Четверг, 2024-12-05, 3:44 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

Модератор форума: ognebo, Просперо  
Пушкин
ПроспероДата: Четверг, 2024-02-08, 9:40 PM | Сообщение # 1
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline


А утро - как урок, помилуй Бог
Михаил Просперо

А утро - как урок - тогда и впредь,
В высоком смысле если "ныне, присно".
Позволил бы он другу умереть
За честь свою, за боль нелепой жизни?

А что не так? У Пушкина спроси,
Коль это не сумел прочесть подстрочно.
Честь Третьим бысть Поэтом Всей Руси.
Два сильных сына, две милейших дочки.

Царём дан не по должности оклад,
Что порождает зависть, злобу, сплетни.
Служить, а не прислуживаться рад,
Не отрицая декабристов бредни.

Такой, своеобразный, паритет
Высоких и служебных интересов.
И наплевать бы на пре-высший Свет,
Да Катька в круг семьи ввела Д"Антеса...

За стол и в дом, а не к сестре в постель.
Здесь детский сад наш, а не дом свиданий.
...как воет зло февральская метель.
Дом стал вокзальным залом ожидания.

И кто спросил бы - можно в этом жить?
И чей навет сей... ну всю душу вымет...
И Бог поможет по-мужски решить.
Или, спасая, в руки душу примет.

А утро - как урок, помилуй Бог.

от http://stihi.ru/2024/02/08/3588
***


Связанная тема:

Храм - Посвящения Поэтам [ 1 2 3 … 20 21 22 ]


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-03-07, 3:57 PM
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 2:11 PM | Сообщение # 41
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
De Clementia
(часто переводится с английского как О милосердии) - двухтомное (неполное) наставительное эссе, написанное в 55-56 годах нашей эры Сенекой Младшим, римским философом-стоиком, императору Нерону

Произведение было написано после того, как Нерон стал императором, и явно относится к раннему периоду правления Нерона.[2] Из замечаний Сенеки следует, что оно было написано после того, как Нерону исполнилось восемнадцать, что означает, что оно было написано после убийства его соперника Британика в 55 году нашей эры.[2] Следовательно, оно могло быть написано частично как извинение, возможно, как средство заверить римскую знать, что убийство станет концом, а не началом кровопролития.[3]

Произведение сохранилось во фрагментарном виде. Из трех оригинальных книг сохранились только первая и начало второй.[4]


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 2:20 PM | Сообщение # 42
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
При Калигуле Сенека впервые столкнулся с римским правосудием. Сначала одна из речей настолько разозлила самодура императора, что тот приказал убить Сенеку. Спасла его одна из наложниц Калигулы, к которой, по-видимому, философ был тоже вхож. Она убедила разгневанного властителя Рима, что Сенека и без того слаб здоровьем, и скоро умрет сам. По каким соображениям «постельная» девушка это решила – гадать мы не будем.
Вскоре, впрочем, слабый здоровьем Сенека был обвинен известной куртизанкой Мессалиной снова в прелюбодеянии. Тут Сенеке отвертеться не удалось, и он был сослан на остров Корсика.
Философ вернулся в Рим только через семь лет - после того, как развратная Мессалина была убита. Сенеке поручили воспитание будущего императора Нерона.
Можно было надеяться, что воспитанный столь замечательным педагогом, император станет образцом правителя на долгие годы… Сам философ-моралист тоже надеялся воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею «вселенского» града. Однако уже современники заметили, что он поощрял удовольствия своего воспитанника, чтобы сохранить свое влияние. Известны их совместные посещения римских лупанариев (борделей) и другие сомнительные в воспитательном смысле приключения. Историк Тацит описывает это более скромно: Сенека «чтобы было легче удержать пребывавшего в опасном возрасте принцепса (императора), дозволил ему, если уж он пренебрегал добродетелью, некоторые наслаждения».
Все же, будучи философом, Сенека пишет для молодого Нерона сочинение «О милосердии», в котором рисует образ идеального государя. Однако сам моралист осознает, что служить следует не делу, а могущественным лицам (о чем и пишет в работе «О краткости жизни»). И на деле начинает цепь интриг, с целью установить единоличное влияние на молодого властителя, причем снова в ход пускаются уступки порокам юноши. Впрочем, скорее всего, это было все-таки воспитание пороков. Поначалу эта воспитательная метода себя оправдывает. В 57-м году стоик Сенека получает должность консула. Он принимает от своего воспитанника многочисленные и дорогостоящие подарки. Его богатство вырастает настолько, что становится источников слухов и легенд.
Вот что пишет о богатствах моралиста историк философии Б. Рассел в своем фундаментальном труде «История западной философии». «Сенека официально презирал богатство, но нажил огромное состояние, доходившее, как говорили, до трехсот миллионов сестерций (около двенадцати миллионов долларов – в ценах первой половины 20 века). Большинство этих денег он собрал, предоставляя займы Британии. Согласно Дио, чрезмерные проценты, которые он взимал, были одной из причин восстания в этой стране. Героическая британская королева Боадичея, если это правда, возглавляла восстание против капитализма, представленного философским апостолом аскетизма». (Несмотря на то, что сарказм англичанина Рассела можно объяснить его патриотизмом, история впечатляет).
Одновременно многие современники Сенеки в Риме выражали недоумение по поводу несоответствия философских поучений Сенеки в его произведениях и реалий его жизни. Сенека отвечает злопыхателям книгой «О блаженной жизни» в которой, не мудрствуя лукаво, заявляет, что богатство для философа – это вовсе не плохо, а, напротив – очень даже хорошо и полезно для общества. Ведь философ – сам по себе человек добрый и хороший. Можно надеяться также, что мудрый человек будет также и щедрым, так что богатство свое он может направить на служение другим людям. Конечно, поскольку богатство все же частная собственность, то все эти надежды могут и не исполниться… Однако разум, добродетель и совесть ведь должны в душе философа быть укоренены глубже, нежели чем в душе простого смертного… Мы не знаем исторически достоверных примеров того, что сам Сенека растратил свои несметные сокровища, нажитые лихоимством и подхалимажем, на нужды благотворительности.


https://proza.ru/2009/01/20/445

Вскоре Сенека стал не просто человеком с нечистой совестью, а человеком, спровоцировавшим убийство. Причем убийство не простое. Нерон получил прозвище – «чудовище» главным образом после того, как обвинил и убил собственную мать Агриппину. Однако малоизвестным фактом остается тот, что именно Сенека написал для Нерона послание к сенату, в котором Агриппина обвинялась в покушении на своего сына. Историк Тацит пишет по этому поводу, что «в итоге ропот шел уже не против Нерона, чья чудовищность превосходила любые пени, а против Сенеки, облекшего в писаную речь признанье в преступлении».
Став, по сути, пособником матереубийства, Сенека так и  не понял, что дальнейшее пребывание у вершин римской власти становится для него нецелесообразным. «Что удерживало его: жажда ли власти, надежда ли хоть в чем-то обуздать Нерона, или страх перед опасностью слишком резкого разрыва с ним?» - риторически вопрошает биограф философа. Скорее, это было так – всего понемногу…
Однако после того как был казнен старый друг и сподвижник Сенеки (в том числе в деле воспитания тирана) – Бурр, философ ходатайствует об отставке и даже хочет вернуть Нерону все полученные от него богатства! Император принимать свои дары назад отказывается. Над головой стоика сгущаются тучи.
Сенека давно уже дискредитировал себя перед римской общественностью постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом.
По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние минуты жизни Сенека призвал писцов и в страшных муках с неизменным красноречием «поведал много, что осталось тайной для потомков».
Что же, Аристотель тоже, по свидетельству некоторых современников, пострадал от своего воспитанника – Александра Македонского. Будущий завоеватель мира, говорят, побивал Философа колотушкой для ударных инструментов.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-03-07, 2:22 PM
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 2:38 PM | Сообщение # 43
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
Сенека давно уже дискредитировал себя перед римской общественностью постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом.По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние минуты жизни Сенека призвал писцов и в страшных муках с неизменным красноречием «поведал много, что осталось тайной для потомков».
И даже не знаю, стоит ли искать в архивах Пушкина цитаты о Сенеке после такой практики милосердия... wacko

И ведь вопрос с лупанариями для юного Нерона сразу возвращает нас к первому акту "Меры" Шекспира, где речь идёт о закрытии публичных домов.

И казнь предателей любимой власти дворян-декабристов...

Неужели это мои фантазии? cool


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-03-07, 6:08 PM
 
БелоснежкаДата: Четверг, 2024-03-07, 4:04 PM | Сообщение # 44
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7557
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
...сценка из спектакля Анджело Пушкинской школы Рецептера. Заслуживает отдельного обсуждения, ибо в постановку введены фрагменты Шекспира на английском и сценки диалогов Сенеки с Нероном, вот это линия гос-муниципального управления!

Честно скажу, мне это непонятно и чуждо, когда смешивают в одну кучу имена известных Авторов... ради эпатажа, привлечения внимания публики и продвижения скрытых целей влияния на массы. Мне лично неприятно, когда именами великих философов начинают трясти, как погремушками, шума много, достоверности ноль... зато компромат (!), но попытки (в течение последних лет тридцати...) навязчиво приклеивать порочные ярлыки к Именам выдающимся... выдают пропагандистов гендерных наклонностей. Ничего более. Дескать, и великие, как мы, не лучше... Это выдает мелких и порочных  душой.
И вообще о самом Пушкине столько придумок и анекдотов, и сведений о его "шалостях"...  Как говорится, каждый по себе судит о других. Но совесть-то на что?

А с какого бока-припека Сенека к Пушкину имеет отношение?
Пушкин о нём вообще ни строки не написал, хотя очень много читал и писал о великих писателях и людях, посмотрите тут богатейший исследовательский материал - 

english version ФЭБ  :  Словарная часть: Пушкин: Исследования и материалы. Т. XVIII—XIX
Тут нет домыслов, только фактический материал!
Любопытного много!
И о Шекспире, но ничего нет о Сенеке или Нероне.

***
Можно понять творческий запал и замысел Рецептера, никаких возражений, простор и свобода фантазии прочтения пушкинского замысла... Но, вряд ли Пушкин бы одобрил... хотя одобрили публика и критика, наверное, многие современники. Призываю бережнее относиться к памяти великих философов и писателей. Да, у каждого найдутся теневые стороны и пороки, но прославились они другими качествами своих талантов, творческих дел, даров народам земли. Ценности культуры надо беречь, а не выискивать грязь... От современников нужно бы требовать и воспитывать к Именам уважение. 

