Дата: Суббота, 2011-08-27, 1:45 PM | Сообщение # 21
Строитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Статус: Offline
"Сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок." А.С. Пушкин. Прочтите с Душой опубликованное ниже стихотворение - Воспоминание о своих Делах в своей Родной Среде Оноровчанки Гарнаты.
Моя Звёздная Память ....
Звёздной Млечною Дорогой В Ясный вечер побегу, Окунувши в Звёзды ноги Как в Росинки на лугу. Как(!) СверхЗвучен и Прекрасен Мiра Звёзд - Родного - Глас! Льются Свята Света Ласки. Помню Дом мой средь Всех Вас! Как же здесь не встрепенуться, Не войти в ХОр кРУГОвоЙ, Как же здесь не окунуться В Звёздный Ливень Золотой. Глубина Небес Бездонна! Звучной АрФой отзовись! - Все Своим я позатрону Всю Божественную Высь. СветоСтруны Заряжаю: И(!) НовьЗвёздами, Жизнь, Пой(!) - Звёздный Ветер СоТворяю Божьей Волею Святой. Звезда каждая (!) - Росинка Исполняет ТаНеЦ свой, В то же время всё Едино Духом, Разумом, Душой, .... Звёздна Струнность ВсеГдаЛетий НовоКосма Песнь пойми. Для СИмФОний ВсеЯСветий Нотки НовоЗвёзд прими! Обегу Звёзд Высь без края - Запоёт СветЖизни ВИД! Речи Реченька - Родная! - Дух, Ум, Душу окропит. Хочу Лучшие я ЛЭты Всех ВсеЛЕнНыХ обобщить Про Родимую ж ПЛАнЭтУ Аж во Всёшьи не забыть. Вняв Божественнейши (!) ДАры, Звёздным Ветром вновь напьюсь(!) Я Тебе сверхБЛагоДарна, ВсеЯСветнейшая Русь!
Дата: Суббота, 2011-08-27, 1:45 PM | Сообщение # 24
Строитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Статус: Offline
Во время давное, дивное Собиралися боги древния, могучия. Думу думали долгую: кому тайны великия дать в хранения. 1. В том лесу да темном, В том болоте да гиблом, Вода черная, век не тронута. Вода черная, небо видела, Небо видела отражала. Пролетал сокол белый, В воде черной казался. Месяц ясный светил. В воде свет хоронил. А вода черная да нетронута, Да не пугана, да не испита. 2. Прилетал на небушко черный ворон, Птица вещая. Рассказал богам о воде той да черной, В том лесу, да в болоте гиблом. И спустилися к воде да черной Боги сильные, всемогущие. Посмотреть в тыя воды да черные. 3. Посмотрели, удивилися. Себя малыми детками увидели, Несмышленными да непослушными. Увидали они Отца-творителя, Как он Землю-Матушку творил, Небо ясное делал, Солнце да звезды вешал. 4. Устыдились тут великие, Стыдно стало всемогущеньким. Поняли волю да Творителя, Дали тайны тыя да великия Воде да черныя. В том лесу, да в болоте гиблом. Завет дали ей те могучие: Не пускать к тайне той да великия Людей пришлых да незнающих. Истина находит того, кто может её увидеть.
Звёзды-вечерницы, ласковым светом Сонных коснитесь полей! Землю согрейте небесным приветом - Станет на сердце светлей.
Тяжкие думы и громкие речи Стихли с закатным огнём. Сердце ликует предчувствием встречи С ясным, безоблачным днём.
Ночи поют соловьёв голосами - Вслушайся, чувствуй, смотри, Как над озёрами и над лесами Светит улыбка Зари!
Как бы нам ни было горько и больно, Как бы ни маяла грусть, - Летом под звёздами жарко и вольно Дышит былинная Русь. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Воскресенье, 2011-11-27, 11:21 AM | Сообщение # 26
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Русские традиции, связанные с новосельем
Вы собираетесь въехать в новый дом? Знайте, что событие это должно пройти по старинным обычаям. Переступая порог нового жилища, человек словно вступает в новую жизнь. Будет ли эта жизнь благополучна, зависит от соблюдения новоселами многих примет. Считается, что если совершить необходимые обряды при заселении, то жизнь в новом доме сложиться счастливо. В старину все стройки начинались одинаково. Самый старший в семье первым приступал к возведению дома: туда, где будет основание жилища, он насыпал зерен, а на них водружал камень или бревно. Когда стройка подходила к концу, на конек крыши вешали венок, сплетенный из самых простых цветков и ветвей березы или ели. Соседи, увидев такой венок, понимали: скоро праздник новоселья. По традиции самый старший в семье не только начинал стройку, но и первым переступал порог нового дома. Во времена язычества люди не начинали жизнь в только что построенном доме, не получив на то божественное благословение. Чтобы получить от богов благословение, нужно было их умилостивить. А, как известно, языческих богов умилостивить можно было только жертвоприношением. Если в семье были старики, то самый старший из них становился этой самой жертвой для богов. Старик входил в дом первее всех остальных. Потому что язычники верили: первый вошедший в дом первым и отправится в царство мертвых. Потом язычество сменилось христианством и обычаи также поменялись. Первой в дом стала входить кошка. Почему именно она? Считалось, что этот зверь знается со всякой нечистью. А в только что построенном доме могут обитать злые духи, поэтому к ним нужно подпустить того, кто их не боится и кому они ничего не сделают. А раз кошка связана с ними, то и бояться ей нечего. Еще верили, что кошка всегда находит в доме самый лучший уголок. Где улеглась кошка, там потом хозяин и хозяйка устраивали свое спальное место или размещали детскую кроватку. В новый дом запускали не только кошку. Первую ночь в построенном жилище должен был провести петух. Люди опасались первыми ночевать в доме – боялись нечистой силы. А вот петух как раз изгонял ее своим пением поутру. Но его ждала потом незавидная участь – из петуха готовили холодец, который подавали к праздничному столу. И все же кошка и петух были не самыми лучшими защитниками от нечисти. Самым важным хранителем дома считали, конечно же, домового. Переезжая из старого дома, люди его звали с собой. Даже приманивали разными угощениями. Например, кашей. Ее готовили вечером в печи того дома, который собирались покинуть. Немного каши накладывали в миску специально для домового, чтобы задобрить его, позвать таким способом в новое жилище. Сами же хозяева приготовленную кашу не ели, а сохраняли до следующего дня. За трапезу садились только в новом доме. Перед тем как сесть за стол, в дом вносили икону и каравай. Икону помещали в так называемом красном углу. Если хозяева хотели, чтобы домовой из старого их жилища перебрался в новое, то просто забирали с собой веник. Считалось, что тогда домовой обязательно придет на новое место. Оставить веник – плохая примета. Ведь этим веником женщина старательно выметала из старого дома весь сор, который потом сжигала и рассеивала по ветру. Делалось это затем, чтобы по оставленному мусору или пеплу никто не навел порчу. Веник позже должен был вновь пригодиться хозяйке. Им она подметала новую избу. Только после этого старый веник сжигали. Сейчас вселение в новый дом отмечается так: сперва устраивают праздник для самых близких, а потом – для всех знакомых, соседей и родственников. Возможно, только построенный дачный дом не станет самым лучшим местом для празднования. Однако если вы не устроите новоселье, домовой может обидеться и покинуть вас. Если навести должный порядок перед новосельем не удалось и накрыть шикарный стол тоже не получилось, не переживайте. Угощения на новоселье могут быть самыми простыми. Самое важное – не забудьте о каравае. Именно он на праздничном столе станет символом богатства и будущей счастливой жизни в новом доме.
Новосельному караваю славяне отводили особое место на столе – в центре. Пышный каравай, украшенный ягодами рябины или калины, лежал на красных и зеленых рушниках. Ведь красный цвет – это символ благополучия, а зеленый – долголетия. Гости непременно должны принести с собой хлеб. Или небольшой пирожок. Это нужно для того, чтобы в новом доме все были всегда сыты и богаты.
Дата: Вторник, 2012-01-31, 3:17 PM | Сообщение # 27
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18800
Статус: Offline
ПРЯХА (ПРЯЛЬЯ).
Лицо женского пола, владеющее умением прясть. Статус пряхи определялся ответственностью самого прядения — главного женского занятия, которым мужчины никогда не занимались. По народным представлениям, прикосновение мужчины к веретену лишало его силы и ловкости, а неправильное обращение пряхи с куделью могло сделать женщину мужеподобной: у нее начинала расти борода.
Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением и с его атрибутами. Девочке, чтобы она легко приобщалась к прядению, перерезали пуповину на прялке или веретене, а также прикладывали эти предметы к новорожденной. Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на женскую работу, в частности, пряжу. Кроме того, помещали в ее колыбель детскую прялку. Пожелания стать хорошей пряхой произносились на родинах: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала» (9, с. 33). Во время крестин, возвращаясь из церкви, крестная брала кудель и садилась прясть, чтобы девочка успешно овладела этими операциями; с той же целью ребенка передавали крестной через прялку. С 5—6 лет девочку начинали учить прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти или очесов. Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, под приговор: «Ета зъяси — будщи хорошая пряха» (5, с. 58). В некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее руках горела.
Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Связь прядения и удачного замужества прослеживается во многих магических действиях добрачной, свадебной и семейной обрядности. Так, девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине» (спряденных и сотканных холстах), во время ее расстилания, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать» (12, с. 162), то есть приготовить себе приданое. Хлестали сватов мотком ниток для удачного сватовства. Известны свадебные приговоры, в которых выступает символика «недремавшей» невесты: «Наша молода не спала, не дремала, тонко пряла, звонко ткала, бело белила и нас подарила» (8, с. 133). Кроме того, на второй день свадьбы свекровь во время утренних хозяйственных заданий поручала молодице спрясть нитку, а в течение специальной «прядильной недели» Великого поста молодицу приучали к новой жизни в кругу женской родни мужа.
Тема прядения и девушка-пряха широко представлены в песенно-игровом фольклоре молодежи. Так, весной девушки исполняли веснянки, призывая птиц, которых просили принести весну и атрибуты рукоделия:
Жаворонки... принесите весну... С пряльцем, с донцем, С кривым веретёнцем!
В таких играх, как «просо» и «мак», которые сопровождались игровыми песнями — «А мы просо сеяли», «На горе мак», «Посею я маку», одновременно разворачивался «растительный» сюжет, символизирующий половое созревание девушки, и раскрывался мотив обучения ее рукоделию, в частности прядению. Так, в хороводной игре «просо» новую девушку обучали ремеслу пряхи-ткахи:
Не пряха была, Не ткаха была... «Не тужи, мати, не печалься! Уж мы станем учить — Переучивать. У нас будет ткаха, У нас будет пряха»...
Вообще, мотив пряхи и прядения присутствует в хороводных игровых песнях. Существовал набор хороводных песен, под которые «собирался хоровод», при этом движения хоровода изображали процесс прядения и снования. Во время исполнения песни «По улице шла, клубок ниток нашла» присоединение к хороводу новой девушки происходило под слова: «Клубок катится — нитка тянется», что воспроизводило прядение нити.
В игре «дрема», особенно в ее варианте «дрема с куделью», происходит символическое посвящение девушки в пряху — мастерицу и невесту. Девушка становилась в центре хоровода и изображала пряху, дремлющую во время работы.
Остальные участники, исполняя песню изображали указанные в ней действия: пробуждали Дрему и на ее место ставили другую девушку из круга. Согласно интерпретации этой игры Т. А. Бернштам, дремлющая молодица Дрема-непряха противопоставляется недремлющей девушке — пряхе. Мотив прядения в подобных играх тесно связан с любовными отношениями молодежи и молодоженов. Молодица, которая была непряхой, то есть ленивой в девушках, становилась Дремой и выходила замуж за «старого» — «холостого полюбить — самопряхой надо быть» (11, № 599), либо превращалась из пряхи в непряху: «веретёнушко не вьется, куделенко не прядется» (1, с. 24); молодица, ставшая Дремой-непряхой, теряла женскую привлекательность.
Девушки, проходя через игровой «переходный» обряд «дремоты», олицетворяющий сон и смерть (с последней в мифопоэтической традиции связана женская покровительница прядения), и преодолев образ Дремы-непряхи, получали возможность участвовать в ритуальных молодежных играх и символически обучались мастерству прядения, что, в свою очередь, соответствовало половой зрелости и брачным перспективам.
По умению девушки прясть судили о ее земной и загробной судьбе. Так, по народным представлениям, плохую пряху на земле ждут одиночество и греховная жизнь, а после смерти она встанет «со столбом» или будет «пасти козлов» (символ похоти). Интересен культ поморской девушки-пряхи, утонувшей во время шторма вблизи беломорского островка Полта(м)-Корга (между р. Кемью и Сорокой) и совершавшей после смерти чудеса исцеления. В легенде девушка либо плывет с прялкой по ягоды, либо является людям после смерти с просьбой о. захоронении, либо ее находят мертвой и сидящей на прялке. С прялкой девушку и хоронят, построив «на косточках» часовню, где и происходят «чудотворения». Прялка предстает символом умершей девушки, которая достигла совершеннолетия («полной девкой заводилась»), была непорочной («ни одного мужика не знала») и стремилась к святости.
Образы пряхи и непряхи раскрываются в сказках. Одним из ярких сказочных персонажей была невеста Финиста Ясна Сокола. Она находила своего жениха с помощью нити, прядущейся из «серебряного донца — золотого веретенца», или вышивания по «серебряному пяличку золотой иголочкой». В фольклорных сюжетах прядение прививало навыки, которые выражали «зрелость» невесты: по изготовленной чистой и тонкой пряже, по умению определить количество вещей, что из этой пряжи можно сделать. Например, в заонежской сказке «Про Ивана-царевича» две сестры хвастаются тем, сколько вещей они могут изготовить из своей пряжи, если к ним посватается царевич: старшая — полотенце и простыню, средняя — полотенце, порты и настилальник (простыню). Но не все девушки становились хорошими пряхами. Так, в шуточном игровом фольклоре рисуется образ непряхи:
Жила-была Дуня, Дуня-тонкопряха. Вали-вали, Дуня, Дуня-тонкопряха! Пряла наша Дуня Ни толсто, ни тонко, Ни толсто, ни тонко, Потолще каната, Потолще каната, Потоньше оглобли.
Ей противопоставлялась невеста Марья, привораживающая жениха своей тончайшей пряжей. Показать свое мастерство пряхи девушка могла на посиделках (попрядухах, попрядках, супрядках), куда приходили и парни. Работали девушки в осенне-зимнее время: в период осеннего поста (Филипповского-Рождественского): отдельные работы продолжались до Масленицы. На посиделках важная роль отводилась прялке, которая определяла индивидуальное девичье место (у пряхи, занявшей чужое место, прялку выкидывали на дорогу). В северно-русских и западно-русских областях парни должны были просить разрешения войти на посиделку под окном или в дверях избы, что называлось «проситься за прялку», «сесть под прялку». Чтобы получить «прялочное место», парень выкупал прялку или ее захватывал, если девушка выходила из избы, при этом он имел право сесть только на колени к девушке. Пересесть на скамью разрешалось в процессе игры: «в местечки», «в соседи», которые сопровождались «выкупом» прялки, веретена, кудели, пряжи. Если девушка отказывала в выкупе (поцелуе), то парень мог ее опозорить — из мести или хулиганства он поджигал, путал пряжу или кудель, обвивал себя ею, ломал веретено или прялочный гребень, прятал предметы для прядения.
В Новгородской губ. местные парни, приходя на посиделку, зажигали свечи у прялок девушек, которым они отдавали предпочтение, при этом у некоторых горело не по одной свече, а «чужаки» обходили всех девушек, поджигая у каждой кудель. В Вологодской губ. поджигание посредине избы общей кудели, надерганной с каждой прялки, говорило о начале игры «женитьба». Девушки и парни гадали по кудели о своей судьбе, что называлось «на городок»: парень клал на стол или лавку скрученный вокруг пальца клочок кудели и поджигал, затем смотрел, «куда ворота откроются» — туда жениться идти. Если поведение девушки не соответствовало принятым нормам, то ее могли наказать: за измену выкашивали посеянный ею лен; за неучастие в молодежных собраниях и разглашение групповой тайны ломали гребень или лопасть прялки, путали кудель, рвали пряжу. Последний день супрядок сопровождался различными обрядами. Так, в Смоленской губ. девушки пели:
Девушки — свет, Голубушки — свет, Початычка нет! Бярите гребенки, Чашите галовки: Пара да двара (расходиться).
В обычной жизни после выхода замуж женщина не расставалась с прялкой и не переставала прясть, хотя по статусу молодицы как бы теряла свое значение пряхи. В традиционных представлениях девушка — пряха, а молодица — непряха. Для женщины главным становилось ткачество.
Значение прядения было так велико, что оно с древности, так же как и ткачество, являлось символом женского труда, а пряхи имели своих святых покровителей. Непосредственной покровительницей женской зимней работы, в первую очередь прядения, а также самих прях была св. Параскева Пятница, образ которой зачастую сливался с Богородицей. Обе они представлялись защитницами женщин, распорядительницами браков, покровительницами дома и женских занятий. В древности существовала языческая богиня-пряха Мокошь — женское божество древнерусского пантеона. По поверьям, пряхе не разрешалось оставлять кудель открытой, а «то Мокша опрядет». Параскева Пятница заимствовала занятие Мокоши, а затем и покровительство пряхам и прядению, поэтому ее называли Льняницею: «На Парасковию-Льняницу начинают мять и трепать лен». Пряхи приносили св. Параскеве Пятнице жертвы — бросали в колодец кудель. Назывался такой обряд «мокрида», что соотносилось с именем Мокоши и имело общий корень со словами «мокрый», «мокнуть» или «mokus» — прядение. В качестве приношения вычесанная льняная кудель или выпряденные нитки оставлялись пряхой у святых источников, посвященных св. Параскеве, при этом говорилось: «Угоднице на чуловки!»; «Матушке Пятнице на передничек!» (7, с. 194). В канун дня Параскевы-Льняницы приготовляли первину льна, посвященную этой святой, и приносили для освящения в церковь, а затем прикрепляли к образу св. Параскевы. В этот день устраивались «льняные смотрины» — женщины выносили вытрепанный ленпервак на улицу, демонстрировали друг другу, хвалясь своей работой. Девушки стремились показать свое «льняное искусство» парням и будущим свекровям.
Чтобы покровительство св. Параскевы не покинуло пряху, надо было соблюдать определенные правила и не нарушать запретов. Так, в день памяти святой и во все пятницы не разрешалось прясть: «а то у Параскевы Пятницы засорятся глаза»; «в пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель»; «кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью» («кострыкой глаза запорашивает»); «не прясть в пяток, потому что в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать». В случае несоблюдения запретов Параскева Пятница сурово карала — скручивала пряхе пальцы на обеих руках и покрывала их заусеницами. По легенде Ярославской губ., Пятница наказала пряху, которая работала в ее день. Железной спицей, которой прикрепляют кудель льна к копылу, она истыкала женщину до полусмерти. По другому поверью, Параскева подбрасывает веретено в окно женщине, прядущей накануне пятницы, и одобряет ее, когда та догадается выбросить веретено обратно в окно.
Прядение и ткачество нашли отражение в обрядах, которые раскрывают мифологическое значение этих занятий как «творения мира». Сюда можно отнести изготовление женщинами обыденной (т. е. сделанной за один день) нити, пряжи или холста, а также изделий из него — пелены или полотенца. Обыденная новина выполнялась для сохранения общественного благополучия — для охраны домов и селений, скота от возможных несчастий. Обряд изготовления новины за один день воссоздавал архаические представления о женском творении мира.
Образ пряхи существует не только в человеческом обличье. Так, роль пряхи в животном мире, по представлениям русского народа, воплощает горностайка, персонаж сказов об ивановских ткачах Владимирской губ. В них рассказывается о горностайке — «доброй рукодельнице: что спрядет, что соткет — простым людям в прок идет». Она «лапками стежку шьет — стежка серебром сияет», так как прядет не простую пряжу, а снежную.
Прядение, особенно в большие годовые праздники, могло повлиять на здоровье людей, животных, на благополучие дома. Так, прядение заговоренной шерсти служило «для чарования скота и дома». Поэтому не разрешалось прясть и ткать по большим праздникам, так как в «поворотные», «переходные» моменты (Рождество, Святки) мир мог быть как правильно, так и неправильно «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан»
Дата: Понедельник, 2012-02-06, 6:57 PM | Сообщение # 28
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1498
Статус: Offline
ОБРАЗЫ ГИПЕРБОРЕЙСКОЙ РУСИ
Веда
В современной России, да и во всём Белом мире, лишь несколько художников посвятили себя изучению и воссозданию образа нашей древнейшей Руси Гиперборейской. Среди них Александр Угланов, уже состоявшийся мастер станковой живописи. Его сказочные картины можно было увидеть в подлиннике на лучших коллективных выставках по славянской тематике, организованных Юрием Михайловичем Медведевым в Музее Москвы (2009) и в Школе искусств им. Балакирева (2010). И вот пришло время осмыслить творчество Угланова как индивидуальный, своеобразный и неповторимый мир.
Александр Борисович Угланов родился в 1960 году в городе Тверь. В училище Александр Угланов познакомился с Всеволодом Ивановым – другим студентом Калининского художественного училища. Молодых художников из Твери на долгие годы связала творческая дружба. Они жили одними мечтами, образами и даже писали картины в одном стиле. Тон задавал старший по возрасту Всеволод Иванов (1950 г.р.), грезивший фантастическими мифами о погибших цивилизациях – Атлантиде и Гиперборее. В работах Александра Угланова мы находим подобную тематику. Это «Гости из Гипербореи» (2002), «Атлантида» (2004), «Таинственный студёный океан» (2007) и другие.
Дата: Воскресенье, 2012-08-12, 9:42 PM | Сообщение # 30
Советник Хранителя
Группа: Модераторы
Сообщений: 193
Статус: Offline
ТЕРЕМ КУЗНЕЦА КИРИЛЛОВА
Село Кунара, Невьянский район, Свердловская область. У уральского кузнеца Сергея Ивановича Кириллова была мечта, которую он сумел воплотить. Это деревянное чудо создано за десятилетия ещё в советское время! Самого кузнеца, который строил этот дом всю жизнь, уже нет в живых, но сказка его живёт. А ещё в доме живет жена кузнеца Кириллова — Лидия Харитоновна.
От кудрявых стружек тянет смолью, Духовит, как улей, белый сруб. Крепкогрудый плотник тешет колья На слова медлителен и скуп.
Тёпел паз, захватисты кокоры, Крутолоб тесовый шоломок. Будут рябью писаны подзоры, И лудянкой выпестрен конёк.
По стене, как зернь, пройдут зарубки: Сукрест, лапки, крапица, рядки, Чтоб избе-молодке в красной щубке Явь и сонь мерещились — легки.
Крепкогруд строитель-тайновидец, Перед ним щепа, как письмена: Запоет резная пава с крылец, Брызнет ярь с наличника окна.
И когда очёсками кудели Над избой взлохматится дымок — Сказ пойдет о Красном Древоделе По лесам, на запад и восток.
Николай Клюев ОДИН ПУТЬ. Поэтому на него можно встать через веру и знание.
Дата: Пятница, 2012-10-12, 11:08 AM | Сообщение # 31
Советник Хранителя
Группа: Модераторы
Сообщений: 193
Статус: Offline
Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках в большинстве своем была серебряная и золотая.Естественно золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов - дерева и глины. Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла и перламутра составляла богатство дома, и занимала после икон едва ли не первое место в убранстве жилища. Столовая посуда являлась предметом щегольства и при всяком удобном случае выставлялась напоказ как свидетельство достатка хозяина.Особенно пышно обставлялись пиры и приемы. Всем известна фраза "закатить пир на весь мир". ОДИН ПУТЬ. Поэтому на него можно встать через веру и знание.
Дата: Пятница, 2012-10-12, 12:33 PM | Сообщение # 32
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1502
Статус: Offline
разрешите и мне поделиться своими наблюдениями....
Как интересно все же переплетаются народы, культура, события, эпохи, имена..Вот снова рассматривая общую суть Женского начала, на глаза попался материал пускай о материальном, но очень интересном, общем течении в...одежде!)
На эту тему есть прекрасная, академическая статья Зеленина Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян (Журнал "Slavia", Rocnik V, Sesit 2, Praze 1926. Главы 1 - 7, стр. 303 - 338, главы 8 - 13, стр. 535 - 556, формат doc ). В статье приводится виды женских головных уборов, рисунки. Автор приходит к выводу:
"... возникновение и развитие существующих доныне форм восточнославянских женских головных уборов объясняется тремя различными факторами. Первое — фактор биологический — необходимость перевязать длинные волосы веревкой (такую веревку мы считаем прототипом всех девичьих уборов и, быть может, также женской кибалки) и необходимость обвязать причёску сеточкой (откуда повойники-очипки). Второй фактор — магический: головной убор должен служить оберегом матери (и вместе её ребенка) от нечистой силы и злого глаза; таковы все рогатые уборы; такова, быть может, сорока, поскольку в ней можно видеть сближение с птицей сорокой. В кокошнике идея оберега заменилась магическим символом плодородия: в этом великорусском уборе бесспорна идея сближения с обычным символом женской плодовитости — с курицей; вполне аналогичный символ плодородия мы имеем в украшении разных женских уборов «шишками» (рис. 35), похожими на «шишки» украинского свадебного коровая и, в дальнейшем, на плоды-семена сосны."
Больше всего меня заинтриговала связь русской рогатой кички с головным убором египетской богини Изиды. Этого в статье Зеленина нет, но параллели увидеть можно.
Может быть, женские головные уборы восточных славян гораздо древнее, чем кажется историкам? Может быть непрерывная традиция этих головных уборов сопоставима с египетскими царствами? И, может быть, был какой-то глубокий смысл в головном уборе, который мы сейчас утратили?
Но вернемся ещё раз к Египту. Богиня Хатхор, как и Изида, тоже изображается с рогами. Есть вот такая примечательная стела, с изображением фараона, его жены (справа) (некоторые считают это изображение какой-то богини) и Хатхор (слева) (Петухов ошибочно считает, что это вторая жена фараона). Над женой, мелко, изображено некое чудо-юдо, которое Ю.Д. Петухов, идентифицирует как Велеса!!! Стела датируется примерно (2494—2471 до н. э.)
изображение рогатой Иштар. 2100 г. д.н. Аккад.
Фигурка рогатой Астарты
изображение шумерской Инанны
Власть над временем. Путь есть вмещение и становление.
Сообщение отредактировал Милинда - Пятница, 2012-10-12, 12:36 PM
Дата: Понедельник, 2014-02-10, 7:31 PM | Сообщение # 36
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6928
Статус: Offline
В хоромах купцов Строгановых почетного гостя поили заваренной «травкой», которая по свидетельству историков даже на столе царя Алексея Михайловича бывала не каждый день. От Соли Вычегодской начал свое торжествующее хождение по Руси этот дивный восточный напиток. Чай, по-видимому, сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные напитки, хотя с квасом ему было трудно тягаться…
Но такое противоборство и неуместно. Добрый, выверенный народом напиток, как добрый национальный обычай, не враг другому такому же доброму напитку (обычаю). Они лишь дополняют друг друга, и каждый выигрывает рядом с другим.
Время, место и настроение безошибочно подсказывали хозяину или хозяйке, чем утолить жажду гостя, работника, домочадца. В одном случае это был чай, в другом - квас, в третьем - сусло. Многие любили березовый сок. Каждому такому питью соответствовали своя посуда и свой ритуал, зависимый, впрочем, и от индивидуальных особенностей человека. Говорят: «Всяк попьет, да не всяк крякнет».
За короткий исторический срок чаепитие на севере Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Он как бы дополнял в доме два важнейших средоточия: очаг и передний угол, огонь хозяйственный и тепло духовное, внутреннее. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной, такое же ощущение было от пустого переднего угла либо от остывающей печи.
В каких же случаях ставился самовар? Очень во многих. Неожиданный приход (приезд) родного или просто дорожного человека, перед обедом в жаркий сенокосный день, на проводах, после бани, на праздниках, с холоду, с радости или расстройства, к пирогам, для того чтобы просто нагреть воду, чтобы сварить яйца, кисель и т.д. и т.п.
Одна из главных особенностей русского самовара в том, что он может кипеть до конца чаепития, для чего достаточно держать трубу слегка открытой. Во время войн, в голодные годы самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем и утешителем. За неименьем чаю-сахару заваривали морковную вяленицу, зверобой, лист смородины и т.д.
Кукла - одна из старейших игрушек человека. Русское слово "кукла" родственно греческому "киклос", означающее круг, что-то свёрнутое. По назначению куклы делятся на игровые, обрядовые и куклы-обереги.
С древних времён на Руси делали куклы-обереги из золы, которую брали из очагов. Зольная кукла, или Баба, как её называли, оберегала жилище, очаг и женщину. Бабушка передавала Бабу внучке в день её свадьбы.
Позднее куклы стали изготавливать из различных природных материалов: дерева, кости, глины, корней, соломы, травы, ткани и других.
Славяне трепетно относились к появлению ребёнка в семье. Для него изготавливали куклу-оберег из цветных лоскутков ткани. Игрушку сворачивали, не пользуясь иглой и ножницами, вкладывали в неё тепло материнской души и сердца. Перед рождением ребёнка оберег клали в колыбельку, он обживал и обогревал её.
Позднее, чтобы обмануть злых духов, в колыбель подкладывали куклу Пеленашку. Когда в дом приходили гости, они смотрели на ребёнка и на куклу, говоря при этом: "До чего же куклёнок хорош."
Над изголовьем колыбели вешали Берегиню сна, наказывая ей: "Сонница-бессонница, не играй с моим ребёнком, а играй с этой куколкой".
В славянских семьях также изготавливали обереги здоровья и называли их Кубышка-травница, Травница-защитница. Голова этой куколки делалась из льняной или хлопковой ткани и ваты, а в туловище вкладывали лекарственные травы: зверобой, душицу, мяту, тысячелистник и хвою. Часто к рукам привязывали мешочек с целебными травами.
Этих кукол красиво наряжали, а когда вносили в дом, мяли, чтобы аромат трав распространялся по жилищу. Куколку вешали над детской кроваткой или возле постели больного. Травы через два года меняли на свежевысушенные.
Интересна кукла-оберег Лиходейка. Её скручивали в виде креста из двух полосок ткани, взятой из ношеной одежды или постельного белья. Такой оберег укрепляли на стене, чтобы болезни вселялись в него, а не в хозяев дома.
Кукла Лихоманка, изготовленная из лоскутов ткани и красиво наряженная, тоже предназначалась для изгнания болезней из дома.
Кроме этих кукол делали Десятиручек, их ставили на видное место. Считалось, что они помогают в хозяйственных делах.
А вот для отдыха, для веселья и хорошего настроения предназначались куколки-Колокольчики. Из дерева делали Птицу Счастья, она была хранительницей семейного счастья и благополучия.
В каждом славянском доме была кукла-оберег Крупеничка. С нового урожая в неё насыпали отборного зерна, весной из неё брали горсть зерна на посевную, а в голодные годы - на кашу. По внешнему виду этой куклы определяли как живёт семья. Если куколка была худа, то семья бедствовала.
Со временем эти традиции частично утратились: мешочки стали зашивать, наполнять их горохом, пшеном. Появились и новые названия, например, Горошинка.
Куклы-обереги делали, не обозначая черт лица, чтобы злые силы не смогли вселиться в безликое существо. Также при изготовлении не пользовались иглой и ножницами - ведь друзей жалеют: не колят, не режут.
Считалось, что чем больше в доме кукол, тем она счастливее и богаче, поэтому куклами дорожили и берегли их. В некоторых семьях насчитывалось до ста кукол-оберегов.
С давних пор славянская женщина, выходя в поле на работу, брала с собой детей. Чтобы занять их, она делала для них куклу Стригушу из стриженой травы. Когда ребёнок болел, в эту куколку вплетали лечебные травы.
Кроме игровых и кукол-оберегов в семьях к каждому празднику делали обрядовые куклы. Как правило, их ставили в красный угол избы.
Были и одноразовые обрядовые куклы. Например, Купавку изготавливали к празднику Ивана Купалы и опускали её на воду.
На День Зимнего Солнцестояния мастерили Спиридона-Солнцеворота. В руках он держал колесо, символ Солнца, дающего богатство. Спиридон-Соснцнворот также выполнял роль оберега. Его дарили мужчинам, чтобы они держали судьбу в своих руках.
К обрядовым куклам относится кукла Кукушка, символизирующая обряд посвящения в девушки и уносящая беду.
Символом плодородия и благополучия у славян была кукла Капустка.
Сделанные добрыми, работящими руками человека куклы воплощают в себе энергетику, знания и умения народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями.
С давних времён наши предки изготавливали обереги из дерева, кости, глины, ткани и прочих материалов. Имея такие обереги, люди чувствовали себя защищённее и увереннее.
Куклы-обереги жилища День и Ночь были широко распространены в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье.
Работящая весёлая куколка, одетая в светлое платье, считалась хозяйкой дневного времени суток. Она следила, чтобы в будние дни люди трудились, а в праздничные - отдыхали, веселились, пели и плясали.
Куколка Ночь - спокойная, задумчивая, мудрая. Она хозяйка волшебного и таинственного мира, который приходит с наступлением сумерек. Без светлых лучей солнца всё становится неузнаваемым. И люди тоже становятся другими: их души раскрываются, самые сокровенные беседы затягиваютмся за полночь, самые невероятные приключения происходят в тёмное время.
А главное Ночь приносит человеку отдых, оберегает сон детей и дарит им сказочные сны.
Этих кукол легко сделать своими руками, вложить в них свои мысли и желания.
Для работы потребуются:
1. Два одинаковых по размеру квадрата тёмной и светлой ткани. 2. Полоски ткани или тесьма, белые и тёмные нитки. 3. Ветошь или вата
Порядок изготовления кукол:
1. В центр квадрата положить ветошь или комочек ваты для головы. 2. Ткань свернуть по диагонали и сфомировать голову. 3. Шею туго перетянуть нитками или тесёмкой соответствующего цвета. 4. Сформировать руки, при этом уголки подвернуть внутрь и перетянуть запястья ниткой. 5. Из полоски ткани или тесьмы повязать поясок. 6. Голову украсить тесёмкой или полоской ткани. 7. Из светлых и тёмных толстых ниток сплести в виде косички шнурок, которым соединить кукол. Шнурки привязываются сзади к повязкам на голове.
Так как эти куклы выполняют роль оберегов, то лица им не следует рисовать. Считается, что в безликие существа не смогут вселиться злые духи.
Оберег вешают в доме на видном месте. Утром тот из членов семьи, кто раньше встаёт, выставляет вперёд куклу День. А вечером тот, кто последним отправляется спать, выставляет - Ночь.
Можно усложнить процесс изготовления кукол - добавить туловище. Для этого надо взять подходящего размера полосу ткани, плотно свернуть её, придав форму цилиндра, и перевязать нитками.
Приставить тканевой цилиндр к шее, обернуть нижними углами квадрата и обвязать нитками. Далее по своему вкусу нарядить кукол: Ночь - в одежды тёмных тонов, День - светлых.
Не забудьте, что для изготовления кукол-оберегов необходимо брать только натуральные материалы.
Такие вот незатейливые куколки, сделанные с душой и любовью, привнесут в вашу семью уют, добро, хорошее настроение и удачу.
Дата: Пятница, 2015-03-27, 3:45 PM | Сообщение # 40
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18800
Статус: Offline
Все учебники по истории учат нас, что до крещения на Руси жили дикие племена – язычники. Занимались земледелием и скотоводством, жили в лачугах. Так ли это? Давайте посмотрим на археологические находки, найденные в Сибири, на Урале, и европейской части России и решим были ли наши предки дикими... Находки археологов из Сибири археологи, история, находки, сибирь
Находки археологов из Сибири археологи, история, находки, сибирь Ваза с изображением воинов, электрум, 4 в. до н.э. Электрум это природный сплав золота(80%) и серебра(20%).
Находки археологов из Сибири археологи, история, находки, сибирь Поясная застежка, золото, бирюза, 2-3 в. н.э.
Находки археологов из Сибири археологи, история, находки, сибирь Браслет, золото, 4-5 в. н.э.
Находки археологов из Сибири археологи, история, находки, сибирь Эгрет в виде грифона держащего в когтях горного козла, золото. Найдено в междуречьи Иртыша и Оби.
Находки археологов из Сибири археологи, история, находки, сибирь Источник: www.liveinternet.ru Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок