Пятница, 2024-10-04, 7:55 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Руми, Фатьма  
Игра мудрецов
БелоснежкаДата: Понедельник, 2020-01-20, 4:45 PM | Сообщение # 1
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7092
Статус: Offline
Как и в какие игры играют мудрецы?
Пожалуй, самая известная игра мудрецов - Шахматы. С неё и начнём тему.



Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Понедельник, 2020-01-20, 4:48 PM
 
БелоснежкаДата: Понедельник, 2020-01-20, 4:46 PM | Сообщение # 2
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7092
Статус: Offline
В отличие от статистики, которая, как известно, «знает всё», история знает многое, но не всё. Возникновение шахмат является подтверждением сказанного. Ни эпос, ни литература первых столетий новой эры, ни легенды о шахматах, получившие распространение в средние века, не являются достоверными источниками сведений. Но, впрочем, стоит привести самое древнее из известных преданий об «игре мудрецов»...



Индийский раджа Схерам не отличался умением управлять, а потому в короткое время довёл свое государство до разорения.  Тогда мудрец-брахман Сесса, желая сделать властелину тактичный намёк, придумал игру, в которой король — самая важная фигура — не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек.Сеанс шахматной игры произвёл на раджу сильное впечатление. Аналогия была вполне определённой. Желая отблагодарить мудреца за наглядный урок жизненной мудрости, Схерам обещал наградить Сессу всем, чего он только пожелает.



Сесса, решив заодно научить чванливого властелина скромности, попросил ничтожную, на первый взгляд, награду: немного пшеничных зёрен. А точнее, столько, сколько окажется на 64 клетках шахматной доски, если, начиная с одного зерна на первой клетке, всё время удваивать их число. Схерам согласился, радуясь, что так легко отделался.Но уже очень скоро выяснилось, что желание мудреца выполнить невозможно. Общее число зёрен составило... 18 446 744 073 709 551 615 (18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча)!Исходя из того, что на 1 куб. см. приходится, в среднем, 20 зёрен, раджа должен был бы выложить... 922 337 203 685 кубических метров пшеницы. Для получения такого количества зерна следовало бы восемь раз засеять всю поверхность земного шара и столько же раз собрать урожай...


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Понедельник, 2020-01-20, 4:47 PM
 
БелоснежкаДата: Вторник, 2020-01-21, 9:57 AM | Сообщение # 3
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7092
Статус: Offline


Так как эта легенда, по сути, говорит лишь о сюрпризах математики и не содержит ничего специфического для шахмат, то нельзя исключить её рождения в Индии задолго до появления интересующей нас игры.Долгое время считали, что шахматы существуют несколько тысяч лет. Предполагали, что они впервые появились в Египте и Древней Греции. Наука постепенно опровергла эти гипотезы, — но они подтолкнули фантазию английского поэта XVIII в. Уильяма Джонса.Он создал поэму «Каисса», в которой рассказывается, как бог войны Марс пленился красотой дриады Каиссы, но смог добиться её любви лишь благодаря изобретению шахмат. Отсюда появился символический образ Каиссы — богини шахмат, подобной музам, покровительницам искусств



Каисса (иллюстрация, XIX век)

вход в Звёздный Храм

О чем говорят исследования

Исследования говорят о том, что древнейшая форма шахмат появилась все-таки в Индии, где-то в первой половине I тыс. н. э. Это военная игра чатуранга (санскр. catur — четыре и anga — часть, тело).Чатурангой в древней Индии называлось войско, состоящее из боевых колесниц (ратха), слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Итак, игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководили полководцы (раджи).



Войска располагались по углам 64-клеточной прямоугольной доски (аштапады); в игре участвовало четыре человека, по-видимому, по два партнёра с каждой стороны. В распоряжении каждого игрока были четыре пехотинца, один всадник, один слон и один полководец.  Ходы фигур отображали передвижения и действия боевых подразделений. В чатуранге вначале массивный грозный слон шел напрямик — это была фигура, которую мы сейчас называем ладьёй. Затем постепенно, при уточнении «обязанностей» фигур, функции слона были переданы боевой колеснице.Слон же стал перевозить воинов по диагонали, косым прыжком через клетку, что говорило о том, насколько он сильнее пехотинца, который мог лишь медленно шагать с одной клетки на другую. Ходы раджами (королями), пешками (воинами), ладьями (колесницами) совершались в чатуранге так же, как в современных шахматах.

Выигрышем считались не только мат, но и пат. Кроме того, выигрыш достигался путём уничтожения сил соперника, в том числе и раджей. Игра носила азартный характер, так как движение фигур определялось бросанием игральных костей.


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Вторник, 2020-01-21, 12:52 PM
 
MгновениЯДата: Среда, 2020-01-22, 8:24 PM | Сообщение # 4
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18675
Статус: Offline


На следующем этапе развития вместо четырёх «военных лагерей» на доске появились два, в каждом из которых было по шестнадцать фигур. Одна из них, изображавшая полководца, стала называться шахом (королём), которого по правилам игры уже нельзя было уничтожать, а другая — его советником, визирем (ферзем).Новая игра получила название шатранг, в странах арабского Востока — шатрандж и явилась уже новой, более высокой ступенью чатуранги. Когда же и где появился впервые шатранг? В поэме Фирдоуси «Шах-наме» излагается предание о том, как сложную сущность этой игры индийский раджа предложил разгадать могущественному шахиншаху Ирана Хосрову І. Среди приближённых шаха нашёлся лишь один мудрец, Бузургмихр, которому удалось постигнуть правила шатранга.В этой легенде нашла отражение обычная идеализация Хосрова, который слыл покровителем наук и искусств и способствовал усилению культурных связей Ирана с Индией.

Шатрандж

Первые упоминания о шатрандже в Иране относятся к 600 году.
О герое тогдашнего исторического романа «Карнамак» говорится: «С помощью Бога он стал более силён и искусен, чем все, — в игре в мяч, в верховой езде, в шатрандже, в охоте и в других искусствах».Вероятно, именно в Иране произошла замена боевой колесницы — «ратхи», которой в те времена в тамошнем войске не было, на хищную птицу из иранской мифологии, «рух», олицетворявшую судьбу, рок, случай. Эта птица, покровительница войска, могла решить исход сражения в любое время и в любом месте.В 638 году арабы завоевали Иран и здесь познакомились с шатранджем. Игра эта быстро завоевала популярность в высшем обществе арабского халифата.
Во избежание конфликта с господствующей религией — исламом, запрещавшим изображать людей и животных, шахматным фигурам, имевшим ранее вид миниатюрных скульптур, стали придавать при изготовлении абстрактную форму.



Эти фигурки делались из обожжённой глины, были просты в изготовлении и дешевы, что, несомненно, способствовало попаданию шатранджа из дворцов на рынки и в дома простолюдинов.Каковы же были правила игры в шатрандж? Пешка во всех случаях продвигалась лишь на одно поле и не имела первого двойного хода. Дойдя до восьмой линии, она могла превратиться только в ферзя. А ферзь тогда был самой слабой фигурой, так как мог ходить лишь на одно поле по диагонали.Иным было действие слона, который ходил по диагонали через клетку; слон перепрыгивал через фигуры, но брать их не имел права. Рокировки не существовало. Король, ладья и конь ходили по современным правилам.Ввиду ограниченного диапазона движений фигур, игра развивалась крайне медленно. Выигрышем считали не только мат, но и пат или просто уничтожение сил соперника (кроме короля).

Шахматные фигуры

Кость. XII в. Сандомир. 1 — король, 2 — ферзь, 3 — слон, 4 — конь, 5,6 — ладьи

С целью ускорения развития партии, соперники начинали игру с определённых позиций — табий, возникавших примерно после 15 ходов. Табии нередко носили громкие названия, свидетельствующие о романтическом восприятии арабами этой игры: Муджаннах (Крылатый), Машанхи (Мудрый), Сайф (Меч) и т. п.
Табий было около 20.
  С арабским периодом шахмат связано изобретение записи партий. Появилась обширная литература, охватывавшая различные аспекты игры: историю, правила, стратегию и тактику, дебюты. Возникли анализы различных типов эндшпиля, коллекции искусственно составленных позиций — мансуб.


