"Зовут меня Владимир Пермяков и живу я в городе Пермь . Вот что говорит Википедия о дате рождения города : 20 ноября (1 декабря) 1780 Екатерина II подписала указ о создании на основе завода города Перми и Пермского наместничества в составе двух областей — Пермской и Тобольской. . Открытие города и наместничества состоялось 18 (29) октября 1781 . В официальной истории нашей страны, раньше этих двух дат , города с таким названием не было в принципе .
А теперь собственно как было на самом деле :
Для начала посмотрите несколько карт которые будут важны для понимания дальнейшего текста Это карта бассейна рек Северная Двина и впадающей в нее реки Вычегда .Чуть выше Сыктывкара хорошо видна речка Вымь, она тоже важна для понимания всей истории .
А это уже собственно бассейн реки Кама с нынешним расположением города Пермь .В верхнем углу обратите на впадающую в Каму реку Вишера . А в нее уже в свою очередь впадает река Колва .
Чуть выше того места , где Колва впадает в Вишеру расположен город Чердынь .
А теперь перейдем непосредственно к расследованию .Началось все несколько лет назад , когда я начал в интернете разглядывать старинные карты . Об этом я даже написал несколько постов , их можно посмотреть выше в "Избранном" . И набрел на одн Карту 1596 года nbsp;,где увидел город под знакомым названием -Perm .Вот он под словом RUSSIA .
Причем город почему то стоял не на Каме а на Вычегде . Меня это поразило и я стал рыть дальше . И оказалось, что таких карт , где обозначен этот город просто море . Причем почти везде он называется Пермь Великая .Вот например Карта 1706 года
Под названием земли PERMIE хорошо виден город la Grande Perm . И стоит он на Вишере . А чуть выше город Surdin , т.е. Чердынь .Как раз в том месте где он расположен и сейчас , недалеко от места где в Вишеру впадает Колва . А вот еще карта Карта Дженкинсона, 1562 г Как видите город Permvelick тут тоже расположен на Вычегде .
Не буду тут приводить все подобные карты( как я и писал выше их очень много ) , за меня это уже сделал один человек , на журнал которого я наткнулся в период моего расследования . Просто зайдите к нему и посмотрите .
Но может быть карты врут , может быть быть люди , которые их делали, ошибаются ? Кстати одна немаловажная деталь , которую я заметил когда искал Пермь Великую . Практически нет русских карт ранее 1745 года . Я лично видел только две . При этом иностранных карт буквально сотни , тысячи . Вот рекомендую , самый лучший ресурс по историческим картам , [url=http://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=Pub_List_No_InitialSort,Pub_Date,Pub_List_No,Series_No]сайт David Rumsey[/url] . Тысячи исторических карта в великолепном разрешении , когда можно посмотреть любую закорючку и прочитать любую , сделанную самым мелким шрифтом , надпись . Но все это иностранные карты , английские , немецкие , французские а вот русских нет . Странно правда ? Я потом еще вернусь к этой теме . Продолжим . Нет , люди которые делали эти карты не ошибались . Оказывается есть множество и печатных доказательств существования города Пермь . Начнем с русских , так как их меньше всего . Вот наприме География или краткого земнаго круга описание 1710 год И в нем перечень городов мира . Среди них и город Пермь или соль камская . И даже координаты есть . Понятно что они в старой системе . Я попытался методов сравнения с координатами известных нам городов ( вон там внизу Петербург есть ) понять , верны ли они . Да , город , указанный в этой книге , расположен примерно в нашем , современном Пермском крае . И даже где то близко от la Grande Perm, который вы видели на карте выше .
Дата: Четверг, 2017-04-06, 10:06 AM | Сообщение # 2
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 557
Статус: Offline
"Сердце Пармы", роман Иванова Алексея о покорении Перми Москвой.
Согласно словарю, парма на Северном Урале — это плосковершинные увалы и гряды, покрытые елово-пихтовыми лесами с густым моховым покровом. Автор объяснял в письме своему редактору Олегу Дарку, что теперь такой тип леса мало где сохранился:
Я живу в районе Перми, который называется Закамск <…> примерно напротив Гляденовской горы. Он стоит как раз в этих борах правого берега в 10-20 км от центра города (который находится выше по течению и на левом берегу). Километрах в трёх от Камы чистые сосняки заканчиваются, и начинается смешанный берёзово-елово-сосновый лес на болотистых почвах. Почвы здесь болотистые от того, что эти места приходились на правое русло древней пра-Камы, некогда превратившееся сначала в старицу, потом в болото, а теперь в этот лес. <…> Но всё-таки это — древняя парма, которой в окрестностях нигде больше нет
После того, как Алексей Иванов в начале 1990-х опубликовал несколько фантастических повестей и рассказов, он фактически ушёл из литературы, работал журналистом, учителем в школе, гидом в турфирме. Путешествуя по пермской земле вместе с группами туристов, он заинтересовался её историей. После этого он создал краеведческий кружок во Дворце пионеров и тогда задумал роман. В письме Олегу Дарку Иванов рассказывает о мистическом переживании, которое подтолкнуло его к написанию книги[3]. Начиная писать, Иванов не ждал быстрой публикации. Он писал для себя, стараясь делать так, как ему хочется. Роман был закончен в 2000 году. Иванов пытался опубликовать его в Перми. В 2002 году он был выдвинут на конкурс «Российский сюжет» издательства «Пальмира», но не был допущен к участию. Позднее издательство передумало. Большую роль в публикации сыграл земляк Иванова — писатель Леонид Юзефович.
Основа сюжета — реальные исторические события второй половины XV века. Вычегодско-Вымская летопись отмечает, что в 1451 году Василий II Тёмный отправил в Пермь верейского князя Ермолая с детьми Михаилом и Василием. Роман следует этой версии: автор противопоставляет русского Михаила и его пермское окружение. Однако в последние годы было выяснено, что род Ермоличей принадлежит, скорее, к местной, то есть пермской знати.
"Вы -- свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы." Матфей, 5.14.
Пелыма: через многие хонты своей земли, через священное озеро Турват, на жертвенники у Ялпынга, по отрогам Отортена и на полдень по Каменной Ворге до самых Басегов. Хаканы встречали караван, меняли быков, помогали тянуть лодки вверх по рекам, тащили через перевалы и прощались, отправляя вместе с хонтуем по два-три воина от своих селений. К тому времени, как Вагирйому довезли до Чусвы, у Асыки уже собрался сильный отряд в семь десятков манси. Оставив плоты у последнего павыла перед устьем Туявита-Сылвы, хонтуй повел караван лесами напрямик к Мертвой Парме.
Дата: Четверг, 2017-04-06, 10:07 AM | Сообщение # 3
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 557
Статус: Offline
В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – плато Маньпупунер. «Малой горой идолов» называют его оленеводы местной народности манси. И название это не случайно. Подобно застывшим великанам возвышаются семь причудливых каменных фигур. Древняя мансийская легенда говорит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер — священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунера, и все его спутники окаменели от страха.
Страшный идол Но существует и другая легенда, которую, правда, реже можно услышать от манси, каждое лето перегоняющих стада оленей вдоль по Уральскому хребту. Если посмотреть на гору Койп со стороны небольшого безымянного холма, расположенного к западу от Уральского хребта, то отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими, пугающими чертами лица. По преданию, которое я слышал от оленеводов, это окаменевшая шаманка, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, почитаемых когда-то всеми народами Севера, – Золотую бабу. Когда идол перебирался через Каменный пояс – Уральские горы, шаманка, считавшая себя хозяйкой гор, попыталась задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и от звука этого голоса умерло все живое на много верст кругом, а шаманка упала навзничь и обратилась в камень.
О криках, которые издавала Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году писал: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного». Что же это за таинственный идол, наводивший на местных жителей страх страшным ревом? Откуда он появился и куда исчез?
Божество Перми Великой
В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Он ходил по Пермской земле и ставил на месте древних святилищ храмы. В летописи записано, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе. Предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси земли эти называли Пермью Великой, а в скандинавских странах – могущественным государством Биармия или Бьярмаланд. Населявшие эту территорию народы поклонялись огромному идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся, по скандинавским сагам, где-то в устье Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежавшей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.
Однако шло время. Окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но малонаселенной области свои цепкие руки. Сначала это были новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя. Спасаясь от христианства, почитатели идола прятали Золотую бабу то в уральских пещерах, то в непроходимых лесах по берегам Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.
В поисках святыни
Откуда же появилось у народности манси такое странное божество? Большинство ученых считают, что Золотая баба – мансийская богиня Сорни-эква. Это имя на русский язык переводится как «золотая женщина». По поводу происхождения самого идола мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из разграбленного Рима в 410 году во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя стала символом северного народа. Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, который в Поднебесной сливается с образом богини Гуаньинь. Есть сторонники и христианского происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что это статуя мадонны, которая была украдена во время набега на один из христианских храмов. Завладеть Золотой бабой пытались давно. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающегося в дремучих лесах золотого идола, но тщетно. Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О Золотой бабе они услышали от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Чуваш поведал о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит». Услышав о золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из осажденного городища. Во второй раз казаки услышали о Золотой бабе, когда добрались до Белгородья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Именно сюда, по слухам, была привезена святыня сибирских народов. Но и в этот раз добраться до Золотой бабы Ермаку не удалось. При приближении его отрядов жители успели спрятать идола. Казаки расспросили остяков о Золотой бабе, и те подтвердили, что действительно было «у них мольбище большое богине древней».
Поклонение роботу?
Не обделили вниманием Золотую бабу и исследователи нашего времени. Большой интерес проявили к идолу уфологи. Уфологи говорят, что это божество нисколько не похоже на другие святыни северных народов, оно словно с неба свалилось. Именно эту версию происхождения золотого идола выдвинул когда-то уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба – робот-инопланетянин, которого по какой-то причине, может, из-за частичной неисправности, оставили на Земле его хозяева. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим связаны легенды манси о «живом» идоле. Потом, по мнению Ермакова, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать какие-то звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.
Мне довелось несколько лет работать на Северном Урале, в местах, по которым, по мнению исследователей, и прошел золотой идол, скрывающийся от преследователей христиан. На Урале я услышал от оленеводов манси несколько историй, связанных с Золотой бабой. На Северном Урале есть покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. «Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос». Немного севернее Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой тоже связаны легенды о страшном крике Золотой бабы, – Койп. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище идола. У подножия горы лежит почти круглое озеро. На его берегу можно увидеть покрытые лишайником глыбы, в которых, немного пофантазировав, можно угадать остатки древнего святилища. Перегоняющие летом стада манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, будто бы вырубленной людьми гранитной плите. Между горами Манья-Тумп и Койп есть еще одно место, которое также может быть связанно со страшными криками Золотой бабы. Это гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса. Некоторые члены комиссии, проводившей расследование причин трагедии, считали, что причиной, приведшей к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности. Что могло издавать такие убийственные звуки? Вернемся к версии Станислава Ермакова о внеземном происхождении Золотой бабы. Почему же космический робот, созданный цивилизацией, далеко опередившей земную, неожиданно частично вышел из строя? На этот вопрос может помочь ответить один эпизод в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу в Биармии… Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться… Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал и Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько смогли унести… Добрались они до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее бирманского бога висела драгоценная цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском свалилась с плеч долой». Отрубить голову литой статуе викинг вряд ли бы смог. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем золота. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробраться к кораблям, побросав собранные сокровища. Где же сейчас находится золотой идол? В качестве последнего пристанища Золотой бабы называют три труднодоступных уголка России: низовье Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана. Но, может быть, идол со страшным голосом находится значительно ближе и скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Ведь именно там слышали убивающие все живое страшные звуки.
Дата: Вторник, 2017-04-11, 12:52 PM | Сообщение # 5
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 557
Статус: Offline
MгновениЯ, спасибо! Мой интерес к этим краям не случаен) - я родилась в Суксунском районе Пермской области, бабушка жила в Ивделе. Когда я начала читать материалы по загадочно погибшей группе Дятлова, всколыхнулось все в душе - мое детство там прошло. Узнала также, что и самовар изначально "изобрели" в Суксуне, и лишь потом Демидовы перевели производство в Тулу, очевидно, что логистика в ту пору была сложной чересчур).
Кстати, интересный у них подход в производствам - так сказать, по верхам -снять сливки и идти в новое место.. В отличие от Строгановых..
"Фарт и «дикое счастье» распространялись не только на добытчиков золота, платины и самоцветов. Распространялись на всех. И на все времена. Нельзя сужать «дикое счастье» только на старателей. Просто золото всегда на виду.
Волшебный фарт выпал Никите Демидову — даром получить от царя целый завод! Сын Акинфий трудился на Урале как каторжный и оставил своему наследнику уже 15 заводов. Внук Никита тоже не упустил фарта. А вот дальше род Демидовых сорвался и закружил в «диком счастье». Проигрывали в карты, строили дворцы, покупали бриллианты…
В целом, Демидовы на Урале в разное время владели 55 заводами. Но те, кто тащит Демидовых в уральские святцы, не вспоминают, что большевики на Урале не отняли у Демидовых ничего. К 1917 году Демидовы продали всё сами. Продали просто подчистую. Шаром покати. «Дикое счастье» развеяло их капиталы.
Конечно, не всякий фарт вёл к «дикому счастью». Вечным укором Демидовым были Строгановы. Ведь оба этих рода очень похожи. И Строгановы, и Демидовы поднялись милостями деспотичных государей — Ивана Грозного и Петра I. Оба рода развивали горнозаводскую промышленность: солеварение — Строгановы, чёрную металлургию — Демидовы. Оба рода достигли предельных высот: стали графами и князьями, браками породнились с Царствующим Домом (и друг с другом). Но если вглядеться внимательнее, какая обнаружится разница!
Заводовладение Демидовых не представляло единого семейного комплекса. Все ветви рода были по-отдельности. Когда в 1731 году Василий Демидов пожелал построить Шайтанский завод, за деньгами он обратился к дядюшке — легендарному Акинфию. Василий намекнул ему, что ведь его отец — брат Акинфия, и получил блистательную отповедь: «Моему карману брата нет!». А сын Акинфия Прокофий долго судился с братьями, отсудил Невьянские заводы, родовое гнездо, — и вопреки завещанию батюшки продал их чужаку, Савве Яковлеву.
Строгановы вели себя противоположным образом. В середине XVIII века они начали терять родовые вотчины, которые уходили в качестве приданого. И в 1817 году Павел Строганов оформил «майорат» — институт неделимости владений. Отделить можно было ренту, дивиденды, а не землю и заводы. Так в XVI веке завещал ещё Аника Строганов: «Родовые владения остаются в роду!». Но и с уже «отделёнными» заводами строгановские заводы работали «в кооперации». Благодаря Строгановым, на Урале сложился «сиятельный альянс» из благородных семейств Шаховских, Голицыных, Всеволожских, Лазаревых. В строгановском Усолье особняки Строгановых, Лазаревых и Голицыных стоят бок о бок.
Но Уралу важнее было даже не это. Демидовы не владели землёй, а владели — посессионно — только заводами. Поэтому они первыми сформулировали и реализовали принцип «срывания вершков». Это когда при свеженьком месторождении быстро возводится завод и снимаются «сливки». А потом завод со всеми появившимися проблемами продаётся, кому получится, и история повторяется на новом, нетронутом месте. Такой способ хозяйствования называется экстенсивным, «количественным». И 55 демидовских заводов — это только количество, не перешедшее в качество.
А строгановские заводы вырастали на строгановских землях. И землю продать никто не мог. Поэтому Строгановы заботились, чтобы заводы работали, не закрывались. Кончалась медная руда — переходили на железную. Дорожало железо — совершенствовали доменные печи. Не могли угнаться за техническим прогрессом — изменяли социальные отношения на заводе. И первая в России фирма возникла у Строгановых в 1864 году. Ею стал завод Кын, который после отмены крепостного права закрылся бы как нерентабельный. Но, став фирмой, он проработал ещё 47 лет.
Фарт навязал Демидовым «дикий», хищнический способ хозяйствования. А при нём заводской человек для Демидовых стал никем. Или же вором, разбойником, которого надо устрашать плетью. «Много в них лукавства и пронырства живёт», — говорил о своих рабочих Акинфий. «Всех вас как раков раздавлю!» — писал своему управляющему Никита Никитич Демидов. С такими хозяевами рабочему приходилось думать о себе самому. И ковался новый человеческий тип: активный в поиске знаний и благ, ищущий удачи здесь и сейчас, готовый принять насилие над собой и применить его к другому. Человек такого типа при фарте сразу срывался в круговерть «дикого счастья».
И совсем иными получались люди из вотчин Строгановых. Строгановы были внимательными патерналистами. Заводили школы и больницы, отправляли одарённых детей учиться в столичные и заграничные заведения. За благочестивую жизнь награждали своих работников медалями. Уже в XVIII веке Строгановы ввели на своих заводах пенсии по старости или увечью. В синодике строгановской церкви в Орле-городке на помин души крестьяне записывали своих родственников рядом с господами: для бога все были равны. Строгановский порядок вырабатывал другой тип личности. Эти люди могли сберечь и обустроить землю — но не смогли бы завоевать её. Смогли бы устоять против «дикого счастья» — но не смогли бы вырвать у судьбы фарт.
Строгановы и Демидовы — только самый яркий пример удивительной «двойственности» Урала. На Урале по гребню хребта словно бы поставлено зеркало, и чуть ли не все явления существуют в двух экземплярах. Словно в двух ипостасях. Екатеринбург и Пермь — «исторические близнецы», основанные одним и тем же деятелем — Василием Татищевым. Екатеринбург отличается от Перми тем же, чем и памятник Татищеву в Екатеринбурге отличается от памятника в Перми. Екатеринбургский Татищев — вельможный, барочный, на пару с генералом де Геннином. А пермский похож на Медного всадника, из-под которого ускакала лошадь.
На «пермском Урале», западном, — живёт народ коми. На «екатеринбургском Урале», восточном, — народ манси. На западе — святой Трифон Вятский, на востоке — святой Симеон Верхотурский. На западе — «падающая» Соборная колокольня в Соликамске, на востоке — «падающая» башня в Невьянске. Торговый Кунгур и торговый Ирбит. Культовая Чердынь и культовое Верхотурье. Пожевские пароходы и тагильские паровозы. Монетный двор в Екатеринбурге и монетный двор в Аннинске. Губернатор Огарёв и горный начальник Глинка. Пермские пушки и екатеринбургская броня. Более-менее точные подобия можно найти чему угодно. Вплоть до курьёзов. Главный архитектор Перми — Иван Лем, а главный архитектор Екатеринбурга — Эрнст Сарториус. Фамилию «Лем» мы больше знаем по Станиславу Лему, писателю, у которого в романе «Солярис» один из главных героев — доктор Сарториус.
Можно оспаривать эту странную закономерность и называть местные уникальности, которым нет аналогов за хребтом. Или апеллировать к тому, что религия, этнография, торговля и металлургия не могут иметь общих культурологических свойств. Но интерпретировать — плодотворнее. И в таком случае «двойственность» Урала будет означать то, что «уральская матрица» — это нечто вроде спектра, диапазона, а «близнечные противоположности» — края спектра, границы диапазона. Например, Строгановы и Демидовы — самые яркие воплощения двух типов хозяйствования: патерналистского и фартового. И любой другой уральский промышленник находится в этом спектре ближе к одному или к другому его краю.
Золотая Баба объявилась в сказах Бажова и Огневушкой-Поскакушкой — маленькой рыжей девчонкой, которая пляшет в пламени костра, если костёр разведён над месторождением золота. «Золотая Баба» — исключительно вульгарное русское название божества. Манси называют Золотую Бабу «Сорни-Най». Дословный перевод — «золото-огонь». Вот и выстраивается смысловой ряд: женщина — золото — огонь. И в костре над золотом рождается девчонка Огневушка-Поскакушка.
Бажов по интуиции, но исключительно точно ухватил суть уральской ментальности. Сказы Бажова, конечно, не фольклор. Но в данном случае не важно, народное или авторское происхождение у сказовых героев. Важно то, что Бажов транслировал древние архетипы, которые русские переняли от местных жителей. С такой точки зрения лебеди Ермака из сказа и гуси-лебеди из сказки — варианты единого изначального образа, архетипа Утки — Прародительницы Мира. А Каменный Цветок, цвет папоротника, мандрагора алхимиков и яблоко Евы — все они с древнего Древа Мира, о котором догадались ещё шумеры.
Урал небогат артефактами своего языческого подсознания. Легенды легендами, но хотелось бы ещё и руками потрогать. Кроме немногочисленных идолов вроде Шигирского, есть только одно явление — зато какое!.. Бляшки Пермского звериного стиля. Это не просто «художества» — это древняя, почти непонятная нам «система мира» с его членением на разные уровни, с его неуловимым перетеканием обличья в обличье, с его борьбой начал и мрачным, застывшим торжеством финалов. Страшные, как татуировки рецидивистов, эти маленькие изделия рисуют картину бесконечной и многообразной языческой вселенной. Она была бы безмерно чужой — если бы не сказы Бажова.
Все персонажи Пермского звериного стиля имеют свои аналоги в сказах. Лось — олень Серебряное Копытце; Утка — лебеди Ермака; Змеи — Великий Полоз; Ящер — ящерки Хозяйки Медной горы. Так русские перетолковали и переосмыслили древнеуральские мифы. Но самое удивительное в другом. Если разобраться, то персонажи звериного стиля ведут себя так же, как бажовские.
Верхний ярус бляшек — ярус неба — занимают лосиные и утиные головы. В древних представлениях о мире Лось и Утка были примерно одним и тем же, потому что распластанный лосиный рог походит на утку, раскинувшую крылья в полёте. И в сказах Бажова Серебряное Копытце (аналог Лося) и лебеди Ермака (аналог Утки) исполняют одну и ту же роль: ведут героев (Ермака и девочку Дарёнку) к земным богатствам Урала.
Средний ярус бляшек — ярус земной жизни — занимают человеческие фигуры и змеи. И в сказах Бажова змеи обретают человеческий облик: и Голубая Змейка, и Великий Полоз, и «рыжая девчонка» — дочь змеиного царя.
Нижний ярус — ярус подземелья — занимают Ящер и пауки. Аналог пауков у Бажова — муравьи в золотых лаптях. Они приводили старателей к месторождению золота. А вот с Ящером история интереснее.
Специалисты утверждают, что образ Ящера сложен из двух образов: ящерки (змеи) и Мамонта. Ящерок и змей в сказах Бажова целый серпентарий. А Мамонт — брендовый персонаж Кунгурской пещеры, знакомый ещё Татищеву. Это он, Подземный Зверь Мамонт, живёт в недрах Ледяной горы. Когда он движется под землёй, то оставляет за собой проходы-галереи. А если выходит на поверхность земли, то появляются «следы зверя Мамонта» — карстовые воронки, которыми Ледяная гора покрыта как после ковровой бомбардировки.
Древний Мамонт представлен у Бажова в образе Земляной Кошки из сказа «Кошачьи уши». Эта Кошка ведёт тот же образ жизни, что и Мамонт, но указывает на золото. Поблизости от тех мест, где происходит действие сказа, находится деревня Кунгурка: понятно, как Мамонт перебрался на другую сторону Урала. А ещё поблизости находится урочище Кошкарихинский торфяник. «Торфа» — это верхний слой почвы, который снимали старатели, чтобы добраться до золотоносных песков. «Кошкарихинский» — значит, принадлежавший «кошкарям», жителям посёлка Кочкарь в Челябинской области. Наряду с речкой Ис, Рублёвиком и Золотой Долиной Миасса Кочкарь был центром «золотой лихорадки» конца XIX века. «Кочкари» переделались в «кошкарей», потому что в русских поверьях рыжая кошка — символ золота. А русская рыжая кошка слилась с уральским Подземным Зверем Мамонтом и превратилась в Земляную Кошку. Но один из её предков отлит из бронзы Пермского звериного стиля.
Образы Урала — ящерка в короне или Зверь Мамонт — через длинную цепочку превращений пришли к нам из глубины веков, из подсознания этноса. Эти образы кажутся нам понятными и однозначными, хотя цепочки смыслов уводят в недра культуры. Но не всегда всё так сложно и туманно. Чудь Белоглазая не погибла под землёй. Она живёт: гранит кристаллы, рисует картины на малахите и яшме, плавит самородки. И живы её страшные языческие демоны. Случается, что они рвут привязи и вылетают на поверхность, в наш мир, — порождая ужас и непонимание.
Дата: Воскресенье, 2019-06-16, 2:30 PM | Сообщение # 7
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 557
Статус: Offline
"Уральская береза" 50х40, х/к, масло
Собственно, она называется "прокудливая береза", но словцо редкое, я его обобщила. Прокудливая береза появляется и исчезает в романе А.Иванова "Сердце Пармы" - времена Василия 3, крещение Пермского края.
" Прокудливая береза была перед ним, над ним, вокруг него. В вершине ее туманом запуталось облако, а сквозь листву били снопы солнечного света. Это вздымалась седая, дремучая языческая вселенная. С каждого листка смотрели на Иону немые колдовские глаза, ветви извивались ужами, перелетали зеленые птицы, древесные грибы приобрели выразительные черты диких рыл чащобной нечисти, и в глубине виднелись нагая женщина-сова с совенком на руках, лось с березовыми рогами, прозрачные души предков, самоцветные рыбы, пернатые медведи, вороны с человечьими личинами на груди, рысь с крыльями на лапах, подземный зверь Маммут с древесными корнями вместо ног, конь с огненной гривой, человек с тремя оленьими головами и Золотая Баба с неподвижной улыбкой и желтыми волчьими зрачками. Барабанили дятлы, заливались соловьи, шелестели ветры, журчали ручьи, тихо пели духи, стонали мертвецы, стрекотали кузнечики, выли ведьмы, хлопали крыльями ястребы, гудело пламя, шипели змеи, скрипели на мольбищах священные чамьи, стучали сердца, скрежетало железо, шумел дождь, дышали снежные поля, гремели ледоходы, звенело ведро, падая на дно колодца, и звякали колокольчики лошадок-оберегов на обнаженной груди светловолосой девушки..."
Родилась я там, и там же прошло мое детство. Когда читала - расчувствовалась, все знакомые города и речки..