-4- А Заратустра все смотрел и удивлялся... И так сказал: - Вот человек. Он - тот канат Между животным и Сознанием всех врат. Канат над пропастью... опасным оказался.
Опасно быть в Пути, и взгляд назад опасен, Опасны страх и остановка на Пути. Ведь человек не цель, а мост... Ему идти По переходу... погибая... Мост прекрасен!
Люблю я тех, кто не умеет жить иначе, Как погибая, словно стрелы от тоски К другому берегу, к концу у той доски, Где он идет, решая главные задачи.
Люблю я тех, кто существует для Познанья, И для того, чтоб воскресал сверхчеловек, Того, кто трудится и гибнет ради тех, Кто станет Морем в Океане Созиданья!
Подобно духу, он проходит по мосту Рождая свет и благо каждое мгновенье! Люблю того, кто расточает вдохновенье, Даря собой, и не жалеет посему.
Кто хочет гибели своей во имя счастья Сверхчеловеческого будущего здесь! Карает Бога... ради Бога! Эта взвесь Рождает Истину великого Причастья!
Люблю того, кто, позабывши про себя, Идет охотно по мосту, им становясь. Свободный сердцем... покидает мир смеясь. Сверхчеловек и ваша молния - вот Я! Книгоиздательство
Дата: Суббота, 2021-09-11, 6:57 PM | Сообщение # 22
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
Насыщен нектарами горными воздух, И трелями птиц, и звучаньем цикад, Цветущими осенью к радости взору Душистыми травами – дивный наряд.
Под куполом Неба, под крышею Бога Хранятся сокровища тайного Слога! Приблизиться к тайнам, войти в эти двери, Раскрыть мирозданья, границы не меря, И стать бесконечностью нового мира – Такое под силу душе, как эмиру! Книгоиздательство
Дата: Вторник, 2022-03-15, 5:39 PM | Сообщение # 23
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
ТЕХНОЛОГИИ ВИХРЯ: ЧАСТЬ 1. СПИРАЛЬНЫЕ КОЛОДЦЫ НАСКА
Природные процессы не создают шума, они просты и дешевы. (Виктор Шаубергер)
Технологии той версии цивилизации, в которой мы приобретаем опыт жизни на Земле, развиваются главным образом путем умножения энтропии. От времен первобытных костров и до эпохи атомных станций мы добываем средства существования, расщепляя, разлагая или сжигая материю. Мы в совершенстве освоили принцип взрыва и распада; мы перешли на «ты» с центробежной силой - эксплозией, полагая ее исчерпывающим способом извлекать энергию. Даже начало вселенной мы назвали Большим Взрывом (поскольку ничтоже сумняшеся судим обо всем Творении по себе).
В природе, однако, эксплозия – лишь одна из двух неотделимых друг от друга частей дуальности, где рука об руку с ней идет другая – втяжение, всасывание, центростремительная сила или имплозия. В естественном мире эти противостоящие силы находятся в строгом равновесии, хотя в живых системах преобладает последняя.
В центре расходящегося торнадо или смерча всегда зарождается обратное движение - всасывание. Центробежная сила уравновешивает центростремительную; они поддерживают друг друга, в совокупности представляя неделимую целостность. Энтропии Большого Взрыва неизбежно содружествует синтропия Большой Имплозии, известной под разными именами - центростремительное ускорение, гравитация, вихревой эффект и т.д., хотя все эти явления – суть разновидности единой силы.
Многие древние устройства, принцип работы которых остается для нас загадкой, были основаны на силе имплозии. Изучение таких артефактов – покуда они не исчезли с лица Земли, и пока знание о них не стерлось из памяти человечества – может стать мостом от технологий, умножающих хаос, к более достойным нашего рода - гармоничным и экологичным.
Эта заметка - начало цикла, в котором будут рассмотрены образцы инженерного искусства доколумбовой Америки, древнего Ирана и Центральной Азии, а также средневековой Альгамбры, основанные на имплозии или энергии вихря.
В части 1 мы начнем со странных спиралевидных сооружений, во множестве находимых на засушливом плато Наска.
Спиральный колодец акведука Канталок в окрестностях города Наска, Перу. Источник: Викимедиа
Нам трудно принять мысль, что данные сооружения были гидротехническими машинами: ведь в нашем представлении машины – нечто движущееся, лязгающее и загрязняющее воздух. И тем не менее, воронкообразные колодцы Наска были именно машинами. Они были простыми и дешевыми, работали бесшумно в гармонии с окружающей средой... и так тысячи лет.
Как это возможно?
ОХО - ОКО ВИХРЯ
...Название народа Наска известно всем в связи с таинственными гигантскими геоглифами; однако сейчас речь пойдет не о рисунках на земле, а о другой загадке данной цивилизации (впрочем, ее исследование поможет нам пролить свет и на происхождение ряда геоглифов).
Известно, что Наска жили в пустыне на южном побережье Перу с 10 века до н. э. по 8 век н. э., но когда они появились здесь, неизвестно: как и многие другие народы Южной Америки, они не имели письменности. Судя по их поразительным знаниям геологии и гидродинамики, мы можем сделать предположение, что Наска сохранили часть наследия более древней и высокой цивилизации, условно называемой Тольтекской.
Теософы связывали тольтеков с легендарной Атлантидой: по их версии, в то время как одна из ветвей тольтеков, переживших Потоп и гибель Атлантиды, через туранскую цивилизацию повлияла на древний Китай и Центральную Азию, другая основала удивительные города в Мезоамерике. Мы вернемся к этой теософской теории ниже.
Обладание уникальными технологиями позволило Наска веками выживать в одной из самых засушливых пустынь на планете. Это стало возможным благодаря созданной ими разветвленной сети каналов-акведуков, доставляющих воду из подземных водоносов к полям и поселениям. В Перу эти сооружения известны какпукиос(что происходит от слова «источник» на языке кечуа). Загадочные воронкообразные колодцы, называемые по-испански«охо»(глаз), были созданы как часть гидросистем Наска.
Качество постройкипукиосбыло столь высоким, что 36 из древних систем функционируют по сей день. Предполагают, что когда-то на плато Наска их было гораздо больше - до 50-ти.
Гидротехнические системы древнего Перу состояли из нескольких элементов и сильно напоминали появившиеся еще 2,5 тысячи лет назад в древней Персии и Средней Азии подземные акведуки, называемыеканатиликарез. Их главной частью был горизонтальный туннель, прорытый под землей до пересечения с водоносным слоем, а также вертикальные колодцы, пробитые сверху для доступа к туннелю (с целью очистки и ремонта).
Историки считают, что древние гидравлические системы Наска и Старого Света эволюционировали независимо друг от друга, однако их несомненное сходство невольно наводит на мысль об общем источнике этого знания. Цивилизация тольтеков, согласно легендам после Потопа обретшая новый дом как в Южной Америке, так и в Азии, могла быть этим общим корнем.
Строители Наска выкладывали стены туннеля гладким речным камнем без использования раствора, так, чтобы вода в самом верхнем конце могла просачиваться в туннель из окружающих его аллювиальных пород. Перпендикулярно туннелю выкапывали от 10 до 30-ти колодцев со воронкообразным входом –охо.
Автор чертежаSneha Ravani
Уникальной чертой систем Наска, отличающей их от древневосточных аналогов, была особая спиральная форма входных отверстий, напоминающая воронку с широким входом и очень узкой, длинной горловиной. Отверстиеохомогло быть шириной до 15 метров на поверхности земли и сужаться до 1-2 метров в месте выхода в туннель. Глубина горла воронки могла достигать 8-10 метров. Зачем была нужна такая форма?
Группа итальянских археологов под руководством Розы Лазапонара(Rosa Lasaponara)выдвинула гипотезу: благодаря своему строению, напоминающему штопор, колодцыохосоздавали воздушные вихри, усиливая давление воздуха, способствующее продвижению воды внутри туннеля. К сожалению, более подробного объяснения, как это работало, итальянскими археологами приведено не было, однако версия привлекла много внимания в научно-популярной прессе.
Предполагаемый механизм действия воронкообразных колодцев Наска (источник иллюстрации)
Простого давления воздуха вряд ли было бы достаточно для продвижения воды по подземному каналу; скорее всего, речь шла именно о засасывающей силе вихря. На открытом пространстве плато Наско ветры дуют постоянно, а подавляющее большинство течений, происходящих в природе, сопровождается появлением вихрей. (Все наблюдали, как поток ветра, встречая препятствие или углубление, сам по себе закручивается мини-смерчем, поднимая столб пыли и мелкого мусора. Также все слышали, как гудит ветер в водосточных трубах: и это происходит при создании воздушной воронки).
Воронки – естественное состояние текучей среды, такой как вода и воздух, потому что Природа, как и человек, понимает, что ПЕРЕКАТЫВАТЬ нечто гораздо легче, чем ТАЩИТЬ. Воронки – своего рода природные «колеса», и их образование в любой среде можно умножить при помощи «завихрителей». По-видимому, колодцыоховыполняли такую роль. Если «хобот» образующихся в колодцах воздушных вихрей был достаточно длинным, чтобы касаться поверхности воды, то такие мини-торнадо могли образовывать водовороты в текущей по туннелю воде и создавать импульсы, способствующие ее более быстрому продвижению. (Возможно, напор воды в акведуках часто был недостаточным, и вода могла застаиваться, что отражалось на ее качестве, - отсюда и необходимость в дополнительной стимуляции).
Принцип устройства воронок-охотоже был скопирован у Природы – именно такие воронки можно наблюдать при образовании смерчей или торнадо. Интересным фактом является то, что разные колодцы акведуков Наска были закручены в разные стороны. Например, в системепукиоспоселения Канталок к нашему времени сохранилось 19 спиральных колодцев, из которых 15 закручены против часовой стрелки и 4 - по часовой. (Речь идет лишь о сохранившихся колодцах; каково же было изначальное соотношение право- и левосторонних спиралей, неизвестно). Движение воздуха в системе смерчей и торнадо тоже чаще всего происходит против часовой стрелки, но в некоторых случаях наблюдается движение по часовой. В случаях, когда грозовое облако имеет несколько «хоботов» смерча, соседние «хоботы» обычно вращаются в противоположных направлениях, таким образом усиливая друг друга.
Скопированной у Природы была и форма колодцев. Исследователи, изучающие вихревые эффекты, приходят к выводу, что геометрической формой вихря или торнадо является гиперболическая воронка – график гиперболической функцииy= 1/x, вращаемый вокруг осиYв трехмерном пространстве:
И эта природная форма очень близка к той, которую Наска придавали воронкообразнымохо, что хорошо видно на трехмерных компьютерных изображениях колодцев Канталока, сделанных при помощи совмещения двух видов сканирования:
Низкозатратные и экологичные решения проблемы снабжения водой в пустынях, найденные неизвестной (тольтекской?) цивилизацией, чье наследие мы находим в древних технологиях Центральной Азии и Южной Америки, могут быть применены в засушливых регионах и сегодня.
Мы выяснили, что оригинальной особенностью этих систем у народа Наска были воронкообразные «завихрители», использующие энергию имплозии для придания импульса течению подземной воды и улучшения ее качества. Однако спираль - не единственный способ создать вихреобразное движение и эффект имплозии в воде или воздухе. Другим способом является использование геометрической формы, обратной воронке. Ее применяли мастера-строители Древней Персии, о чем мы поговорим в следующей теме.
Название: Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения Пер. с франц. Б.М. Скуратова Автор: Гастон Башляр Издательство: М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.- 344 с. PDF Качество: отличное Язык: Русский ISBN 5-87121-018-Х
Серия: Французская философия ХХ века
Творчество Гастона Башляра является одной из самых решительных и последовательных реакций на позитивизм XIX и ХХ веков. По его мнению, человек в такой же степени мыслящее животное, как и «грезящее». Крупный специалист по химии, физике и другим точным наукам, он понял необходимость иного, лежащего поверх науки подхода к познанию мира. Работы Г. Башляра по психологии творчества есть свидетельство понимания того, что всевозрастающая специализация науки и техники и их дегуманизация в современном постиндустриальном обществе поставили под угрозу будущую культуру, что, в свою очередь, породило стремление к новому, синтетическому, целостному подходу к творческой деятельности. Если попытаться хотя бы в самых общих чертах определить то, что объединяет как его эпистемологические, так и эстетические работы, то этим, скорее всего, окажется принцип «полифилософичности», «открытости», принцип так называемой рассеянной философии, идиосинкразия ко всякой алгоритмизации.
Книга французского философа Г. Башляра (1884—1962) «Грезы о воздухе» представляет собой третью часть его пенталогии, посвященной поэтике стихий. На примере многочисленных литературных произведений автор анализирует действенность того, что он называет динамическим и материальным воображением. Большое внимание в этой книге уделено творчеству таких писателей, как Шелли и Ницше. Заключают книгу философские выводы Г. Башляра.
***
Г. Башляр пишет: «Стихии — огонь, воздух, земля, вода, уже издавна помогавшие философам представить великолепие мироздания, остаются и первоначалами художественного творчества. Воздействие их на воображение может показаться довольно косвенным и метафоричным. И тем не менее, едва устанавливается подлинная причастность произведения искусства космической силе элементов, сейчас же возникает впечатление, будто мы нашли основание единства, подкрепляющего единство и целостность самых совершенных произведений».
По мнению Г. Башляра, в области воображения материальные составляющие образа могут классифицироваться в зависимости от того, связаны ли они с огнем, воздухом, водой или землей. Понятия (приблизительно — мечтания, сны) отличаются у Башляра от «ясных мыслей» и «сознательных образов». Первые соотносятся с художественным творчеством и в большей степени, чем «ясные мысли» и «сознательные образы», зависят от четырех основных элементов. Г. Башляр цитирует работу Лессия «Искусство долгожительства»: «Сны желчных людей — огонь, пожары, войны, убийства. Сны меланхоликов — погребения, гробницы, призраки, могилы. Сны человека слизи — озера, реки, наводнения, сны сангвиников — полеты птиц, праздники, концерты». С одной стороны, обращает на себя внимание примечательный факт: среди цитируемых и «читаемых» Башляром авторов очень много неизвестных, полузабытых и с общепринятой точки зрения второстепенных. А с другой стороны, — обращение к четырем стихиям древних греков. В этом широчайшая амплитуда охвата мира, попытка целостной космологической интерпретации. Творческий акт для Башляра не есть явление индивидуальной воли, а художественное произведение не есть артефакт. Башляр акцентирует природный, естественный характер поэтической функции. По мнению одного из исследователей творчества французского писателя Жана Ипполита, имажинативная метафизика Башляра отлична от психоанализа Сартра или Фрейда, она ближе трансцендентальной фантастике Новалиса, воображению немецких романтиков. Цельность, космологизм, синтетический подход к творческой деятельности сказывается в почти равномерном распределении работ Башляра между областью эпистемологии, с одной стороны, науки, эстетики и критики, с другой. Человек «ночи» (не научного воображения) представлял для Башляра такой же интерес, как и человек «дня». И Башляр максимально разводит разум и воображение, сферы научного и поэтического творчества; он склонен считать их непроницаемыми друг для друга, связь между ними устанавливается отношениями дополнительности: «Философ, сформировавший свое мышление, — пишет Г. Башляр в предисловии к книге «Поэтическое пространство», — работая с фундаментальными темами философии науки, следуя так неукоснительно, как только можно, по пути активного и постоянно усиливавшегося рационализма современной науки, должен забыть все свои знания, порвать со всеми привычками, если он хочет исследовать те проблемы, которые ставит поэтическое воображение». Попытки целостной космологической интерпретации человеческой активности, предпринимаемые Башляром, переплетаются с работами таких русских ученых, как Федоров, Циолковский, Вернадский. Они связаны с новыми формами мифологии, со стремлением открыть «начало начал» в природе, в космосе. Башляр считает микрокосм и макрокосм изоморфными. Метафора для него — «-явление поэтической души и явление природы, проекция человеческой природы на универсальную природу», если иметь в виду то, что человек относится к космосу как к субъекту, усматривая в нем такие же черты и качества, как и в самом себе, а не воспринимает его как к объект изменения и воздействия. Во многих своих работах Башляр постоянно возвращается к мысли о первоначальной целостности и нерасчлененности человеческой деятельности: «Еще до всякой культуры мир лихорадочно грезил. Выходя из земли, мифы разверзали озера для того, чтобы земля, очами озер, гляделась в небо. Предопределенные безднами вздымались вершины. Мифы сразу же находили человеческие голоса, обретали человеческий голос, грезящий о мире своих грез. Человек выражал землю, небо, воду. Человек был словом этого макроантропоса — чудовищного тела земли. В космических грезах земли мир был телом человека, смотрел глазами человека, дышал грудью человека, говорил голосом человека». Башляр считает, что воображение, вопреки этимологии этого слова, не есть способность строить образы реальности, оно есть способность созидать образы, превосходящие реальность. Поэтический образ обладает своим собственным динамизмом, раскрывается в непосредственной онтологии. По словам Ж. Клансье, «Башляр обнаружил, что воображение более чем воля, более чем жизненный порыв оказывается самой силой психического производства».[/size]
Содержание В.П.Большаков
«Критическое сознание» Башляра..6 Введение Воображение и подвижность...14 Глава первая Греза полета...36 Глава вторая Поэтика крыльев...95 Глава третья Воображаемое падение...128 Глава четвертая Труды Робера Дезуайля...152 Глава пятая Ницше и асцензиональная психика..172 Глава шестая Голубое небо.215 Глава седьмая Созвездия...233 Глава восьмая Облака..244 Глава девятая Туманность.260 Глава десятая Воздушное дерево...266 Глава одиннадцатая Ветер..294 Глава двенадцатая Безмолвная декламация.311 Заключение..321