Цитата Просперо ()
Финал пушкинского «Анджело», до сих пор ставящий в тупик некоторых исследователей, сродни чуду. Рецептер близок к его разгадке. Два режиссерских аккорда следуют здесь, согласно стремительному пушкинскому тексту, один за другим. Весть о готовящейся казни Клавдио, вместо обещанного помилования, заставляет всех присутствующих на сцене вздрогнуть, мгновенно обернувшись на суровую фигуру наместника у трона (пушкинский Анджело сильно сыгран Павлом Сергиенко). Дук успевает предотвратить казнь и намерен покарать злодея, но тут все случится наоборот: вместо казни — милость. Помиловать Анджело молит любящая его Марьяна (Анна-Магда Обершт), за ней, любя ее, Изабелла, и на это движение высокой души откликается милосердная душа Дука.
 
Наверное, я не понимаю ничего в современном театре, интерпретациях...  уж извините.
Какая весть, кому весть? Разве мог бы Анджело допустить, чтобы разнеслась весть о помиловании Клавдио? Разве мог он, такой тщеславный и бескомпромиссный, отменить свой же приговор, да еще публично, да еще на основании просьбы женщины?! Он мог обнадежить лишь Изабеллу, зная, что ей никто не поверит против его слова, но об этом не сказано.  Слишком уж свободное прочтение сюжета Пушкина... это мне не по душе...
Но полностью согласна с этим

Цитата
«И Дук его простил», — ради этой финальной фразы, считал Пушкин, написана его поэма.


Чуть позже изложу главное, что мне было интересно, и ответ на ваш вопрос.


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
БелоснежкаДата: Четверг, 2024-03-07, 4:18 PM | Сообщение # 45
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7557
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
И даже не знаю, стоит ли искать в архивах Пушкина цитаты о Сенеке после такой практики милосердия...

Не найдете, посмотрите тут, ссылка выше не пропечаталась...

И я не понимаю, зачем цитировать измышления о Сенеке какого-то Слони...  Слов нет, как неприятно это, причем на форуме у нас и тема есть, и книга издана о Сенеке.  Но лучше все-таки, прежде чем передавать чужое измышление-восприятие, ознакомиться с более достоверным источником, хотя тоже своеобразным. Об Агриппине рассуждать... да там клубок жутких, гремучих змей...

2. (1) И убий­ства подоб­но­го рода (речь о Нероне) пошли бы одно за дру­гим, если бы это­му не вос­пре­пят­ст­во­ва­ли Афра­ний Бурр и Анней Сене­ка. (2) Руко­во­ди­те­ли и настав­ни­ки юно­го импе­ра­то­ра, пре­бы­вав­шие (ред­кость у деля­щих власть) в доб­ром согла­сии, они в рав­ной мере, но раз­лич­ны­ми путя­ми при­об­ре­ли силу, Бурр — забота­ми о вой­ске и стро­го­стью нра­вов, Сене­ка — настав­ле­ни­я­ми в крас­но­ре­чии и сво­бод­ной от подо­бо­стра­стия обхо­ди­тель­но­стью. Они сов­мест­но пек­лись о том, чтобы, пре­до­ста­вив прин­цеп­су, если он пре­не­бре­жет доб­ро­де­те­лью, доз­во­лен­ные наслаж­де­ния, тем лег­че убе­речь его от соблаз­нов опас­но­го воз­рас­та. (3) И тот и дру­гой боро­лись лишь с необуздан­ным высо­ко­ме­ри­ем Агрип­пи­ны, одер­жи­мой все­ми стра­стя­ми жесто­ко­го вла­сто­лю­бия и под­дер­жи­вае­мой Пал­лан­том, по нау­ще­нию кото­ро­го Клав­дий кро­во­сме­си­тель­ным бра­ком и роко­вым усы­нов­ле­ни­ем сам себя обрек гибе­ли. (4)

Адресую сюда
Корнелий Тацит
АННАЛЫ

КНИГА XIII
[События 54—58 гг. н. э.]


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Четверг, 2024-03-07, 4:38 PM
 
БелоснежкаДата: Четверг, 2024-03-07, 5:34 PM | Сообщение # 46
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7557
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
Об этом высокомерном поступке Анджело под предлогом праведности дюк Дук имел информацию, но держал компромат в резерве. И включил Марьяну в действие, когда это понадобилось, за очень приличное вознаграждение.

То есть полагаете, Дук имел виды на манипуляцию Марьяной в следующий раз?  То есть, Дук не олицетворяет светлый или справедливый мир? Я тоже так думаю, но по другой причине. Да это сейчас не важно, каждый по своему видит.

Цитата Просперо ()
Все средства женского искусства вы должны
Теперь употребить. Вы слишком холодны,
Как будто речь идет меж вами про иголку.
Конечно, если так, не будет, верно, толку.
Не отставайте же! еще!»

Перечитал поэму. Да это финальный эпизод с Луцио. Больше он не появляется.

Ну, да, сработал расчёт опытного сводника Луцио, хорошо подогрел девицу и Анджело клюнул... Но

Цитата Белоснежка ()
Победа Лацио свершилась! А чей был Замысел простой?
И чья же милость всем явилась
В конце спектакля?
Пир златой!

всё-таки поженились не по воле Луцио и пир не он заказывает.Чего я не понимаю?

Луцио остается как бы в стороне, случайным персонажем поэмы, когда к нему обращается осужденный, когда подсказывает девице, ибо у него отсутствует личное желание выиграть нечто, выгадать или хитростью что-либо получить. Он естественный, природный бесовской персонаж, помогающий просто так, без корысти или тайного умысла!

Теперь по порядку постараюсь ответить,
в интрасферном образе размышлений.

Рассматривая сюжет в плане "Игра – Жизнь", можем увидеть и саму игру, и ее итог (победу одних сил над другими, победу одного замысла над чуждыми и т.д.) в разных сферах единого интрасферного восприятия.

Всё же просто! Мы (человек) предполагаем, а Бог (Автор) располагает, в смысле пишет сценарий, вариации которого реализуют актеры, куклы, люди… все мы. Сценарий один, судьбы - разные.
У Шекспира более запутанный сюжет, много действующих лиц, отвлекающих от главной идеи моментов и реплик.
У Пушкина действующие лица сведены к минимуму, их трое, с Луцио - четверо, пятый, соединяющий и судящий всех - Дук! Мера за меру, какая мера за какую именно иную меру?
Думаю, за интересное название прежде всего зацепился А.С., когда начал переводить Шекспира, но потом решил написать свое произведение, увидев новые возможности. Кто знает причину, кроме автора...

1. В сфере бытового движения сюжета видим:
Кто смотрит и Зачем

Зритель-обыватель смотрит для развлечения и получения "пищи для разговоров" об увиденном. Зритель видит, что добрый правитель, руководствуясь своими законами, не смог справиться с порочными явлениями в обществе, однако правильно рассудил всех в конце. Более жесткий правитель-наместник попытался восстановить справедливый закон, но тоже не смог довести его до желаемого результата, искоренения порочных страстей, ибо сам попался в капкан закона. А все остальные персонажи, как в жизни, каждый по своему прав, в соответствии со своей Природой – желаний и возможностей. Думать не о чем… Они для развлечения, но не для размышления публики.
Прелюбодействие, стремление к власти, тиски законности, стремление к уединению в Боге, стремление к желанному человеку, хитрость, обман во благо, коварство, неверие, соблазн мысли... все это обычно в жизни людей.

2. В сфере движения душевных сил видим:
Кто смотрит и Зачем

Зрители сочувствуют героям, не задумываясь о движущих целях, но только о сюжете.
Я бы разделила на мятущиеся и спокойные души.
Мятущиеся души троих персонажей – две женщины и Анджело - подвергаются испытаниям в попытке соединить видимые всем действия и мысли со скрытыми от посторонних.
Душа порочная не скрывается и не сомневается в действиях, зная свою природную силу и власть над мятущимися.
Светлая душа, такая предполагается у Автора, персонифицированного в Дуге, наблюдает за мятущимися душами, запутывающимися в своих же тисках и догмах, и приходит на помощь только в конце, распутав клубок противоречий и сделав простой сложную ситуацию. Эта сфера восприятия для чувствительных зрителей-читателей.

Осталось рассмотреть интеллектуальную и духовную сферы...


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 6:39 PM | Сообщение # 47
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Цитата Белоснежка ()
То есть полагаете, Дук имел виды на манипуляцию Марьяной в следующий раз?  То есть, Дук не олицетворяет светлый или справедливый мир? Я тоже так думаю, но по другой причине.
Полагаю, что Дук, наделяя Марьяну правами супруги-управительницы уничтоженного Анджело, поступает вполне логично с позиций государственного и/или городского управления. При дворе такая бескомпромиссная женщина пригодится, и ежели пошла на манипуляцию с подменой один раз, то во второй и сомневаться не будет.

То, что ЛЮБАЯ ВЛАСТЬ (Дук, Царь и т.д. на любом уровне) априори не олицетворяет светлый или справедливый мир, может быть и не радостно звучит, но она ведь на практике руководит определённым миром людей, в поступках которых очень мало от светлого, по факту. Да и власти по долгу управления приходится работать с тёмной стороной человеческой деятельности. Если люди подружились между собой,  они в суд не идут, идут, если подрались. Если муж и жена живут в любви и согласии, они в суд не идут, только если разводятся. И так далее.

Современная политическая социология определяет в качестве основных ее функций:
господство (полное подчинение объекта воле субъекта, опираясь на силу)
руководство
регу­лирование общественных отношений
контроль
координация
мобилизация.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 6:49 PM | Сообщение # 48
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Цитата Белоснежка ()
И я не понимаю, зачем цитировать измышления о Сенеке какого-то Слони...  Слов нет, как неприятно это, причем на форуме у нас и тема есть, и книга издана о Сенеке.  Но лучше все-таки, прежде чем передавать чужое измышление-восприятие, ознакомиться с более достоверным источником, хотя тоже своеобразным.
Прошу прощения, Белоснежка, не знал о нашей (Вашей) книге.



Но в нечто приятное от работы при дворе Калигулы и Нерона опасаюсь не поверить - уж как-то оба эти парня по имеющимся в даже школьной истории информации далеки от идеала человеческого.

Своеобразны, да, согласен.

И Сенека разве мог работать там - на самом верху - за одним столом пируя - мог ли жить по другим правилам?


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 7:46 PM | Сообщение # 49
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Современная политическая социология и действия героев АНДЖЕЛО в качестве субъектов основных функций ВЛАСТИ:

господство (полное подчинение объекта воле субъекта, опираясь на силу)
всё по воле Дука и ныне и присно

руководство
временная смена формы руководства - Анджело вместо доброго правителя включает справедливого

регу­лирование общественных отношений
у Шекспира Анджело закрывает все публичные дома, Пушкин не рискнул выйти с такими общественными инициативами -
какое слово - общественные отношения - этот вопрос для меня ну как возвращение в сферу деятельности последних лет, к ведению реестра общественных инициатив, в частности

контроль
в данном случае Дук использует метод контроля "наблюдение"

координация
здесь используется Луцио, но мог быть и любой другой знакомый "преступника Клавдио" для чего парня и водили по улицам города под охраной и даже позволяли говорить со всеми жителями муниципального поселения

мобилизация
подняты для участия в конфликте женщины - Изабелла, Марьяна.

