О свободе воли
|
|
asner | Дата: Суббота, 2024-09-28, 4:00 PM | Сообщение # 1 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Все предопределено, но есть свобода выбора. - Ветхий Завет
“Свобода воли” - Много мнений учёных, как и простаков. Мы до сих пор об этом спорим, Ответ конечный не готов.
Есть много всяческих теорий, От древности и до “сейчас“ От: “Бог всё знает и готовит”, До: “Всё от генетики у нас”.
От: “Нам всё можно, мы свободны”, “Мораль, законы - лишь даны, Чтоб было обществу угодно - Живёшь не так - замок тюрьмы”.
Есть взгляд другой: Твоё решение Уже известно, но тебе Дана иллюзия сомнения, Ты мечешься меж “да” и “нет”.
“Что будет” знает кто-то сверху, Оракулы, пасьянс и карты, А мы - лишь пешки на проверку, А все желания - насмарку.
Но если так, то твой проступок - Возможно, не твоя вина. Ведь кто-то двигал твою руку, Кто запланировал сперва.
Ответ другой на эту тему В разделах разных у наук. В религиях мнения на смену, Для метафизики есть труд.
Есть те, кто слышит голос сверху: “Иди в народ, пророком будь!” Или “Крови пролей без меры!”, Или “Законы все забудь!”.
Суд шизофреников не судит, Мол: “Бесконтрольные в делах”, Но если - ”быть тому, что будет”, У правосудия дело “швах”.
okhutor
|
|
| |
asner | Дата: Воскресенье, 2024-09-29, 7:23 PM | Сообщение # 21 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Свобода - стёрлось это слово, Так часто пользуют его Глупцы, тираны, демагоги - Его значение ушло.
А за неё ведь умирали - Шли на распятие и под нож Кто жить в неволе не желали, Неволю презирали, ложь.
Ведь от того, что ты напишешь: "Мы не рабы" при классе всём И как свободен песню слышишь... Раб всё ж останется рабом.
Когда-то не скрывалась правда - Был самодержец и был князь, Им власть от Бога была дана, А всем другим поклоны класть.
Теперь задача тех у власти Дать остальным нам всем понять, Что мы свободны, а в несчастьях Виновны кто-то, а не власть.
Так что же все таки Свобода - Реальность иль мираж и миф? Наживка может для народа, Чтоб с песней воз тянул, не ныл?
okhutor
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Понедельник, 2024-09-30, 9:14 AM | Сообщение # 22 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7845
Статус: Offline
| Цитата asner ( ) Так что же все таки Свобода - Реальность иль мираж и миф? Наживка может для народа, Чтоб с песней воз тянул, не ныл?
Итак, согласны мы, Свобода В умах различна потому, Что, выйдя из среды народа, Не подчиняется уму.
Она изменчива в сознанье, Она меняет свой закон И облик, даже цель в познанье Самой себя, в ней Первотон.
Однако ж, мысля по привычке, Штампуем матрицу, увы... Свободу ищут средь вторичных Явлений роботы-умы.
О настоящей... слов не надо, Свобода Воли лишь в Творце, Она приходит как награда Единству цельности в венце.
Н.А.Бердяев:
Цитата Разрешение вопроса о человеческой свободе должно быть связано с учением о Богочеловечестве Иисуса Христа. Только в Богочеловечестве Христа, в Его человеческой природе можно найти источник свободы человека, человеческой, а не только божественной свободы, — она вкоренена не в первой, а во второй Ипостаси Божества. Глава о формальной и материальной свободе должна была бы привести Н. Лосского к различению двух свобод — свободы исходной, свободы, как пути человека, и свободы конечной, свободы, как цели человека. Этому различению Н. Лосский как будто бы не придает достаточно центрального значения, хотя и выражает его в другой терминологии. В общем книга Н. Лосского должна быть признана очень ценной и заслуживающей самого широкого распространения, одной из лучших книг по этому вопросу. https://ru.wikisource.org/wiki/Н._Лосский_«Свобода_воли»_(Бердяев)
Свобода коренится не в природе человека, а в идее человека. Человек не сотворен совершенным и добрым в силу необходимости его природы. Совершенство и добро есть его задача, его идея. А это значит, что свобода имеет динамический характер, она не коренится в субстанциальности человеческого «я».
***
Мы - винтики, рабы систем мамоны? Златая середина, как мираж… И слышатся… то, стоны, то трезвоны, И видится… вседьявольский кураж.
А путь свободы тягостен вначале! Эзоповы слова о двух путях Нас учат о неведомом причале, О тяжести в трудах, да и вестях.
Сказать яснее людям о Свободе Умеют мудрецы былых времён, Но осознать сиянье небосвода – Непросто, если дух закабалён.
…Читаем Н.Бердяева – о Свободе – «Царство духа и царство кесаря».
Свобода от зеркальных отражений, От всех, кто предсказуем, как и мы, Свобода от себя, как суть движений – Есть истинное счастье полноты…
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Вторник, 2024-10-01, 10:03 AM |
|
| |
asner | Дата: Вторник, 2024-10-01, 5:30 PM | Сообщение # 23 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Она изменчива в сознанье, Она меняет свой закон И облик, даже цель в познанье Самой себя, в ней Первотон. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства. — Владимир Ильич Ленин
Всегда свобода нестабильна - История помнит древний мир, Где те свободные Афины? Вы помните свободный Рим?
Что стало с Новгородским Вече? Флоренции свободный дух? Республики Французской речи? Её в России и не ждут.
Свобода, равенство и братство Девиз прекрасный и простой, Нигде не смог он состояться... Ах да, в Утопии одной.
okhutor
Сообщение отредактировал asner - Вторник, 2024-10-01, 5:37 PM |
|
| |
asner | Дата: Вторник, 2024-10-01, 5:34 PM | Сообщение # 24 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Итак, согласны мы, Свобода В умах различна потому, Что, выйдя из среды народа, Не подчиняется уму. Сколько пузырей было надуто воздухом свободы! - Леонид Шебаршин
Настой свободы кисло-сладкий, В нем много крови, пота, слез, Пьянеешь больше чем шампанским С ним осторожно и всерьез.
Без предписания дается, Его берешь своей рукой. Не каждый, только он напьется Останется все ж сам собой.
Не всем свобода по карману, Не всем свобода по нутру. Есть те кому шматочек сала Чтоб гарантирован к утру.
Свободный может быть голодным, Свободный может быть раздет, Но дух напившийся свободы Решает - быть свободным? Нет?
Свобода стоит всех лишений, Свободно жить и говорить Дар редкий. Чьё-то поколение Возможно сможет получить.
okhutor
Сообщение отредактировал asner - Вторник, 2024-10-01, 5:35 PM |
|
| |
Белоснежка | Дата: Вторник, 2024-10-01, 8:47 PM | Сообщение # 25 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7845
Статус: Offline
| Цитата asner ( ) Свобода, равенство и братство Девиз прекрасный и простой, Нигде не смог он состояться... Ах да, в Утопии одной.
А где ж Утопия бывает? Да там, где райские сады! В душе твоей лишь расцветают, а мире видимом - тщеты.
Свобода - праздники влюблённых, А там, где больше двух, тюрьма, Мы все тут в роли заключённых, Пока обитель - полутьма...
Цитата asner ( ) Свобода стоит всех лишений, Свободно жить и говорить Дар редкий. Чьё-то поколение Возможно сможет получить.
Народ свободным быть …не может, А поколение… тем паче! Где больше двух, свобода значит Ограниченье! Если строже Сказать, она – Необходимость! Когда ее мы признаём Свободой действий, то терпимость У нас в крови, мы с ней живём.
Терпенье спутница свободы В любой системе и стране, Свобода – солнце непогоды, А несвобода – свет Луне.
Планеты вынуждены кругом Ходить, уж так заведено... Где больше двух, там друг за другом Идут. Зависимость – звено, Необходимость, пониманье, Терпенье разума... Вся суть – Свобода просто яснознанье Себя в единстве! Не забудь.
Свободой грезим, к ней стремимся, Она ж внутри – идея, цель, Духотворима кружевница, Царевна, истины купель!
Найти её не каждый может, Хоть та не прячется нигде, Свобода творчество умножит, И держит прочее всё в узде.
***
И всё же лозунги свободы Нужны народам, словно свет При ожидании восхода, Да в этом смысл долгих лет…
Свобода - краткое мгновенье Чреды тягучих, сложных лет, Она приходит вдохновеньем, Уходит в памятный сонет...
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
asner | Дата: Вторник, 2024-10-01, 9:20 PM | Сообщение # 26 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) А где ж Утопия бывает? Да там, где райские сады! В душе твоей лишь расцветают, а мире видимом - тщеты. Был миф - Утопия возможна! Где все равны - равнее нет. Что мудрый вождь нас осторожно Ведёт путём одних побед!
Что не себе, так нашим внуком Оставим, что нам не додали И по каналам главным слухам, Уже видны были те дали.
Крушение мифов - реки крови, Распятия, гильотина, стенка… Такие грустные итоги Свобода - миф, но служит верно?.
okhutor
Сообщение отредактировал asner - Вторник, 2024-10-01, 9:21 PM |
|
| |
asner | Дата: Вторник, 2024-10-01, 9:33 PM | Сообщение # 27 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Свобода - праздники влюблённых, А там, где больше двух, тюрьма, А нам твердили тысячи лет: "Любовь для мира есть спасение", Не двух влюблённых,- надо всех Друзей, врагов и без сомнения!
Любовь - свободы не несёт, Ни к человеку, ни к идее. Запреты есть, те что не ждёшь, А чувство временно - мгновение.
okhutor
|
|
| |
asner | Дата: Вторник, 2024-10-01, 9:42 PM | Сообщение # 28 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Терпенье спутница свободы В любой системе и стране, Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий. Эпикур
Был Эпикур, его учение Эпикурейским мы зовем, Как быть свободным беспредельно Учения суть. Чего ж мы ждем?
Богов не бойся, и без страха Смотри вперед, ведь смерть -пустяк. Добро всегда с тобою рядом, А зло забудет вскоре всяк.
Вот все четыре постулата, В нем Эпикур сказал вам все. Последуйте и счастья чаша Свободы непременно ждет.
Чтоб быть свободным вам не надо Желать того, чему не быть, Коль не болит, уже отрада И дружбу надо бы ценить.
Учение не пережило Доктрин религии Христа - "Страдай ты с жертвенной любовью Души спасение - вот мечта".
Но часто думаем мы вдруг, Что жизнь полна должна лишь счастьем... А это значит Эпикур В нас говорит. И пусть ненастье.
okhutor
|
|
| |
asner | Дата: Вторник, 2024-10-01, 9:49 PM | Сообщение # 29 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Свобода - краткое мгновенье Чреды тягучих, сложных лет, Она приходит вдохновеньем, Уходит в памятный сонет... Мы знаем это состояние Души, когда рука сама Как бы отдельна от сознания Выводит строки и слова.
Когда еще не знаешь тему Но пишешь строчки всё равно, Когда в душе взбухают вены Тебе другого не дано.
Тебя ведет такая сила, Что ей противиться нельзя. Это мучение и милость И то и это для тебя.
Потом глядишь ты удивленно На лист исписанный тобой И знаешь кто-то посторонний Владел тогда твоей рукой.
Свобода или подчинение? Как это можно называть. Рабы ли мы у вдохновения? Свободны ль мы, чтоб не писать?
Через тебя прошла идея, Ты только лишь водил рукой! Тот, кто не знает вдохновения Тот не поймет, ведь он другой.
okhutor
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Среда, 2024-10-02, 9:52 AM | Сообщение # 30 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7845
Статус: Offline
| Цитата asner ( ) А нам твердили тысячи лет: "Любовь для мира есть спасение", Не двух влюблённых,- надо всех Друзей, врагов и без сомнения!
Нам тысячи лет твердили разно, Но все сходились на Любви, Она Спасение, Прекрасна! Пути же к ней... все на крови...
Крови не только ран телесных, Но на крови душевных ран, Что всех больнее! Нам известно, Что Суть Любви есть Океан!
Что Океан двоим откроет Себя и тайны жемчуга: Душе и духу! Остальное - Для жертвы, тяжести года...
И только краткие мгновенья, Когда влюбленным дух открыт, Рождают чудо, вдохновенье, Любовь - единства монолит.
*
Твердят нам проще и понятней, Когда мы - юные умы. Потом становится занятней, А дальше - сами мы умны...
Но отвергать ученья сходу Лишь потому, что повзрослел, Недальновидно. Для народа Свои границы и удел.
Цитата asner ( ) Потом глядишь ты удивленно На лист исписанный тобой И знаешь кто-то посторонний Владел тогда твоей рукой.
Свобода или подчинение? Как это можно называть. Рабы ли мы у вдохновения? Свободны ль мы, чтоб не писать?
Через тебя прошла идея, Ты только лишь водил рукой! Тот, кто не знает вдохновения Тот не поймет, ведь он другой.
Свобода или подчиненье? Взгляд интрасферный просветит: "И то, и то" - есть просто мненья, Когда не Сердце говорит.
Когда ж Оно с тобой едино, Не различаешь "то и то", Ты весь - стремления лавина, Ты Океан, Небес манто.
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Среда, 2024-10-02, 10:12 AM | Сообщение # 31 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7845
Статус: Offline
| Цитата asner ( ) Был Эпикур, его учение Эпикурейским мы зовем, Как быть свободным беспредельно Учения суть. Чего ж мы ждем?
Богов не бойся, и без страха Смотри вперед, ведь смерть -пустяк. Добро всегда с тобою рядом, А зло забудет вскоре всяк.
Вот все четыре постулата, В нем Эпикур сказал вам все. Последуйте и счастья чаша Свободы непременно ждет.
Себя представьте Эпикуром, Когда из ваших всех стихов Четыре строчки взяли внукам Для поученья... "Плод верхов".
Представьте чувства Эпикура, Когда читает о себе... Смеётся ль он иль балагурит В Свободе, в нынешней Судьбе?
Душа живая в измененьях, И ум, и знания души... Суть Эпикура - вдохновенье, Его Идеи отыщи.
И ты увидишь, хоть не сразу, Иные смыслы слов его, Он жил, боролся не за фразу, Что есть в учебниках... Взошло Его учение в мудрейших, Они читают между строк! А развлекают ум добрейших С иною целью, где урок.
О Демокрите также пишут, Не отражая саму суть... Но Демокрит живой мой, дышит! Он не даёт душе уснуть.
((()))
Последовать за Эпикуром, значит прежде всего стать настоящим философом! Свобода мыслится Эпикуром, как конечная цель овладения философией!
Если случится тебе перечитывать письма Эпикура к Идоменею, не забудь, счастливец, и об «Опытах» Монтеня, ибо одно без другого будут неполны.
*********
Добавлю и этот фрагмент: https://azbyka.ru/otechni....11 Писателем Эпикур был изобильнейшим и множеством книг своих превзошел всех: они составляют около 300 свитков. В них нет ни единой выписки со стороны, а всюду голос самого Эпикура. Соперничал с ним по обилию написанного Хрисипп, но недаром Карнеад называет его нахлебником Эпикуровых писаний: на все, что ни написано Эпикуром, Хрисипп из соперничества писал ровно столько же, а потому и повторялся часто, и писал, что попало, и не проверял написанного, а выписок со стороны у него столько, что ими одними можно заполнить целые книги, как это бывает и у Зенона, и у Аристотеля. Вот сколько и вот каковы сочинения Эпикура, а лучшие из них – следующие:
28 «О природе» 37 книг, «Об атомах и пустоте», «О любви», «Краткие возражения против физиков», «Против мегариков», «Сомнения», «Главные мысли», «О предпочтении и избегании», «О конечной цели», «О критерии, или Канон», «Хередем», «О богах», «О благости», «Гегесианакт», «Об образе жизни» 4 книги, «О праводействии», «Неокл», к Фемисте, «Пир», «Еврилох», к Метродору, «О зрении», «Об углах в атомах», «Об осязании», «О судьбе», «Мнения о претерпеваниях», к Тимократу, «Предведение», «Поощрение», «О видностях», «О представлениях», «Аристобул», «О музыке», «О справедливости и других добродетелях», «О дарах и благодарности», «Полимед», «Тимократ» – 3 книги, «Метродор» – 5 книг, «Антидор» – 2 книги, «Мнения о болезнях», к Митре, «Каллистол», «О царской власти», «Анаксимен», «Письма».
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
asner | Дата: Среда, 2024-10-02, 3:13 PM | Сообщение # 32 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Последовать за Эпикуром, значит прежде всего стать настоящим философом!
„При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.“ — Эпикур
Похоже, Эпикур был первым, Кто указал “проблему зла”. И выводы его бессмертны, Логически правы всегда:
Допустим Бог не хочет зла, Но исключить его не может. Наш вывод следует тогда - Не всемогущ великий Боже!
Допустим, может, но не хочет. Тогда, где Бога доброта? Коль дети гибнут, гром грохочет… А Он считает - суета.
Допустим, может и желает, Тогда откуда взяться злу? Наш мозг того не понимает, Хоть и в подобии Ему.
А вдруг не может и не хочет. Зачем Ему поклоны бьём? Зачем о будущем хлопочем, Коль наши беды ни по чём?
Здесь нет логических пробоев, Но есть попытки объяснить - Предотвращает зло большое, И малое им заменить.
Устроит вас то объяснение?. Мне всё же логика близка. Я вижу зло, как проявление Лишь безразличия к силам зла.
okhutor
|
|
| |
asner | Дата: Среда, 2024-10-02, 3:18 PM | Сообщение # 33 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
|
ШЕСТОЙ КРУГ АДА ДАНТЕ Еретики и лжеучители
Была раскрыта каждая могила, И горестный свидетельствовал стон, Каких она отверженцев таила - Данте
Отдельный Круг был дан еретикам Не верящих иль тех, кто учит лживо, В гробах раскАленных открытых - стыд и срам Они там вечно жарятся в могилах. (1)
Они лежат у самых древних стен У города мифического Дита, И фурии их охраняют плен, Их змеи-волосы завиты не для вида. (2)
Там Эпикур, любивший сладко жить, (3) И Данте личные враги от гибеллинов (4) Есть император - отлучённым быть, (5) Есть папа римский, Данте не любимый.
За то, что жизнь отдали не тому И о душе спасении не знали. Не веря и других вели во тьму Теперь в гробу вокруг них только пламя.
(1) Шестой круг — это Стены города Дита (Аида), охраняемого фуриями — сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым — вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.
(2) Фурии (Тисифона, Мегера и Алекто)
(3) “Жильцы” 6 Круга: Эпикур и эпикурейцы: Фарината дельи Уберти, Кавальканте Кавальканти, Фридрих II Гогенштауфен, Оттавиано дельи Убальдини[6], Папа Анастасий II
(4) Фарината дельи Уберти, (1212 — 1264) — глава флорентийской партии гибеллинов - врагов предков Данте - партии гвельфов
(5) Фридрих II - — король Германии (римский король) с 5 декабря 1212 года, император Священной Римской империи с 22 ноября 1220 года, король Сицилии (под именем Фридрих I, в 1197—1212 годах и с 1217 года). Представитель династии Штауфенов. Сын Генриха VI и Констанции Норманнской, внук Фридриха I Барбароссы и короля Сицилии Рожера II.
Фридрих трижды отлучался от церкви.
okhutor
|
|
| |
Шахерезада | Дата: Среда, 2024-10-02, 3:44 PM | Сообщение # 34 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
| Цитата asner ( ) Там Эпикур, любивший сладко жить, Не понимаю, отчего же вы повторяете опять Пустые домыслы? Негоже За популистом повторять...
Читайте больше тех, кто знает Не понаслышке, а всерьез, Легенды тоже понимает, И сознаёт, что есть курьез...
Данте, если говорить честно, даже саму идею заимствовал для своего произведения...
До нашего времени не дошёл ни один трактат Эпикура, который фактически подтверждал бы это, однако на это указывает африканский ритор Лактанций, который излагает и оспаривает тезис Эпикура о проблеме зла, который впоследствии получает название «парадокс Эпикура», в своём труде «О гневе Божьем».
Сам Эпикур утверждал, что пристрастился к изучению философии в 14-летнем возрасте. 18 лет от роду, примерно в момент смерти Александра, он поехал в Афины, видимо, для того, чтобы установить свое гражданство, но, пока он там находился, афинские переселенцы были изгнаны с Самоса (в 322 г. до Р. Х.). Семья Эпикура нашла убежище в Малой Азии, где он присоединился к родным. В Таосе либо в это самое время, либо немного раньше его обучал философии некий Навзифан, по-видимому последователь Демокрита...
После трудных лет юности жизнь Эпикура в Афинах была спокойна, и покой нарушался только болезнями. Он всю жизнь страдал из-за плохого здоровья, но научился переносить это с большой стойкостью.
Эпикур владел домом и садом (по-видимому, расположенным отдельно от дома), и именно в саду обучал учеников. Три его брата и некоторые другие с самого начала состояли в его школе, однако в Афинах община эпикурейцев увеличилась не только за счет обучающихся философии, но и за счет друзей и их детей, рабов и гетер. Эпикур обладал исключительной способностью к чисто человеческой дружбе и писал милые письма юным детям членов общины.
Жизнь общины была очень проста, скромна – частично из принципа, а частично (без сомнения) из-за недостатка денег. Пища и питье у эпикурейцев состояли преимущественно из хлеба и воды, что Эпикур считал вполне удовлетворительным. "Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом с водою, я плюю на дорогие удовольствия, – не за них самих, но за неприятные последствия их". В финансовом отношении община зависела, по крайней мере частично, от добровольных даяний...
Основные положения учения Эпикура о богах таковы*:
боги существуют; истинное знание о богах образуется за счёт предвосхищения (пролепсиса); обывательское представление о богах ложно; боги бессмертны и блаженны и пребывают в междумириях (интермундиях)
* Шахнович, М. М. Эпикур // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Сообщение отредактировал Шахерезада - Среда, 2024-10-02, 3:47 PM |
|
| |
asner | Дата: Среда, 2024-10-02, 4:10 PM | Сообщение # 35 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Цитата Шахерезада ( ) Пустые домыслы? НегожеЗа популистом повторять.. Что Эпикур есть в том аду Вина в том Дате, не моя. Что автор - популист, могу Принять с трудом, хотя и зря.
okhutor
|
|
| |
Шахерезада | Дата: Среда, 2024-10-02, 4:53 PM | Сообщение # 36 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
| Популисты, имею в виду не только Данте, но современные ассоциации с именем Эпикура и "эпикурейством"...
Кстати сказать... «Божественная Комедия» Данте проникнута политическими пристрастиями автора. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. ... Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в рай (Рай, Песнь VI); эти самые значительные деятели Римской державы должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры, и в частности для Генриха VII Люксембургского, которого Данте призывал вторгнуться в Италию и объединить её на феодальных началах. К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть; некоторые папы оказываются в аду... ?
***
Конечно, очень странным видится дантовский выбор персонажей рая и ада, например император Константин, убивший жену и сына, ведший множество войн, оказывается в раю, а выдающийся философ, наслаждавшийся аскетическим образом жизни, в аду... Но это домыслы автора, а мы все же должны учитывать историческую правду.
Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
|
|
| |
asner | Дата: Четверг, 2024-10-03, 5:07 PM | Сообщение # 37 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
|
Он и после смерти не вернулся В старую Флоренцию свою. Этот, уходя, не оглянулся, Этому я эту песнь пою. - Анна Андреевна Ахматова, "Данте"
Читая Данте, я заметил, Что знал давно уже и так, - Что интересней там, где черти, Не где святой, дурак, простак.
У Данте там особый случай - Он Беатричей там ведом! С возлюбленной конечно лучше, И он в раю нашёл свой дом.
Его проблема - рай построен По Птолемею: куча сфер С Луной, планетами в просторе Хрустальной сферой звёзд в пример.
Но это частные детали. Важней соседи, чем пейзаж! Там есть кого по жизни знали? И кто учил быть может вас?
Там - кто прожил, интриг не зная, Сидел на паперти босой, Не рисковал. Души всё пламя На веру тратил и покой.
В раю им вечно светит скука, Греховных мыслей не сыскать. Ну что им рассказать друг другу, Чтоб вечность как-то скоротать?
Там нет солёных анекдотов, Там нет одесских падежей, Там, запрещённые остроты, Напоминанием культа дней.
Живут там все при коммунизме, Нектар фонтаном бьёт везде. Кто жизнь стремились к этой тризне, Те пожинают рай уже.
Чего ж нам надо, в самом деле, Коль скучно будет нам в раю? А чтобы жили, как хотели! Как будто на Земле, в строю.
Из: "Мой Данте", https://stihi.ru/2023/08/08/5487
okhutor
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Четверг, 2024-10-03, 8:44 PM | Сообщение # 38 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7845
Статус: Offline
| Цитата asner ( ) Читая Данте, я заметил,Что знал давно уже и так, - Что интересней там, где черти, Не где святой, дурак, простак.
У Данте там особый случай -
Уж раз о Данте речь пошла, Я предложу к прочтенью притчу, От Санаи, чтоб помогла Понять истоки, что первичны...
Жалоба сатаны
Сказки Суфиев
Могу предложить для размышления интереснейшую суфийскую притчу о служителе Зла. Автором её был персидский мудрец Санайи (1131 г.), тот самый, у которого Данте (XIV век) позаимствовал сюжет для «Божественной комедии», но дело в том, что Санайи имел опыт, потому изложил свою историю во многих местах сюжета более проникновенно и прозрачно по смыслам, нежели интерпретатор Данте. Поэма Санаи «Путешествие рабов божьих к месту возврата» (Сайр ал-'ибад) — авторитетнейший текст иранской средневековой культуры — обычно рассматривается как замечательный образец суфийской эзотерической литературы, в котором в аллегорической форме описано путешествие человека в глубины своего сознания.
Но сейчас перед вами небольшой фрагмент сказки Жалоба сатаны.
Эхо Санайи Святым наставником у ангелов я был... Я был ближайшим другом Бога до того, Как пал до уровня земного... Но чело... Моё... небесное! А род людской... забыл! Служил я Богу много тысяч лет подряд И был так свят, что человеку не понять, Ведь самому ему сие не испытать. Но совершён был надо мною зла обряд...
Итак, я пал, хотя гнездом любви осталось Моё болезненное сердце, и огонь Горит так жарко, словно солнечная боль В оковах тяжести... Душа же расплескалась! И я теперь по капле души собираю: Где уловлю в силки, где хитростью возьму, Где змеем сладости тихонечко вползу, А где и попросту, за деньги покупаю!
Но продают-то больше хилые душонки, От тел красивых и охочих до наград. За славу, золото - текут они уж в ад, А мне всё польза за трухлявые деньжонки. Бывает, жирную я душу и найду... Красива, доблестна и даже широка, Бывает изредка умна и глубока. Такую с трудностью себе приобрету.
Но вы спросите, для чего мне, Сатане, Сим ремеслом неблагодарным заниматься? Да без меня ведь вам… в раю не оказаться! Без зла и смерти, без проклятия на мне! Да, проклял Бог меня, и, руки мне связав, Он в воды жизни кинул: - Только не промокни! Смеясь, оставил на земле. Вы не оглохли? Со мною так Он попрощался, дну отдав...
А я горю и ныне пламенем огня И покупаю потихоньку души ваши, Иль отбираю, коль под тяжестью поклажи Душа скукожилась, от бед своих скорбя. И только ангелы мне слугами остались, Вот это преданность благих учеников, Что даже падшему учителю веков Они верны. Вернее верных оказались!
Ведь часто “верные” учителя подводят, Иную веру изберут, ученье, Бога… Не таковы созданья солнечного Слога, Они и ныне, в Сатане своё находят. Бог приказал мне поклониться человеку, Но как могу я? Ведь за много тысяч лет До сотворенья человека видел свет! Служил я Богу и теперь иду сквозь лету, Храня Воление Его, но не приказ.
Я лишь Ему покорен, а не грубой глине, Из коей сделан был Адам в Его долине. Я лишь пред Богом не открою хитрых глаз.
А вам, лукаво улыбаясь, так скажу:
- Хотите счастия? А славы? А богатства? Успеха в деле или даже просто братства? Я рядом с вами! Я мгновенно услужу! Живите полною душою, мне она Потом сгодится! Не заметите вы сами, Как обменяетесь со мною вы местами, И вас похвалит лишь за это голова! От удовольствий грех великий отказаться. Молитвы - праведникам, это дело их. А вам - борьба за процветание своих Домов, детей! Иначе... можно оказаться Вам в неудачниках, и счастья не узнать! Коль славы нет среди друзей, то вам хула, Коль нет для тела удовольствия - беда, Зачем и жить тогда, коль скоро умирать?
Я много слов для вас прекрасных насбирал, Вы только слушайте и тихо мне внимайте, Что неприятно, то легонько отметайте, Но я вам умную науку показал. Я научу вас, помогу и одарю! Я дам вам молодость, богатство и успех, И удовольствия заслуженных утех, И никого потом из вас не укорю!
Вы только слушайте и тихо мне внимайте... За ваше счастие радею я душою, Хоть и не светлой, но горячею, большою! Я рядом с вами, вы меня не прогоняйте. Творенье божье Я, об этом не забыли!? А всё, что создал Бог - во благо для людей. Для обучения я здесь. Я - для друзей! Учу я вас, учу себя... ученье - были...
Моё горение телесного огня - То кровь людская, что от плотского желанья. Я ваш помощник - пыль дороги мирозданья. Ведь без дороги не познаете себя. Я - ваша часть, пусть небольшая, но с умом! Проклятье Бога я на тягостном пути. От человеческого скоро не уйти... Всё возвращается извечно, Но потом... Потом и Я, поймите, глупые созданья, Вернусь к Себе, на место прежнее, коль вы Не пожалеете отдать мне те труды, Что совершаете для блага созиданья.
Вы, созидатели! Подобие ли Бога Созданья ваши и “полезные” плоды? А не устали ль вы от бденья суеты? Я нынче жалуюсь у божьего порога... Душонки жалкие всё больше расплодились, Неинтересно их ни брать, ни отбирать, И уж не стану за гроши их покупать, А души сильные... ещё не проявились...
Хотя и ждут они Меня, дабы сразиться, И я их жду, хоть мелочёвку собираю, От скуки разве что, на почести меняю, Но жду того, пред кем мне стоит преклониться! Кто мне на жалобу ответит? Где ты, друг? Ты содрогаешься от “друга”? Почему? Я не напрасно здесь, и многому учу, Я завершаю существа земного круг.
Адам из глины... Я же - создан из огня! Да разве глина воспротивится огню? Вы только вслушайтесь... О чём я говорю! Не приказанию, а Воле верен я. Воленью Господа я только и покорен, Всё остальное для меня - всегда игра. Я воплощение для вас земного зла. Друзья, поэтому я смел, силён, задорен!
Монотеистом назовите вы меня. Мой бунт лишь святость Бога здесь провозглашает, И зло сражается с добром, а не мешает! Горите пламенем, не бойтесь же огня!
цитата из труда Н. Бердяева - "О назначении человека"
"В традиционной катафатической теологии есть всегда желание унизить человека. Но факт существования зла, за которое возлагается ответственность не на Творца, а на тварь, делает непонятным такое унижение тварного мира! Ответственность за зло возвышает, а не унижает тварный мир и человека, ибо приписывает ему огромную силу свободы, способной восстать на Творца, отделиться от него и создать собственный безбожный мир, создать ад. Ведь идея грехопадения есть, в сущности, гордая идея, и через нее человек выходит из состояния унижения. Отпадение от Бога предполагает очень большую высоту человека, высоту твари, очень большую ее свободу, большую ее силу. И выходит, что тварь возвышают лишь тогда, когда речь идет о свободе грехопадения и об ответственности за него..."
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Четверг, 2024-10-03, 9:29 PM | Сообщение # 39 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7845
Статус: Offline
| Если заинтересует текст всей поэмы Санайи - тут он.
Вот ещё притча суфийской традиции о свободной воле
Я учил вас не болтать...
Сказки Суфиев
В неизвестной стране, в неизвестное время Жил да был человек - прехитрющий Ереня...
Имена он менял, он скрывался не раз За вранье от людей, от ушей, да от глаз…
Шел он мимо кафе, да и Дьявола встретил. Тот был злой и голодный... Он друга приветил.
Пригласил с ним зайти, да за чашечкой кофе Расспросил о беде прехитрющий Ерофе...
На такое участие Дьявол был рад, Рассказал он тому и про рай и про ад...
- То - то, в прежние дни... я все души скупал! Души жирные в уголь древесный сжигал, Да спокойненько в ад забирал, а орда Дьяволят и бесят... там сходили с ума!
Было всем хорошо! Ну, а нынче - то что? Те, что были в аду, уж погасли давно... Ну, а люди - то, люди! Когда умирают, В них и душ - то уж нет... Все по жизни теряют!
И хитрющий, забыв всю вчерашнюю лень, Предложил Дело верное - “Дьявол - Ерень”!
- Уж, доход будет мне! И достанется вам! Ты меня научи. Ну, а там - пополам! Души делать меня научи, дорогой... Я же... дам тебе знать, как забрать их с собой!
И, по чашечке кофе еще заказав, Наш Еруфа учился, весь ум подобрав...
Ну, а Дьявол учил делать души его, Вспоминать про себя, про свое существо,
Не желать да не сравнивать, ну и так дале... Для того чтобы души, жирнея, взрастали.
Наш хитрющий Еруня за дело взялся, Создавал школы мудрости, божьего дня...
Стал учить он людей о себе вспоминать... Ну, а те, уж всерьез, стали прак-ти-ковать...
Он учил их не плохо, ведь сам не ленился, И духовного роста немало добился.
А, когда умирали те люди, они У Небесных-то Врат причаститься могли!
Их встречал Петр Святой со своими ключами, Да и Дьявол, тот самый, сверкая очами...
Когда Петр готов был открыть им Врата, Дьявол спрашивал: - Можно вопросик? - - О, да! - - Лишь одно я спрошу: - Вы себя вспоминали? - - Да, конечно! - и люди согласно кивали...
И тогда Дьявол рек: - Извините, душа, Что стоит здесь, моя! Для меня хороша!
Неизвестно, как долго бы это все длилось, Но на Землю молва долететь ухитрилась!
О неслыханном заговоре, о беде, И о том, что случается там, на Суде!
Только сразу, как люди об этом узнали, Поспешили к Ерене, пришли да сказали...
- Почему же вы учите нас вспоминать О себе, коли Дьявол берет нас опять?
А хитрющий ответил: - Я разве учил Говорить вас о том, где ваш разум почил...
Я учил вас, друзья, лишь себя вспоминать, Да еще, я учил вас о том... не болтать!
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
asner | Дата: Четверг, 2024-10-03, 10:18 PM | Сообщение # 40 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1746
Статус: Offline
| Огромное спасибо, Вам Белоснежка за Ваше творчество!
Цитата Белоснежка ( ) Но вы спросите, для чего мне, Сатане, Сим ремеслом неблагодарным заниматься?
Сила дьявола в его ангельском терпении. — Станислав Ежи Лец
Меня эпиграф у стиха Уже давно не удивляет - Был в детстве ангел - Сатана, А детства навыки влияют.
Мне интересно его детство И как тогда он начинал. Испортило ль его соседство? И кто пример ему подал?
Начну с истории людей - С рассвета их религий древних. Как появился тот злодей Кого преемник, кто наследник?
У греков демоны водились, Не олимпийцы, не они. Посредниками там явились Между богами и людьми.
В понятии ангел и хранитель Считались демоны тогда. Он не злодей, не искуситель - Другая в Греции молва.
А в Риме звание им Гений! Опять же, духи, без вреда. Такое было римлян мнение, А римлян слушали тогда.
У древних иудеев тоже Его в Завете не найти. Но есть там демоны и Боже Чрез них общается с людьми.
Они покорны его воле И все несчастья от него. Их изгонять нельзя тем более - Прогнать - обидеть то Его!
Но можно их заставить слушать И исполнять другой приказ. Царь Соломон узнал их душу И храм построить дал наказ.
И Сатана - в Завете - ангел Один из многих, но потом С Христом он видно не поладил И христианству стал врагом!
Он пал пред жертвою Иисуса, Иисус сильнее, стало быть! Прийди к нему - и нет искуса, Лукавый дьявол, не сравнить.
Он порождение христианства, Есть и в исламе от того. Он страхом для послушной паствы И там он важное звено.
Его по разному зовут И Люцифер, и Мефистофель, Шайтан и Воланд, Змей… и труд Его узнать - знакомый профиль.
***
А ведь даже Дьявол (Иблис) в мусульманской поэзии говорит: «Меня рисуют в банях таким безобразным, потому что кисть - в ладони моего врага». - Л. Гумилёв Не любят демонов конечно За вид, поступки и дела, Но вот дилемма - ведь не вечно Им покорялась сила зла.
Всё начиналось тихо, мирно - Был ангел в детстве Сатана. Тогда он был послушный, смирный И первый ученик всегда.
В какой-то миг всё изменилось, "Врагом народа" ангел стал. Попал к Всевышнему в немилость - С тех он "демон" и пропал.
Нам так привычно превращение - В любой эпохе есть свои Борцы, несущие идею... Ну а потом они "враги".
И якобинцы, и троцкисты, "Космополиты" всей мастей, Их выявляла сразу чистка Носителей чужих идей.
"Врачи вредители" - злодеи! Вот бывших ангелов удел... Пришито дело, их идеи Достойный демонов пример
"Антипартийной" была группа - Её так называл Хрущёв. Придумать кличку - вот наука, Народу ясно, вот и всё.
Сначала им ярлык повесить, Чтоб нарицательным прилип; Потом пугать им на ночь детям, Ну а потом всех в Соловки.
Вернёмся к демонам. Обидно, Что ангела в них больше нет. А может просто нам не видно, Ярлык опять закрыл нам свет?
В христианской традиции к Сатане относят пророчество Исаии о царе Вавилона (Ис. 14:3-20). Согласно трактовке, он был сотворён как ангел, но возгордившись и пожелав быть равным Богу (Ис. 14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей — предводителем мятежа против Бога.***
И коза сошла бы за дьявола, будь в ней хоть что-нибудь человеческое - Ежи Лец
Известный демон - САТАНА, Противник Бога самый главный. Он есть олицетворение Зла И искуситель очень страстный.
Когда порой творим мы зло Он нашу руку направляет, Вставляет в руку нам перо И мысли, душу отравляет.
Он проверяет вашу веру По многу, многу раз подряд. На выборах он есть, к примеру, Его поклонники твердят.
Он - прокурор в понятии Бога, Он - выбор меж Добром и Злом… Он подстрекает нас в дорогу И забирает ум при том.
Он Хаос, проявление Тьмы, Он враг Добра, Любви и Мира И им отравлены умы Всей пропагандой из эфира.
Его число - шестёрки три (1, 2) Его сигил - есть пентаграмма. (3) На шабаше он правит пир (4) Где ведьмы на метле, как манна.
А для поклонников его (А их немало, все мы знаем) Морали ложно естество Для них он просто открывает.
(1) Сатанинская символика и эстетика сформировались в Средние Века как искусственный образ врага, применяемый католиками к своим врагам: иудеям-каббалистам, еретикам
(2) "Звериное число" 666 - символ Сатаны взято из Откровения Иоанна Богослова
(3) Есть символы, СИГИЛ зовутся. Им сила магией дана - С ним вызвать демона беруться, чтоб управлять - твердит молва.
(4) Шабаш — праздник ведьм, это искажённое название еврейского праздника субботы (Шаббата)
***
Любить врагов своих и творить добро тем, кто ненавидит и использует тебя - не есть ли это презренная философия спаниеля, который перекатывается на спину, когда его пнут? Антон Шандор ЛаВей
Есть интересный принцип жизни И, также, есть его жрецы. Там необычные есть мысли - Кому-то может быть близки?
Пример один - Не слепо верить, Сомнению подвергаешь всё, Любые догмы мыслью мерять Мораль и наше бытиё.
Стремись и к знанию, и к свету, Ищи из мракобесия ход, Живи свободным человеком И контролируй жизни код.
Не подставляй щеку вторую Врагу нанесшему удар. Не угрожай впустую, всуе - Ударь его, чтоб помнил дар.
Не принимай мораль стабильной И неизменной, как скала. Она текуча и мобильна - Менялась часто средь века.
Не ожидай покорно смерти И лучшей жизни за чертой, Живи “сейчас”, как день последний И каждый день есть новый бой.
Там идеалом есть свобода, Там личность во главе угла. Считают там - Ты создал бога… Сказал всё это ... Сатана.
Его есть библия в продаже, (1) Есть те, кто следует за ней. И у "Mein Kampf" ведь было также (2) Полно сторонников идей.
P.S.
Учтите, автор этих строк Лишь информацию предлагает. Решать всё вам – кто ваш пророк, Кто ваше мнение разделяет.
(1) «Сатанинская Библия» - книга, написанная Антоном Шандором ЛаВеем, 1969. (2) "Mein Kampf" — автобиографическая книга Адольфа Гитлера ,1925-1926
***
«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» - Фауст, Иоганн Вольфганг Гете
“Я зло, творящее добро" Сказал однажды Мефистофель. Ему виднее, он ведь "про", Творить добро не его профиль.
Как яд змеи в ничтожной дозе, И как вакцина от чумы, Как мысль в стихе не то что в прозе, Что кратко, мудро ценим мы.
Как знать, что ждёт нас впереди? Как угадать, где будет лучше.... Гадалки, также как врачи, Гадают на кофейной гуще.
Не потому ль заманчив нам Тот выход, что и прост, и близок - Не знаем, кем тот шанс нам дан И нет гарантии от ошибок.
Желаем шанс не пропустить - Где повезёт, где потеряем... И очень часто в "быть - не быть" Игру с нечистым мы играем.
***
Славна эпоха Возрождения Ещё одним большим соблазном. Создал его немецкий гений - Он Мефистофилем был назван.
Сначала в сказках и преданиях, Потом у Гёте в важной драме… Так дьявола вошло название, Теперь понятно всем заранее.
Одно из множества имён, Но мне оно звучит иначе Чем “Сатана”, чем “Дьявол”, “Чёрт”, И “Асмодей” уже тем паче.
Есть угловатые черты, Бородка клинышком и скулы, Взгляд, что горит из темноты, Разлёт бровей и голос трубный.
Накидка чёрная его С подкладкой цвета алой крови… Он жил всегда, он знает всё И спорить с ним увы не стоит.
Он симпатичен мне порой - Шаляпин в нём и Воланд тоже... Как отрицательный герой, Он привлекательным быть должен.
okhutor
|
|
| |