Дата: Воскресенье, 2013-04-07, 0:20 AM | Сообщение # 1
Мастер-Капитан
Группа: Модераторы
Сообщений: 102
Статус: Offline
Мандала-терапия
Мандала-терапия - это эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем. Работая с Мандалой Вы запускаете в действие свои дремлющие внутренние ресурсы, в результате чего происходит интенсивная интеграция личности. После Вашего взаимодействия со своей глубинной сущностью через Мандалу, Ваша проблема сама всплывет в сознание!
Именно эта способность - пробуждать и интегрировать чувственный опыт (опыт переживания, который является единственным реальным опытом, знанием и достоянием человека) вне рационального разума делает Мандалу уникальным психотерапевтическим инструментом.
Мандала-терапия эффективна в решении самых разнообразных проблем - от проблем в общении, семейных, творческих, до профессиональных и даже организационных, поскольку Мандала - как принцип единства и цельности, как образное выражение источника энергии и центра, имеет онтологический смысл, и поэтому затрагивает все сферы психологического бытия человека.
Пусть Вас не смущает слово «терапия»: оно означает лишь «лечение, исцеление». Данный термин вполне адекватен, поскольку Мандала именно исцеляет, и этот термин совсем не означает Вашего психического неблагополучия.
От себя добавлю: Не знаю как оно там действует на глубинных уровнях, но всё это правда, сотворение мандалы имеет какое-то особое волшебное взаимодействия с творцом.
Дата: Воскресенье, 2013-04-07, 0:22 AM | Сообщение # 2
Мастер-Капитан
Группа: Модераторы
Сообщений: 102
Статус: Offline
Мандалы в арт-терапии. Путь к умиротворению и гармонии.
Наверное, каждый из нас согласится, что жизнь современного человека интенсивна, наполнена новыми возможностями. Скажете: это прекрасно, у нас есть выбор. Однако, последнее время в окружающем нас обществе все чаще можно заметить пресыщение, которое выражается в равнодушии, ощущении бессмысленности существования, агрессии и увеличении числа различных психических отклонений. Сложно указать все причины этого, но одна из них это - неспособность современного человека фильтровать информацию, которую он получает в огромном количестве, его неумение приспосабливаться к изменениям окружающей среды и находить все новые способы самовыражения. Многие из нас постепенно становятся лишь потребителями, забывая о своей способности созидать. Это значит, что мы больше берем, чем отдаем, отдаляемся от своей истинной природы. Как вернуть себе изначальную целостность, чем заполнить пустоту, возникшую в нашей душе? Непросто найти однозначный ответ, да и ответов может быть множество. Мандалы в арт-терапии.
Мандала – универсальный феномен культуры.
Мандала (санскрит) – круг с центром. В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, который все и объединяет. Поэтому словом «мандала» можно назвать цветок растения, снежинку, атом, галактику и даже пространство вокруг себя... Все религии мира пользовались мандалой в качестве символа божественности. Традиционная мандала – это произведение правильной формы, чаще всего напоминающее круг с вписанным в него квадратом и другими символами, симметрично расположенными относительно центра. Из-за своей универсальности встречается практически во все времена в различных культурах.
В культуре Древней Месопотамии понятие «круг» использовали еще в 2300 гг. до н.э. Аналогичное понятие «свастика» использовали на Дальнем Востоке в 3000 гг до н.э. Создавая мандалы, наши предки хотели выразить свое понимание явлений, происходящих вокруг них, и свое отношение к этим процессам, например, смена времен года. Другая культурная традиция – индейцы Северной Америки – создавали мандалы из цветного песка и использовали их как средство для излечения, помогающее человеку восстановить гармоничные взаимоотношения с внутренней и внешней реальностью. В нашей культуре тоже можно найти мандалы: на сундуках наших бабушек, на веретенах, узорах тканей.
Наибольшее распространение мандалы получили в практиках индуизма и буддизма, где по сей день используются в качестве религиозного символа и ритуального инструмента, предназначенного для посвящения монахов, для медитации, концентрации ума. Эти мандалы символизируют различные аспекты духовности, божественности, как совершенные обьекты целеустремленности. Создавая мандалы, а позже медитируя, монахи отождествляются с этими аспектами и таким образом переходят на высшие уровни духовности. Такие мандалы создают только монахи, прошедшие специальное посвящение и долгое обучение. Они старательно передают эту традицию из поколения в поколение.
Мандала – зеркало души и целитель.
В западной культуре влияние на популярность мандал оказал известный швейцарский психиатр и психоаналитик К.Г.Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованые произведения и связаные с этим изменения в самочувствии, он пришел к выводу, что мандала – проекция коплексов человека, орудие, помогающее нам найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли. Мандалы помогают человеку почувствовать себя целостным, увидеть, принять и решить внутренние конфликты, одновременно развиваясь и совершенствуясь. „Знаю, что открыв для себя мандалу как выражение «Я», я открыл нечто, что имеет для меня самое большое значение» - в своей книге „Воспоминания, сны, размышления" пишет К.Г.Юнг.
По словам арт-терапевта J. Kellogg, в психотерапии замкнутый круг мандалы выполняет поддерживающую функцию. Он поддерживает поврежденное и негармоничное Эго человека. Закрытое пространство – это безопасная лаборатория, в которой могут происходить изменения личности, а регулярное рисование мандал в группе создает условия для самостоятельного самосовершенствования. Втянувшись в процесс создания мандал, мы открываем двери своей души, освобождаем жизненную энергию, которая таится глубоко внутри нас. Выходя наружу, она нас очищает, исцеляет и вдохновляет. В мандалах это выражается в изменениях структуры рисунка. „Мандала – точно капля человеческой крови, живая клетка, анализируя которую, можно сказать, в каком состоянии находится здоровье ее создателя", - утверждает терапевт.
Что думают ученые?
Ученые тоже попробовали изучить феномен мандалы. Замечено, что структуры мандалы и сетчатки человеческого глаза похожи, поэтому, когда мы смотрим на мандалу, в мозгу происходят активные преобразовательные процессы. Так как жители западного мира больше пользуются левым полушарием, ответственным за логику, а правое полушарие, отвечающее за интуицию и воображение, менее развито, рисование мандал и их рассматривание помогают восстановить как физическое, так и психическое равновесие между этими полушариями. Что же делать, если человеку не нравится рисовать мандалы или раздражает нарисованная мандала? В таком случае следует выяснить какая форма, цвет или их сочетание является неприемлемым, поменять их, перерисовать или даже нарисовать мандалу заново. Арт-терапевты утверждают, что трансформация и гармонизация рисунка помогает человеку решить и те проблемы, которые символизирует этот рисунок. Гармонично соединяя в мандале противоположности, их создатель может справиться и со своими внутренними зажимами, разрешить конфликты и принять себя как новое и гармоничное целое.
Продолжение есть здесь. Но лучше много не думать когда создаёшь мандалу. Создаваемая вами мандала сама всё сделает для вас.
Мастер-класс сотворение индейской мандалы из ниток здесь Дарите радость, и вы увидите что радость радует:)
Дата: Понедельник, 2013-05-13, 2:17 PM | Сообщение # 4
Мастер-Капитан
Группа: Модераторы
Сообщений: 102
Статус: Offline
Мандала в Мироздании
Есть основания предполагать, что первоначальная конфигурация мандалы была прямоугольной. Хотя земля ведийскими индийцами мыслилась круглой, кардинальные точки ее соединения с небом (восхода и захода солнца), отраженные в описании алтарей, позволяли мыслить ее с «четырьмя углами». В связи с этим представлением об «упорядоченной» земле возникли и две основные диаграммы мандалы. Первая, более древняя, называлась мандука и возникла из почитания восьми пространственных направлений, представляя собой квадрат, разделенный на малые квадраты-пады (по восемь с каждой стороны), что дает в целом 64 квадратов. Восемь пространственных направлений соответствовали движению солнца, а 32 божества, располагавшиеся во внешних квадратах мандалы, – 32 накшатрам, или лунным домам (созвездиям, через которые проходит луна в своем ежемесячном курсе). На основе мандуки выявлялась благоприятная ориентация жилого дома, и она же совпадала с планом алтаря Агни. Как принцип планировки здания стала применяться к середине I тыс. до н.э. Другая модель, парамашаика-мандала, представляла собой квадрат, состоявший из 81 пады. Речь идет о космической диаграмме, моделирующей тело первочеловека Пуруши, а упорядоченность планируемого места уподоблялась упорядоченному состоянию космоса после жертвоприношения Пуруши. Центр обеих мандал занимал Брахман. Символическая эквивалентность места-Пуруши и хозяина дома проявлялась, по предположению В.В.Вертоградовой, в специальном внимании, уделяемом т.н. мармам – точкам пересечения диагоналей большого квадрата с линиями, образующими углы малых квадратов. Почитавшиеся жизненными центрами места-Пуруши, они считались наиболее «ранимыми», и им не следовало наносить никакого «вреда», например ставить туда столбы или забивать колышки.
Буддизм приписывает изготовление первой мандалы Падмасамбхаве (8 в.), основателю ваджраяны, который, нуждаясь в помощи божества, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы, осуществляя его желание. На деле указания на нормативную символику мандалы встречаются в буддийской традиции значительно раньше. Уже в Саддхармапундарика-сутре, датируемой в настоящее время в целом не позднее 3 в., дается указание на мандалу как на сакральное пространство буддийского пантеона неземных будд (дхьяни-будды), располагаемого на основных и промежуточных сторонах света: будда Акшобхья (с его страной Абхирати) размещается на востоке («восточный рай»), а будда Амитабха (со страной Сукхавати) – на западе («западный рай»); и эта их локализация будет иметь фиксированный характер и в дальнейших ориентированных по компасу мандалах. В отличие от Индии, в Тибете мандалы были ориентированы не на восток, а на запад, но основная схема расположения будд на мандале сохраняется неизменной: помимо Амитабхи и Акшобхьи, занимающих, соответственно, запад и восток, Амогхасиддхи помещается на севере, Рантасамбхава – на юге, а середину круга занимает Вайрочана. Сама по себе эта «географическая схема» еще не является медитативным путеводителем в страну «освобождения», хотя содержит для этого необходимые предпосылки. __________________
Дата: Четверг, 2014-03-20, 1:24 PM | Сообщение # 17
Мастер-Капитан
Группа: Модераторы
Сообщений: 102
Статус: Offline
Мандала на ТВ в детском доме и интересные наблюдения
Хочу рассказать как мы снимали передачу про мандалы в детском доме и как мандалы умеют общаться. А так же про Россию и Украину в мандалах.
Перед тем, как мне позвонили с телеканала "Тонис" и предложили снять передачу про мастер-класс по мандалам, я сплела вот эту мандалу.
Сплела и не знала зачем, хотя обычно когда появляется мандала я знаю для кого она. Когда позвонили с телеканала и предложили снимать в детском доме с детками, я поняла что эта мандала для них.
А тем временем продолжалась политическая неразбериха и я сделала ещё две мандалы - флаг России и Украины, в знак воссоединения.
Потом мне стали интересны цвета сочетания красный, синий, белый на флаге России я сделала серию мандал 12 штук с этими цветами. 12 штук потому что собиралась их подарить на детском празднике (я когда провожу детские праздники, делаю для детей безпроигрышную лотерею из мандал).
Когда со съёмочной группой определили день съёмок и поехали в детский дом, меня попросили взять с собой по-больше мандал чтобы подснять их красиво, вообщем чтобы в кадре их было много. Я взяла все эти мандалы с "российским флагом", что собиралась дарить детям на дне рождении. А так же ещё несколько мандал. Одна из них была которую я делала вроде как для себя и назвала её "анахата", но когда сделала и повесила на окно, хотя по красоте она мне очень нравилась, но "своей" я её не особо ощущала. Ну вообщем взяла и её.
Во время съёмок на мастер-классе по-началу было трудно, дети тяжело шли а контакт, причин было много: во первых перед камерой, во вторых плетение мандал по начало не легко технически, необходимы навыки работы с нитками и палочками. Ну и потом эти дети "брошенные" - они из детского дома и потому недоверчивые, и мы это ощущали. Я уже не впревые проводила мастер-класс для детей и взяла с собой свою ученицу в помощь, Настя помогала детям осваивать технически мастерство.
Но через полтора часа у большинства детей начало получаться, они воодушевились и начали расхватывать весь материал. Я им подарила ту мандалу что изначально плелась для них, а так-же начала показывать и все мандалы что привезла с собой. Но им они так видимо понравились что они начали просить в подарок. А раз одному подарил, значит надо и всем. Вообщем все эти мандалы с Российскими цветами они просто размели в миг, так-же у меня с собой для примера были серёжки и их тоже девчёнки забрали, а одной не хватили так она аж расплакалась. И тут я почувствовала некую досаду, что вроде как привезли для детей "благое дело", научить мандалы плести, а вышло что ещё и на слёзы спровоцировали...
Но самое интересное что все мандалы унесли, а одну вернули, - один мальчик принёс мне именно "анахату" мандалу со словами "пусть хоть одна останется у вас, они же ваши". Но поскольку ведущей Катерине подарка так и не досталось, я решила что эту мандалу подарю ей. И когда она её увидела, она так обрадовалась, говорит что именно эта мандала из всех ей понравилась больше всего.
Дети энергетически почувствовали все мандалы. Которая предназначалась им, они унесли её первой, все "российские" мандалы они разгребли потому что энергетически они ощущали что они в подарок, плюс возможно именно этим детям в подарок они важнее потому что цвета российского флага символизируют свободу, которой так не хватает им. Ну и Катюшин подарок "анахата" они не тронули потому что энергетически она когда увидела её сразу полюбила, вложив в неё эту энергию. Потому дети "чужое" вернули.
После окончания мастер-класс дети давали интервью и мы слышали как они рассказывали что в начале было трудно, не получалось, но что постепенно с каждым шагом было всё легче и легче...
Дата: Воскресенье, 2014-03-30, 1:44 AM | Сообщение # 18
Мастер-Капитан
Группа: Модераторы
Сообщений: 102
Статус: Offline
Тибет. Мандалы и тханки.
Мандала - графическое изображение дворца того или иного просветленного божества, тантрического учения, передающая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Ее можно "читать", изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации. Зачастую мандалы создают в двумерной форме (некая развертка трехмерного изображения) из мелко толченого мрамора, окрашенного в традиционные цвета, однако встречаются и трехмерные изображения. Это зависит от традиций монастыря, в котором проводятся такие ритуалы. Как бы то ни было, созерцающий мандалу в процессе медитации должен представлять ее в трехмерном виде, в виде Дворца Просветленного Божества.
В первых числах мая 2002 года в Петербург приезжали монахи тибетского тантрического монастыря Гьюдмед. Это был промежуточный этап их путешествия с целью провести ритуал построения песочной мандалы. Автору посчастливилось присутствовать при этом действии, которое проходило в Санкт-Петербургском буддийском храме Калачакры. По правде сказать, он первый раз был в буддийском Храме, но его сразу привлекла атмосфера дружелюбия и спокойствия.
Ритуал построения песочной мандалы
Ритуал построения Большой Песочной Мандалы Зеленой Тары (просветленного божества) длился 10 дней. При этом монахи демонстрировали поразительную сосредоточенность и усердие! Монахи общались с присутствующими (на беглом английском), проводили попутно различные церемонии очищения пространства с использованием обертонного пения и тибетских музыкальных инструментов. Не буду расписывать, как это было завораживающе - это надо было видеть!! Здесь есть несколько снимков, сделанных непосредственно в процессе построения мандалы в храме Калачакры! Ниже приведены ссылки на изображения других мандал будд и просветленных существ.
Разметка мандалы
К сожалению я неприсутствовал при разметке мандалы Зеленой Тары, поэтому приведу некоторые выдержки из брошюры "Тибетские песочные мандалы. Тантрический монастырь Гьюдмед". Итак, на этом этапе монахи благословляют инструменты и цветной песок, который будет использован при построении мандалы, а затем приступают к разметке платформы (мандала строится на специальной платформе примерно 200Х200Х20 см). Центральные и диагональные линии традиционно наносятся с помощью белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На платфлрме остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи будут создавать "вслепую" без предварительной прорисовки.
Инструменты
Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу (конус).
Нанесение песка
Первое, что я увидел войдя в главное помещение Храма - это четыре монаха, сидящие на невысокой платформе (см. выше) и сосредоточенно наносящие цветной песок, создавая причудливые узоры. Народу было немного, поэтому можно было свободно подойти и внимательно понаблюдать. Каждый монах сидел на месте, соответствующем определенной стороне света и, как потом выяснилось, отвечал за определенную часть мандалы. Нанесение песка начиналось от центра к переферии, причем, если один монах успевал сделать какой-либо фрагмент раньше других, он либо терпеливо ждал остальных, либо помогал им: сооружение мандалы должно вестись равномерно.
Стоит отметить, что использовался песок разного помола: крупный и мелкий. Крупный был предназначен для заполнения сравнительно больших пространств, а мелкий - для выписывания мелких узоров.
Завершая работу над мандалой, монахи посвящают заслуги, то есть тот положительный потенциал, который был накоплен ими в течение дня, всем живым существам.
Разрушение мандалы
Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длитсясам ритуал. Ее нельзя оставлять в музее, как экспонат, ведь ее главное назначение - служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена.
Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве всего сущего. Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители. Когда будды покинули мандалу, мастер ритуала надрезает ее с помощью ваджры, ритуального предмета, символизирующего нерушимую природу ума. Он вскрывает ее с восточного входа, предварительно взяв щепотку синего песка и поместив его в небольшую чашу. Он проделывает эту процедуру со всеми остальными входами, двигаясь по часовой стрелке, а затем надрезает мандалу по диагональным линиям. После этого монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в большую чашу.
Теперь мандала перестала быть дворцом просветленных существ, однако песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной очистительной силой. По традиции, монахи в красивой процессии с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану, чтобы приподнести благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру. В завершение всей церемонии гостям, пришедшим приобщиться к чистому, раздают оставшийся песок, из которого непосредственно была сделана мандала. И, как говориться, и я там был и получил заветную горсточку песка...
источник Дарите радость, и вы увидите что радость радует:)
Дата: Воскресенье, 2014-03-30, 1:46 AM | Сообщение # 19
Мастер-Капитан
Группа: Модераторы
Сообщений: 102
Статус: Offline
Тханки
Живопись
Поскольку традиции театра или китайских теней не существует, то важным способом наглядно изобразить богов и святых и сделать доходчивее религиозные представления является живопись. Изображения богов вешают не только в храмах, но и дома - как талисманы, приносящие счастье. Картины служат темой для медитации и часто – пособием преподавателю и наставнику. Они представляют сцены из жизни того или иного бога, историю постройки дворца или храма или же историю монашеского ордена. Эти неварские произведения живописи называются “паубха” - их сохранилось совсем немного, и они хранятся в монастырских библиотеках и выставляются напоказ лишь по особо важным поводам.
- Тханка – на заранее подготовленном холсте красками из цветов или кореньев, из порошка цветных и полудрагоценных камней пишется картина с характерной шелково-матовой поверхностью. Краска для тонких линий рисунка или украшений божества делается из золотого порошка. Сувенирные тханки пишутся в основном темперой, которую легко опознать по блестящей поверхности, а золото заменяется желтой краской.
Реликвия созданная мастером, по-тибетски называется: " ТХАНКА ", это также небольшое по объему"создание мастера", изображение Будды. Тханки больше чем ладонь, пишутся на холсте обшиваются тканью и хранятся в свитке.
Трудно судить о времени создания первой танки. В Кангьюре - собрании буддийских поучений, рассказывается такая история. Когда во Вселенной отрезок жизни человека только отклонился от своей изначальной продолжительности - тысячи лет, в Индии правил король по имени Жиктул. Одажды, в его окружении умер мальчик-брамин, к которому Жактул был очень привязан. Тогда король направился к Яме - господину мертвых с просьбой возвратить ребенка. "Это не мое деяние,- ответил господин смерти - а исчерпание его собственной кармы!" Но король снова и снова просил, приводя разные убедительные доводы. Яма и Жиктул долго ссорились и спорили, пока не появился Брахма, который сказал королю: "Когда чья-либо карма исчерпана, Господину Смерти не может быть предъявлено никаких обвинений. Тем не менее, нарисуй мне подобие этого юноши!" Король нарисовал точный портрет умершего мальчика. Брахма благословил изображение и дал ему причину прихода к жизни. Воскрешенного мальчика Брахма отослал домой к родителям, а Король и Господин Смерти онемели от удивления. После чего король увлекся живописью и, совершенствуя свое мастерство, король посетил сферу богов. Получив там наставления, он разработал правильные пропорции и написал тексты о пользе их соблюдения. Из этого развилась наука ремесел и искусств. Таким образом традиция создания тханок, как передача мистического опыта, уже существовала до прихода в мир Будды Шакьямуни.
Одна из первых буддийских танок - это портрет Будды. Так как Будда излучал ослепительное сияние совершенства, художник попросил его позировать на берегу реки. Глядя на прекрасное отражение в воде он создавал портрет первого просветленного. Художник пытался передать духовные совершенства Будды, пользуясь приемами передачи мыслей, идей, посредством символики, хорошо разработанной в Индии тогда. Поэтому Будда на танках наделен многими необычными для человека качествами. Удлиненные уши Будды, например, говорят о его царственном положении среди всех существ во вселенной.
Полтора тысячелетия традиция создания танок развивалась и совершенствовалась параллельно с тем, как распространялось учение Будды. Пережив эпоху своего расцвета в Индии, тханка вместе с учением Будды перешла в Тибетскую культуру, где это искусство достигло своих утонченных вершин.
Развитие живописи в Тибете приняло две формы - Гадри и Менри. Направление Гадри происходит от китайской школы, Менри - от непальской. Сангсен Гампо, религиозный король "Страны Снегов" в начале VII века н.э. был новатором во многих областях. Он взял себе в супруги китайскую принцессу Конгйо, и это во многом способствовало развитию буддизма в Тибете. Принцесса прибыв в Тибет, привезла с собой первую статую Будды Шакьямуни, святые тексты и изображения. Вместе с принцессой из Китая в Тибет прибыли умелые китайские художники. И это было засвидетельствовано выдолбленным на камне текстом молитвы Праджня-Парамита Сутры в 100000 строф. Тогда же была создана гигантская статуя бодхисатвы Майтреи. Ее высота - 80 метров.
Другой женой Сангсен Гампо была непальская принцесса Цаи Падмо. В древних текстах упоминается о том, что Цаи Падмо была одной из самых образованных девушек своего времени. Она играла на многих музыкальных инструментах и любила живопись. С ней в Тибет пришла живописная традиция Менри. Если сравнивать оба стиля,то можно сказать, что для Менри характерны яркие насыщенные цвета, подчеркнутая определенность форм. В танках Гадри много пространства, они наполненны воздухом. Танки в стиле Гадри отличает "живая", трепетная линия, создающая впечатление объекта слегка выступающего из пространства, и уходящего обратно в сияющую пустоту.
Создается танка тщательно и неспешно. Грунтованный раствором костного клея и мела холст шлифуется, желательно драгоценным камнем, до тех пор, пока поверхность не станет гладкой, как кожа младенца. Чистая и ровная поверхности холста отражает чистоту мотивации и ровное, спокойное состояние ума, того, кто работает с изображением Будды. При создании танки очень важна последовательность. Вначале короткими мазками прописывается ландшафт. Когда создан светящийся мир чистой страны, в нем появляется Будда. Традиционно он в центре композиции тханки. То как, изображен Будда - в женском или мужском облике, гневный или умиротворяющий, зависит от сюжета и функции танки - обучающей, вдохновляющей или защищающей. Часто Будда изображается как учитель, иногда его даже наделяют портретным сходством с тем или иным историческим лицом, желая тем самым выразить почтение определенному человеку. Процесс создания танок трудоемок и предполагает в художнике моральную чистоту и духовную силу. Древние мастера считали, что чем больше труда вложено в работу и чем больше затрачено времени и средств (используются золото, драгоценные камни, реликвии), тем ощутимее влияние танки, ee сила. Разумеется, такой труд всегда высоко ценился.
"Настоящая" тханка, должна быть написанна в соответствии с канонами и художниками, которые прошли специальную подготовку, имеют необходимые посвящения. Работа благословляет Лама. Таким образом получаются изображения которые можно использовать для медитации и устанавливать на алтаре.
Сейчас, в современном мире, в связи с оккупацией Тибета Китаем, развивать и поддерживать иконографические традиции в Тибете, стало невозможным. С 1954 года, в Тибете уничтожаются монастыри и гибнут уникальные произведения искусства. Похоже на то, что остановить процесс разрушения - невозможно, но у нас есть шанс сохранить эти драгоценные знания, приняв их в свою европейскую культуру. Сейчас Тибетская религиозная община все больше перемещаться в более свободный западный мир, и около-тибетские районы Индии. В Сиккиме, в настоящее время живет мастер, единственный в мире, держатель живой линии передачи учения создания тханок, в стиле Гадри, Дэнсонг Норбу. За последние годы, обучая уже западных людей, Норбу удалось собрать вокруг себя учеников, которые всерьез заинтересованы в сохранении и развитии этой, неисчерпаемо богатой традиции. В 2002 году была законченна роспись ступы в Элисте, созданная мастером Денсонг Нобу. В создании росписи участвовали и русские ученики Норбу.
Вовлеченность в процесс создания Тханок предполагает высокий уровень художественного мастерства, которое приходит постепенно, с годами практики рисования и медитации. Как и рисование Тханок, так и другая деятельность, связанная с этим искусством (организация ретритов, спонсорская деятельность, покупка, продажа и т. д.) - является практикой Дхармы. Поэтому, все, что изображается на Тханках имеет символический смысл, связанный непосредственно с определенными аспектами учения Будды.
Все предметы имеют то или иное количество составляющих (8 спиц в колесе Дхармы и др.) Объекты имеют определенный цвет и украшения - все это связанно с тем, что Тханка - объект медитации. Здесь также используются образы, которые производят определенное впечатление или вызывают соответствующую эмоцию, или показывают какие-либо качества того или иного Будда-аспекта: поэтому без определенных знаний мы не можем вполне понять, что мы видим на Тханке и почему это изображенно так.
Что касается истории уже сложившейся традиции изображений - дворцы, деревья Бодхи, различные виды цветов и подношений; дизайн символов счастья, орнаментов, драгоценностей: все это является спецификой индийского стиля.
Что касается истории уже сложившейся традиции изображений - дворцы, деревья Бодхи, различные виды цветов и подношений; дизайн символов счастья, орнаментов, драгоценностей: все это является спецификой индийского стиля.
источник Дарите радость, и вы увидите что радость радует:)
Дата: Воскресенье, 2014-03-30, 1:46 AM | Сообщение # 20
Мастер-Капитан
Группа: Модераторы
Сообщений: 102
Статус: Offline
"Восемь Благоприятных Символов" встречаются практически на всех тханках:
зонтик от солнца; две золотых рыбы; лента, не имеющая концов; знамя победы; колесо Дхармы; ваза великих сокровищ; лотос.
Очень популярны также "подношения", которые символизируют открытие учению всех аспектов повседневной жизни практикующего. Подношения устанавливаются на алтаре, а на Тханках они изображаются внизу, под центральной фигурой. Это:
вода очищающая; вода утоляющая жажду; еда - подношение вкуса; благовония - подношение обаняния; цветок лотоса - подношение прекрасного (зрение); музыкальный инструмент или раковина - подношение слуха; шафран - подношение обладаний в материальном мире; серьги короля и королевы - подношение практики, т.к. - это атрибуты Архатов.
Многие символы связанны с событиями жизни Будды Шакьямуни. Вот несколько примеров.
Зеркало. Этот подарок был преподнесен Будде богиней, перед тем как он повернул колесо Учения в первый раз.
Чаша с пахтой (взбитое молоко). Эта чаша была преподнесена Будде дочерью крестьянина по имени Сударша. По другим источникам её звали Суджата. Считается, что боги велели ей накормить Будду, который в этот период находился в глубокой аскезе и ничего не ел. Она преподнесла ему рис и пахту в золотом сосуде. Будда сказал, что ему не нужен сосуд, но девушка попросила его принять сосуд вместе с едой. После того как Будда поел, он преисполнился сил и направился к месту достижения просветления. Золотой сосуд он опустил в воду и боги забрали его.
Трава "Дурва" (тибетск.) или "Куша" (санскр.). Эту траву для устройства сидения под деревом Бодхи, Будде подарил человек по имени Мангалам. В тексте Соднама Цземо «Дверь, ведущая в Учение» расказывается: Будда, который до достижения просветления думал о том, на чем он должен сидеть для того, чтобы наступило просветление. Он узнал, что все предыдущие будды сидели на травяном сидении. Справа от дороги продавец трав собирал накошенную траву счастья шанака, и Будда сказал ему: "Сегодня эта трава может принести мне великую пользу: одолев Мару вместе с его полчищами, я достигну высшего просветления и покоя". И тот поднес ему сноп травы, а также сине-зеленую траву куша, похожую на шею павлина. На месте достижения просветления, аккуратно разложив траву верхушками внутрь, корнями наружу, Бодхисаттва обошел семь раз вокруг дерева Бодхи и сел, скрестив ноги.
Фрукт "Билва" (тибетск.)или "Шрипхала" (санскр.). «Лучший плод». Нам это растение известно, как "эгле мармеладная", у него шаровидные плоды 5-10 см. с сладкой ароматной клейкой оранжевой мякотью.Его подарил Будде бог Брахма.
Белая раковина, закрученная направо. Она является символом победы и проповеди Дхармы. Раковина была подарена Будде богом Индрой. Она является его атрибутом.
Синдура (санскр.) - "красная". Минеральная краска, которая очень ценилась в Индии и применялась в ритуальных целях. Эту краску подарил брахман по имени Король-Звезда, как нечто превосходящее знания.
Белая горчица. Это - вещество защищающее от демонов. Горчицу подарил Будде защитник Ваджрапани.
Кроме того эти предметы объясняют аспекты учения. Например, плод "Фрукт билва", - "лучший плод" : лучшее достижение и т.д.
Свет и цвет
В живописи Тханка нет центрального, объединяющего всю композицию освещения. Каждый объект - прозрачная лучезарная форма, как бы светящаяся изнутри. По-этому, вначале все объекты тонируются, без признаков света и тени, потом наносится "тень": от контура к ценру, все менее насыщенным раствором пигмента. При этом контур может быть совешенно независимого цвета. Это может быть и дополнительный цвет и просто более насыщенный цвет от того, которым делалась заливка.
Контур тоже может быть самого неожиданого оттенка, но есть предпочтения. Холодные цвета заливки чаще оттеняют индиго. Теплые - кармином. Этим же цветом создается и контур. Иногда цвет контура и оттенения принципиально разные цвета. Иногда в цвет заливки, добавляется, например, индиго.
Цвета в традиции тибетского будизма говорят о принадлежности объекта к одному из будда-семейств. Их пять:
Белый связан с семейством Ваджра.
Белый цвет не поглащает световую волну, полностью отражает все попытки проникновения. Однако он обладает и природой светоносности, блеска и отражения. Белому цвету соответствует эмоция гнева. В тантристской традиции гнев трансмутируется в "зеркалопадобную" мудрость. Семейство Ваджра связанно с элементом воды. Гнев, переживаемый как агресия, желание защитится, - это вздыбленный опасный поток. Но воде, в ее спокойном, естественом состоянии присуща прозрачность ясность, отражение "того что есть". Это мудрость, падобная зеркалу. Белый цвет тела Будды, Бодхисатвы, Йдама или Защитника говорит о его принадлежности к семейству Ваджра и одновременно характере его активности. Одежды Бодхисатв пяти цветов, и былый цвет в этом аспекте - проявление Ваджра. Направление Ваджра - восток, время суток - утро, время года - зима. Ваджра также связанна с кристалической текстурой.
Желтый семейство Ратнасамбхава.
Это луч солнца и блеск золота - богатство и процветание. Цвет спокойствия и уверенности. Ратна связана с элементом земли, и соответственно, с ее основными качествами: устойчивостью, плотностью, плодородием и богатством. Эмоция, связанная с семейством Ратнасамбхава - гордость, которая посредством тантрических практик переживается, как мудрость равностного отношения ко всем существам. Характерное время года - золотая осень, а время суток - середина дня.
Зеленый связан с Буддой Амогасидхи.
Здесь трансформируется зависть и ревность в мудрость "всесовершающего" действия. Это движение, активность и открытость. Время года - лето: все зеленеет, цветет, набирает сил. Будда Амогасидхи работает с энергией ветра. Время суток его найбольшей активности - конец дня, когда солнце уже зашло.
Красный страсти и привлекательности.
Будда-семейство Падмасамбхава. Это стремление к объединению и желание обладать. Страть трансмутируется в мудрость различающего самосознания. Это понимание того факта, что объекты и явления по своим качествам и активности различаются. Страсть - это так же выбор, предпочтение одного, перед всеми остальными. Доминирующий элемент - огонь. Семейство Падмасамбхава связанно с ранней весной и закатом солнца.
Синий связан с пространством.
Это простор неба и океан существования, которому нет конца. Будда-семейство Акшобья. Акшобья работает с энергией глупости и безразличия, которая преображается в мудрость непостижимости, в которой нет конца или "дна" - "всепроникающую". Время суток - ночь, что касается времени года, то возможно это - глубокая осень или зима, т.е. приостановление любой активности, "сон". Элемент - кислород.
Эти качества, свойства цвета всегда учитываются в тибетской иконографии. Тела Будд и пятицветные одежды Бодхисатв, всегда определенно того или иного цвета из пяти основных. Что касается второстепенных элементов, то здесь художник может положится на свой вкус. Черный и фиолетовый цвета в Тханка почти применяются.
Создание Тханки
Готовая тханка, красивая и выразительная, никогда не способна рассказать полную историю сложного процесса, через который проходят художники для создания столь изумительного изображения. Мы составили перечень Двенадцати шагов, задействованных в производстве традиционной тибетской священной живописи, чтобы помочь Вам понять как создавалась Ваша тханка. Хотя некоторые элементы рисунка тханки со временем изменились после того, как художники стали рисовать в изгнании из страны, многое в традиционном тибетском стиле и технике было тщательно сохранено. Надеемся, что описание, приведенное ниже, заинтересует и просветит Вас в этом священном старинном искусстве.
1.Натяжение холста
Традиционный способ натяжения холста состоит в том, чтобы вшить холст в гибкую раму и обрабатывать его грунтовкой до тех пор пока она не превратится в поверхность, на которой можно рисовать. Потом поверхность посыпают песком и выравнивают, тем самым подготавливая ее к последующему нанесению наброска рисунка.
2.Создание план-схемы рисунка
Художники тханки планируют схему для последующего нанесения рисунка тханки, определяя количество, расположение и размер объектов, которые будут рисовать.
3. Нанесение чернового наброска божества и ландшафта
Выбранные изображения рисуются на определенных схемой местах, добавляются детали ландшафта.
Данный этап заключен в раскраске тханки, что дает возможность для ее последующей заштриховки.
6. Заштриховка Тханки
Теперь художник наносит сухие и влажные штрихи на тханку, передавая ей ощущение глубины.
7. Применение Золота
После того, как все орнаменты и божества изображены, определенные части рисунка часто покрывают золотом, подчеркивая нужные элементы
8. Обрисовка
Глубоким красным и цветом индиго художник обводит все детали Тханки, для придания особой четкости.
9. Открыть Глаза Божества
Считается, что именно в этот момент божество появляется в рисунке. Изображение глаз божества - наиболее священный этап изготовления Тханки, который происходит на рассвете удачного дня.
10. Изображение тибетских слогов на обратной стороне Тханки
Тремя слогами ОМ, АХ и ХУМ помечают соответственно чакры Короны, Горла и Сердца.
11. Окантовка парчой
Завершенный рисунок подшивается к раме из парчи, представляющей из себя специальную шелковую ткань ушитую позолотами. В целях защиты самого изображения, поверх последнего подшивается специальная шелковая ткань. С этого момента работа может считаться завершенной.
12. ОСВЯЩЕНИЕ
В заключительном этапе существует коренное отличие между практиками Тибетских буддистов от обыкновенного "идолопоклонничества". Художник берет готовую Тханку к духовному мастеру и просит благословить его тханку.
Мастер, одаренный светлым разумом прозрения способен "оживить" рисунок на тханке, влияя на него энергией и взывая божество открыть глаза и взирать на все сущее. Правильно освещенная Тханка представляет собой сосуд мудрости. Она готова к тому, чтобы ее повесили и преклонялись ей как истинному живому воплощению пробужденного существа.
Важно отметить, что заключительный этап необходим лишь в том случае, если художник сам не считается духовным мастером. Веками, множество просветленных Буддистких мастеров намеренно перерождались в художников тханки, и тогда сам разум художника освящает рисуемую им картину. В таких случаях нет необходимости искать мастера для дополнительного освящения.
Источник Дарите радость, и вы увидите что радость радует:)