Готов к обсуждению этих определений.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 7:53 PM | Сообщение # 50
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Цитата Белоснежка ()
2. (1) И убий­ства подоб­но­го рода (речь о Нероне) пошли бы одно за дру­гим, если бы это­му не вос­пре­пят­ст­во­ва­ли Афра­ний Бурр и Анней Сене­ка. (2) Руко­во­ди­те­ли и настав­ни­ки юно­го импе­ра­то­ра, пре­бы­вав­шие (ред­кость у деля­щих власть) в доб­ром согла­сии, они в рав­ной мере, но раз­лич­ны­ми путя­ми при­об­ре­ли силу, Бурр — забота­ми о вой­ске и стро­го­стью нра­вов, Сене­ка — настав­ле­ни­я­ми в крас­но­ре­чии и сво­бод­ной от подо­бо­стра­стия обхо­ди­тель­но­стью. Они сов­мест­но пек­лись о том, чтобы, пре­до­ста­вив прин­цеп­су, если он пре­не­бре­жет доб­ро­де­те­лью, доз­во­лен­ные наслаж­де­ния, тем лег­че убе­речь его от соблаз­нов опас­но­го воз­рас­та. (3) И тот и дру­гой боро­лись лишь с необуздан­ным высо­ко­ме­ри­ем Агрип­пи­ны, одер­жи­мой все­ми стра­стя­ми жесто­ко­го вла­сто­лю­бия и под­дер­жи­вае­мой Пал­лан­том, по нау­ще­нию кото­ро­го Клав­дий кро­во­сме­си­тель­ным бра­ком и роко­вым усы­нов­ле­ни­ем сам себя обрек гибе­ли. (4)
продолжу Вашу цитату

2. (1) И убий­ства подоб­но­го рода пошли бы одно за дру­гим, если бы это­му не вос­пре­пят­ст­во­ва­ли Афра­ний Бурр и Анней Сене­ка. (2) Руко­во­ди­те­ли и настав­ни­ки юно­го импе­ра­то­ра, пре­бы­вав­шие (ред­кость у деля­щих власть) в доб­ром согла­сии, они в рав­ной мере, но раз­лич­ны­ми путя­ми при­об­ре­ли силу, Бурр — забота­ми о вой­ске и стро­го­стью нра­вов, Сене­ка — настав­ле­ни­я­ми в крас­но­ре­чии и сво­бод­ной от подо­бо­стра­стия обхо­ди­тель­но­стью. Они сов­мест­но пек­лись о том, чтобы, пре­до­ста­вив прин­цеп­су, если он пре­не­бре­жет доб­ро­де­те­лью, доз­во­лен­ные наслаж­де­ния, тем лег­че убе­речь его от соблаз­нов опас­но­го воз­рас­та. (3) И тот и дру­гой боро­лись лишь с необуздан­ным высо­ко­ме­ри­ем Агрип­пи­ны, одер­жи­мой все­ми стра­стя­ми жесто­ко­го вла­сто­лю­бия и под­дер­жи­вае­мой Пал­лан­том, по нау­ще­нию кото­ро­го Клав­дий кро­во­сме­си­тель­ным бра­ком и роко­вым усы­нов­ле­ни­ем сам себя обрек гибе­ли. (4) Но харак­тер Неро­на был не таков, чтобы поко­рять­ся рабам


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 8:14 PM | Сообщение # 51
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Действительно, работа Слони легковесна, да и кто он такой?
В сети есть мнения и более профессиональные.  Например:

https://docs.yandex.ru/docs?type=docx

ПОЛИТИКА И ФИЛОСОФИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ СЕНЕКИ
Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки 46.03.01 История образовательная программа бакалавриата История
профиль: Всеобщая история

Выполнил:
обучающийся 4 курса Подолинская Яна Вячеславовна

Научный руководитель
кандидат исторических наук, доцент Никитюк Елена Валентиновна
+
Жизнь и деятельность Луция Аннея Сенеки была поистине яркой, плодотворной в творческом отношении и весьма драматичной в конце его
пути. Он был римским философом, поэтом-моралистом, государственным деятелем, нравственным наставником и даже в какой-то мере выступал психологом в своих произведениях.

Также Сенека был воспитателем императора Нерона и одним из крупнейших представителей стоицизма. Его произведениями зачитывалась вся золотая молодежь Римской империи.

Однако ко времени расцвета его политической и писательской карьеры о Сенеке появились противоречивые мнения. Уже Тацит говорил, что «многие упрекали Сенеку в несоответствии строгой жизни, видимость которой он создавал, с жадностью» (Ann., XIII, 18). Но, несмотря на это, Тацит больше симпатизировал философу, например, отмечая, с каким достоинством мыслитель покинул этот мир. Дион Кассий был больше склонен обвинять философа, только однажды он отметил его мудрость: «Луций Анней Сенека, который превзошел в мудрости всех римлян своих дней и даже многих последующих…» (Hist. Rom., LIX, 19, 7).

(далее приводятся оценки современные, также неоднозначные, всего в работе 79 страниц, уровень С-Пб Университета полагаю достаточным, да может быть и Рецептер мною с восторгом принятый там консультировался или в библиотеке работал).

Зарубежные исследователи тоже неоднозначны в своих оценках: предметом спора часто становится либо несоответствие богатства Сенеки его стоической проповеди, либо спор о том, кем в большей степени являлся Сенека – философом или политиком? В этой связи, например, Е. Бакли, М. Т. Динтер и Г. Д. Хейл часто обращают внимание на способы обогащения Сенеки, прямо не ставя ему это в вину, но самим наличием подобного факта как бы осуждая его.

В противоположность им, П. Грималь полностью опровергает мнение своих коллег и, как и И. Н. Титаренко, утверждает, что время требовало от Сенеки определенных действий.

В любом случае наличие подобных противоречий дает плодотворную почву для дальнейших исследований.

(ВРЕМЯ ТРЕБОВАЛО - с этим и я согласен, как более в прошлом политик муниципального масштаба, нежели поэт и философ, surprised увы и ах...)


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-03-07, 8:17 PM
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 8:30 PM | Сообщение # 52
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
...Тацит - II в. н.э., - «Анналы», в котором он описал правление Тиберия, Калигулы, Клавдия и Нерона.

Основные свидетельства о биографии Сенеки описаны в главах, в основном посвященных правлению Нерона: здесь большое внимание историк уделяет первым годам правления императора, убийству Агриппины, восстанию в Британии и, наконец, дает подробнейшее описание гибели Сенеки (Ann., XVI, 60-64).

К сожалению, «Анналы» не содержат биографических справок о ранних годах жизни философа, а только косвенно описывают события, касающиеся времени расцвета политической карьеры Сенеки при императоре Нероне.

Другим не менее важным источником является «Жизнь  двенадцати цезарей» Светония, древнеримского писателя, историка, ученого-энциклопедиста, личного секретаря императора Адриана.

Хотя автора больше интересуют личности императоров и пикантные подробности из их жизни, в главе, посвященной Калигуле, содержится оценка творчества Сенеки, позволяющая понять отношение современников к литературной деятельности философа (Suet., IV, 53, 2).

Еще одним свидетельством выступает «Римская история» Диона Кассия - писателя и историка конца II - начала III в. н.э. В отличие от
Светония он оставил гораздо больше оценок жизни и творчества Сенеки, но в основном негативного характера. Историк осуждает вычурность нового стиля Сенеки, отмечает его пагубное влияние на римскую молодежь, упрекает философа в несоответствии его жизни собственному учению (Hist.  Rom., LXI, 3, 7, 10, 19).


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
БелоснежкаДата: Четверг, 2024-03-07, 8:44 PM | Сообщение # 53
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7557
Статус: Offline
Если о Пушкине мы можем что-то говорить достоверно, то о личной жизни Шекспира уже нет, еще меньше о тех, кто жил в античные времена, о которых сохранились легенды или пересказы. Моё убеждение: в отношении любого из имен выдающихся людей, оставивших народам мира высоконравственные плоды трудов своих, недопустима непочтительность. Чтобы выносить свои суждения о "недостатках" великих, нужно либо быть исследователем-профессионалом, либо равным с ними по таланту...

Цитата Просперо ()
контрольв данном случае Дук использует метод контроля "наблюдение"


Собственно говоря, можно провести параллель с уровнем наблюдения верховного за нашими судьбами... Дук все же воспринимается добрым помощником, не только наблюдателем. Как и мы часто получаем помощь невидимых сил, молчаливо наблюдающих.

Цитата Просперо ()
координацияздесь используется Луцио, но мог быть и любой другой знакомый "преступника Клавдио" для чего парня и водили по улицам города под охраной и даже позволяли говорить со всеми жителями муниципального поселения

мобилизация
подняты для участия в конфликте женщины - Изабелла, Марьяна.

А эти функции, действительно, область социальной сферы. Все нужны друг другу и автору сюжета тоже. Тут вы гораздо лучше меня разбираетесь и объясните эти понятия.

Но продолжу свое исследование по сферам восприятия произведения.

3. В интеллектуальной сфере движения:

Сколько разных нас, читателей-интеллектов, режиссеров-актеров, критиков-писателей… столько и правильных движений размышления, оценок событий и итогов. Выше в этой теме, каждый из нас троих, обсуждающих сюжет «Анджело», высказался по-своему, верно, и никто полностью не поддержал другое восприятие, так и должно быть, тем более, в деталях обсуждаемого сюжета. И чем дальше обсуждение, тем сложнее…
Вот он – Океан необозримого интеллектуального мнения: и о Пушкине, и о его творчестве, и о связи с Шекспиром, и о самом произведении, и о каждом персонаже! Мы создаем фрагменты целой Сферы неповторимого мира, дополняя или расширяя его размышлениями. Поэтому каждый раз Пушкин проявляется через нас по-новому, он живет своими мыслями в наших мыслях. Сфера интеллекта - живое, динамичное существо!
Мы наделяем и Анджело, и Изабеллу, и всех других героев нашими мыслями о них и их характерах, целях и т.п.

4. В сфере духовной мы... не видим, увы.

Не видим скрытую сферу ни интеллектом, ни душой, ни привычными органами восприятия, но пытаемся осознать сюжет в соответствии со своими представлениями о "правильном" и о духовной природе персонажей.
Вот тут и следует внимательнее посмотреть на того, Кто (в нас самих) и Зачем воспринимает, оценивает, дает заключительные выводы или выдает творческие версии осмысленного сюжета. То есть, надо посмотреть на Природу своего духовного «я» в данном месте и времени, в приложении к конкретному обсуждаемому событию (произведению). Тут самое важное – цель духовная, цельность духовидчества и, соответственно, умение зреть в корень духовности персонажей, оценивая их со своей позиции. Эту работу интеллект делать не любит, полагаясь на интуицию. Скажу больше, интеллекту свойственно полагаться на своё безошибочное знание. А ведь оно всегда нецелостно, относительно верно, увы...

На вопрос "Зачем" все... отвечу так:
Миром движут желания:
телесные,
душевные и
духовные, из которых духовные - определяющие не сиюминутно, но в итоге.
Вот мой ответ на вопрос, почему выиграл Луцио. Выиграл его дух в игре с другими духами.

1 дух добропорядочности Изабеллы,
2 дух страстного влечения к мужчине Марьяны,
3 дух честолюбия Анджело,
4 дух доброго, но слабого властителя Дуга
Выиграл дух свободы от закона – дух порочной природы человека. Не материально выиграл, а доказав свое превосходство над другими, иными словами, бесовской дух выиграл партию Игры с духами, как с  «ангельскими» духами мятущихся душ, так и с духами хитрых на выдумки умов.

Выигрывает в духовных сражениях более сильный, уверенный в себе, неподверженный влиянию других духов.


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Четверг, 2024-03-07, 8:53 PM
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 8:59 PM | Сообщение # 54
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
«Жизнь  двенадцати цезарей» Светония, древнеримского писателя, историка, ученого-энциклопедиста, личного секретаря императора Адриана.
То есть это официозная точка зрения Генерального Секретаря партии "Единая Римская Империя" wacko 

Слава Двенадцати Цезарям!

*
КСТАТИ - или некстати - в том же 1833-м году А.С. Пушкин получил чин камер-юнкера и, как пишут иные источники, очень переживал, что не дали камергера. 

Но, всё-таки, пожалование в придворные чины зависело непосредственно от высочайшего усмотрения и не подлежало общим правилам о выслуге лет.
Одно из преимуществ придворных чинов и дам, которое они разделяли вместе с высшими государственными сановниками, заключалось во входе за «кавалергардов», то есть в праве собираться во время больших при высочайшем дворе выходов (и т.п.) 
 
У нас бытует мнение, что Пушкин это воспринял как унижение и т.п. и он действительно подавал прошение об отставке, однако ему пояснили, что в этом случае не будет допущен к работе в архивах. И он не стал добиваться отставки. Работать ему хотелось. И именно в русле государственного управления - хоть литературная деятельность и поболе денег давала, но ведь не каждая осень - Болдинская. И не всякий литературный заказ приносит 20 тысяч рублёв, как "История бунта Пугачёва" - госзаказ, между прочим.

Да я и не упомню, чтоб АС писал под частный заказ ...
wacko 
Попутно похвастаюсь - и у меня в жизни был всего один госзаказ на стихи - для банеров на главной улице нашего городка. Заказ получил вечером в пятницу. Утром в пять утра в субботу поднялся и пошёл по улице с блокнотом. в 10 было совещание по банерам. В 9.45 за мной послали машину, так как совещание перенесли на час раньше, а я ушёл без мобильного. Был чуть-чуть скандал. Уже практически всё было утверждено. Я приехал и всё-таки зачитал - мэр сказал "как контрольный выстрел"! Быстро и точно.

И после того был большой скандал - креативщики из Тюмени чуть не лишились заказа. Тогда я предложил одну сторону улицы моими креативами, вторую - уважаемым мэтрам отдать. Честно сказал - не ожидал сам такого. Но, с другой стороны - я же эту улицу с первых домов строил... стены помогают... Так я извинялся.

Самое трудное было - выплатить мне гонорар - как муниципальный служащий я не мог получать ничего из бюджета, даже моё авторство на плакатах - прокуратура предупредила - будет расценено как получение моральной выгоды - КОРРУПЦИЯ!!!  wacko 

В общем - мне дали премию за ввод домов, кажется


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 10:12 PM | Сообщение # 55
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Цитата Белоснежка ()
Собственно говоря, можно провести параллель с уровнем наблюдения верховного за нашими судьбами...
Дук все же воспринимается добрым помощником, не только наблюдателем.
Как и мы часто получаем помощь невидимых сил, молчаливо наблюдающих.
Такие молчаливо наблюдающие вообще-то и у меня в городе порой работали, например в период монетизации льгот сидели в очередях в органах соцобеспечения, диктофоны им не разрешались. 
Работал не я, приезжали специалисты, я выделял помещения для встреч с информаторами, не более того, ибо контролировали и меня в том числе.

Сейчас интернет позволяет без наблюдения получать информацию такого рода, причём не только нашему государству, но и разработчикам гаджетов.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 10:22 PM | Сообщение # 56
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Цитата Белоснежка ()
4 дух доброго, но слабого властителя Дуга
Ну не надо так о Дуке, а то подставляете Пушкина, будто бы это он на самом деле о власти так

Властитель щедрый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами властвовал тогда. wacko 

Не думаю, чтоб то господин камер-юнкер мог такое-с...

Тем паче где Вы увидели "слабость властителя Дука" в описанной в "Анджело" многоходовой комбинации по - ОДНОВРЕМЕННО ДВА В ОДНОМ - укреплению вертикали власти и дискредитации возможного преемника?

В чём его доброта - не похож ли его вопрос

Все объяснилося, и правда из тумана
Возникла; Дук тогда: «Что, Анджело, скажи,
Чего достоин ты?» Без слез и без боязни,
С угрюмой твердостью тот отвечает: «Казни.
И об одном молю: скорее прикажи
Вести меня на смерть».
«Иди, — сказал властитель,
Да гибнет судия — торгаш и обольститель».

...не похож ли по содержанию на последнее предложение Нерона Сенеке? И там тоже могло быть помилование, но Сенека воздержался от просьбы о таковом - видимо по уже сложившемуся имиджу Нерона жить с ним было хуже смерти surprised


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 10:31 PM | Сообщение # 57
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Цитата Белоснежка ()
каждый раз Пушкин проявляется через нас по-новому, он живет своими мыслями в наших мыслях. Сфера интеллекта - живое, динамичное существо!Мы наделяем и Анджело, и Изабеллу, и всех других героев нашими мыслями о них и их характерах, целях и т.п.

СОВЕРШЕННО В ТОЧКУ !!!

По-моему Пушкин писал учитывая восприятие своего Первого Высочайшего Читателя и ценсора, потому я и привожу здесь мнения о целях и т.д. с позиций некоторого практического опыта в непростой сфере взаимоотношений основного носителя власти с ближайшим кругом управленцев.

Как сам понимаю. Готов к критике.

Честно скажу - мне многое не нравится в том, что власти приходится делать. Но, повторю за Шри Ауробиндо - "видимо, таков материал"


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-03-07, 10:34 PM
 
ПроспероДата: Четверг, 2024-03-07, 11:33 PM | Сообщение # 58
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
и всё-таки Сенека уместен:

Истинное наслаждение от добрых дел заключается в их совершении, а добродетели не имеют адекватной награды, кроме самих себя. [17]

Есть большая часть человечества, которая могла бы вернуться к добродетели, если бы им не было отказано в надежде на помилование. [17]

Милосердие становится никем иным, как королем или принцем; ибо великая власть великолепна и достойна восхищения только тогда, когда она приносит пользу. [17]

Милосердие - это то, что делает большое различие между королями и тиранами. [17]

Ни одно существо не является более капризным и не требует большего мастерства, чем человек, и ни к кому не следует относиться с большей снисходительностью. [18]

17 "О помиловании"
18 Джон Дэви, Сенека – Диалоги и эссе, Издательство Оксфордского университета, 2007. ISBN 978-0192807144


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2024-03-08, 6:31 AM | Сообщение # 59
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
«Пушкинская школа» – первый в мире театр, где занимаются творческим освоением театральной системы Пушкина – особой страницы в истории русского театра. Художественный руководитель театра – актер, режиссер, поэт и пушкинист Владимир Рецептер посвятил теоретическому и практическому исследованию театра Пушкина более полувека. У театра своя природа чувств, он нашел своего зрителя, и можно смело сказать, что этот уникальный театральный эксперимент увенчался успехом.

Одни любят «Пушкинскую школу» за безупречное владение словом, бережное отношение к классике и исследовательский подход, другим приходятся по душе бьющая через край энергия и юмор молодых актеров, третьи получают истинное удовольствие от интеллектуальной игры, которую предлагает им «Пушкинская школа». Равнодушным не остается никто.

Сегодня уже почти закончена работа над «театральным собранием сочинений Пушкина» – на афише театра девять пушкинских спектаклей. Помимо Пушкина, в репертуаре театра – русские и зарубежные классики первой величины: Фонвизин и Грибоедов, Гоголь и Лермонтов, Сухово-Кобылин и Блок, Шекспир и Мольер.

Наш адрес: Фонтанка 41 (Дом Кочневой) - это между БДТ и Невским проспектом.

Справки о билетах по телефонам:
710-48-46, 710-48-48


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2024-03-08, 8:07 AM | Сообщение # 60
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6078
Статус: Offline
Цитата MгновениЯ (письма Сенеки Луцилию)
Сде­лай так, чтобы тебя хва­ли­ли, а не смо­жешь — так хоть чтобы узна­ва­ли.
???
Этим-то изоб­ли­ча­ет­ся без­рас­суд­ство души: каж­дый раз она дру­гая, непо­хо­жая на себя, — а ниче­го позор­ней, по-мое­му, нет.
Поверь мне, вели­кое дело — играть все­гда одну роль. Но никто, кро­ме муд­ре­ца, это­го не дела­ет; все про­чие мно­го­ли­ки.
То мы пока­жем­ся тебе береж­ли­вы­ми и сте­пен­ны­ми, то рас­то­чи­тель­ны­ми и тще­слав­ны­ми.
Мы то и дело меня­ем личи­ны и берем про­ти­во­по­лож­ную той, какую сбро­си­ли

*
Кто же достоин хвалить многоликого Шиву?
Кто превозмог порок за своим болевым порогом?
Кто перепутал роль - а голый король и правда - красиво?
Кто не сильнее себя, а намерен бороться с Богом?

...как бы отнять незаметно стрелу у Принцессы-Лягушки?
Сжечь её сменную кожу и - вновь танцевать от печки.

...как неприлично он многолик - Александр Сергеевич Пушкин!
О, не пытайся ему подражать на болотце у Черной речки.



В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Пятница, 2024-03-08, 8:09 AM
 
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Оскар Хуторянский, Просперо, Constanta
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега