Вторник, 2024-11-26, 9:48 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Баснословная шкатулка
sigachevalДата: Четверг, 2011-01-06, 7:39 AM | Сообщение # 1
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 621
Статус: Offline
БАСНОСЛОВНАЯ ШКАТУЛКА

Предлагаю сделать сборник избранных басен ковчеговцев.



ЗЕРКАЛО

http://www.antikwariat.ru/artpictures/displayimage.php?pos=-1063

Хозяин гостю истину сказал,
Как в зеркале его пороки показал,
Но гость за критику не в шутку рассердился
И на прощанье пригрозился,
Что за такой недружеский подвох
Обидчика не пустит на порог...
- Коль в зеркало смотреться неохота, -
Ответил друг, - смотрись в своё болото!..

ГОЛОВА И НОГИ
http://g1.globo.com/Noticia....NO.html

Когда конечности с мозгами не в ладу,
Живи и помни: жди беду.
Раз, ноги поругались с головой,
И так решили втайне меж собой,
Что надо с плеч тирана сбыть,
Споткнуться и о камни расшибить...
Уж, как решили, так и порешили –
О камни свою голову разбили.
А вместе с ней, когда они споткнулись,
Так сами же с тех пор – не шелохнулись...
Смысл этой басни всякий распознает,
Но только тсс!.. молчок!..
Глупец лишь всё болтает...

ДИЕТА РЕДАКТОРА

http://www.scooterdigest.ru/pub.asp?id=4001&tid=3

Мышь грызла в жизни много умных книг,
Но мудрости не почерпнула в них;
Лишь обгрызёт листок - с углов, с конца, с начала, -
И уж сыта по горлышко бывала...
Редактор тоже, тем уж сыт, бывает,
Что рукопись, как мышка обгрызает.
Сказать мораль, - язык не повернётся, -
А что, как он возьмёт да поперхнётся?
Помилуй Бог, спаси и сохрани,
Пусть обгрызает «задники» одни…

СУД
http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=104598&st=10

Случился суд в лесу:
Судили вора, - крал он колбасу,
Курятину, гусятину и мясо -
Из общего звериного запаса...
- Бывало, крал я... Да!..
Судите, господа, - ответил волк,
Когда его спросили, -
Другие звери тоже выносили
Из общего запаса каждый день,
Почти что все кому не лень...
- Молчать! – воскликнул лев, -
Учитесь за себя лишь отвечать!..
Тебя, за выходку такую,
И всю семью твою большую,
Всех вас, кому в лесу не мило, -
Я прикажу пустить на мыло...
- Помилуй, лев, суров твой приговор...
Другие ж носят, и носили до сих пор...
- Молчи!.. Им по закону выданы ключи...
- Нельзя ль ключи и нам заполучить?
- Нельзя, - ответил лев, смягчив свой гнев...
Кто ж станет пополнять запас? –
Когда б ключи имел любой из вас?!
Мораль: Имей свои ключи,
А о чужих, - друг, - промолчи...

ДЕМЬЯН И ЗЕРКАЛО

http://www.bankreceptov.ru/photo/photo-0029.shtml

Демьян всмотрелся в зеркало чуть свет:
И, вроде - это я; и, вроде – нет...
Пойду украдкой проберусь во двор:
Залает пёс, так, значит, я здесь – вор!
А не залает, значит это я -
Большая, неразумная свинья...
Пошел Демьян во двор,
Залаял громко пёс...
Демьян себя за грудь:
Постой! Куда, прохвост!..

Хотелось, чтоб в России без изъяна
Чиновник чаще зрил в себе Демьяна.

О ПТИЦАХ И ДРУЗЬЯХ
http://all-krage.narod.ru/Gallery/Raznhudojnik/gallery000.html

В саду черешни ранние поспели,
На солнце соблазнительно алели…
Друзей пернатых стаи налетели,
Черешни сочные клевали, песни пели:
Чирикают и дружно все клюют,
В ветвях зелёных весело поют!
Когда ж все ягоды на деревце склевали, -
Как сговорились, - дружно все пропали…
Иван Петрович знатен был, во славе,
И гости у него почтенные бывали…
Теперь, как денег у него не стало,
Всё уважение к нему пропало.
Теперь он стал, как перст – совсем один,
Хоть кто б случайно в гости угодил…

Коль деньги есть, всем друг Иван Петрович!..
А денег нет, - так и пошёл ты прочь!..

О ЗНАТНЫХ ГУСЯХ РУСИ
http://moya-moskva.moskva.com/blog-moja-moskva/24851010.html

Есть басня знатная о том,
Как гуси собственным крылом
Достойно, славно Рим спасали:
В чести, во славе гуси слыли!
Да, было дело! Гуси были,
И будут славить их за то,
Что подвиг гуси совершили!..
Но к слову хочется сказать здесь и о том,
Как НАШИ гуси всем гуртом, -
Своих гусей заглавных расхвалили,
Что-де героями они и есть, и были,
И будут ещё долго героизм –
Выказывать - от верху и донизу.
Не ради красного словца,
Покажут героизм до самого конца.
И спору вовсе нет, героями у нас,
Слывут такие важные герои,
Что просто оторопь берёт,
От важных дел, - НАНА–водоворот!
Беда, что старость тем живёт,
Что Бог на свалках им пошлёт…
И что же НАШИ важные-то гуси?
Они глядят, как улететь бы с Руси,
Чтоб вовремя, всё было б шито-крыто, -
И кошелёк набит и брюшко сыто.

Хотелось бы ещё сказать, да - чур! Не ровен час, –
Дразнить гусей, помилуй Бог у нас…

МОРЯК И ТИГР
http://doseng.org/raznoe/41134-bolshie-kisy.html

Говорят, - и это верно:
Сами кличем мы беду;
Страхом так моряк безмерным –
Предавал себя суду...
Еле жив - попал на остров:
Ни души на нём живой...
- Под кустом легко и просто -
Поплатиться головой;
Долго в страхе думал так,
Тот отчаянный моряк...
- Тигры могут тут водиться, -
Вновь подумал он. Явиться -
Не замедлил царь зверей;
И волнения сильней -
У героя возбудились...
Думал он: "Скажи на милость,
Лишь подумал, тут и он -
Этот страшный фараон...
И не мудрено теперь.
Что меня проглотит зверь...
Он, как пить дать - растерзает,
Все мне кости обглодает..."
Тигр того и ожидал,
Чтобы труса трус сыграл;

И под самым тем кустом
Тигр обрёл и стол, и дом...

ЦАРИЦА МАРТЫШКА
http://karnavalmasok.ru/forum/index.php?topic=6.0

Купцу раз довелось быть в сказочной стране,
Забавный случай рассказал он мне.
Весьма доволен сказом этим я,
Позвольте предложить послушать вам, друзья.
Один индийский царь (там царств было немало),
Шутя, порой корону надевал он
Своим шутам и клоунам придворным.
И шутками, бывали все довольны.
Шуты все игры - в шутку принимали,
И, посмешив царя, корону отдавали:
При этом шутками царя вознаграждали,
И от царя награду получали…
Случилось как-то - царь надел корону
Мартышке взбалмошной и усадил на трон,
Она всё стала делать так, как он, -
Царю исправно подражала,
И беспрерывно что-то лепетала,
Всяк, видевший, был этим умилён,
А кто-то, может быть, в мартышку был влюблён,
Смешно всем было, весело так стало…
И возомнила глупая мартышка
Себя царицей, что она умна,
Что всех достоинств царственных полна,
И тут оказия с мартышкой нашей вышла:
Пришла пора корону отдавать,
Но не желает. Стала воевать:
Мартышка глубоко была оскорблена,
Десницу целовать тянула всем она,
Кричит пронзительно, не закрывая рта!..
Пришлось проказницу оставить без хвоста,
И уж тем более, - без царственной короны,
Но царству нанесла немалые уроны…

Потешиться с мартышкой – шутки плохи,
Пусть лучше тешат двор - шуты и скоморохи…

ВОЛК СОБАКЕ - НЕ ТОВАРИЩ
(из басен Эзопа)
http://www.zveriki.com/message/game_journal/19034?pager=10

- Что за собака у тебя в продаже? -
Спросил пастух у продавца, -
От волков мне спасенья нет... И даже, -
Средь бела дня - уносится овца.
- Купи собаку... Будешь, брат, доволен,
Не пожалеешь, - это царский дог!
Поверь мне: до того зверюга лют... Тем более,
Он так хитёр и смел, - помилуй Бог!..
Купил пастух собаку и довольный,
Устроил будку для него, загон...
И вскоре, волк унёс овцу, и с лаем –
За ним припустился дог - вдогон.
Ни с чем вернулся дог не скоро, -
Два дня наш страж - есть ничего не мог...
Едва дышал он в будке, при загоне,
И долго отсыпался бедный дог...
Через неделю снова волк матёрый,
Унес овцу, умчался со всех ног...
И пёс за ним погнался в лес. Не скоро -
Вернулся дог и есть два дня не мог...
Закралось пастуху теперь сомненье, -
И по ночам он спать уже не мог...
Решил узнать о странном поведенье
Он стража своего. Куда уходит дог?
Опять овцу волк выкрал из загона...
Дог во весь дух пустился вслед, как мог...
Вот на полянке волк вполне достойно,
Овечку разделил. Доволен дог...
Наевшись досыта, разнежились они, -
Легли на пару под сосной, в тени...
Хозяин выследил. И видел всю картину,
Решил примерно наказать он псину.
Когда вернулся дог домой, то, сняв ошейник,
Хозяин в лес отвёл его - с петлёй на шее;
А там, к берёзе привязав, в лесу оставил,
И первым грыз его, - товарищ волк из стаи...

Мораль в народе прижилась не вдруг:
Не станет серый волк - собаке друг.

ИДЁТ КИНО
http://simonaletova.blogspot.com/2009_12_01_archive.html

Кино крутили нам, я помню, точно, -
Мы строили тогда коммуну срочно.
В кино твердили о любви к Отчизне, -
Что скоро станем жить при коммунизме...
Тогда спросил я одного партийца,
Чему, товарищ, у тебя учиться?
С трибуны ты о трезвости радеешь,
Но за бутылку, - жизнь ты не жалеешь...
Партиец отвечал дословно так:
"Ты поступай, как говорю, - чудак!..
Но, что я делаю, товарищ, ты не делай...
Я пил и пью, - тебе какое дело?
Твои слова для нас, как с яблонь дым...
Вот вступишь в партию, тогда поговорим..."

Моралью басни служит, лишь одно, -
Но тсс!.. Молчок! Ещё идёт кино...

КОМЕДИЯ

http://dnevniki.ngs.ru/users/eveil/2753.html

Какой безвкусицы - избыток!
Каких нелепиц - балаган!..
Народ не видит белых ниток,
Не чувствует, что всё - обман...

Что за мораль, что за картина
Пестрят на балагане том:
Шут носит титул - гражданина,
А гражданин клеймён - шутом...

Будь в цирке больше мест пустых,
Так лбы, отлитые из меди,
Не вытворяли бы таких
Непозволительных комедий...

Мораль нам высказать пора:
Народу - шут-чиновник - враг.

КОСТЮМ ПРАВЕДНИКА

http://www.bibliotekar.ru/kBogdanov/10.files/image001.jpg

Друзья мои, я вам хочу поведать
Историю, что поучает жить...
Так было дело: что сосед к соседу
Пришёл просить, - костюмчик одолжить,
Чтоб чинно свою свадебку свершить, -
И бедный - под венцом, нарядным хочет быть...

- Бери, сосед, на весь медовый месяц,
Пируй на славу свадебку свою!..
Но к сроку - принеси, мы вновь его повесим -
На место прежнее, где я его храню...
Во всяком деле я люблю порядок,
И бережно храню и обувь, и наряды...

Сыграли свадебку, весёлый был сосед,
Он целый месяц щеголял в наряде...
Но благодетель-то его сосед - покинул свет...
Костюм остался у него - за Бога ради!
Превратен этот мир, но это б ничего,
Но человек - превратнее его...

И вот однажды... Это ли ни чудо? -
Костюм исчез в тот день, как вышел срок -
Его вернуть... Жених, аж занемог...
Нет худа - без добра, и нет добра - без худа...
Никто не мог понять, как сам собой, -
Костюм вернулся истинно - домой...

Примета верная: хозяин был в раю, -
Вещь знает Истинную Родину свою.


Александр С.

Сообщение отредактировал sigacheval - Пятница, 2011-01-14, 9:03 AM
 
sigachevalДата: Четверг, 2011-01-06, 7:39 AM | Сообщение # 2
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 621
Статус: Offline
БАСНИ В ПРОЗЕ

ЗЕРКАЛО ДЬЯВОЛА

Старый фараон заказал «мастеру от Бога» зеркало: «Хочу на себя взглянуть со стороны...» Когда фараон увидел своё старческое отражение в зеркале, он прогнал мастера-умельца: «Сплоховал ты, мастер, врёт твоё зеркало. Фараоны не стареют!»
Отыскался для фараона «зеркальных дел мастер от дьявола», в котором человек видел то, что хотелось ему видеть. С тех пор фараоны глядятся только в зеркало дьявола.

КОРОННЫЙ НОМЕР

Умер лев в лесу. Из центра прислали царём осла, на плечах которого была накинута мантия из львиной шкуры, а уши спрятаны в короне. Мораль: И снова на Руси сюрприз – опять у нас царём - Борис.

МУДРАЯ РЫБА

Поссорилась свинья с рыбой. – Крючок тебе в жабры, - хрюкнула свинья. – Все там будем, - подумала рыба, но скандалить не стала, только хвостиком махнула.
Мораль: О смерти, друг, не забывай, но никому - не пожелай.

ВОДИЦА

Стала на Руси солона водица. Заморские гости тут, как тут: «Мы вам построим такие фабрички, что водица ваша не только серебром, золотом станет. Дали добро, и готова водица. Царь первым хлебнул, а проглотить не может - солона. Захлопал он в ладоши, шмыгнул в свои палаты - и молчок!.. Так и министры поступили. Лишь один «недоумок» засомневался, дескать: водица-то солона... Но зашикали на него и засмеяли... Так вот с той поры и пьём горькую заморскую водицу – будь она трижды неладна!..
Мораль к нам просится опять: хлебать нам и не расхлебать...

КУСОК В ГОРЛЕ

Как родители не стараются угодить своим деточкам, волоча их всю свою жизнь на своём горбу, но деткам всё кажется, что родители проглатывают самый вкусный кусок и случается, чтобы убедиться в этом, деточки хватают их за горло.
Сказано же где-то: «Тех, кто тащит нахлебников на своём горбу, первым делом их и хватают за горло, поскольку оно ближе всех...»

ГОЛУБЬ

Один голубь оставил своё Отечество, улетел искать по свету место, где нет ястребов. Долго он летел и, выбившись из сил, присел отдохнуть в тени ветвей. Он вздохнул с облегчением, когда же обратил свой взор к небесам, увидел, что и тут ястребы летают...
Мораль: Хочешь голубем прослыть, надо ястребов терпеть.

МЫШИНЫЕ ЗАБОТЫ

Порешили мыши разделаться с мышеловкой: «Хватит, сколько можно попадаться нам на вкусные кусочки сала и сыра в хозяйскую мышеловку?..»
Позвали на помощь крыс и общими усилиями, торжественно выбросили её на свалку. Недолго им пришлось веселиться, вскоре в амбаре появилась свирепая кошка хозяина. Опечалились мыши: «Такую подлую кошку, просто так, - на свалку не выбросишь...»
В морали старая печаль: нет недостатка в палачах.

УМЕНЬЕ ЖИТЬ

- Что мне делать? - пожаловался вол, цепному псу, - и лямку я тяну, и всю спину мне хозяин кнутом вспорол.
- Умей жить, - посоветовал ему цепной пёс, - твоя тягость будет продолжаться, пока ты не научишься гавкать.
Мораль одно понять поможет: Рождённый гавкать, пахать не может.

ЧАЕВЫЕ

Пожаловался официант приятелю на свою унизительную работу: «Приходиться раболепствовать перед всяким клиентом, выслушивать оскорбления и унижаться...»
- Брось ты эту работу, - посоветовал приятель.
- Я рад бросить и уйти, да чаевые не пускают...

ЛИСА И КУВШИН

Лиса приметила у дороги кувшин. Запах у кувшина был настолько приятен, что у лисы слюнки побежали. Захотелось лисе полакомиться, содержимым в кувшине, да горлышко у него слишком узкое.
- Запах-то у кувшина хорош, - говорит лиса, - надо бы попробовать
на вкус. Она облизала кувшин снаружи, но, тут же, сплюнула со словами: «Фу, ты! Какая гадость!.. За что тебя только люди на руках носят?! Мораль сей басни такова: Внешность часто неправа.

ФОНАРЬ

Отец доверил своему нерадивому сыну в темноте освещать фонарём дорогу, но оба они больно ушиблись и все выпачкались в грязи. С тех пор отец не доверял свой фонарь никому.
Мораль: Чтоб не попасть во тьме впросак, свой свет неси по жизни сам.

СМОТРЕТЬ В ОБА

Разумная невеста смотрела в оба до свадьбы и замужем имела право утром хорошо отсыпаться, а жених перед женитьбой клевал носом и после женитьбы вынужден был по утрам подниматься раньше всех в деревне. Негоже басне без морали и вот совет влюблённой паре: Влюбляйтесь и любите вы до гроба; смотрите же до свадьбы в оба.

ПРИГОВОР

Судья - петух вынес лисе злодейке приговор: «За то, что лиса съела курицу, пусть куры съедят лису». И все сказали: «Справедлив приговор. Так в законе и значится: «мера за меру...»
Судите, сколько в приговоре силы: Лиса судье все перья распустила...

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ

Один батрак надорвал своё здоровье на работе. Он пришёл к доктору и пообещал ему за излечение все заработанные своим тяжким трудом деньги. Доктор ответил ему: «Увы, любезный, своё здоровье можно легко продать, но купить его не возможно, ни за какие деньги».
Мораль у басни давно ненова: Здоровье сохранять, пока здоровы...

УВАЖЕНЬЕ

Юноша столкнул девушку в воду, но, увидев, что она не умеет плавать, начал спасать её. Вытащив её на берег, он сказал: «Не правда ли, что я искупил свою вину подвигом, достойным вознаграждения?!»
- Я не так отблагодарила бы тебя за спасение, когда бы ты не топил меня, - ответила девушка, - отвесив ему хорошую пощечину. Мораль: Немало есть людей, дурных до омерзенья, к персоне требуют своей любви и уваженья.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Сын долгое время учился в городе, и, вернувшись в деревню, показал отцу своё уменье: без промаха кидал просяные зёрна сквозь угольное ушко...
- А чему ты ещё обучился в городе? – поинтересовался отец.
- Разве этого мало, - удивился сын, - знал бы ты, как это сложно сделать, то вознаградил бы меня по достоинству.
- Вот тебе достойное вознаграждение за твои труды, - сказал отец, и отвесил сыну подзатыльник.
Мораль: Не удивляй трудом планету, в котором вовсе проку нет...

СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ

- Ох, маменька, маменька, - пожаловался собачий сын своей матери, - и будку мне хозяин обещал, но ночую я под открытым небом и в дождь, и в холод; и кормить меня хозяин забывает, и на цепь сажает... Почему, маменька, ты не родила меня человеком?..
Мораль: Теперь и людям то знакомо, кто под забором спит чужого дома.

ГОВОРЯЩАЯ СОРОКА

Один знатный сударь приобрел себе сороку, научил её говорить и очень радовался её красноречию. Но однажды сорока огорчила своего сударя. Сорока рассказала своей хозяйке, которая только что вернулась из больницы, что к сударю часто приходила в дом незнакомая, молодая сударыня, и они очень мило проводили время...
- Может, ты лжёшь всё, - строго спросил у сороки хозяин, - может быть пора тебе за такую ложь отрубить голову?
- Конечно, вру, сударь, - ответила сорока, - на свете не бывает таких тварей, которые прежде своей смерти врать перестанут…
Мораль: Не обижайте знатных сударей тем, чтобы высказывать о них правосудию правду.

ПРАВОСУДИЕ

Ослу не захотелось больше ишачить, и терпеть от людей всякие несправедливости. Он отправился в город искать правосудия. По дороге в город ему повстречалась собака, которая брела из города в деревню в поисках пропитания.
- Далеко ли путь держишь? – поинтересовалась собака у осла.
- Да вот иду в город искать правосудия. Я слышал, что в городе есть много судей...
- Эх, - ответила собака, - плохи твои дела, брат. В городе я много видела судей, но чтобы там было правосудие, об этом я даже и не слышала.
Мораль: Больше судей – меньше правосудия.

ПИР

Хвастался на крыльце кот Васька петуху Петьке, что был он на званом пиру и ел прямо со стола: чего хотелось и сколько хотелось.
- Как же тебя не прогнали? - удивился петух.
- Меня много раз прогоняли и даже били, - признался кот, - но я выбрал момент и снова лакомился...
В этот момент из дома вышла хозяйка и ловко опоясала кота широким ремнём вдоль всей спины. Кот шмыгнул под крыльцо и, высунув свою голову, стал наблюдать, что будет дальше. К его удивлению, он увидел, что хозяйка схватила за хвост петуха, подала его хозяину и громко сказала: «Этого дармоеда приготовим и подадим к столу...»
- Разве это справедливо, - подумал кот, - того, кто сам желает к столу, его бьют ремнём по спине, а петуха насильно тянут к столу...
Мораль: И не мил петуху пир, да за хвост волокут;

СУДЬЯ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ

Много дум осел, передумал, пока решился поведать своей ослице о сомнениях: «Я честно служу хозяину, а он мучит меня работой и морит голодом. Вот и надумал я, что войду в дом хозяина, сяду в его кресло, и стану его судить судом праведным. Пусть он мне ответит за все мои страдания...»
Ослица покачала головой и сказала: «Выдумка твоя может вылиться тебе соком». Спорить ослица с ним не стала, зная его упрямый характер, однако спросила: «По какому закону ты станешь судить своего хозяина? Ведь тобою закон не писан...»
- Законом будет моя совесть, - ответил осёл. Как надумал он, так и поступил: уселся в кресло хозяина, а когда хозяин вернулся домой, то очень удивился этому ослиному поступку.
– Что ты тут расселся? - спросил хозяин у осла. Не успел, осёл опомниться, как хозяин вытащил его за уши из кресла и проводил в сарай дубиной...
- Ну, вот, - сказала ослица, встречая своего осла побитого, униженного и оскорблённого, - я так и знала, что этим дело кончится. И вот тебе мораль: Не может, осёл стать судьёй, поскольку у него не только совесть, но и ум - абсолютно чисты...

ГОРЕ ГНЕДОЕ

Опечалился конь: сильно его шея была стёрта хомутом, а спина – седлом. - Лучше бы у меня была такая шея, - подумалось ему, - чтобы хомут мне нельзя было надеть, а спина была бы такая, чтобы седло на ней невозможно было приладить. Только подумал об этом конь, как тут же превратился в верблюда. Пришёл к своему хозяину и стал подле него. Удивился хозяин и говорит: «Ой, гнедой, что это с тобой такое случилось? Не запрячь тебя, не оседлать, ну да ладно на базар мы всё равно с тобой поедем. Навьючил мужик ему на спину тяжёлые тюки и сам сверху сел. Идёт гнедой, еле ногами передвигает, пот с него ручьями льётся. – Эх, горе-горе, - вздыхает гнедой, - горбатому, тоже не мёд...

СТАРОСТА

Собрал кабан лесных зверей и сказал: «Не прогневайтесь на меня, братья лесные, что собрал вас. Мало стало в лесу порядка и много всякого беззакония. Михаил Топтыгин перестал справляться со своими обязанностями, лыка не дерёт и не вяжет. Надо нам выбрать старосту.
Могу, например, я быть старостой. Я и сильный, и напрасно никого не обижу. Зверей я не ем. Подумайте об этом».
Слово взял волк и сказал: «Кабан в лесу, конечно, зверь авторитетный, спору нет. Но я сильней его, выбирайте меня старостой». Звери заспорили: те, которые из них не ели мяса, желали, чтобы старостой был кабан, а те, кто любил, есть мясо, желали, чтобы старостой выбрали волка. Волк тихо попросил лису: «Вот что, рыжая, выступай за меня, а не то я с тебя первой мех сниму». Выбежала лиса вперёд, забралась на пенёк и начала так: «Давайте будем голосовать. Пусть одни звери возьмут по одному жёлудю или по одному ореху. Кто за кабана, пусть опустит в дупло орех, а кто за волка – опустит жёлудь. Пока мы отдохнём, пусть белка сосчитает: сколько в дупле орехов и сколько желудей. Если орехов окажется меньше, то старостой в лесу станет волк».
Звери так и порешили. Они дружно проголосовали, а белка потом объявила, что орехов в дупле оказалось намного меньше, чем желудей, если не считать скорлупки от испорченных орехов. Так, по-новому лесному закону, - старостой выбрали волка, лису назначили секретарём, а белку - счетоводом. Дела в лесу пошли на лад, если не учитывать, что звери в лесу стали во множестве без вести пропадать...
Тут всякий будет прав вполне, кто скажет: «Правды волчьей нет».

МАСТЕР

Бог обидел мастера красотой лица, но дал ему светлый ум, доброе сердце и золотые руки. Умел он творить такие крылья, с помощью которых, человек без труда мог летать. Тем он и прославился.
- Смотрите, смотрите, - говорили люди, - увидев летящего человека с новыми крыльями, подаренными мастером, - как высоко он летит, и таких чудесных крыльев мы ещё никогда не видели!..
Но люди, которым мастер дарил новые крылья, улетали в неизвестность, и никогда не возвращалась к мастеру. Девушки знались с мастером лишь до тех пор, пока он мастерил им крылья, но как только они получали готовые крылья из рук мастера, тут же, - улетали, оставляя его в горьком одиночестве. «Видимо моя такая судьба, - вздыхал мастер, - подарив радость людям, оставаться снова одиноким».

КОСТЫЛЬ

- Из всей моей жизни, - сказал однажды старик, умудрённый опытом, - единственно, что мне по-настоящему пригодилось, так это только мой костыль. Это была действительно нужная, стоящая вещь, а всё остальное, начиная от погремушек, было плодом прихоти и дешёвых удовольствий.
КАК ВЫПРОВОДИТЬ НЕЖЕЛАННОГО ГОСТЯ
Если гость, не ведая чести, как говориться, загостился, не зная меры, вы начните, молча, но решительно наступать на него. Сначала выпирайте его грудью в прихожую, затем в коридор и, наконец, на улицу. После этого немедленно бросайтесь к себе домой, пока гость не вспомнил, что позабыл у вас зонтик.

СОЛНЦЕ СЧАСТЬЯ

Любят ходить обманщики по лачугам и обещать, что могут показать людям «Солнце счастья». Люди, как известно, слишком легковерны и доверчивы. Взглянув на солнце, они слепнут, и их уводят на рабскую работу: заставляя лить воду на их мельницу. Мораль: не было б несчастья, да «солнце счастья» помогает.
________________________________________


Александр С.

Сообщение отредактировал sigacheval - Пятница, 2011-01-14, 9:04 AM
 
MгновениЯДата: Пятница, 2011-01-07, 12:55 PM | Сообщение # 3
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18802
Статус: Offline
Александр, замечательная идея
собрать сборник басен ковчеговцев и издать малым тиражом для подарков.

Теперь у нас появилась такая возможность!
В этой теме и соберем басенный сборник.
Было бы хорошо услышать советы участников форума по наполнению книжки,
какие басни включить в первую очередь?

А тут - Авторская книга - принимаются заявки от авторов на издание личных книг.

***
Предлагаю следующие басни - вариации басен Эзопа

ДВЕ ДОРОГИ

Хранят Эзоповы слова столетий воды…
Когда-то, волею Зевеса, - Прометей
Дороги людям указал - в потоках дней.
Их было две: дорога Рабства, путь Свободы.

Свободы путь - вначале узкий и крутой,
Шипами полный и опасностей; к концу -
Он станет плавным, подходящим мудрецу,
Плодоносящим, - от ручьев воды Живой..

А Рабства путь - в истоке ровный и приятный,
В цветах и полный наслаждений, но потом, -
К исходу, - узкий и со множеством препон,
Со страхом смерти неотступной, безвозвратной...

ВО ВСЕ ВЕКА

Во все века...
Любили люди сказки, басни...
Читать, придумывать.
Как будто корешки, -
Из тьмы земной на божий свет дают вершки...
Из бездны времени, выуживая счастье...

Как клад - бесценного сокровища ума.
Так ум нам дан, как рыбаку даются снасти...
Рыбак, и невод, и улов – в одной мы власти:
Желанья знать, - зачем земная жизнь дана?

И не воспользоваться снастью - неумно.
Не станешь рыбу ты руками-то ловить.
А голодать уму, что диким зверем жить...
Вот мудрецы, - сбирают басни на гумно...

Иди в амбар, как муравей, что за зерном
Пришел однажды; он - не в силах осознать
Все изобилие... Хоть зернышко забрать...
Решил, сказав, что возвратится он потом...

СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ

Однажды ястреб соловья схватил, - беда;
Чтоб пообедать, тем певцом. А соловей, -
Борясь за жизнь запел: «Да мал я для твоей
Закуски даже! Отпусти, что за еда!»

Ответил ястреб: «Ту добычу, что в когтях, -
Не променяю я - на курицу в ветвях...»

ЛИСИЦА И ЛЕВ

Лисица, в первый раз, увидев льва, - присела,
Вся в землю вжалась, и, со страху - онемела...
И во второй раз, - тоже сильно испугалась,
Не понимая, - как живая-то осталась...
На третий раз, - она уж с ним заговорила...
Одна беда, что об опасности забыла...

РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА

Лиса увидела в дупле еды запас,
Что пастухи тут припасли, - на поздний час;
В дупло залезла, съела все - и растолстела,
Да так, что выбраться обратно не сумела...

И вот, - заохала она. Лиса другая,
Что пробегала мимо, говорит: «Родная,
Придется здесь тебе сидеть, пока не станешь,
Такой, как прежде, - ведь природу не обманешь...»

БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА

Лисе в какой-то западне отгрызли хвост.
С таким позором жить - немыслимо, нельзя.
Она решила моду сделать под себя,
И собрала своих собратьев. Вставши в рост,

Им говорит: «Хвосты бы надо обрубить.
Они мешают, некрасивы, тяжелы!»
Но лишь одна ей возразила из толпы:
«Быть может, ты свое увечье хочешь скрыть!»


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Пятница, 2011-01-07, 1:04 PM | Сообщение # 4
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18802
Статус: Offline
БОРЕЙ И СОЛНЦЕ

Вот раз поспорили Борей и Солнце: «Кто -
Из них сильнее?» Тут решение пришло:
«Кто человека, что в пути, - раздеть сумеет, -
Тот победит». И вот Борей уж вихрем реет,

Задул всей силой! Человек в свои одежды
Лишь крепче кутается, мало и надежды...
Устал Борей, и Солнцу место уступает;
Оно же, - нежно и любовно пригревает.

И человек, разоблачаться стал слегка;
А у реки совсем разделся, - ух, жара!

P.S. На первый взгляд, смотри внимательно! Ещё.
А на второй, - тебе не стало горячо?
Когда ты в третий раз прочтешь, - увидишь суть.
Быть может, ум тебе не даст тогда заснуть...

ОГОРОДНИК

У огородника спросили: "Почему
В природе сорные растения сильнее,
Чем благородные?" - "Да Мать–Земля - мудрее.
Выходит, - мачехе - чужие ни к чему"...

ЛЕВ И МЫШЬ

Когда лев спал, мышь пробежала по нему,
И он схватил ее, вот тянет уж ко рту...
Взмолилась мышь: «Сильнейший царь, прости, -
Я отплачу тебе добром, лишь отпусти!

Лев засмеялся, но бедняжку отпустил,
И задремал опять - в избытке львиных сил...
А тут охотники! Да, спящего поймали,
Веревкой крепкою, как следует, связали.

И за телегою ушли. А мышь тогда -
Веревки эти перегрызла: «Не беда,
Что посмеялся надо мной, но видишь сам, -
Хоть и мала, - я помешала всё ж врагам»

ВОЛКИ И ОВЦЫ
Из сборника «Жизнеописание Эзопа»

Хотели волки на овец напасть, но им
Собаки тотчас помешали: - Вы куда!
Тогда на хитрость те пошли, - они посла
В загон отправили. Тот выдался своим:

- О, распрекрасные, веселые созданья,
С густою шерстью, благородными глазами!
Зачем собаки изуверы рядом с вами?
Такие злобные. Одни переживанья -

От лая громкого, когтистых, крепких лап...
Да прогоните их, чем попусту кормить,
Делиться пищей. Мы же в мире станем жить;
Овца нам друг, а не скотина, и не раб.

Из-за собак вражда меж нами! Мы друзья.
Подумав, овцы всех собак своих прогнали.
А волки с тех овец всех - шкуры тотчас сняли.
И эта басня актуальна все века...

ОСЕЛ И ЖАЖДЕНЬ
Элиан «Рассказы о животных»

Когда огонь у Зевса выкрал Прометей,
Гласит предание далекой старины,
То Зевс - в великий гнев пришел от той молвы,
И повелел награду дать: без счета дней,

Тому, кто эту весть доставит. Дар же щедрый,
Как я слыхала, - уложили на осла...
А тот с поклажею пошел. Жара плыла...
Он пить хотел, а тут... - ручей журчал волшебный,

И вот к нему осел нагнулся. Вдруг... змея,
Что охраняла воды эти, прошипела:
- Иди же прочь от моего, осел, удела.
А тот, измучившись, просил: "В награду я

Тебе немножечко даров своих отдам:
Снадобье ценное от Зевса я везу".
И состоялся тот обмен... к добру ли, к злу...
Змея обрадовалась долгим-то годам...

Но, говорят, в придачу жажду получила,
Что у осла была. Вы спросите, конечно:
- Сама ли я сложила басню? - Я беспечно
Ее как эхо повторяю. Вот... лучина...

А может сам огонь, от солнышка частица?
Ее рассказывал Софокл и Динарх,
Аполлофан и Аристий, и Эпихарм,
Я, Элиан, еще Эзоп, но говорится...

Что мудрецы как эхо Бога повторяют,
Поскольку только от Него и получают...
А Пифагор - Эзопа выдумал затем,
Чтоб повторяли без конца в обилье тем...

ЛЬВЫ И ЗАЙЦЫ
Аристотель - эхо притчи Антисфена

Однажды речь держали зайцы на собрании,
Народу много собралось. Им львы в ответ:
- О ваших доводах - о, зайцы, - спору нет,
Но не хватает в них зубов, что мы укрыли...

МЫШЬ И РАКУШКА
Антифил Византийский

Однажды мышка, что снует всегда повсюду,
Поживу в ракушке красивой разглядела,
Куснула мякоть, и еще раз захотела,
Еще куснула и... захлопнулося блюдо...
Капкан сдавил тисками голову воришки,
И гроб нашла свой любопытненькая мышка...

ГЛАЗА И РОТ
Дион - эхо басни Эзопа

Глаза увидели, что видят лучше всех,
Однако сладости не им идут, а в рот,
И даже самая вкуснейшая - из сот...
Они обиделись: - Хозяин, это грех...

И человек помазал медом на глаза,
И защипало, заслезилось все у них.
Вот так и люди, философский слыша стих,
Желают съесть, хоть и «незрелая лоза»*


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Пятница, 2011-01-07, 2:34 PM | Сообщение # 5
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6928
Статус: Offline
Предлагаю картинку мандалы нашей Моны для иллюстрации сборника
басен Ковчеговцев


Слепой о зрячих
Эзоп

Когда узнал о свойстве зеркала слепой,
То не поверил, что себя увидеть можно...
Но с убеждением всеобщим спорить сложно,
И он, задумчиво качая головой,
Сказал: - Раз зрячие на стеклышке себя
Увидеть могут, то насколько зорче я!

Себя я видел необъятным и счастливым,
Переливающимся светом златогривым.
Мою вселенную не выразить в словах,
Не отразить бездонность... в плоских зеркалах!


Книгоиздательство
 
sigachevalДата: Четверг, 2011-01-13, 10:15 AM | Сообщение # 6
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 621
Статус: Offline

Баснословная шкатулка на Scipeople - http://scipeople.ru/users/3040506/ , http://scipeople.ru/publication/101121/

Всех Ковчеговцев сердечно поздравляю со Старым Новым Годом!
Здоровья, радости, любви необыкновенной желаю Вам, друзья, в Новолетии!


Александр С.

Сообщение отредактировал sigacheval - Четверг, 2011-01-13, 10:16 AM
 
TaliaДата: Среда, 2011-02-02, 6:54 PM | Сообщение # 7
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline

КОГДА ВЕЗЕТ

Всех по дороге обгоняя,
Неслась машина легковая.
И тот, кто за рулем сидел,
На всех людей, пешком идущих
И на колесах отстающих,
С пренебрежением глядел.
Но с ним в пути беда случилась:
Машина вдруг остановилась!
И тот, кто за рулем сидел,
Теперь уж на людей идущих
И даже на волах ползущих
С печальной завистью глядел.
Он над мотором неисправным
Капот бесцельно поднимал, -
По существу и в самом главном
Он ничего не понимал...

x x x

Тот, кто без знаний и уменья
Стремится вырваться вперед,
Не так ли полон самомненья
В тот миг, когда ему... везет?!

РОМАШКА И РОЗА

"Прошу меня простить за обращенье в прозе! -
Ромашка скромная сказала пышной Розе. -
Но вижу я: вкруг вашего стебля
Живет и множится растительная тля,
Мне кажется, что в ней для вас угроза!" -
"Где вам судить о нас! - вспылила Роза. -
Ромашкам полевым в дела садовых роз
Не следует совать свой нос!"
Довольная собой и всех презрев при этом,
Красавица погибла тем же летом, -
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла...

x x x

Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно.

ОСТОРОЖНЫЕ ПТИЦЫ

Топтыгин занемог: вскочил чиряк на шее -
Ни сесть ему, ни лечь, ни охнуть, ни вздохнуть
И не уснуть.
Вот Дятла он велит к себе позвать скорее,
Чтоб тот чиряк немедленно проткнуть.
За Дятлом послано... Как лекарь появился,
Он тотчас же, и так и сяк,
Со всех сторон обследовал чиряк,
Но вскрыть его, однако, не решился,
Топтыгину сказав при этом так:
"Уж если сам, злодей, до ночи не прорвется
И протыкать его придется,
То следует созвать совет из лекарей.
К тому ж у Филина, известно, клюв острей!"
За Филином, за Петухом послали...
Глаз не сомкнул больной всю ночь.
На утренней заре врачи слетаться стали,
Слетелись и... сидят - решают, как помочь.
И сообща приходят к мненью:
"Чиряк покамест не вскрывать!
А если к вечеру не будет облегченья,
Опять собраться всем и Журавля позвать,
Поскольку у него и глаз вернее
И клюв длиннее!"
Тем временем Медведь, ворочаясь в углу,
Вдруг ненароком придавил Пчелу.
И храбрая Пчела, как это ей пристало,
Жужжа в шерсти, свое вонзила жало.
И ожил наш Медведь! Пчела его спасла!
Вздохнули лекари: им тоже легче стало.
Не потому, что жало в цель попало,
А потому, что малая Пчела
С них, так сказать, ответственность сняла!..

x x x

Перестраховщики! Я басню вам прочел
Не для того, чтоб вы надеялись на пчел!

Сергей Владимирович Михалков

 
1248antДата: Среда, 2011-02-02, 6:54 PM | Сообщение # 8
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 283
Статус: Offline
Quote (MгновениЯ)
- Твоя взяла, Эзоп, брось выдумки свои...
- Ну, хорошо, ты думай, прежде чем сказать.
Раба напраслиной не стоит обижать.

Мгновения, мне кажется Эзоп был не сколько баснописцем, сколько философом! В конце каждой басни у него есть вывод, моральные поучения. Я хочу привести ряд его философских высказываний6 "Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу,- одно из них непременно не удастся ему". Соединить в одно целое противоположности, постичь истину -- наиболее трудное дело, которое удается далеко не каждому. Ведь прежде думать надо."Благодарность- признак благородства души". Этого в баснях сполна у него. "Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений". Это случается не только в нашей жизни, но и на форуме.
Мгновения, как Вы считаете, не пора ли форумах обсудить тему соотношения дискуссии, вопросов-ответов и более глубокого изучения темы. Обычно поверхностное обсуждение любой темы на любых форумах довольно быстро прекращается, иссякает запас знаний, ничего нового никто сказать уже не может, и дискуссия, интерес к теме замирает. Для того, чтобы этого не случилось необходимо углубление в тему, более серьезное изучение темы с философской или научной стороны, а для этого необходимо каждому работать над собой глубже изучать тему, первоисточники. Живой диалог, конечно хорошо, но и периодическое углубление в тему не менее важно, иначе интерес к ней угаснет. Евгений.


Евгений
 
MгновениЯДата: Среда, 2011-02-02, 6:54 PM | Сообщение # 9
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18802
Статус: Offline
Quote (1248ant)
Мгновения, как Вы считаете, не пора ли форумах обсудить тему соотношения дискуссии, вопросов-ответов и более глубокого изучения темы.

Уважаемый Евгений,
мне видится, на сотворческих форумах идет реальная работа по формированию общего "поля мысли" участников, идет накопительный процесс расширения мировоззрения за счет других точек зрения на одну и ту же проблему. Работа ведется двумя способами и их вариациями.

1. Диалогами, небольшими дискуссиями, вопросами-ответами осуществляется побуждение к более глубокому изучению темы, если эта тема заинтересовала участников или читателей. Если же не заинтересовала, то так тому и быть...
Тема затухает, как костер, в который не подбрасывают хворост.

2. Есть и авторские темы, где идет постоянное наполнение новыми авторскими работами, размышлениями и п.т., без видимой дискуссии или диалогов. Тем не менее, эти темы читаются, следовательно, к ним есть читательский интерес. Эти темы не затухают, пока автор работает над ними.

Quote (1248ant)
...необходимо углубление в тему, более серьезное изучение темы с философской или научной стороны, а для этого необходимо каждому работать над собой глубже изучать тему, первоисточники.

Нет сомнения, что надо изучать первоисточники и работать над собой. С этим все согласны.

Но куда вкладывать свою энергию, что именно и когда изучать, чему отдавать личное время, как выбрать приоритеты - решает каждый самостоятельно.

Авторам интересно работать над своими теориями или книгами, а на чужие оставлять немного времени, это справедливо. Ждать, что кто-то станет глубоко погружаться именно в вашу теорию или в ваше творчество, как хотелось бы каждому автору, не нужно. "Читатель" обычно читает молча, набираясь ума-разума, а "писатель" обычно сравнивает прочитанное со своими трудами, но заинтересован в работе на "своем поле", то есть, в своих авторских темах. Это справедливо.
Работать и "там и тут", да еще участвовать в Общих темах сотворчества, успевают немногие мастера проекта.

С этим надо считаться.
Если хотите диалога со специалистом в области философии, приглашайте конкретного оппонента в вашу тему. Милогик отказывается вести дискуссию, но другие, возможно, не могут или не хотят? Заинтересуйте тех, с кем вам интересно работать.

А какие у вас предложения?


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Воскресенье, 2012-02-05, 2:35 PM | Сообщение # 10
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18802
Статус: Offline
Из биографии Аттара



Шейх Фарид ад-Дин Аттар, настоящее имя — Абу Хамид Мухаммад ибн Абу Бакр Ибрахим (или ибн Са‘д ибн Йусуф) (1145—1146, Нишапур, — 1221, Нишапур) — персидский суфийский поэт, автор многочисленных поэм и стихотворений.
Стихи Аттара проникнуты страстным стремлением к единению с божеством, глубокими философскими мыслями.

Из биографии Аттара

НАЧАЛО

Давным - давно, ну так давно...
Что даже даты не припомню...
Судьбою было решено
Перерожденье духа болью...

Шёл нищий странник. На пути
Ему предстал богатый город.
И Бог велел ему зайти
К купцу аптекарю, что молод,
И жил, доволен сам собой,
Доходом звонким и товаром...
И вдруг - пред ним стоит босой,
Богат лишь пылью да загаром...

Вдруг стало тягостно купцу...
Комок в груди образовался.
- Да что за вздор! Я наглецу
Скажу, чтоб тут же он убрался! -

Подумал так, да не сказал...
А странник мысль его услышал,
И головою покачал,
И молвил тихо, будто свыше:

- Я, без сомнения, уйду.
И от тебя, и от земного
Пути нелегкого. Найду
То, что утешит боль любого...

А как же сможешь ты уйти,
Когда вокруг тебя богатство
Стоит преградой на пути?
Ты достигнешь двери Царства...

Сказал, и след его простыл...
И тут... кольцо Времен замкнулось!
Аттар суфийский путь открыл.
Его душа к Себе вернулась...

КОНЕЦ

Аттар - учёный, суфий, посвящённый.
А жизнь его, как сказочный сюжет.
Он мудростью вселенской вдохновлённый
Пролил на многих спящих ясный Свет.

Вся жизнь и даже смерть его - весомы.
Аттар ушёл из времени Земли,
В те дни, где Чингизхановские орды
Всю Персию в руинах погребли.

Вот в плен Аттар попал - старик глубокий -
Он много в жизни сделал важных дел...
Был узнан соплеменником с востока,
Что выкупить из рабства захотел.

К торговцу подошёл: - Возьмите выкуп,
Я тысячу серебряных монет
Отдам за старика! - Но тот открыто
Советовал сказать владельцу «Нет».

Добавив, что другой заплатит вдвое!
Монгол поверил...
Хитрость в том была -
Аттар решил, не станет жизнь в неволе,
Коль главные окончены дела...

И вот, охапку сена предложили
За пленного седого старика...
Улыбка лик его преобразила:
- Единственная, верная цена!

ЖЕМЧУГА АТТАРА

Всякую букву Писания
Идолом можно назвать.
И, несомненно, признать
Идола ширмою Знания.

((()))

Мною Вселенная нынче полна,
Я же в Ней скрыт.
Может быть,
Мне без сокровищ Её и не жить?
Скрыта во мне вся Она!

((()))

Если желаемой цели достиг,
То от незнанья довольствуйся этим.
Что же искать ещё, что не заметил?
Нет оживленья - засохнет родник.

[/size]
Сказка по сюжету Аттара

Симург - http://stihi.ru/2007/09/08/790

В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть. В поэме Фаридаддина Аттара "Беседа птиц" тридцать птиц под руководством мудрого удода отправляются в путешествие на гору Каф в поисках Симурга, своего Господина. В ходе своего странствия они преодолевают Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления и, наконец, вступают в Пустыню Уничтожения и Смерти, где находится дворец их Повелителя. Там птицы с изумлением обнаруживают, что Симург, которого они искали, - это они сами (слово Симург означает на фарси "30 птиц"), что Он живет в их сердцах, очистившихся в ходе долгого странствия. Симург, таким образом, может быть истолкован как символ "духовного единства".

В качестве благодарной памяти о поэте написаны и

Сказы Птицы Симург http://www.stihi.ru//go//proza.ru/2015/10/01/886


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Пятница, 2014-01-24, 8:47 AM | Сообщение # 11
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6928
Статус: Offline

Портрет Леонардо да Винчи. Около 1510 года.

СЫНОВЬЯ БЛАГОДАРНОСТЬ

Басня Леонардо да Винчи

Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Густая пелена застлала им очи, хотя небо было безоблачным и день обещал быть солнечным. Но оба они видели лишь мутную дымку и ничего уже не различали вокруг. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.

Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться.

Но они ошиблись - явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестер.

Когда все молодые удоды были в сборе подле отчего дома, один из них сказал:

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба слепы, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг - вылечить и выходить их!

После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более теплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.

Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Чтобы согреть их, они накрыли стариков крыльями, как наседка согревает собственным теплом еще не вылупившихся птенцов. Затем родителей напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.

Наконец из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись врачевать больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.

И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так сыновья благодарность и любовь исцелили родителей, вернув им зрение и силы.



***********
В качестве дополнения к приведенной выше картинке.

А мне видится, что сопровождающие в готовом виде мораль или трактовка морали современных басен - это для ленивых умов. Разбор, исследование притчи или басни проводятся в качестве обучающей самостоятельному мышлению игры с читателями, что и делается изредка в специальной теме. Басня же, как и притча, легенда, сказка... предназначены будить спящие умы к самостоятельному поиску смыслов подстрочных и активировать творческую энергию. Двадцать первый век обязует читателя становится соавтором книги, которую выбирает он для самопознания. К сожалению, многие предпочитают "легкое чтение", не понимая ограниченность времени, отпущенного на земную жизнь и знакомство с культурными традициями, достижениями творчества, каждому из нас.


Книгоиздательство

Сообщение отредактировал Танец - Пятница, 2014-01-24, 9:05 AM
 
ТанецДата: Понедельник, 2014-02-03, 9:38 PM | Сообщение # 12
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6928
Статус: Offline


Лиса и журавль
Эзоп
Плутарх «Застольные вопросы»

Коль предлагаешь те беседы для народа,
Что мы ведем средь мудрецов, то ты лисица,
Что из тарелки журавлю дает напиться,
Размазав кашу и добавив каплю меда.

Иль ты журавль, что подает к столу кувшин,
Когда лиса приходит в гости угощаться.
Словам изысканным, конечно, удивятся,
Но болтуном и назовут на свой аршин.
http://stihi.ru/2010/01/29/3565


Книгоиздательство
 
ТанецДата: Понедельник, 2014-02-10, 8:43 PM | Сообщение # 13
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6928
Статус: Offline


Орешник

Камнями люди все поспевшие орехи
Сбивали с дерева, детишкам для потехи.
И вот орешник заскорбил: - Несчастный я.
Дарю плоды труда, а все же бьют меня…
http://www.stihi.ru/2010/01/21/4382


Книгоиздательство
 
ТанецДата: Вторник, 2021-02-02, 1:31 PM | Сообщение # 14
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6928
Статус: Offline


Жанр - притча

Творческая Мастерская Алкоры

Иногда поэтическое произведение автор выполняет в жанре «Притча». Жанр очень интересный, требующий от автора и огромного умения  и глубины мысли, но очень выигрышный: такие стихи интересны для читателя и написанные хорошим языком надолго остаются в его памяти. Но прежде чем создавать притчу, необходимо понять, что это такое и как ее писать.

ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. У нее две существенные  особенности:

1. Обобщение. То, о чем говорится в притче, можно применить к разным жизненным ситуациям.

2. Передача мироощущения. В построении притчи отражается  не частный эпизод, а мироощущение людей, которые начали познавать мир.

Притчей зачастую называют сюжет, содержащий напутствие слушающему или читающему. Рассказанное событие имеет притчевый вид только тогда, когда в его контексте проступает: делай так, а не иначе.

Возник жанр притчи на Востоке,  в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями или  аллегориями. АЛЛЕГОРИЯ (от греческого allos - иной, agoreuo - говорю) - это сказание, в котором за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение.  В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл - урок для всех людей, но увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим.

 С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские сюжеты и сочиняли свои.  Правда, их порой путали с БАСНЯМИ. Еще  в 18 веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал «Притчи». Притчи и, правда, похожи на басни, но это не одно и то же.

ПРИТЧА - это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует ее наставлениям. В притче как бы соединяются  два плана - видимый и невидимый, так же, как и во всех евангельских повествованиях, как и в жизни Христа. Всем виден внешний план, но редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха - самый главный, то, ради чего все написано или рассказано.

 В конце басни обязательно содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Более подробно о басне мы с вами поговорим в другой статье.
 
Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни "характера". Это некий отвлеченный человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это "человек вообще". Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и Бог. Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча была рассказана.

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин "притча" употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам ("Притчи Соломоновы", "Евангельские притчи" и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к "высокому штилю". К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина "Сапожник" (1936):

«Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?"...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
"Суди, дружок, не свыше сапога!"
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!»

Современные литераторы  включают притчи в современные художественные тексты, что помогает раскрыть суть самих произведений, ответить на основные вопросы, задаваемые автором. Жанр притчи в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности. Поэтому использование притчи помогает разрешению или, наоборот, созданию конфликта художественного произведения, расширяет рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план. Иногда рифмованные притчи пишутся сами по себе, как отдельное поэтическое произведение в жанре «Притча» , но требования к ним все те же. Повторим их еще раз.

Жанровые признаки притчи:

1. Малый объем.

2. Форма сказа.

3. Кольцевая композиция (иногда).

4. Сюжет из обыденной жизни.

5. Иносказание в сюжете.

6. Отвлеченное понятие в  спрятанном во внешнем сюжете тема.

7. Нравоучение.

И все-таки, главный вывод, к которому мы приходим, изучая особенности данного жанра, это то, что  притча, и особенно - евангельская притча, это произведение, которое открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как например, в  стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Милостыня».

А теперь было бы полезно разобрать произведения, написанные в жанре рифмованной притчи. Я сделаю это  на примере конкурсных произведений пакета «Рифмованная притча», («Тематический конкурс МФ ВСМ, Председатель Жюри и организатор - Алмиханд, сентябрь 2014г)

Но об этом -  см. http://www.stihi.ru/2014/09/15/7126
Жанр - притча (Творческая Мастерская Алкоры) / Стихи.ру (stihi.ru)


Книгоиздательство
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Оскар Хуторянский, Просперо, Constanta
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега