свой шедевр создает.
Не красок игра, не изысканный слог нам дарят возможность восторг пережить, а трепет души, что в творение смог творец своей жизни-картины вложить.
Рисуя себя, мы себя познаем... Другого пути в Беспредельности нет. Пусть нет совершенства в творении ином, Но каждый - Художник, и каждый - Поэт. (04.11.2000)
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Воскресенье, 2018-12-23, 7:02 PM | Сообщение # 56 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| Совершенно верно, Белоснежка! Согласен! Познавая себя, мы познаем мир. Познавая мир, открываем себя!
Он был Творцом Вселенной, Создателем Идей, Почти обыкновенным Среди других людей.
Почти… Но как, о Боже, Среди других идей Себя Он создал тоже – Обычным из людей?..
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Пятница, 2019-01-04, 12:27 PM | Сообщение # 57 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| Мысли о поэзии и поэтах, 6
Однажды кто-нибудь может и прочитает… Беда в том, что никого уже нынче не удивишь – ни чем. Даже гением. Вы знаете, как складывается общественное мнение. «Главным поэтом» страны можно сделать почти любого автора. И многие будут в восторге, но вовсе не все. И вряд ли найдётся поэт, который всем абсолютно может понравиться. Даже классики не являются исключением.. и никогда не являлись. Поэтому, я спокоен. Есть, есть люди, которым мои стихи нравятся, даже и до безумия! А на всех я не рассчитываю. И вам того же желаю. Время сейчас не такое, чтобы за стихи – жизнью платить. Не то время. Вот в годы нашей юности, может, - да… Вообще же, смертоносная сила стихов сходит на нет. И всё больше!
Поэт уходит из жизни примерно, как срывается альпинист с отвесной стены. Редко, когда он это делает сам. Лавина, буря, подвела экипировка, техника или… связка, друзья…
Прожить поэту до старости - уже подвиг.
Поэзия и логика не всегда совмещаются. Точнее, в поэзии свои законы и связи - наверное, не настолько простые, прямолинейные, однозначные, как в логических рассуждениях. Поэзия многомерна.
Поэты – дети, научившиеся выражать свои ощущения посредством стихов, но так и не ставшие взрослыми.
Могу дать несколько советов, общего плана, из тех, чему учили меня и личного опыта. Прежде всего, доверять надо своему авторскому чутью – поэта! Не слушать никого!!! А чисто технически, кроме азбуки стихосложения – рифмы, ритмы, размер… Ещё! стараюсь следить за тем, чтобы не было неправильных ударений – совсем! Типа, мОей, твОей, мЕня и т.д. Это очень напрягает не только профессионалов, но и любителей настоящей Поэзии. Хотя исключенья возможны – это надо чувствовать. Но такие исключения не должны быть системой. Кроме этого. В стихотворении не должно быть случайных и проходных слов. Ни одного! Каждое слово, эпитет, строка – должны прибавлять, а не убавлять. Над этим надо работать, добиваясь соответствия фотки (внешней, стихотворения) – запомненной картинке внутреннего состояния души. До полного соответствия!
Без настоящих друзей даже стихи однажды перестают быть утешением.
Это, на мой взгляд, поэзия, но чтобы она стала стихами, нужна очень большая работа. А так… понять могут немногие. Может быть, избранные? Которые понимают без слов.
Да, поэзия бывает без слов. Во взгляде влюблённого, например. Случается и в строках графомана. Недоработанных стихах. Чувствуется поэтический потенциал, но он не зафиксирован, не вытащен до конца изнутри, из нутра. Не качественная фотография души…
Очень часто бывает, есть стихи, а поэзии нет. У Дмитрия Г. Поэзия есть, безусловно. А за стихи - надо работать.
Поэзия – не ремесло. Ремесло – создание рифмованных текстов. Поэзия – одна из тайн вечной жизни.
На мой взгляд, искусство произошло от слова «искусственный». И наоборот, всё искусственное - недаром однокоренное слово с «искусством». Разительно в стороне стоит здесь Поэзия. Безусловно не имеющая ничего общего ни с искусством, ни с чем-то искусственным, что, на самом деле, одно и то же. Поэзия – одна из форм запечатлений души, способная передаваться даже через тысячелетия. От тех, у кого есть душа, кто может запечатлеть её – к тем, кто способен понять. И передать дальше. Как есть разные органы ощущений – зрение, слух, так есть и разные способы передачи души – через поэзию, музыку. Суть-то одна. А искусство здесь не при чём.
Поэту дорога каждая его строчка! Тем более четверостишие или два. И тем более - целое стихотворение! Если что-то дописывается, значит, - отнюдь не случайно. Не всё ещё сказано! И я обычно иду не путём обрезания, казалось бы, лишнего – этот метод не наш! – но всемерным и всевозможным путём выявления истинного смысла у не слишком удачно сказанного. Т.е. надо дорабатывать и дорабатывать! Пока строчки не придут в соответствие с внутренней картинкой души. Тогда и случится Чудо Запечатления.
Сказанное полностью относится и к этому стихотворению. Я очень много работал над ним. Зачем же мне его обрезать? Сейчас оно мне представляется целостным и законченным. Но! Ты права в том, что у каждого может быть своё вИдение. Это не удивительно. Было бы на что смотреть и что видеть. Наш прекрасный мир каждый поэт видит по-своему и пишет свои особенные стихи, делает фотки с отражений мира в душе. И, если тебе это моё стихотворение захотелось переделать по-своему, это означает, что ты отнеслась к нему как значимому для себя, настоящему миру, который захотелось по-своему запечатлеть. Спасибо! Это высшая похвала для Поэта. Значит, ему (т.е. мне) удалось сделать такое нечто широкое и объёмное, из которого возможно выбрать для себя - значимое.
Кстати, если отойти от стихов, но подойти к проблеме любви с этой вот, такой стороны… можно сказать, что миллиарды спариваются весною и осенью, летом, зимой… И большинство вообще даже не думает о стихах. А тем, которые всё-таки записали хоть строчку любимой надо быть благодарными. Всем. Пусть это и не шедевры. Шедевров много не бывает. Это как пирамида… Да, и у поэтической пирамиды есть основание. И должно быть. И будет, надеюсь, всегда. И всё шире! А значит, пирамида будет и высь подниматься!
Ясно, что и близкие к рифмам ударные слоги в середине катренов существенно влияют на форму, звучание, музыку…
Жизнь поэта – подвиг. Чему ж удивляться? И, чем дольше жизнь со стихами, тем значительнее для героя должна быть награда. Но её нет. И не будет! Так что всё правильно, единственный способ выжить – потерять всякий стыд и беспокоиться только о внутреннем.
Гипотез много, но общеизвестен факт, что в критические ситуации практически все человеческие возможности оказываются многократно выше обыкновенных. Возможно, это имеет отношение и к Поэзии. В мгновения вдохновения.
«Чем поэт отличается от ненормального? Правильно: ничем. Психически здоровый экземпляр человека стихов писать не будет. О психически здоровых всегда заботятся. Их, как овощи, выращивают в детских садиках, делают им прививки, как фруктовым деревьям, выдают им паспорта, как телевизорам после конвейера, и учат по стандартам образования, чтобы получился средний удобный нормальный экземпляр. Писать стихи – это уже брак изготовления.» Ахадов Эльдар
Эльдар. Если тяжело быть поэтом, самое простое - спасаться в какой-нибудь несложной работе. Имеющей хоть какой-нибудь смысл.) Колоть дрова, перекапывать грядки, строить дом, заниматься инженерной деятельностью. Жить больно. И, если внутренние возможности не отвечают потребностям внешней среды… есть только два варианта. Или пытаться подтягивать среду до себя – это тяжело делать всю жизнь. И чем дальше, тем значительнее разочарование. Тебя можно понять.) Либо приводить в соответствие себя к среде, в которой живёшь. Снижая собственные потенциалы. И здесь много способов.)
Мне всегда была близка классика. Много больше абсурда. Но куда ж от него денешься? Хорошее стихотворение не просто написать в любом жанре. И это объединяет.. всё что угодно.
Неправильное ударение можно сделать всегда. Но не всегда есть возможность сделать ударение правильным. Для этого требуется некоторое техническое мастерство и чувство прекрасного.
Стихи не нужно переусложнять, накручивая смыслы на смыслы, выстраивая несколько эшелонов ассоциаций. Стихи не головоломки, поэзия – Тайна, но не банк с десятью степенями защиты. Который не открыть без авторского ключа. Не надо забывать, что всё гениальное – просто.
Частенько авторы пользуются приемами эквилибристики словами и смыслами. Ты ведь знаешь об этом? А некоторые умеют стихами практически разговаривать. На любую тему и продолжительно сколь угодно. Но разве это поэзия? Поэзия не способ построения речи. Она показывает в окошко стиха живой внутренний мир поэта. Как это делается? - Тайна автора, тайна Вселенной и Бога, которую не раскрыть никогда и не сформулировать в учебниках по стихосложению. Рифмы? Причем тут они? Стихи бывают вовсе без рифм. И, если спрашивают о рифмах, сие означает лишь то, что учитель с дипломом спрашивает ученика, хорошо ли он знает учебник.) Выучен ли урок? Это не имеет никакого отношенья к Поэзии. Но лишь насколько учитель и ученик знакомы с учебником.
Поэты все плохо читают стихи. Или почти все.) Я лично прекрасно читаю, но для себя. Про себя. Внутри себя то есть.)
«Поэты не нужны обществу. Это доказано, Виталий! Весь западный мир облёк их на жалкое существование. Мы (то бишь, власть) из подражания поступаем так же.» Сергей Каратов
Совершенно верно, Сергей. Опасность поэтов поняли идеологи Запада, массовой культуры ещё во времена Пушкина, Лермонтова. Если не раньше. Кто-то старательно делит мир на «гоев и избранных». Причем «избранные» эти отнюдь не гении духа, а мешки, набитые зеленью.
Постулаты. 1. Поэту нечего скрывать от народа. 2. Народу ничего от поэта не нужно.
Поэтов надо беречь ещё больше, чем женщин. Соответственно, женщина-поэт - самое драгоценное…
Стихотворение, честно сказать, из общих фраз, побольше б конкретики, неожиданности. Я вот стараюсь избегать в стихах таких слов как «кто-то», «некий» и т.д. Это сразу стих делает водянистым, разжижает, переводит в пар и туман. И такие затёртые слова, как «чудо» лучше, если употреблять, то с чем-то совсем неожиданным, чудом случившимся и показанным, т.е. сотворить надо чудо, а не прятаться за названье его.) Банальные словосочетания «все предусмотрела наперёд», «Я так хочу и буду», закрутилась карусель», «в горниле жизни закаляюсь»… И прочее, прочее… Это не из поэзии. Но не отчаивайтесь! Гениальные строки могут прийти в любой момент. Неожиданно.) Главное понимать собственные ошибки. И не пропустить главного.)
Все слова повторяются бесчисленное количество раз. И словосочетания тоже. Но Поэзия это открытие живой души человека. И это всегда чувствуется. Если говорится затёртыми словами, значит, не удалось раскрыть в себе самого главного – отличия от других. И тогда – смысл? )
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |
Въедливый | Дата: Пятница, 2019-01-04, 10:37 PM | Сообщение # 58 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2799
Статус: Offline
| Цитата ivanov_v ( ) Не надо забывать, что всё гениальное – просто. Из полемики к http://www.proza.ru/2014/12/12/2064 - "Гениальное и понятное"
Знающим (авторам цитат ниже) от Въедливого (&):
"Гением стать нельзя, им можно только родиться". (&) Кроме родиться, надо ещё и проявиться!
Стив Джобс: "Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей". (&) Великие умы дают идеи. Средние умы дают их интерпретации. Мелкие умы всё это обсуждают и выдают на горА размышлизмы.
Поль Валери: «Ничто на свете не стареет так быстро, как новизна». (&) Чтобы теорему опровергнуть, достаточно привести один пример, где та не работает. Так вот: юмор - всегда новизна, а юмор не стареет!
Свирский: «Каждый талантливый человек талантлив по-своему, зато все подлецы подлы одинаково». (&) Подлость определяется уровнем оценивающего её - отсюда и одинаковость.
Шопенгауэр: «Талантливый человек – это человек, который попадает в цель, которую видит. А гений – в цель, которую не видит никто». (&) Получается, гений - и не человек, и не талант, ведь те видят свою цель - так кому нужно его "попадание" в нечто, никому не видимое? Это простое надувательство, как с "голым королём".
Шопенгауэр: «Ум – это фонарь, который он несет перед собой, а гений – это солнце, освещающее мир». (&) Логично заключить, что если есть гений - солнце, то зачем нужны умы-фонари? Но кто же будет оценивать его гениальность?
А это совсем близко к обсуждаемой теме - привет от Гёте: «Сперва мы пишем ПРОСТО и ПЛОХО, потом СЛОЖНО и ПЛОХО, затем СЛОЖНО и ХОРОШО и только под конец ПРОСТО и ХОРОШО». (&) Другими словами, уважаемый и феноменально развитой Гёте говорит, что к "ПРОСТО и ХОРОШО" надо идти долго и упорно, затрачивая усилия-энергию и накапливая знания-информацию, (или) "гений - это 1% таланта и 99% труда-умений", чем опровергается вчистую первый тезис в этой подборке.
Думается, что выше сказанное относится и к поэзии. ИМХО
Цитата ivanov_v "Все слова повторяются бесчисленное количество раз. И словосочетания тоже. Но Поэзия это открытие живой души человека. И это всегда чувствуется. Если говорится затёртыми словами, значит, не удалось раскрыть в себе самого главного – отличия от других. И тогда – смысл? )"
Представляется, что дело не в самих словах, как таковых, а в смыслах того, что поэт хочет донести до других, душой (вдохновением) и умом (исполнением ). До других, а не самому себе, и для этого уместны самые простые, общеупотребительные, слова, а не вычурные, якобы для раскрытия "в себе самого главного – отличия от других". Зачем вообще это нужно в психологии поэзии - "отличие от других"? Есть даже такое народное наблюдение: "прославиться надежды не теряет - творить не смог, зато уж вытворяет...". Многие поэты страдали психическим нездоровьем, и это стало причиной быстрого затухания их, безусловно талантливого для современников, творчества далее, во времени развития цивилизации: http://www.stihi.ru/avtor/blslv&book=30#30 А вот нормальные и потому просто выражавшие свои смыслы жизни остаются в веках.
Поэт не может не творить, так как в этом сам смысл его жизни. А в результатах разбираться последующим поколениям. Творим и делимся, не получается иначе! Что остаётся в людях, то и назовём удачей!
ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Пятница, 2019-01-04, 10:51 PM |
|
| |
MгновениЯ | Дата: Суббота, 2019-01-05, 10:56 AM | Сообщение # 59 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
| Цитата ivanov_v ( ) А некоторые умеют стихами практически разговаривать. На любую тему и продолжительно сколь угодно. Но разве это поэзия? Поэзия не способ построения речи. Она показывает в окошко стиха живой внутренний мир поэта.
Вы полагаете, Виталий, что это не поэзия, а навык, привычка к ритмичному образу мысли и её изложению, и делаете неверный вывод, что в этом нет проявления живой души. Разве живая душа лишь у поэта? Живое и есть ритмы, рифмы, волны, стихия моря Души...
Цитата ivanov_v ( ) Рифмы? Причем тут они? Стихи бывают вовсе без рифм.
Бывают. Но именно рифмы и ритмы создают основу поэтичного творчества. И те, кто разговаривают (мыслят, живут) ритмами, имеют больше основания достичь творческой цели.
Цитата ivanov_v ( ) И вряд ли найдётся поэт, который всем абсолютно может понравиться. Даже классики не являются исключением.. и никогда не являлись. Поэтому, я спокоен.
И каждый человек (любой профессии и любого таланта) таков, ибо каждый неповторим.
Цитата Въедливый ( ) А это совсем близко к обсуждаемой теме - привет от Гёте: «Сперва мы пишем ПРОСТО и ПЛОХО, потом СЛОЖНО и ПЛОХО, затем СЛОЖНО и ХОРОШО и только под конец ПРОСТО и ХОРОШО».
Гениально сказал Гёте!
В любом периоде нас тайна окрыляла, И даже то, что "просто, плохо" вдохновляло...
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
ivanov_v | Дата: Суббота, 2019-01-05, 1:31 PM | Сообщение # 60 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
| Цитата Въедливый «Представляется, что дело не в самих словах, как таковых, а в смыслах того, что поэт хочет донести до других, душой (вдохновением) и умом (исполнением ). До других, а не самому себе, и для этого уместны самые простые, общеупотребительные, слова, а не вычурные, якобы для раскрытия "в себе самого главного – отличия от других". Зачем вообще это нужно в психологии поэзии - "отличие от других"?»
Я, вроде бы, употребляю самые простые слова. Нет? Иногда вношу в сочетания их - смыслы, тоже простые. Однако не общепринятые. Да, в этом отличие есть. Такие отличия, на мой взгляд, миру нужны. Если не нужны, он их просто не примет, и они исчезнут так же просто, как и возникли.) Честно сказать, не понял, в чем здесь вы со мной спорите. Вы во многом повторяете мои же слова. А не только Гете и Шопенгауэра, с которыми я вовсе не спорю.) Под «затёртыми словами» совершенно очевидно у меня понимается не каждое слово в отдельности, к примеру «любовь», а штампы сочетания слов и смыслов. И об этом сказано ясно.
Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
|
|
| |