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Четверг, 2020-01-23, 6:58 PM | Сообщение # 5
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18675
Статус: Offline


В Сферические шахматы играем,
Забыв о главном – Правилах игры!
Иллюзии цветут мечтой о рае,
Король и Королева - у черты…
Глядят на мир с великим состраданьем,
Проталкивая крохотным Мгновеньем
На свет пути растущему сознанью:

Вперёд, вперёд,
без страха и сомненья!

Ладья летит по ленте серпантина,
Крылатый конь готовится к полёту,
А пешки устремились к середине,
А пред слоном - недвижимые соты.

Ты кто в игре?

Не в узкой галерее,
А в Торе тех Времен, где осознанье
Танцует Танец, зорями алея,
Разбрасывая зерна в Мирозданье…

Ты кто сейчас?

Задумайся, дружище,
Без замысла в сотворчестве нельзя
Играть игру, иначе – пепелище,
И миллионы лет ты прожил зря…


Зачем пришёл на Землю,
дух мятежный?

Достиг ли ты желаемое, друг?
На шахматном турнире?
Образ нежный в душе твоей вычерчивает Круг!

Черёмуховый вальс волнует сердце,
В томлении вскипает дивный танец,
Чаруя Время ярким ритмом скерцо,
Взрывается Звезды протуберанец.

апрель 2011 г.
https://stihi.ru/2011/08/24/3938


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Суббота, 2020-01-25, 1:58 PM | Сообщение # 6
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18675
Статус: Offline
«Мат Диларам»

Большую известность получила, например, арабская мансуба Х века, носящая поэтическое название «мат Диларам». Легенда гласит: у некоего шахматного игрока по имени Диларам была прекрасная жена Фируза. Диларам вопреки всем обычаям играл в шахматы на деньги, поэтому неудивительно, что однажды он проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон жену, но играл опрометчиво и оказался в шаге от разгрома.Однако жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе ладьи. Прекрасная Фируза шепнула это мужу на ухо, и он выиграл партию.



«Мат Диларам». Белые начинают и выигрывают
1. Лh8+! Кр:h8 
2.* Сf5+ Крg8 
3. Лh8+ Кр:h8
4. g7+ Крg8 
5. Кh6х
*Только в шатрандже слон имеет право перепрыгнуть через коня. Действительно, в этой позиции белые осуществляют красивую комбинацию и выигрывают в соответствии с классическими правилами шатранджа. История могла бы на этом и закончиться, а мы – остаться без ферзя, если бы не человеческая (да и маговская) природа. Дилараму стало обидно, что он всем обязан умнице жене. Супруги начали ссориться.Как-то раз в пылу ссоры муж заявил, что если жене так уж дороги шахматы, он может превратить ее в фигуру. Слово за слово, и вот прекрасная Фируза исчезла, а на доске появилась прекрасная королева шахматного войска.



Безутешный Диларам посвятил всю оставшуюся жизнь попыткам вернуть жену. Говорят, что, окончательно отчаявшись, он ушел в пустыню и там и умер, а из его слез возник отравленный соленый источник. Человек, испивший его воды, до заката солнца обречен решать шахматные задачи, даже если ранее никогда не был замечен с шахматами в руках.Нами эти данные не проверены, однако именно с тех пор Фируза – ферза - ферзь ознаменовала свое появление на доске. Есть даже мнение, что в действительности она сама превратилась в шахматную фигуру, а потом ее примеру последовали тысячи угнетенных женщин Востока. До сих пор любимой угрозой арабок является: «Уйду в ферзи!»



Первым знаменитым шахматистом, о котором повествуют старинные рукописи, был Абу-Гафиз Шатранджи (что, собственно, и значит — Шахматист), придворный поэт Гарун аль Рашида, арабского халифа в 786-809 годах.


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Воскресенье, 2020-02-09, 6:50 PM | Сообщение # 7
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
В Англии обнаружили уникальную игровую фигурку из белого и синего стекла возрастом около 1200 лет.
Похожими фигурами играли в скандинавскую настольную игру хнефатафл, которая появилась еще в III веке нашей эры, но была забыта с появлением шахмат в X—XI вв.

https://www.instagram.com/p....76F9A16


Книгоиздательство
 
MгновениЯДата: Воскресенье, 2020-03-29, 1:13 PM | Сообщение # 8
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18675
Статус: Offline


«Сцена из домашней жизни русских царей»
 (другие названия: «Игра в шахматы», «Царь играет в шахматы», «Царь Алексей Михайлович, играющий в шахматы») — картина российского художника Вячеслава Григорьевича Шварца (1838—1869), созданная в 1865 году

Картину приобрёл у художника в том же 1865 году известный коллекционер и меценат Николай Строганов. На протяжении XIX и XX веков она была неоднократно представлена на престижных выставках. В настоящее время полотно входит в коллекцию и постоянную экспозицию Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.В разное время искусствоведы и культурологи по разному оценивали картину художника.

Встречались в прессе и позитивные отзывы о картине, которые обычно относились к умелому воссозданию художником повседневной жизни XVII века. Владимир Стасов в газете «Санкт-Петербургские ведомости» писал, что «хорошие картинки г. Шварца из старинного русского быта („Царь Михаил Фёдорович [по мнению Стасова], играющий в шахматы с боярином“ и конный воин XVI века)» напоминают ему «тонкую, филигранную работу» Мейссонье[31]. О выставленных на академической выставке 1865 года работах Шварца художественный критик издания «Русский инвалид», скрывшийся под псевдонимом «W», писал: «„Празднование Вербного воскресения в Москве при патриархе Никоне“ и „Сцена из домашнего быта русских царей XVII века“… г. Шварца любопытны в археологическом отношении, так как обстановка древнего русского быта передана в них с замечательным старанием и верностью». Обозреватель столичной газеты «Санкт-Петербургские ведомости» назвал «Сцену из домашнего быта русских царей XVII века» «небезынтересной в археологическом отношении». Анонимный критик издания «Иллюстрированная газета» писал: «Шварц отчётливо реставрировал перед нами древнюю русскую жизнь в трёх картинах: „Вербное воскресение при Никоне“, „Сцена из быта русских царей“ и „Ратник XVI в.“»[32]. Картины «Сцена из домашнего быта русских царей в XVII в.» и «Ратник земского ополчения» фельетонист газеты «Весть», писавший под инициалом «И», в статье «Академическая выставка и наши критики» оценил чрезвычайно высоко: «столько жизни, истины, ума, что глядя на них, как при слушании народных сказок, невольно переносишься в давно минувшие и как бы забытые века»[33][34].

Картину «Сцена из домашней жизни русских царей» увидел на выставке известный коллекционер и меценат, камергер, граф Николай Строганов, который поторопился купить её в день открытия выставки и немедленно забрал, не дожидаясь завершения экспозиции[32]. Удивлённый художник писал своей сестре (с сохранением орфографии):
…Моя новая маленькая картинка продана графу Николаю Строгонову, но мне очень жаль, что не поспели снять фотографию, потому что она была куплена и унесена в первый же день, когда была выставлена на выставке. Я тебе ничего не писал, потому что только вчера получил деньги и боялся, что из этого дела ничего не выйдет, но вчера мне окончательно уплатили, теперь я делаю рисунок для Беггрова, картинного торговца. Он меня просил сделать рисунок, уверяя, что у него есть оказия для продажи…
— Вячеслав Шварц. Письмо сестре Антонине. Октябрь 1865[32]
В 1888 году картина была представлена на большой выставке произведений Вячеслава Шварца, которая прошла в залах Санкт-Петербургского Императорского общества поощрения художеств[35][27]. Известно, что тогда картина всё ещё находилась в собственности графа Николая Строганова[36]. Картина демонстрировалась также в 1939 году на выставке «Русская историческая живопись» в Москве, а в 1951 году на «Выставке произведений второй половины XIX века (из запасов музея)» в Государственном Русском музее[27].



Алексей Михайлович, изображение XVII века

Алексей Михайлович научился играть в шахматы (и однородные с ними игры, известные в настоящее время только по названиям: тавлеи, бирки, саки (шашки?) и гусиная игра[Прим 5]) примерно в семь лет [42]. Шахматы соответствовали спокойному и рассудительному характеру мальчика. В царском кабинете всегда находилось несколько шахматных комплектов, купленных или подаренных царю в разное время. Шахматы были любимым развлечением царя в кругу близких ему людей. Он, в свою очередь, приучал с раннего детства к игре в шахматы и своих детей. Так, по указу царя в апреле 1672 года в покои сына царя царевича Фёдора были отправлены две шахматные доски «писаны по золоту цветными красками»[43]. Известно, что в 1676 году живописец Иван Салтанов расписывал красками, золотом и серебром «шахматцы маленькие» для четырёхлетнего младшего сына государя — царевича Петра Алексеевича[42]. На то, что шахматы детьми Алексея Михайловича употреблялись ещё и как обычные игрушки, указывает следующая запись:
Октября 2 (1660 года по новому летоисчислению) в хоромы шестилетнего наследника престола Алексея Алексеевича взнесено 12 коней белых и чёрных, выбранных из разных шахмат польского дела.

— И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях[44]
В Оружейной палате состояли на службе особые мастера, занимавшиеся исключительно изготовлением шахмат[21]. Делали шахматы из слоновой и из рыбьей (моржовые клыки) кости; шахматные доски расписывались красками, золотом и серебром, покрывались золотом и костяные фигуры[42]. Бухгалтерские книги сообщают:
Генваря 4 (в 1636 году) в овощном ряду ему [царевичу] куплены шахматы деревянные и с досками за 10 коп. Там же генваря 13 куплены «трои шахматы костяные также с досками». Генваря 20 токарь Оружейного приказа доделывал царевичу шахматы белые рыбьи, которые поистерялись, и наводил золотом.

— И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях[42]
Сохранились серебряные шахматы самого Алексея Михайловича (Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»[43])[45]. Дошли до нашего времени и расписки в получении шахматных комплектов, сделанных по заказу царя. Шахматы для государя, по утверждению Забелина, изготовляли в правление Алексея Михайловича только трое мастеров: Дениско Зубков, Иван Катеринин, Кирилко Саламатов (когда царь был ребёнком, то шахматы делал для него ещё один мастер — Кирило Кузмин)[46]. По свидетельству иностранцев, во дворце каждый день играли в шахматы[47][48].

Кандидат исторических наук Исаак Линдер в своей книге об истории шахмат на Руси целый раздел посвятил эпохе Алексея Михайловича и увлечению игрой среди членов его семьи, приводил документы, свидетельствующие о пристрастии к шахматам дочери Алексея Михайловича от первого брака Марфы, имена десятков мастеровых, занятых в это время производством шахматных комплектов[49]. Особо он оговаривал, что в исторических источниках не встречается утверждений о каких-либо различиях между правилами шахматной игры, существовавшими на Руси и в Западной Европе, из чего он делал выводы, что нововведения, разработанные и принятые в Европе в XV—XVII века, которые превратили шахматы в более динамичную и сложную игру, уже получили повсеместное распространение в эпоху Алексея Михайловича в России[50].


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Суббота, 2020-08-01, 11:58 AM | Сообщение # 9
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
Что же сегодня происходит в мире Шахмат?
Да ведь удивительные вещи происходят, заставляющие задуматься о возможностях интеллектуального программирования... с использованием ИИ

В 2017 году была создана интеллектуальная программа AlphaZero, поразившая огромное количество шахматистов всего мира. 5 декабря 2017 года она за 4 часа в 100 партиях разгромила в пух и прах своего очень сильного шахматного партнёра.  Кто же это был?   
Даже не пытайтесь вспомнить имена сильнейших шахматистов мира...  С  ними к тому времени легко уже расправлялась компьютерная программа Stockfish 8, способности которой были поистине уникальными!  Она анализировала немыслимые 80 миллионов ходов в секунду.

AlphaZero разгромила именно ее. 

Но главная изюминка события была в том, что...  до начала игры "ИИ" были известны лишь две вещи:
как ходят фигуры на доске и
цель игры - мат.

Больше ничего, вообще.



Интеллект начал с нуля и через час самообучения стал сильнейшим игроком на планете.


Книгоиздательство
 
ТанецДата: Понедельник, 2020-08-03, 3:53 PM | Сообщение # 10
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline


О шахматах и о жизни

Оскар Хуторянский
ИГРА

Игра прожившая столетия,
Когда других забыт и след.
В любой стране, в любых селениях
В неё играли млад и сед.

В неё играли полководцы,
В неё играли короли,
Философы, первопроходцы
И пахари что от сохи. 

По ней учили философию,
Стратегию да и мораль,
И посвятили жизнь ей многие;
Учила многих смотреть в даль.

Порой ей пели дифирамбы
О мудрости и глубине,
Что на бескровном поле брани
Эмоций больше, чем дуэль.

Её запрет под страхом смерти
Провозглашал халиф, король,
Запрещена и Алексеем,
Раввином, папой как судьбой. *

Но вот живёт игра сегодня
По ней равняют интеллект,
И к ней компьютеры восходят...
Ей "шах" и "мат" звучит вослед.
;
 * ШАХМАТЫ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ:

780 г.н.э. Халиф Аббасид ал Махди (Багдад)
1005  Халиф ал Хаким (Египет)
1061  Кардинал Дамиани (Остия)
1093  Ортодоксальная церковь
1128  Святой Бернард
1195  Раввин Моисей Маймондис
1197  Аббат Персигний
1208  Епископ Праги
1240  Епископ Ворчестера (Англия)
1254  Король Луис IX
1291  Архиепископ Кантебури
1310 Городской Совет Триера (Германия)
1322 Раввин Колонимос
1375  Король Чарльз V (Франция)
1549 Протоиерей Сильвестр (Россия)
1649 Царь Алексей (Тишайший)
1981 Аятолла Хомени (Иран)
1996 Таллибан

ПРАВИЛА ИГРЫ

Король как будто на цепи -
Он может лишь шагнуть на клетку,
А все вокруг отдать должны
За короля любую цену.

А королева по себе
Походку выбрала лихую -
В пределах поля все под ней -
Зенит влиятельной фигуры.

Ладья скользит по вертикалям
Доски, а также параллелям,
Как артиллерия сметает
Ее удар почти смертелен.

Слон ходит лишь диагонально
А также цвету верен он,
Фигура легкая - печально,
Ведь он не кто-нибудь, а слон.

Конь - интересная фигура
И ходит буквой "Г" всегда.
В нем есть славянская натура -
У них в алфавите она. 

Вот пешки - жертвенны, отважны
И отступать им не дано.
Когда в цепи - они бесстрашны,
Когда одни - спаси их Бог.

Простые правила казалось,
А вариантов тьма и тьма,
И каждой пешке так мечталось
Пройти в ферзи. Поставить мат.

Мы в нашей жизни очень часто
Себя считаем королём,
Года идут, мы перед фактом
Ладьей играем иль конём.

Нас часто подставляли жертвой
Чтоб кто-то шел вперед, наверх,
Игра идет. Мы знаем верно
Исход игры для нас. Для всех.
;
ДЕБЮТ

Знакомы с шахматной игрой -
Начало (иль дебют иначе).
Проверено и ход любой
Описан в книгах и в задачах.

Дебют, конечно, надо знать,
Нужна и память, тренировка...
Но все, умеет кто читать,
Дебют освоят со сноровкой.

Дебют закончен и игра
В разгаре. Глубина таланта
Лишь здесь и только здесь видна,
Здесь - миллиарды вариантов.

Так наша жизнь, её дебют -
Открытия, учёба, школа..,
Проторен путь и все идут
Дорогой в жизнь весьма знакомой.

Но вышли только за порог
И варианты захлестнули...
Ошибка - ход, ошибка - ход.
Как много вам ходов вернули?

И аналогия жизнь-игра
Не так уж далека от правды.
На кон лишь ставится судьба
Ну а противник двоит ставки.
;
ГАМБИТ

далее


Книгоиздательство
 
ТанецДата: Вторник, 2020-08-18, 3:34 PM | Сообщение # 11
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
Цитата MгновениЯ ()
Первым знаменитым шахматистом, о котором повествуют старинные рукописи, был Абу-Гафиз Шатранджи (что, собственно, и значит — Шахматист), придворный поэт Гарун аль Рашида, арабского халифа в 786-809 годах.


Древнейшим, документально подтвержденным, шахматным соревнованием можно считать серию матчей между видными мастерами той эпохи Джабиром, Зайрабом и Абдальджафаром.Матчи эти проводились в Хоросане в 819 году, в присутствии халифа аль Мамуна, носителя верховной светской и духовной власти. Халиф был большим поклонником шахмат.Он говорил: «Странно, что я правлю миром от Инда на востоке до Андалузии на западе и не могу справиться с 32 фигурами на шахматной доске, пространством в две пяди на две».Присутствие халифа смущало мастеров; заметив это, аль Мамун сказал: «Шахматы и почитание плохо уживаются вместе». Хроники того времени называли ведущих шахматистов «алия» (большой мастер), — полная аналогия с современным титулом «гроссмейстер»...

Шахматы на Руси

Западная Европа познакомилась с шахматами примерно в IX веке, после завоевания арабами Испании и Сицилии; позднее игра стала известна в Англии, Франции, Германии, в скандинавских и других европейских странах.В Византию, на Киевскую Русь, в Болгарию и Венгрию шахматы были завезены непосредственно с Востока, по-видимому, в X-XII вв. Археологи находили шахматные фигуры во время раскопок в Киеве и в Вышгороде, в слоях грунта, датированных этим временем.



Эти изделия может собственными глазами увидеть любой посетитель Национального исторического музея Украины в г. Киеве. На территории Киевской Руси найдены уже десятки подобных фигур, часто с арабской символикой.По мнению известного историка шахмат И. Т. Савенкова (1846-1914), игра, распространяясь из Ирана на Север, могла прийти на Русь каспийско-волжским торговым путём уже в ІХ-ХІ столетиях, когда Киевская держава вела интенсивную торговлю с арабами.Не исключено также, что русские купцы познакомились с шахматами в столице Арабского халифата, Багдаде, куда доходили их караваны.



Свои допущения Савенков дополняет образной зарисовкой: «Любознательный купец, присматриваясь ко всем товарам и ища ткани на «свою землю», не мог не заметить шахмат различной формы, от звериного индийского стиля до простых символичных фигур, которые не противоречили религиозным взглядам арабов.
На улицах и возле лавок он не мог не заметить и шахматистов. Перед расчерченными на клетки платками с расположенными на них фигурками зверей и людей в глубоких раздумьях сидели типично восточные люди, «игры дивные творя».Не без страха прислушивался русский купец к возгласу, который звучал раз в каждой партии, но только в конце: «шах — мат», и выразил в названии игры своё непосредственное восприятие. Сообразительному купцу, который заинтересовался игрой, нетрудно было овладеть её правилами и перенести её на свою далёкую родину»...Упоминания о том, как богатыри Киевской Руси играли в шахматы, часто встречаются в народных былинах. Некоторые из них основаны на определённой исторической почве.
Например, в летописи о борьбе киевского князя Владимира Мономаха с непокорными феодалами есть свидетельство о том, что в 1118 году в Киеве на пиру собрались сильные, могучие и разудалые богатыри, среди которых был и черниговский гость Ставр Годинович.



Находясь в «соответствующем» состоянии, он хвастается своей молодой женой, которой, мол, нет равной по красоте и уму. Рассерженный этим бахвальством, Владимир приказывает посадить Ставра в погреб.Узнав об этом, его жена Катерина Ивановна (в других вариантах Наталья Владимировна или Василиса Микулична) переодевается в мужскую одежду, проникает в хоромы князя и… играет с ним в шахматы.Трижды получив мат от переодетой дамы, князь был вынужден не только пролезть под столом, но и освободить мужа сообразительной шахматистки.Если поинтересоваться, кто же был шахматным чемпионом среди былинных героев Киевской Руси, то лавровый венок достался бы богатырю по имени Михайло Поток, который осуществил немало подвигов благодаря не только своей неизмеримой физической силе, но и высокому искусству «мудрой игры».В одной из былин рассказывается, как он отыгрывает у некоего мусульманского монарха все, что проиграл тому раньше в шахматы князь Владимир Красно Солнышко, да еще и получает в качестве приза дочку побеждённого соперника...



Монголо-татарское иго и последующее господство иноземных феодалов тяжело отразились на развитии культуры народа Руси, в том числе и на шахматной традиции.

Развитие шахмат тормозилось также негативным отношением к ним церкви. Уже в ХІІІ веке в «Кормчей книге» (сборнике церковного права) киевского митрополита Кирилла шахматы приравнивались к игре в кости и пьянству, — всё это запрещалось как духовным особам, так и мирянам.Поскольку шахматы пришли с Востока, «от незаконных халдей», их считали «наследством диавола». Церковь искореняла шахматы на протяжении долгих лет, пока в ХVІІ столетии не смирилась с ними.


Книгоиздательство
 
ТанецДата: Пятница, 2020-10-02, 8:15 PM | Сообщение # 12
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
Цитата Танец ()
...кто же был шахматным чемпионом среди былинных героев Киевской Руси, то лавровый венок достался бы богатырю по имени Михайло Поток, который осуществил немало подвигов благодаря не только своей неизмеримой физической силе, но и высокому искусству «мудрой игры». В одной из былин рассказывается, как он отыгрывает у некоего мусульманского монарха все, что проиграл тому раньше в шахматы князь Владимир Красно Солнышко, да еще и получает в качестве приза дочку побеждённого соперника..

Да, были люди в наше волшебное время.
Энергичные ритмы великой эпохи...

В Европе ещё долго играли по правилам шатранджа, но изображения фигур и толкование игры подверглись значительным изменениям: ферзь-советник, в соответствии со средневековым рыцарским культом Прекрасной Дамы, уступил место женщине, королеве; фантастическая птица «рух» (покровительница восточных воинов) предстала в виде вооружённого всадника, посланника короля, а впоследствии в виде крепостной башни — туры.
В ХІІ веке утвердилось деление доски на белые и чёрные квадраты. До этого игра велась обычно на одноцветной доске.



С ХІІІ века шахматы используются феодальной аристократией, как одно из средств дворянского воспитания. По неписанному уставу, игра входит в число семи «рыцарских добродетелей» наряду с верховой ездой, плаванием, владением копьём, фехтованием, охотой, искусством слагать и петь стихи.

Во второй половине ХV века в Западной Европе возникло стремление ускорить медлительный темп шатранджа, который соответствовал укладу жизни восточных феодалов. Энергичные ритмы великой эпохи Возрождения изменили и характер шахматной игры.
Слон получает право движения по всей диагонали, а ферзь (королева) становится сильнейшей фигурой, сочетая одновременно ходы ладьи и слона. В середине ХІІІ века один из писателей говорил, что «не подобает королеве ходить, как пешке, по всей доске: её слабость и скромность, как женщины, повелевают ей держаться вблизи короля, избегая сражения».
Позже исторические перемены в положении женщин, в том числе и правительниц, вызвали к жизни новую точку зрения. «Неволя королевы более подходит к обычаям Востока и нравам её женщин, чем к свободе француженок, а потому королеве Запада должна приличествовать полная свобода передвижения, дающая ей возможность высказываться больше всех и с большей силой» (Фирет).



Пешке разрешается при первом ходе ступить на два поля вперёд и уничтожить пешку противника «на проходе». Наконец, возникла потребность во введении рокировки, которая позволяла однажды за партию переставить короля из начальной позиции в более безопасное место по той же первой (восьмой) горизонтали. Шатрандж, фактически, уходит с исторической арены и уступает место современным европейским шахматам.

Фанатики разных религий продолжают усердно преследовать и запрещать влекущую всех игру. Первый, известный истории, запрет на шахматы исходит от правителя Египта, истового мусульманина, аскета Мансура-Абу-Аби (996-1021). 
Даже короли и императоры боролись с «преступной игрой»; среди них Людовик IX Святой, Карл V, Карл VІ... Но, вопреки всему, шахматы распространяются всё больше и больше, — и, наконец, их преследователи меняют к ним отношение.

Церковь начинает пользоваться примерами из шахматной игры для проповедей, богословских трактатов; католицизм официально снимает свое прежнее запрещение (Регенсбургский собор, 1393). Доходит до смешного. В ХVІІІ веке один казанский митрополит обрушился на новгородского протоиерея, поскольку тот... велел снять с колокольни колокола, чтобы они не мешали ему играть в шахматы!



Популярность «игры мудрецов» растет, точно снежный ком. Уже в ХV веке венецианские купцы годами играют в шахматы... по переписке; целые селения и города выступают друг против друга в шахматных единоборствах, ставят в зависимость от исхода последних свою честь и достоинство... Наконец, происходят первые турниры: в 1477 г. — в Нюрнберге, в 1575 г. — международный! — в Мадриде. Такие состязания уже требуют подготовки, предварительного изучения всех хитросплетений игры, ибо результаты турниров влекут славу или позор и для самих игроков, и для тех краев, которые они представляют. Умение играть в шахматы становится показателем культурного развития. Появляются первые шахматные учебники.  В 1512 г. португальский аптекарь Дамиано выпускает в Риме произведение под названием «Эта книга учит играть в шахматы...». Книгу португальца можно назвать первой ласточкой новой эры — эры научного подхода к тысячелетней игре... 



Но это уже другая история...
Источник


Книгоиздательство
 
ТанецДата: Суббота, 2020-10-03, 1:03 PM | Сообщение # 13
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.



Возможно, так выглядели первые шахматные партии

Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году



Исключительное право пешки на первый ход

Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре

.


Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

 Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.



Литографии участников первого шахматного турнира в США

 Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут

.


Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)


Книгоиздательство
 
ТанецДата: Понедельник, 2020-11-23, 10:15 AM | Сообщение # 14
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
История соревнований ИИ и человека: кто кого

Люди проигрывают искусственному интеллекту на собственной территории — компьютеры уже выигрывают у нас в шахматы, го, покер и даже Dota 2. Мы составили краткий обзор таких противостояний и попробовали разобраться, какие прикладные задачи могут решать игровые алгоритмы в будущем.

Первые компьютерные шахматы и шашки
В 1914 году испанский инженер и математик Леонардо Торрес-и-Кеведо, который изобрел одну из первых систем радиоуправления, представил шахматный автомат. Он был достаточно примитивным и умел разыгрывать только эндшпиль — финальную стадию партии — но ни один из мастеров того времени не смог выиграть у автомата Торреса

.

Шахматный автомат Торреса

Начавшаяся в том же году Первая, а вскоре после нее и Вторая мировые войны остановили дальнейшие разработки. Следующий важный этап для искусственного интеллекта наступил только в 1955 году — тогда и появился сам термин «искусственный интеллект». Его придумал американский ученый Джон Маккарти, а через три года он создал язык программирования Lisp, который стал основным в работе с ИИ.В 1956 году другой инженер Артур Сэмюэл создает первый в мире самообучающийся компьютер, который играет в шашки. Сэмюэл выбрал именно шашки из-за элементарных правил, которые при этом требуют определенной стратегии. Компьютер обучался на простых гидах по игре, которые можно было купить в магазине. В них описывались сотни партий с хорошими и плохими ходами. Через три года Сэмюэл ввел понятие машинного обучения.



Артур Сэмюэл играет в шашки с компьютером IBM 701, 1959 год

Интересный факт: в 1966 году Джозеф Вейценбаум представил Элизу, первого в истории чат-бота. Элиза могла говорить на английском на любые темы. Вейценбаум разработал ее, чтобы сымитировать прием у психотерапевта. Он специально выбрал сложную ситуацию, в которой многое опирается на умение слушать и распознавать главное в репликах собеседника — компьютер того времени этого не мог. Разработчик таким образом хотел показать, насколько ненатуральным будет общение человека и компьютера, но при тестах оказалось, что люди испытывали в разговоре с Элизой чувства и эмоции, как с полноценным собеседником.

Первые проигрыши людей

В 1985 году университет Карнеги-Меллон начал разработку ChipTest, компьютера для игры в шахматы. В 1988 к проекту присоединилась IBM и прототип переименовали в Deep Thought. Через год его решили проверить в деле и пригласили Гарри Каспарова, который без труда победил в обеих играх.  В 1995 IBM представила Deep Thought II, который позже назвали Deep Blue, сделав отсылку к прозвищу компании, Big Blue. Через год состоялся первый матч Каспарова и улучшенного компьютера. Человек снова выиграл: в шести партиях Каспаров три раза победил и один раз проиграл, два матча закончились вничью.
Еще через год, в мае 1997, сильно улучшенный Deep Blue одержал в ответном матче две победы, один раз проиграл и трижды сыграл вничью, став первым компьютером, выигравшим у действующего чемпиона мира по шахматам.


 Матч Гарри Каспарова и Deep Blue, 1997 год

Уже в начале 2000-х компьютеры стабильно выигрывали у мировых чемпионов, и шахматы стали первой игрой, в которой люди уступили компьютерам.

ИИ для сложных игр

Разработчики искусственного интеллекта начали искать новый вызов в более сложных и непредсказуемых играх, для которых нужны более комплексные алгоритмы. После победы Deep Blue астрофизик из университета Принстона заявил, что «пройдет 100 лет перед тем, как компьютер сможет обыграть человека в го — может, даже больше». Ученые приняли вызов и начали разрабатывать машины для этой игры с простыми правилами, в которой тем не менее очень сложно стать мастером. Первые компьютеры, которые действительно могли составить конкуренцию человеку, появились только в этом десятилетии. В 2014 году Google DeepMind представила алгоритм AlphaGo, который два года соревновался с людьми на равных, но одержал первую значимую победу только в октябре 2015, одолев чемпиона Европы. Через год на популярном азиатском сервере Tygem, где играют и мировые чемпионы, появился пользователь под ником Master. За несколько дней он провел 60 матчей и ни разу не потерпел поражения, чем вызвал возмущения и подозрения в нечестной игре. 4 января 2017 года Google раскрыла, что все это время под ником скрывалась улучшенная версия AlphaGo.

В мае 2017 AlphaGo — все тот же, который прославился в сети под ником Master — сразился с Кэ Цзе, первым игроком го в мировом рейтинге, и победил в трех матчах из трех, а уже в октябре Google DeepMind выпустила версию, которая была мощнее Master. AlphaGo Zero самообучался вообще без участия человека, просто бесконечно играя сам с собой. Через 21 день он достиг уровня Master, а через 40 уже был лучше всех предыдущих версий

.

Кэ Цзе во время игры с AlphaGo, 2017 год

В декабре 2017 вышел AlphaZero, еще более мощный вариант AlphaGo Zero. Он смог стать лучше предшественника за 8 часов, одновременно достигнув уровня гроссмейстера в шахматах. Так го стала второй игрой, в которой люди больше не могут выиграть.

Искусственный блеф

Го и шахматы подчиняются строгим правилам, и тренировка искусственного интеллекта в них — дело времени. Но есть игры, в которых человеческий фактор выходит на первый план. Например, покер — во многом психологическая игра, построенная на эмоциях, неверабальной коммуникации, умении блефовать и распознавать блеф.В 2017 году, после более чем 10 лет попыток и неудач, две команды независимо друг от друга разработали свои модели ИИ, способные обыграть профессионалов в покер. Университет Альберты представил DeepStack, нейросеть, обладающую искусственной формой интуиции, а исследователи уже знакомого университета Карнеги-Меллон показали Libratus AI. Нейросеть за 20 дней провела 120 тысяч игр против профессионалов, которые собирались каждый вечер, чтобы обсудить возможные лазейки и недоработки в Libratus. Каждый игровой день анализировала и нейросеть, совершенствуясь по его итогам.Меньше чем за месяц Libratus выиграла у профессионалов $1,7 млн (пока что виртуальных), а один из участников эксперимента так описал свои впечатления: «Это как играть с кем-то, кто видит все твои карты. Я не обвиняю нейросеть в нечестной игре, просто она действительно настолько хороша».

Илон Маск и Dota 2

В 2015 году Илон Маск и Сэм Альтман, президент Y Combinator, основали компанию OpenAI, чтобы создать открытый и дружественный искусственный интеллект.В 2017 году в рамках эксперимента команда разработчиков решила натренировать свою нейросеть в Dota 2 — игре, в которой две команды по пять человек сражаются друг с другом, используя множество комбинаций более сотни героев. У каждого из них есть свой набор навыков, а игроки могут собирать предметы для усиления персонажа. Это крупнейшая игра в современном киберспорте.За две недели нейросеть смогла обучиться и победить нескольких лучших игроков мира в режиме один на один, и сейчас ее создатели готовятся выпустить версию для основного режима, пять на пять.

Другие победы

В начале 2018 алгоритмы от Alibaba и Microsoft  превзошли человека в тесте на понимание прочитанного текста.В марте 2018 года небольшой робот собрал кубик Рубика за 0,38 секунды. Рекорд среди людей — 4,69 секунды.
В мае 2018 искусственный интеллект стал лучше людей распознавать рак кожи.

Что теперь

По данным опроса более чем 350 экспертов в области искусственного интеллекта, скоро алгоритмы смогут победить нас в любой игре, через 10 лет научатся водить лучше нас, а к 2050 году будут проводить операции точнее нас.Сами же исследователи, создав нейросети, которые за несколько дней достигают сверхчеловеческих способностей в играх, теперь пытаются найти им применение в реальной жизни. Google DeepMind использует AlphaGo Zero для исследования сворачивания белка, пытаясь найти лекарство от болезней Альцгеймера и Паркинсона.«Наша конечная цель — использовать прорывы вроде AlphaGo для решения всех видов насущных проблем в реальном мире», —  говорит Демис Хассабис, СЕО компании. «Если такие алгоритмы можно применить и в других ситуациях, как, например, изучение сворачивания белка, снижение уровня потребляемой энергии, или создание новых революционных материалов, то это сильно продвинет вперед все человечество и положительно скажется на наших жизнях».Искусственный интеллект активно идет и в бизнес — не только в лабораториях Google, но и в российских компаниях: «Тинькофф» использует искусственный интеллект для одобрения кредитов, а «Газпромбанк» распознает улыбки клиентов...
История соревнований ИИ и человека: кто кого — Офтоп на vc.ru


Книгоиздательство
 
MгновениЯДата: Воскресенье, 2022-06-05, 5:44 PM | Сообщение # 15
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18675
Статус: Offline
Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.



Матч космонавтов с Землей закончился вничью

19. Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.



Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

18. Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.



Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

17. Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.



Тьюринг интересовался и шахматами

16. «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека

.


Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

15. Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполнение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».



Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ШахерезадаДата: Четверг, 2022-06-09, 7:13 AM | Сообщение # 16
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3951
Статус: Offline
Поэтическая игра на ковчеге



Творцу творцов и...
Мгновения Феано

Сознание в Интрасферном восприятии является первичным источником или творческим принципом существования всего мироздания, включая все виды энергии, а также материю физического мира. С такой основой восприятия сущего жизнь — бесконечная игра сознания.
Игра Бога в Небога - (философская сказка)
https://proza.ru/2013/10/13/1600

В каждом мгновении интрасферного восприятия можно отыскать божественные искры, таинственно возрождающееся сотворчество, игру сознания и обыденное действие мысли и материи.

Реальный, интрасферно-сущий мир
Пронизан флуктуацией Сознанья -
Источником первичным мирозданья.
Бог - Принцип, сотворяющий эфир:

Творец творцов и мысленного танца,
Начал, концов вне знака завершенья
Основы бесконечного круженья
Миллиардов звёзд
космического царства.

Материя - один из островков
Всей мантии, измысленной и сущей.
Единство бесконечно Всемогуще,
Рождает выплекс света родников...

Из замыслов Сохранности чудес,
Неповторимых отзвуков мгновений,
Из караванов вещих сновидений,
Волнующих сознание, воскрес...

Сам Принцип безначального вращенья!

Игра в игре, бесценные богатства!
Судьба в судьбе Единственного цельна,
А кажется мозаикой бездельной,
Стремлением избавиться от рабства.

Но выбор совершается тобою,
О, царь Времён земных,
владелец чуда,
Запрятанного в недрах изумруда
Космического моря в дар прибою...

***

Творцу творцов и мысленного танца

Михаил Просперо

Творец творцов и мысленного танца,
Даёт лишь повод написать либретто,
О том, что овод тоже носит лето,
И бас его цветам - канцоны Ланца!

О том, что грохот моря этим утром
Сердит. Людским приливом озабочен
И очищает абрис снов песочных
От наших игр, нетрезвых и немудрых.

О том, что Бог нам дал несовершенство
Затем, чтоб мы себя творили сами
И, радуясь своими чудесами,
Круги своя кружили в вальсе венском.

О том, что лишь любовь приносит веру.
И только цель приносит силы, средства.
И просто так увидеть, приглядеться -
Течения потоков интрасферы.

О том, что не в бухгалтерском балансе,
Не в деньгах счастье - но - полёт в балете!
...ах, это, хоть отчасти, знать бы детям,
Творец творцов и мысленного танца...

Михаил Просперо, 2019

Отзыв Ф

Поистине либретто совершенно,
Хоть наш язык не слишком музыкален,
Раскрытие свершается мгновенно
Рождением сверхновой в дальней Дали...

Вращаются все звёздные созданья,
Планеты и кометы, и Земля,
И мысли, чувства, образ корабля,
Плывущего к истоку мирозданья

И мы с тобой на дивном корабле...

***

Михаил Просперо

Плывёт Ковчег к Истоку по течению -
Течению угодно возвращение?
Иль просто завершенье цикла это
Согласно аксиом мечты-либретто?

Так Сальвадор Дали сквозь Даль проходит,
Рисуя сказку Мира как пародию?

Так пишет Бах чакону в блоге Бога,
Рисуя скрипкой и улыбкой Логос?
Так мы с тобой поэтов ждём к дуэту,
Рисуя словом переливы Света?

Плывёт Ковчег к Истоку, ветер южный.
О, как же ещё много сделать нужно!

Отзыв Ф

"Плывёт Ковчег к Истоку по течению -
Течению угодно возвращение?"

О вечном возвращении души
В оазис света - мифы из тиши
Древнейших лет - корней ума земного,
Круги в кругах... до обретенья Слова.

Все гении - художники, поэты,
И музыканты, скульпторы - в либретто
Себя распознают, как нотный стан
И точки нот...
Хоть в сказках и обман,
Верховный музыкант всегда сокрыт,
Поскольку красотой в движенье вшит...

Краса вращенья видится ковчегом,
И мы с тобой за мысленным побегом
Весёлой рифмой можем убежать
В исток миров, чтоб им однажды стать...

Для нового кружения вселенной
В немыслимом пространстве обновленной!

"Так Сальвадор Дали сквозь Даль проходит,
Рисуя сказку"
в странном хороводе...
Земного восприятья своего,
Предчувствуя исток красы Всего.

"Так пишет Бах чакону в блоге Бога,
Рисуя скрипкой и улыбкой Логос!

Так мы с тобой поэтов ждём к дуэту,
Рисуя словом переливы Света!"

И души отзываются тотчас,
Но не словами Бог, а Словом спас...

Плывёт Ковчег, когда движенье дружно:
"О, как же ещё много сделать нужно!"

Феано http://stihi.ru/avtor/feano
Просперо http://stihi.ru/avtor/ognebo
Сотворчество поэтов отражено в книгах - Библиотека Галактического Ковчега

© Copyright: Мгновения Феано, 2022https://stihi.ru/2022/05/28/3028


Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
ШахерезадаДата: Воскресенье, 2023-02-26, 5:47 PM | Сообщение # 17
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3951
Статус: Offline
Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы

.


Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

13. Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах

.


Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам

12. В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.



Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура

11. Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера

.


По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум


Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
БелоснежкаДата: Четверг, 2024-02-01, 2:34 PM | Сообщение # 18
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7092
Статус: Offline
ДРЕВНИЕ ИГРЫ

Человек любит играть.
Азарт, волнение, накал страстей, томление духа, жажда выигрыша, желание одолеть соперника — всё это неотъемлемые черты людской психологии и часть нашей жизни. Игра для нас — не только возможность поднять настроение, пощекотать нервы и пополнить карман, но и в некотором роде модель окружающего мира, а также важный способ общения.

Когда сегодня речь заходит о настольных играх, обыватель первым делом вспоминает домино и карты (реже — шахматы и шашки). Возникает впечатление, что эти игры упали с неба в незапамятные времена, а до них человечество ни во что не играло. Конечно, это не так. Эволюция настольных игр была долгой и трудной, люди шли методом проб и ошибок, создавая различные игровые системы. Некоторые из них просуществовали тысячи лет и потом затерялись во тьме веков. Археологи находят множество свидетельств, описаний, даже деталей настоль ных игр глубокой древности. Их история полна тайн, загадок, странных совпадений и удивительных открытий.Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не было столов как таковых: это был жребий, спрятанный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной. Большинство легенд и мифов приписывает изобретение азартных игр богам и героям, но, наверное, всё произошло более прозаично: шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали настоящее и предсказывали будущее. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это где-то на востоке Африки, в колыбели цивилизации.

МАНКАЛА

Древнейшей настольной игрой считается манкала. Строго говоря, игры с таким названием не существует: манкала (искажённое арабское naqala — перемещение) — это большая семья игр с перекладыванием камешков. Её история, по самым строгим предположениям, насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Камни с выбитыми рядами лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в пустыне Калахари (отсюда другое название игры — калах). Даже в пирамиде Хеопса нашли такую «доску» с игровым полем. Эти игры широко распространились и дожили до наших дней. Манкала издревле была популярна у кочевых народов: не надо возить с собой доску и фигурки — достаточно выкопать в земле дюжину лунок, взять горсть кофейных зёрен, и можно играть. Сегодня почти у всех народов Африки и Азии существуют подобные игры. В западной Африке это оуа и овари, у казахов и киргизов — тогыз кумалак, а у индийцев — паллантуджи и олинда келия. Самой редкой игрой этого семейства является трёхрядная габата из Эфиопии и Сомали, а самыми сложными — четырёхрядные бао и омвесо из центральной Африки. В Германии детский вариант игры продаётся под названием Apfelklau («Укради яблоко»), в СССР она называлась калах. Названий множество, число рядов, лунок и камней варьируется, но основные принципы схожи: нужно занять лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себя больше камешков.



Азартные игроки древности могли устроить себе развлечение на первом же встреченном камне…Помимо чисто развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую» память человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков — одновременно посев зерна и сбор урожая, а пустые лунки — голод и недород. Здесь же «прячутся» древние гадательные ритуалы и самые первые счётные доски.



…а современные любители и вовсе довольствуются песочком

Манкала завораживает и производит на неискушённого наблюдателя впечатление чистого шаманства. Она интересна и начинающим, и мастерам. Правила можно усвоить за пять минут, но сама игра далеко не так проста, как может показаться: у неё особая, трудноуловимая тактика, основанная на точном подсчёте. Соперник не должен «голодать», и, если он теряет все семена, нужно дать ему своих, чтобы продолжить игру. Хороший манкалист вообще не может быть жадиной и эгоистом, ибо в этой игре действуют правила «Кто хочет получать, должен научиться отдавать» и «Кто лучше сеет — больше соберёт». Всё решают нюансы, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске, число комбинаций огромно, и анализ их — захватывающее дело. В частности, по этой причине манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели для развития у детей внимательности, счётных навыков и мелкой моторики. Многие фирмы производят эту игру (есть даже варианты для четырёх игроков), однако всех затмевают знаменитые резчики республики Гана, которые делают игровые наборы изумительной красоты.



Овари пользуется в наше время огромной популярностью

Игру эту окружает множество мифов. Масаи верят, что манкалу придумал Синдилло, первый человек. В Гане игра овари была частью боевой подготовки — перед походом воины играли в неё, проверяя свою реакцию. А если умирал король, совет организовывал турнир, и победитель становился преемником. Эта же игра упомянута в малийском эпосе «Сундьята» народа мандинго. А современные малийские ученики играют в овари после школы.



Бао (вверху), калах (в центре) и овари (снизу) — игры одного семейства, где игровой процесс состоит в «перекладывании камешков»

В Буркина-Фасо проходят регулярные турниры между городами. Профессиональные игроки Танзании изучают тактику и стратегию игры бао так же серьёзно, как шахматисты, и ни один европеец пока не выиграл даже у худших из них. У племени йоруба существуют две разновидности такой игры: в одну (абапа или айоайо) играют мужчины, в другую (нам-нам или просто айо) — женщины и дети.Название овари связывают с именем Катакие Опоку Варе I, короля Ашанти (древнего государства на территории современной Ганы), который имел привычку улаживать с помощью игры семейные ссоры: после партии супруги начинали гораздо лучше понимать друг друга, а словом «warri» в Гане до сих пор называют женатого человека. Однако в соседнем Того есть пословица-предостережение для ярых игроманов: «Овари — главная причина разводов». А король Ганы Шунба Балонгобо так любил эту игру, что завещал изваять себя в виде статуи с доской для овари на коленях и ещё одной на голове как символами власти и ума.Игра использовалась и в погребальных ритуалах: люди развлекали дух умершего, пока тело не похоронено. На деревенской площади обычно было две доски — прямая и выгнутая, и селяне выбирали ту, которую покойный недолюбливал, чтобы его дух не захотел к ним присоединиться. По этой же причине считалось опасным продолжать игру после заката, а доски ночью выставляли за порог, чтобы духи тоже могли сыграть.Удивительно, но в этой древнейшей игре нет элемента везения, всё зависит от внимания и интеллекта. В том, что касается игр, человечество нескоро вернётся к подобному подходу.
https://www.mirf.ru/games/nastolnye-igry-drevnego-mira/


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-02-01, 7:20 PM | Сообщение # 19
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5846
Статус: Offline
Цитата Белоснежка ()
МАНКАЛА
Древнейшей настольной игрой считается манкала. Строго говоря, игры с таким названием не существует: манкала (искажённое арабское naqala — перемещение) — это большая семья игр с перекладыванием камешков.
а нагала - корень "наг" - что возможно восходит к Нагам

а манкала - что-то с "манкуртом" не однокоренное?

и одну букву изменим = мандала - перекладывание песчинок



В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
MгновениЯДата: Пятница, 2024-08-30, 7:02 PM | Сообщение # 20
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18675
Статус: Offline
фрагмент - https://skyruk.livejournal.com/274559.html

Наверное, самой известной предшественницей классических шахмат является чатуранга. О ней по крайней мере тоже слышали все, интересующиеся шахматами. Собственно, до недавнего времени считалось, что именно чатуранга является самым старым из известных видов шахмат, а все остальные произошли уже от неё. Проблема заключается в том, что под названием «чатуранга» скрываются как минимум две совершенно разные шахматные игры («как минимум», потому что их могло быть и больше). В этой путанице не так-то легко разобраться.


  
  Санскритское сложное существительное «чатуранга» переводится как «четырёхсторонняя», «четырёхчастная», «состоящая из четырёх частей»; в ведических текстах оно используется для описания индийской армии, взвод в которой состоял из слона, боевой колесницы, трёх всадников и пятерых пехотинцев (итого четыре рода войск)
   Чатуранга известна с VII века н.э. Сразу следует опровергнуть мнение, будто чатуранга – разновидность шахматной игры исключительно для четырёх игроков. Это верно, но только с большими оговорками: сегодня эта разновидность считается всего лишь частным вариантом чатуранги для двоих. Невозможно сказать, какой вариант чатуранги древнее – для двух или для четырёх игроков. Бытует мнение, что четверная игра – предшественница шатранджа, но так ли это?
   Очень жаль, что эта теория (происхождение шахмат от 4-частной чатураджи) получила такое широкое распространение в английской и французской литературе, в то время, как всё обстоит с точностью до наоборот. Издания очень авторитетные, на них ссылаются другие исследователи, а с появлением интернета множится количество сайтов, бездумно копирующих устаревшие сведения. Все эти спорные и непонятные моменты в истории древней игры, а также особенности современных индийских шахмат подробно рассмотрели Антон Губанов и Александра Киланова в своём исследовании «В какие шахматы играл Султан-хан?», которое я настоятельно рекомендую всем интересующимся данным вопросом.


   
Начало этому популярному заблуждению положил английский востоковед и лингвист сэр Уильям Джонс (1746-1794). В 1790 году он истолковал слово «чатуранга» как игру «четырёх военнослужащих», в которую играли в древней Индии, и при этом он ссылался на священный санскритский трактат «Бхавишья Пурана», где брамин по имени Радхаканта рассказывал легенду о сотворении шахмат женой демона Раваны, правителя Ланки, когда тот отправился на войну. Джонс подозревал, что четверная игра была переработанной версией обычной, но его переубедил капитан Хирам Кокс, офицер Ост-Индской компании и губернатор Бенгалии, который безапелляционно утверждал, что четверная игра старше игры для двух игроков. В 1860 году британский лингвист Дункан Форбс в книге «История шахмат» развил идею Кокса в полномасштабную теорию: якобы первыми появились четверные шахматы с использованием игральных костей, постепенно ставшие игрой для двоих, поскольку «четверым игрокам трудно прийти к согласию, а кости исчезли по религиозным причинам». Форбс не настаивал на цейлонской версии, но тоже считал, что тексту «Бхавишья Пураны» около 5000 лет.


  
В 1874 году немецкий индолог Альбрехт Вебер и голландский историк Антон ван дер Линде доказали, что тексты «Бхавишья Пураны» не могут быть настолько древними и что, по всей вероятности, в них вообще не содержится никакого упоминания о шахматах. Однако американский антрополог и специалист по играм Востока и Америки Стюарт Кулин проигнорировал это утверждение и в 1898 году сформулировал гипотезу, согласно которой эволюция шахматных игр непременно проходила в 4 этапа: «гонки-2» - «гонки-4» - «шахматы-4» - «шахматы-2».

   Американец Уиллард Фиске был один из немногих, кто продолжал сомневаться. В 1900 году он писал: «До VII в. н.э. невозможно доказать наличие шахмат в любой стране, любые документальные свидетельства не заслуживают доверия. До этой даты всё покрывает беспросветный мрак». Окончательно разрушил теорию «Кокса-Форбса» английский историк Гарольд Мюррей, чей монументальный труд «История шахмат», изданный в 1913 году, до сих пор остаётся непревзойдённым. Мюррей показал, что использование костей не запрещалось индийскими религиями, напротив, индийские боги часто изображались играющими. Он также заключил (на основе работы А.Вебера), что если в «Бхавишья Пуране» и упомянуты шахматы, этот источник действительно далеко не такой древний, как считалось, при этом больше ни в каких других Пуранах шахматные игры не упомянуты. «Молчание во всех других трудах на санскрите до 600 г. н.э. делает утверждение Радхаканты в высшей степени невероятным», – писал он, а теорию Кулина Мюррей и вовсе счёл полностью необоснованной.
   На деле вышло так, что и Джонс, и Форбс, и Кулин вдохновлялись в своих поисках всего тремя источниками. Прежде всего это два бенгальских текста конца XV – начала XVI вв.: «Титхитаттва» Рагхунанданы и «Чатурангадипика» («Chaturangadîpikâ») Шульпани. Прочие индийские тексты содержат отрывочные сведения без указания количества игроков, либо речь в них идёт о чатуранге для двоих.


  
В поэтическом романе Субандху «Васавадатта» (620 г. н.э.) встречается упоминание шахматных фигур или чего-то очень на них похожего («Сезон дождей играл в свою игру, фигуры которой – жёлтые и зелёные, как будто покрытые лаком, лягушата – прыгали по чёрным клеткам садовых клумб»). В романе Баны «Харшачарита», созданном двумя десятилетиями позже и описывающем правление короля Харши (590-647 гг. н.э.) есть следующие строки: «При этом царе только пчёлы ссорились, собирая нектар […] и только аштапады учили позициям чатуранги».

   Чатурангу знали и кашмирские поэты IX века. Ратнакара в эпической поэме «Харавиджайя» («Победа Шивы», 850 г. н.э.) просто упоминает «…армию квадратной формы с множеством пеших солдат, конницы, слонов и колесниц», что вряд ли относится к шахматной игре. А вот Рудрата в своём трактате «Кавьяламкара» («Витиеватая поэзия», ок. 900 г. н.э.) приводит три стихотворных задачи на половине шахматной доски (4 горизонтали и 8 вертикалей), где в каждой клетке расставлены слоги – чтобы понять текст, нужно обойти все клетки ходом определённой фигуры (эти задачи даны для обхода ладьёй, слоном и конём, их решения известны из более позднего комментария к трактату).

 
  
[Вот схема Рудраты для обхода конём, а рядом - слоном.]
   В X веке другой поэт, Пингала, в трактате о стихосложении «Чандас-сутра» тоже советует читателю расчертить таблицу 8х8 «как доска для чатуранги».
   Однако третьей и самой важной основой стал монументальный труд о путешествии в северную Индию, написанный хорезмским учёным Аль-Бируни около 1030 гг. н.э.


  
Будучи придворным учёным султана Махмуда Газневи, Абу р’Райхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни участвовал в его походах в Индию, где прожил несколько лет, а в 1030 году написал трактат «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», в котором среди прочего изложил знаменитую легенду о создателе шахмат, царе и зёрнышках и привёл сравнительное описание шатранджа и индийской чатуранги для четверых игроков. Этот фрагмент чрезвычайно любопытен, его стоит привести полностью.
   «Они играют в шахматы двумя комплектами четыре человека одновременно. Что же касается расстановки фигур на доске, то вот её схема:
   По той причине, что этот вид шахмат у нас неизвестен, я расскажу то, что о нём знаю.
   Дело в том, что четверо играющих в шахматы усаживаются вокруг доски по четырём углам и по очереди ходят фигурами то одного, то другого комплекта.
   Из порядковых номеров комплекта <игральных костей – Д.С.> пять и шесть считаются недействительными, и вместо пяти берут единицу, а вместо шести четыре, потому что в изображении эти два числа будут выглядеть таким образом:
   6 5
   4 3 2 1
   Название шах [король] применяется к ферзю.
   Каждый порядковый номер комплекта служит [поводом] для передвижения одной из фигур.
   Число один [1] – для хода пешки или короля, которые передвигаются как в обычных шахматах; король может быть взят, но не обязательно должен покидать свое место.
   Число два [2] – для хода ладьи, которая ходит до третьей клетки по диагонали, как слон в наших шахматах.
   Число три [3] – для хода коня, который ходит как обычно на третью клетку, отклоняясь [на одну клетку] в сторону.
   Число четыре [4] – для хода слона, который передвигается по прямой линии, как ладья в обычных шахматах, если только нет препятствия на пути его продвижения. Часто такое препятствие бывает, и тогда один из комплектов устраняет препятствие, чтобы он мог продвигаться [?]. Наименьший из [возможных] его ходов – на одну клетку, а наибольший – на пятнадцать, потому что часто в обоих комплектах встречаются либо две четвёрки, либо две шестёрки, либо шестёрка и четвёрка. При одном из этих чисел слон передвигается во всю длину одного края шахматного поля, а при другом числе он передвигается во всю длину другого края шахматного поля, если на его пути нет препятствия. При обоих числах слон может занять клетки на обоих концах диагонали.
   Каждая фигура имеет [определённую] стоимость, согласно которой они получают доли ставки, потому что фигуры берутся и остаются в руках [игроков]. Стоимость короля пять, слона – четыре, коня – три, ладьи – два и пешки – один. Игрок, выигравший короля, получает пять, за двух королей десять, за трёх королей пятнадцать, если у выигравшего нет своего короля. А если он сохранил своего короля и завладел тремя королями, то он получает пятьдесят четыре – это есть число, [установленное] по взаимному согласию, а не по законам арифметики».


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Оскар Хуторянский, Просперо, Constanta
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега