Четверг, 2024-04-25, 10:22 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

Модератор форума: larfedlos, Лара_Фай-Родис, Lareleja  
Галактический Ковчег » ___Галактика Лукоморье » Лара Фай-Родис » Рукописи не горят (Совместный проект с М.Просперо)
Рукописи не горят
Лара_Фай-РодисДата: Воскресенье, 2011-08-14, 11:42 AM | Сообщение # 1
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline




В 2021 году Михаилу Булгакову - 130 лет!



Дата рождения: 3 (15) мая 1891
Место рождения:Киев, Российская империя
Дата смерти: 10 марта 1940 (48 лет)
Место смерти: Москва, СССР
Род деятельности: Писатель, драматург
Годы творчества: 1920-е — 1930-е
Направление: проза, театр

http://www.bulgakov.ru/



Тот, кто в сердце своём
Роману воздвиг
Из времён и пространств - сонм живущих галактик, -
Средь метафор ища его истинный лик,-
Не фанат,
А - стратег, прорицатель и тактик….

ПорталКиноКовчег

Мне кажется, обществу ещё предстоит понять,
какая это сложная, мениппейная, тайнопись – творчество Михаила Булгакова, его «Мастер и Маргарита»,
где мастер придумывает своего Понтия Пилата, Воланд в Москве - словно во главе комиссии по контролю за качеством человеческого материала...

И что может происходить, если его герои - вечны?
И - кто они? Как же хочется проникнуть в их мир!!
а для этого, прежде всего, надо научиться перемещаться во времени...



З/найте, люди, то время, в котором мы жили: -

А/нгел смерти был главным, а Бог замолчал,

В/ойском демонов нас, как кольцом окружили,

Е/женощно к нам в двери призрак смерти стучал

Щ/едрость этого времени- цепи предательств,

А/рки древних распятий Христова добра

Н/айден автором выход из тех обстоятельств -

И/зощрением мысли – со смертью игра.

Е/сли нам повезёт, то откроем мы кладезь...


Прикрепления: 3821059.jpg (37.3 Kb) · 4632201.gif (5.8 Kb) · 6613476.jpg (57.5 Kb)


Мысли - начало поступков

Сообщение отредактировал Лара_Фай-Родис - Среда, 2021-04-21, 8:51 PM
 
ПроспероДата: Воскресенье, 2013-01-06, 9:45 AM | Сообщение # 641
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5682
Статус: Offline
*

В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ГостьДата: Воскресенье, 2013-01-06, 9:48 AM | Сообщение # 642
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Бедный окровавленный Мастер. Часть 1



Нина Велехова

Cтатья из журнала ТЕАТР №5 1988 стр. 42-51 http://www.biletexpress.ru/articles/3730.html

Записки постоянного посетителя театра на новой премьере спектакля «Мастер и Маргарита», в которых впечатления 70-х годов подтверждаются впечатлениями 80-х.

Успех романа века, — Приоритет Таганки ненарушим. — Современность через призму вечных вопросов и образов. — Многодетность, калейдоскопичность, единство романа. — Страдание и смех, как кровь, смешанная с соком виноградной грозди. — Дорога под ногами, вздымающими пыль. — Крылья Воланда с его гётевским девизом. — Истина о добре.— Поиски правды в глубинах истории, — Почему страдает добро? — Что есть зло? — Новый Пилат. — Высокий полет мысли и самая настоящая театральность. — Время идет не всегда по прямой. — Время Мастера сделало скачок и догнало нас.

Бегите oт тех, кто правду уже нашел, а следуйте за теми, кто ее ищет.
Мудрец

Итак, этот спектакль снова вернулся на сцену своего театра. Переменились времена, он не кажется никому опасным, его противники молчат: ведь та редкостная смелость правды, высказанной Булгаковым, сейчас созвучна настроению времени всеобщей перестройки. Правда выпущена из двойного капкана лжи и страха и улыбается нам со страниц едва ли не каждого нового номера журналов и газет. А тогда, в 70-е годы, когда роман «Мастер и Маргарита» вышел на подмостки славного этого театра, славного своей смелостью и жизнеутверждающей силой, его ждали предвидимые и непредвиденные сюрпризы. Спектакль не получил той прессы, которую заслужил. Рецензии были задержаны (как, например, эта). Критики зря точили перья, готовясь воспеть приход Булгакова на московскую сцену. Не они виноваты, хотя это и не снимает пятна с нашего, так называемого, общественного мнения. И затем, когда в театре появился новый главный режиссер Л. Эфрос, «Мастер» как-то незаметно исчез со сцены, несмотря на неостывающий интерес и любовь к нему зрителей; в двухзальном театре для спектакля по роману Булгакова не оказалось места, подоспел почему-то ремонт одной из сцен... Судьба ведь есть судьба, сколько ее ни искушай, и булгаковская судьба не зря называлась роковой. И такой бы осталась, если бы не эти долгожданные перемены.
Да. «Мастер и Маргарита» на сцене: отмечаю этот день белым камнем.

А теперь к роману. В чем же его исключительность, предвещающая явно неизбывную его связь с нашим временем, которое только теперь может быть полностью познано? Михаил Булгаков впервые показал нашу реальность, до сих пор почитаемую недосягаемой для фантазии и вымысла, через грань символического кристалла. Булгаков и самое трудное время, отнюдь не годящееся но свой законсервированности для таких опытов, перешагнул психологически действующий гипноз канона реализма, стерев пресность бытоподобия и случайные черты. Когда не поднималась ввысь мысль, он не только ввел читающего в мир вечных тем, но наметил вечные образы нашего времени, его героев, представляющих взаимно отрицающие друг друга стороны эпохи. Булгаков ввел в высокие категории легенды наши проблемы, наше страдание и наше неверие.

Его роман начал особую линию романтической литературы, в этом раскрепощающая мысль, сила и красота романа. Это ново и непривычно, будущее еще покажет место «Мастера и Маргариты». При этом роман современен. Он возник как зеркало нашей неуловимой реальности самых трудных лет, прячущейся от таких зеркал, лучше выглядевшей в отражении кривых. За эту зеркальность, открывающую то, что было нежелательно сильным мира сего, писатель был преследуем, гоним и дискредитирован.

Но роман ведь, как мы сказали, может быть прочтен и как философский, как поэтически обобщающий жизнь человека? Однако и это было неугодно тем, кто «творил» жизнь. Наша жизнь середины века, с наложенной на нее печатью «культа Сталина» не позволяла говорить о своем человеке ни в прямом, ни в иносказательном смысле. Язык иносказательный, то есть обобщенный язык легенд и преданий, язык дерзновенных поэтов был еще более ненавистен Сталину. И этот язык стал постепенно забываться. И вот, когда роман, наконец, издали, этот благодатный, волшебный, обращенный к самой глубине сердца язык "Мастера и Маргариты" полыхнул, как сладостное пламя. Его хотелось слушать, впитывать, хотелось внимать ему без счета часов, пока наконец не отзовутся где-то отраженно, в подсознании поэтические создания, жившие, как выяснилось, всегда между нами, несмотря на запреты и заклятия. Оказывается, мы не были совсем одиноки и наш затихающий город и паши холодные дома имели не только прописанных жильцов, но между ними витали эти бестелесные созданья неиссякаемой фантазии художника, которому была известна священная связь между всеми временами п тем единственным, которое он описывал. Булгаков плел свою жемчужно-словесную нить вечности и помогал эпохе не рухнуть в бездну антинстории. Он, как ИСТИННЫЙ художник, способствовал рождению, воссозданию исчезнувшего и прошлом.

Как всякое явление романтизма, «Мастер и .Маргарита» Булгакова проникает в самые глубины жизни духа. В ту ее область, где таится вопрос о страдании человека, вызывавший внимание писателей всех времен. Почему оно так последовательно становится спутником лучших среди людей — честных, бескомпромиссных, обреченных своей исключительностью в толпах послушных! Но о страдании Булгаков рассказал без жалоб и слез, не допуская чужого сожаления. Смех — главная движущая сила его многоцветного романа. Как ни странно, по смех часто сопутствует трагедиям общества. Его заглушить нелегко и самым тяжелым гнетом. Он признак душевной силы художника. Скажу, пользуясь метафорой романа: автор «Мастера и Маргариты» смешал кровь с вином из свежей виноградной лозы, смешал так. как делали только великие рассказчики. И только однажды, когда судьба его героя рухнула, он воскликнул: «Бедный окровавленный Мастер!» Но тут необходимо что-то вроде сноски: эту фразу сожаления мы слышим в инсценировке, ее внес в текст театр, ВЗЯВ из другого романа М. Булгакова, а именно из «Жизни господина де Мольера». Это личное, насыщенное любовью режиссера к писателю восклицание. И мы выносим его в заглавие.

Итак, роман, покоривший Москву, а вслед за ней и весь читающий мир, продолжил линию романтиков и более всех — Гофмана, оставшись глубоко своеобразным.

Образы удивительно разные, скроенные из высоких и из низких материй, вьются фресками на стенах зданий романа; обыватели и глупцы рядом с обитателями высокой сферы мечты к воображения. Долгое время где-то лежащие, забытые И придавленные бог весть чем, высыпались они на сцену как будто из сундуков бродячего театра — Театра улиц, который предсказан И. П. Охлопковым, но воплощен Ю. П. Любимовым. Из Двух начал — исповедального и эпического театральный режиссер закономерно сделал опору на втором.

Город, о котором поведано в спектакле, еще не осознал перемен, а они уже были тайно необратимы. Город кипел своими мелкими страстями, каждодневными своими бурями, мелькали лики, пародии и призраки Москвы на рубеже уже отсекавшегося от нас нэпа, растерявшего свои признаки по дороге в ссылку ли, и больницу, к далеким ли родным, где их никто не опознает. И сменявшие их представители крайне пестрых жизненных слоев мешались с ними.

Уже над городом реяли крылья Воланда, прилетевшего полюбопытствовать, как происходит здесь низложение всех традиций, предрассудков и реликвий, уже пахло грозой, в которой, в отличие от природных гроз, не будет озона очень и очень долго. Во главе увековеченных недоброй памятью идеологов города находится писатель и критик Берлиоз. Да, надо признаться, самая большая доза убийственного яда насмешки досталась ему при соблюдении иронического уважения к его учености и красноречию. Его смерть разыграна в спектакле целой лентой монтажа, но как-то так это сделано, что ужас не приходит вместе со слонами: Берлиоз умер, Берлиоз попал под трамвай. Нет! Странная вещь — секрет романтической иронии. Вот он сказался в этой трагедии, одновременно неподдельной и мнимой. Ключ к нему — в театральности. Берлиоза зарезал веселый московский трамвай, пронзительно звенящий, ведомый бойкой комсомолочкой, смешно предающейся отчаянию. Бывшие друзья его, те пьяненькие и скромненькие, о которых говорил еще Мармеладов у Достоевского, высмеянные Булгаковым, не перестали пританцовывать у столиков и между ними, поглощая черную икру и белую рыбку (помните, сцена «Ресторан в доме Грибоедова»), оспаривая друг у друга дачи и путевки, выступая на диспутах с пеной у рта и уча уму-разуму тех, кто на самом деле был выше их на несколько голов, но вынужден был внимать красноречию глупости и учености невежества.

И ведь уже пылилась дорога под ногами в кандалах, предвещая участь, сковавшую в одно гонителей и гонимых, верующих в новую жизнь и растерявшихся; плохих, хороших и никаких. По мановению руки писателя и режиссера Воланд воплотился, почеловечился где-то у Патриарших прудов (заметьте, какое священное место! Не для того ли, чтобы эти пруды очистить от суеверия, позднее переназовут их Пионерскими?), где кружится вокруг озерной глади с лебедями аллея с ветвистыми липами и тополями, где стоит летом тихая жара и целыми днями звенит, огибая линию сквера, трамвай «Л», или Аннушка, как его звали все от мала до велика, отчего Булгаков и воплотил Аннушку — трамвай в облике женщин — вагоновожатую комсомолочку в полагающемся по тем временам красном платочке на волосах, стриженных «под мушкетера», и в ту вредную старушенцию, которая пролила масло подле перехода через улицу, отчего и лишился головы поскользнувшийся Берлиоз.


Продолжение: часть 2, часть 3.


да воздается по трудам всегда

Сообщение отредактировал Гость - Воскресенье, 2013-01-06, 9:49 AM
 
ГостьДата: Воскресенье, 2013-01-06, 9:51 AM | Сообщение # 643
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Бедный окровавленный Мастер. Часть 2

Ах, как много значит магия настоящей театральности!

Как часто приходится говорить о разнице между умелой и подражательной театральной условностью. Не было на сцене Таганки ни озера, ни лебедей, ни лип, ни тополей, но была та атмосфера долгожданного Театра улиц, о котором только мечтали, не веря, что он придет (кто? да хотя бы автор этих строк), накидает на сцену кубики с алфавитом величиной с табурет, подставит кирпичи под трибунку, укрепит на авансцене уникальные часы-памятник с огромной амплитудой, и будут эти загадочные вещи меняться, как в сказке, претворяясь во все, что сможет понадобиться спектаклю. Самую замечательную роль получит здесь занавес работы Давида Боровского. Он станет в «Мастере и Маргарите» всем — и таинством смерти, и тучей проклятья, и которой видит свое будущее несчастье народ Ершалаима и ковром-самолетом, несущим героиню на шабаш ведьм.
Едва ли не самым сложным превращением окажется то, что занавес изобразит оперение врубелевского Демона, плавая вокруг Воланда — В. Смехова, когда тот опустится, наконец, чтобы слегка отдохнуть, в свое демонское логово (но об этом позже). Все. что помогает актерам играть, составляя их окружение, как будто само явилось, вырвавшись из лона своих прежних спектаклей, и этот, изменив им, потому что для этого оказалась истинно важная причина: служить спектаклю, поведавшему современнику о том, как его настоящее, его социальные драмы связаны с давними временами, временами истоков истории и истоков нравственной философии.

Что есть истина? — спрашивал один человек далеких веков другого. Вопросы росли. В чем смысл нравственной философии? Откуда взялось зло? И что оно есть? Что ниспровергнуть и что сохранить человеку XX столетия? И, наконец, почему все-таки дьявол совершает порой столь разумные поступки?
Несвоевременными для 30-х годов вопросами задался писатель. Но он называет себя не писателем. «Я - Мастер» — отвечает он на вопрос Ивана Бездомного. Мастер, то есть он умеет сотворить то, что ушло — потерянное, посрамленное и обезоруженное, как Правда в песне Высоцкого. Мастер — это Леонид Филатов, он в новой для него и нам неизвестной до этой роли страдательной позиции, тонкий, мягкий, с тревожащей йотой приятия своей участи; в этой приятии мы угадываем объективный трагизм его судьбы: необратимый и роковой. Филатов акварельно прозрачен в красках. Характерный дли его лица переход мужественной суровости в тщательно скрытую боль ранимости выражает внутренний слом Мастера. На фоне шумных бурлескных конфликтов он один вне их ритмов, он переводит действие к мысли о вечной душе человека, о справедливости, преданности, милосердии, благородстве, выброшенных из жизни вместе с устаревшей верой в бога, еле уцелевших после аутодафе, где-то на пепелище, и унесенных на подошвах грубых солдат к плачущих женщин. О признанием обреченности и ненужности надежд в его Мастере сочетается ровная нота достоинства. Если говорить о Д. Щербакове, то есть между ними при всем различии творческие вариации единой темы. Только у Д. Щербакова больше молодости, его душа открыта, в ней меньше рефлексии, отчего кажется, что его Мастер менее внутренне расщеплен ударами молний судьбы, которые падают на него с такой страшной щедростью. Но в образе Мастера и самой инсценировке недостаточно выражена одна сторона: ведь Мастер — автор истории Иешуа и Воланда, это его ищущий ум вызвал их к жизни и заставил человека 30-х годов (в романе, не в жизни) проверять самого себя через кристалл добра и зла. Впрочем, это лишь предположение. Я считаю, что Мастеру Булгаков передал свой личный интерес к истории и к историзму. Истина о добре, которое куда-то исчезло, должна быть отыскана в истоках истории. Любовь к истории — это скрытая, подсознательная эмоция своей ответственности за процесс развития морали и, скажу словами Плеханова, добровольной ответственности. Литература, как и история, должна служить нравственности общества и не казенно.
Мастер не проповедник, не обличитель глупых и пьяных, он описывает Историю, выполняя долг писательский, он ищет основу исчезнувшей морали добра и правды. Зачем?
Затем, чтобы понять современную несуразицу, как хотел понять ее сам Булгаков, приехавший в столицу ночью без билета, без багажа, получивший ночлег случайно, но выживший, не погибнув уже по высшей предопределенности, по ней же выигравший странный, пророческий билет в лотерее жизни, который дал ему, точно Фаусту, время для написания своего лучшего романа о похождениях в окружении добра, зла и трусости. Так вступил в события 30-х годов и Мастер. Билет был не одни: волшебным выигрышем была и Маргарита. Это она дала ему надежду, счастье и спасла его книгу, брошенную Мастером в огонь, как Гоголь бросил «Мертвые души». Но и о ней потом.
Сейчас о Пилате. Ибо антагонист Иешуа, а следовательно. Мастера — Понтий Пилат. выбравший свой пост игемона, то есть ради сохранения его пославший па крест философа, в которого поверил. Вот что в легенде, введенной в роман, самое главное: сожаление о том, что на свете слишком многим правят трусость, оборотная сторона насилии.

Первая тема или причина разрушения между людьми есть нравственный хаос, инстинкт, вышедший из повиновении разуму. На мотивы всех линий пьесы, вначале они даны намеком, краской, броском. Все коллизии Ершалаима и все коллизии Москвы. Среди них замечаются сами собой параллели: мертвый Иуда, сраженный ударом ножа, и Берлиоз, выброшенный из гроба, как не принятый землей, но увы — воскресший в реальности для новых свершений.

Полифонично развивается это обилие переплетающихся тем: зло суеты, зло погони за мелочными благами, мелкими интересами, которые подменяют значительно более возвышенные и заслоняют их. Суетность, однако, не невинна, не скоротечна, если проследить ее в действиях Каифы (его играет Л. Штейирайх): Кайфа приносит в жертву своим интересам судьбы своего города на все века вперед; Кайфа, чтобы убить правду с Иешуа Га-Ноцри. отпуская на волю вместо него Варраввана, готовит народу не только постоянную житейскую угрозу, но и постоянное проклятье за распятие невинного, хотя народ в этом не повинен.

Разнузданность мелких страстей в Москве нашего безвременья, в эру сталинского режима не менее губительна. Невинные обречены, виноватые оправданы: это еще за кадром. Булгаков не все мог сказать даже при своей отчаянной смелости. Еще не давалось точное обозначение происходящего, но оно предвиделось. Люди, потерявшие голову, отбросившие все высокие принципы, всемирные дураки, которых вытягивал из толпы магнит времени (как скажет позднее Фазиль Искандер), они здесь, в романе еще кажутся смешными (что на самом деле было так, пока они не выступили на главные позиции жизни), их еще можно жалеть как попавших на чужой пир (Варенуха, Берлиоз, Римский). По их будущее мерцает сквозь кружевной занавес Боровского.

Благодаря их неразвитости, некультурности, жадности до благ жизни, их примитивному пониманию всех социальных проблем, возникших как смерч над головами, их оголтелой ортодоксии, в которой они повторяют подобно эхо последние слова любого возникшего лозунга, будут затерты, затоптаны люди с тонкими чувствами, с высокой духовной структурой, с талантами.

Сожаление сопутствует смеху, как та печальная мелодия, что звучит, иногда вторгаясь в вакханалию спектакля. Люди разбиты на жалкие кучки, на безумные группки и держатся за свои блага и подачки, когда надо спасти от гибели самую великую силу — разум и сердце человека. Как сомнения буквально рвут на части героя В. Шаповалова, как он яростно, трагично предчувствует свой великий позор размером с Вечность, когда дает согласие казнить Иешуа. с какой пугающей силой вонзает он нож в свою трибуну, чтобы ответить на вопрос Левин, кто убил Иуду. Он убил, но уже было поздно. Иешуа погиб. И он остается на века сидеть в этой нише, гладя воображаемую спину собаки, терзаясь от беспокоящего его света луны. Актер играет не локально ограниченную роль — он играет предупреждение об опасности верить только силе власти и не верить интуиции, когда она подсказывает, что нужен поворот с губительного пути. При внимательном рассмотрении: актер от года к году все более жалеет об участи Пилата, он все сильнее подчеркивает необходимость его будущего раскаяния, почти выходя за рамки роли. Он выделяет в рисунке своем слабость сильного и могущественного Пилата. Слабый, больной, окровавленный Иешуа храбрее Пилата, его слабость одарена особой силой — силой добра и разума. Булгаков ведь изменяет финал легенды, касающийся Пилата, он творит легенду на нашем материале, позволяет Мастеру освободить его. замолвив о нем слово... Перед кем? Имя всевластного не называется. Сохраняя вечные ценности, автор хочет вложить в них живое содержание.

В жизни существует комплекс Пилата, отмечая такие печальные времена, когда кружатся самые светлые головы и не поднимаются самые мощные руки спасти жизнь от безумии.

Очень тонко проходит рубеж отличия сюжета и смысла, и романа, и спектакля от евангельской притчи о преданном и распятом на кресте Иисусе. Отличие так же тонко сменяется параллельностью. Это особо идущие линии параллели — те, которые где-то пересекаются.

Роль Иешуа Га-Ноцри играл А. Трофимов. Мне трудно говорить о других актерах, играющих теперь Иешуа, потому что повторить в его облике то единство жизненности, ускользающей в призрачной дымке ирреальности, пока что оказалось невозможным. Неуловимая асимметричность крупных и худых черт лица, удлиненность фигуры, негромкость раздельно звучащей речи сами по себе были выразительны, но за ними ощущалась еще какая-то тайна отличия этого босого философа от нравственного уровня жестокого и дикого века рабов и владык. Ни на йоту не возвышающийся намеренно, этот необычный человек носил в себе знание смысла и причин тяжелой жизни людей его эпохи. Его проникновение и сущность жизненного порядка ощущается во всем этом облике. Чем он тише, этот молчаливый, юношески нескладный путник, тем он заметнее как неожиданность, исключение в этой подчиненном свисту бича человеческом стаде. Как это удается при крайне малословном тексте роли? Me знаю. Но понятно, почему он в подозрении у бдительного чьего-то взгляда: ему, живущему в позорный век рабовладения, открыта истина, что человек по природе свободен, а власть — это страшное зло. И только без нее наступит счастье. Распятый на кресте, он был осенен тенью пристрастия Театра на Таганке к смелым носителям правды: музыка вечности изливала свой мягко звучащий свет, узоры занавеса Боровского превращались в сень листвы, пытающейся облегчить его страдания от палящей жары. Эхо просьбы о воде разносилось музыкальными отголосками по всему пространству театра.

Так как Булгаков не предлагает религиозного объяснения идей добра и зла, не утверждает, что добро есть только принадлежность бога, а человек становится добрым, лишь испытывая снизошедшую на него благодать, то и в остальном он находит самостоятельную мысль. Иешуа человек просто, хотя человек он той мерой духовного начала, которое делает его понимающим ход истории намного вперед. Духовное составляет почти все в сознании Иешуа, тогда как в обычном сознании это всего тонкий слой в структуре человеческого мозга, как заметил не так давно один умнейший писатель нашего времени.

С духовностью в романе связывается начало добра, доброты как действенной силы. Но не рационально, не рассудочно, это — наитие, преобладание высоких чувств, посещающая человека окрыленность.

Движение инсценировки держится на конфликте между долгом и реальностью. Добро и человечность — долг, но в реальности они отчуждены от человека, ибо злом сотворено больше, чей добро способно излечить его последствия. «Почему?» — вечный вопрос прикоснувшихся к этой коллизии. Этот вопрос есть вопрос о зле. Принято считать, что зло — черт, сатана. Дьявол. Этот предрассудок не развеял даже Гёте. Но вот и Булгаков, и вслед ему и театр говорят: «Не дьявол, не Сатана, то есть не Воланд, а кто-то иной». Или что-то иное. Власть — говорит сначала Га-Ноцри, веря, что придет время, когда не будет никакой власти. Но вскоре уже Га-Ноцри скажет: трусость самый страшный порок. Власть — это сила, держащая в подчинении людей, но не только людей, а их души. Исковерканные души выходят из-под нее, «лягавые души, горбатые души, хвостатые души», как говорится в одной из сказок Евгения Шварца.

Подавление духовного, дозволение выхода человечества на линию материального инстинкта трусости — как на главную, вот в чем зло. Трусость, не рискующая идти на защиту человека от несчастья, это и есть самый большой порок, и она утверждает зло. Это фраза Иешуа, идущего на распятие. В спектакле это делается главной мыслью: Пилат внутренне носит в себе пагубное сочетание власти и трусости. Он знает, что совершает неискупимый грех, и в его сознании звучит еще ему не понятная фраза: «Бессмертие пришло, бессмертие». Его преступление отзовется в вечности с такой же силы эхом, как подвиг Иешуа. Только Пилат будет негативом Иешуа.

Так что Понтий Пилат — В. Шаповалов вторая опорная фигура спектакля, противостоящая Иешуа. Режиссер его повернул к нам, посылая залу его монолог, не давая Пилату уйти от внимающих глаз и ушей: ибо он окружен золоченой рамой, он в ней, как в вечной трибуне, на шее Пилата — цепь не-свободы. Ошейник! — приходит в голову. Характерно, что роль его поручена актеру широкой натуры, актеру, всегда имеющему максимум доверия зрителя, к тому же сугубо современного по типажу. Отдав ему роль Понтия, человека жестокого и жестоко живущего, режиссер как бы хочет выделить мысль о зарождения зла в душе, которая от природы не чужда добра. И в исполнении актера Шаповалова мы слышим разделение внутренних голосов, оно до конца не оставляет образ Пилата; особенно в сцене с Левнем Матвеем, которого экспрессивно, исступленно-возвышенно, с настоящим неутешным горем играет К. Желдин, точный в выражении человека, живущего только одной страстью, одним убеждением. Трудно не поверить, что этот человек не для себя живет и, сколько ни прожил бы, будет жить для своего фантома. За Понтием Пилатом, от которого зависела жизнь Иешуа, который понимал его значение и отдал от страха на казнь, стоит фигура Тиберия, самого свирепого императора. Режиссер ставит Пилата и Иешуа в центр композиции настолько, что история Мастера и его возлюбленной развертывается уже во втором акте.

Да. М. Булгаков создает свою формулу зла. В тот час, когда Иешуа был предан распятию и возникла пера в добро, возникло и отрицание ее. Кто такой Воланд? Он — неверие в возможность идеального добра, в свет без тени. Однако реальное страдание людей творит не он, как добро творит не бог, а люди. Воланд может совершить зло, добро — все, что ему захочется, ом свободный художник, распоряжающийся мирозданием. Он лениво рассматривает мир. который его отрицает, хотя сам живет но закону произвола, игры. Верша свой круг, свои традиции. Воланд спасает Мастера между прочим, не специально спасает, потому что в его понимании мирозданию дьявольски необходима стройность, в понятии же логической стройности, согласно древним учениям, есть момент добра. Этот момент и приходится на долю Маргариты, которой Воланд должен (этика!) отплатить за ее труды (за участие в Вальпургиевой ночи) исполнением назначенной ею просьбы. Поворот не просто хорош, он артистичен: своеобразный каприз Сатаны оказывает плодотворное последствие в истории одного страдающего, в то время как заинтересованность Пилата судьбой распятого становится злом непоправимым, коренным, за которое человечество будет расплачиваться с космической бесконечностью.

Мне пришлось видеть «Мастера и Маргариту» в других театрах, и там не разгадали, кто такие эти московские пигмеи, мешающие Мастеру, что они, современные Булгакову пилаты с маленькой буквы, бегают с отречениями, они — скрытые предатели, данники римских охранников (фамилия одного из них — финдиректора), с доносами с жаждой обогащения, с необходимостью помешать добру, с потерянными головами. Когда-нибудь прилет время и все поймут все и побегут в обратную сторону, но тогда они бежали в толпе туда, куда им приказали, торопливо сбрасывая с себя обноски достоинства. Деньги превращаются в бумагу, наряды линяют, блеск сменяется нищетой. Кто выступает против них? Герой, высшая справедливость, закон? Нет. Воланд мешает им, последышам трусости и безответственности, зарожденной у подножия креста, совершить еще одно предательство добра!

Продолжение: часть 3.



да воздается по трудам всегда
 
ГостьДата: Воскресенье, 2013-01-06, 9:53 AM | Сообщение # 644
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Бедный окровавленный Мастер. Часть 3

Cтатья из журнала ТЕАТР №5 1988 стр. 42-51

Воланд не знает морали, не любит бога, не верит в милосердие. Но Воланд спасает Маргариту и Мастера и наказывает зло. Потому что Воланд есть начало темы отрицания догм, темы выпадения из закосневшей системы мира: Воланд — падший ангел Он олицетворяет отказ единовластию. Сперва единовластию божьему, затем — любому. И. попав в новую цивилизацию, где единообразие заменяет стройность, он делает то, что ему свойственно, что определил Гете. Он разрушает сцепку обстоятельств, в которой ради идеи власти задушено два человека. Он их освобождает в силу своего неверия. Получается по Гёте: желая зла, Воланд делает доброе дело.

Любимов без подчеркивания и назидания дает понять место Воланда в той композиции человеческих и метафизических образов, которую предложил блистательный гений Булгакова. Он составил из всех лучших качеств актера В. Смехова идею превосходного Воланда, без наивной мистики, без мнимого величия и явно фантастического, и Смехов это отлично выразил. У Воланда — Смехова есть собственный стиль этого образа, он противопоставлен и обычной (скучной) характерности и тем броским выразительным приемам, в которых решены герои этого спектакля. Он умен и мыслящ, скрыто ироничен, чеканно отделан внешне; в рисунке В. Смехова повадки профессора, когда он на людях, и романтика скепсиса, когда Воланд у себя в квартире под № 50. где великолепный занавес «одевает» фигуру актера игрой световых красок, уходящих под самый потолок, закрывающих стены, не допуская проникнуть к нему. Воланда возмущает, что занавес обладает при этом какими-то таинственными щелями, сквозняками, прорезями, через которые проникает милосердие (как, однако, удачно совпадение фразы из романа об этих «щелях» — и узора занавеса!). Смехов умеет, говоря просто, без всякого нажима, создать ощущение разницы ритмов своих и этих, московских.

В. Смехов улавливает артистическую натуру Воланда — своего рода диалектику, эстетство, понимание, что в жизни нужна борьба красок, игра, а не застойное однообразие.

В каком-то смысле эта роль — подарок актеру, именно этот символический образ дает ему возможность выразить свои крупные ритмы, выразительную медлительность, красивый голосовой тембр, импозантность. Ничего не плюсуя, нигде не наигрывая, он создает образ, загадочно притягивающий внимание, и разгадать эту загадку не удается так же, как разгадать почему Демон у Лермонтова и у Врубеля вызывает к себе глубокий интерес, а не элементарное возмущение. Смехов, как всемогущий Демон, полон тонкой иронии, позволяя и нам с птичьего полета увидеть все, что творится: Смехов воскрешает рукопись Мастера, которую тот сжег, и эта сцена, великолепно сочетающаяся с музыкой С. Прокофьева и широкой экспрессивной пластичностью жеста Воланда, дарящего воскресшие страницы их автору, всегда неизменно вызывает аплодисменты. То, как изломана жизнь Мастера, независимого таланта, осуждено в спектакле самыми высшими инстанциями метафизического плана: и Добром и Злом. Так читает сложную сущность идеи талантливый коллектив Театра на Таганке. Спектакль задуман со стремлением к гармонии, без которой эстетический процесс нашего восприятия искусства останется только в пределах сугубо логического, рационального принятия каких-то закодированных режиссерских знаков. Этот театр давно знает, что театральность — это не игра эпигонов под «Турандот», когда актер не устает выглядывать из-под маски и подмигивать зрителю в-зале: «Я здесь, это я играю, мой герой не всерьез страдает». Это. дескать, театр, а не жизнь, и не ищите в нем ничего настоящего. Но тут весь вопрос в том, что же считать настоящим. А они играют без натурализма (давно сменившего реализм), они комедианты, но их настоящее — ЭТО идея жизни, которую они защищают. Доведенная до подлинной живости, их игра и есть необходимость, без которой театр И не возникнет.

Для «Мастера и Маргариты» найден особый ключ подлинной театральности, дарящей чувство радости и стимулирующей жизнь. В этом нуждается человек. Дух импровизации, шутки, полета фантазии, переходы от фельетона к трагедии и просветлению пробуждают наш сон. И просветление мы уносим из зала, долго в своем духовном голоде питаясь им.

История Иешуа и Мастера была бы пресной, если бы не фантастически-дерзостный фон московской бесовщины с ее грандиозно никчемными дрязгами.Даже М. М. Зощенко не владел такой ошеломляющей двуплановостью издевки, как владел этими неподдающимися разделению (и пониманию) качествами Булгаков. Его смех, насмешка, издевка, гротеск были окружены такой яркостью жизненного лиризма, такой силой проведения через них идей жизни, что к нарисованным его пером уродам начинаешь испытывать чувство восхищения, благодарность художнику за его искусство. Этот особый восхитительно острый эффект был в самой жизни и его анализ еще не проделан. Но Булгаков схватил кончиком кисти самую радужную каплю элексира смеха. Целая галерея уродцев идет в спектакле в своих ритмах — легких, стремительных, синкопирующих, — сопровождена световой игрой, фонограммой, выходами в зал, трансформацией. Начинается трюками Коровьева, затем —Дяди из Киева — Г. Ронинсон играет и Дядю и Жоржа Бенгальского. Он, этот актер, в наше время едва ли не лучший из комиков, ни на кого из предшествующих не похож, но по манере, приему кажется близким Мартинсону и Раневской. Его способность вызвать веселый смех (а осмеяние — дело другое) неистощима. Он. кажется, все еще живет в том эпицентре комедии, который ушел вместе с лучшими временами этого жанра. Он откровенно представляет — и откровенно переживает образ. Но и Л. Сабинин, комик с внешностью благородного отца и густым баритоном, резонер комедии, не делает ее ни медлительнее, ни скучнее. Кстати. Сабинину и принадлежит то сохранение баланса между реальностью и маскарадностью в сцене печальной смерти Берлиоза, по предсказанию Воланда свершившейся под московским трамваем. Да он же еще и Арчибальд Арчибальдович и Семписяров: просто бассо-буфф!

Но дело не только в комизме, то есть в художественном решении актера. Он точен в воспроизведении одного из типов эпохи — человека, абсолютно уверовавшего в чужие догмы, послушного и в то же время до деспотизма настойчивого во внедрении их в головы остальных, тип ученика-исполнителя, который католичнее самого папы Римского. Образованный и даже неглупый (известная эрудированность, внешние признаки культурности), но поддался оглуплению и все свои способности, видимо, растрачивает, чтобы преуспеть в этом оглуплении. Его не сдвинешь с идеи атеизма, в которой он уже готов отрицать саму историю и любую возможность ее не закованного в концепцию движения. Подобных Берлиозу — Сабинину умников я знала лично, впрочем, их знали все. кто попадал в гущу творимой легенды новой жизни, для руководства которой предназначались пропагандисты рода Берлиозова.

Гибель Берлиоза играется карнавально, это один из самостоятельно найденных факторов спектакля: похороны фарисейства, холопства и подлости.

Что говорить о жизнеподобии этих уродцев! Оно несомненно.

Изящно-гротескному, легкому, жизнерадостному Ивану Дыховичному дано другое качество; он бес-шутник, дерзкий озорник, охальник, это комик с дивной способностью к перемещению, трансформации. Это он превращается к тому же в доктора Стравинского. И. Петров (Варенуха). С. Холмогоров (Лиходеев). С. Фарада (управдом Босой, он же буфетчик Соков). В. Штернберг (финдиректор Варьете Римский), Г. Власова (Аннушка), комически-лиричный М. Лебедев —Иван Бездомный, перерождающийся, оставляющий эту когорту. Бесспорно, низкая материя бытовых гротесков оказалась богатой разноцветной фактурой. И есть легкость перевоплощения и какой-то постоянный источник динамики. Они шутят, развертывая шуткой правду, буравя ею прочный слой лака на парадной картине нашей истории. Их контраст к трагедии необходим не только потому, что ее углубляет. Но потому, что в них на лету схвачен целый тип психологии, образованный условиями времени. Низшего сорта бессовестные людишки.

И Булгаков к ним милостив, одаривай смехом, ибо смех обладает силой очищения через эстетизацию. через превращение зла в космический образ зла. Да еще к тому же рядом с ними, то есть с сатирой, фельетонно узнаваемой, путается и мешается сверхъестественная сила, провоцирующая на скандал, на столкновение, на неразбериху, — она. по существу, в них самих и кроется. Пик ее в Варьете, но есть ведь еще и такие могучие вспышки фантазии, как Бал у Воланда. Бал Ста королей — это вершина романтической стихии спектакля. Бал Сатаны идет под музыку Прокофьева и Штрауса, инфернально-бурлескные, как у Достоевского в «Бобке», трупы выскакивают из своих гробов, чтобы проплясать под марш Прокофьева выпавший им час до роковой полночи. Опять наслоение: на трагедийную основу наслаиваются комизм, сатира и фарс! И при этом сквозь все слои звенит, умоляя, дрожащий, нежный, рыдающий голос Фриды — Т. Долиной: «Фрида... меня зову Фрида, прикажите не подавать мне больше этот платок!» И платок, цепко приставший к ее дрожащим пальцам, просовывается сквозь дырочки занавеса. Это —тот нечасто встречающийся случай в актерском мастерстве, когда, имея лишь одну фразу, актриса создает живой, мгновенно возникающий образ.

Но еще ведь есть авторское слово романа. Это — В. Семенов, ведущий спектакль от автора. Читает он как будто для небольшой компании слушателей, обязательно хорошо расположенных слушателей-друзей, но слышно его всюду. И регистр его голоса и его точные интонации попадают в цель. Секрет успеха его чтения в том, что он слышит слово Булгакова в тех ритмах, какие его породили: в ритмах речи 30-х годов. Как актер угадал их, как услышал тон авторского чтения, донесший ся к нему издалека? Это секрет вчитывания в слово Булгакова.

Легкость и неподчеркнутость, с какой витают вокруг событий Москвы 30-х годов идеи: Добро, Зло. Мужество, Трусость и Предательство, тоже идут оттула. От верящей и обманутой мысли. Когда героическая Одиссея переплеталась с сатирой, то есть низкой, шутовской.

Но в спектакле во всех его моментах в разных формах витает Красота. Замечательна сцена с часами, на которых, как на качелях, взлетает Маргарита — Н. Шацкая, как бы предчувствуя свое превращение в ведьму, прелестно гримасничая, и вдруг, обретая дерзость и смелость, бросает на полете в зал: «Как вы все мне надоели! Если бы вы только знали!» Недостойные красоты те, кто возится в суете, п погоне за благами, в желании укрыться от звучания своего нравственного голоса, от долга просто честного человека, гражданина своего общества, своего времени, остались где-то внизу. Л ведь время идет, как говорит этот символ Часы, не всегда по прямой. Оно заартачилось, оно взбунтовалось, оно идет к цели, задерживая наш счет времени. Страшен этот сдвиг часов, но вместе с тем он как бы предлагает: не продумав все. что сделано так вопиюще плохо, не двигаться вперед. Вот, например, в реальности — вернуть то время, каким жил Театр на Таганке в промежуток своего двадцатилетия. И возвращение «Мастера и Маргариты» есть выражение этой поправки. Время сделало скачок и догнало нас. Кровь ушла в землю и вырастила лозу правды. С чувством благодарности мы склоняемся перед ней. Но мы не можем забыть о своем обещании, данном Маргарите. Итак, что же такое красота? Идеал женщины — отвечает спектакль. Светящаяся бледной нежностью мрамора, золотоволосая Маргарита — И. Щацкая, уязвленная печалью, земная и возвышенная, она идеально предана, идеально храбра только женщине присущей безоглядностью мужества, при котором самый рискованный подвиг представляется даром судьбы.
Красота — неотъемлемая часть жизни и искусства. Даже победа справедливости, не осененная красотой, не полноценна.

Потом они все собираются, чтобы лететь по небу полуночи прочь от земли, они еще не знают, что имя Мастера будет через полвека возвращено людям, что его сгоревшие листки в самом деле напечатают, что Пилат поймет свою ошибку... Печальная, прекрасная музыка сопровождает предсказание театра. Загорается вечный огонь. Молчание сменяет яростный азарт Игры... Медлительность не сильных, но печных, как свет далекой звезды, призрачных мелодий ренессансной музыки вносит ощущение высокой печали, скрепляет вымысел с жизнью.

Михаил Афанасьевич Булгаков был тем, кого назвал Воланд трижды романтическим Мастером. Он написал книгу, которая будет началом долгого разрешения нерешенных, заброшенных идей человеческой морали, он создал новую легенду, новый миф, и мы присутствовали при этом.


да воздается по трудам всегда
 
ГостьДата: Понедельник, 2013-01-14, 1:28 PM | Сообщение # 645
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1077
Статус: Offline
снова январь.
репродукции Моны
в окнах бюро
ритуальных
услуг
"Lacrimos".

но в этот раз
Маргарита
несёт лимоны.
вот уже век
в старом городе
нет мимоз.

чёртова дюжина
в каждой витрине
с подсветкой.
из пенопласта,
соломки,
рифлёной фольги.

в новое русло
пустили
трамвайную ветку,
и с неизбежным
соперничать
ты не моги.

вот пятачок,
на котором всегда,
ежевечно
из-за пробитого
меченой пулей
угла

Мастера
серая тень
настигает
по встречной,
чтобы
крест-накрест
с твоею
столкнуться
могла.

Елена Евгеньева 14.01.2013 08:36


да воздается по трудам всегда
 
ГостьДата: Понедельник, 2013-01-14, 4:13 PM | Сообщение # 646
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1077
Статус: Offline
вече гудит колокольно
шмели ли в кустах ежевичных
дань собирают ?

умер легко и не больно.
дар Воланда, дело обычное.
он так играет
.
*

Михаил Порядин 14.01.2013 13:46

***

в обгоревших лукошках
ежевичную дань
нищий приход приносит

Воланд углём
рисует тогда
послевоенную осень


Елена Евгеньева 14.01.2013 14:31


да воздается по трудам всегда
 
Лара_Фай-РодисДата: Понедельник, 2013-01-14, 9:16 PM | Сообщение # 647
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Нашла полную видеоверсию спектакля "Мастер и Маргарита" в театре на Таганке


My WebPage


Мысли - начало поступков
 
ПроспероДата: Вторник, 2013-01-15, 5:42 AM | Сообщение # 648
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5682
Статус: Offline


Осень
озимь
во поле вышла пшеница
под белый снег ложится
как солдатик маленький
под неодолимый танк

после
осени
белое долго снится
Ван Гог рисует на кальке
круг танцующих Ванг

к ночи взойдут пророчества
блики окрасят борозду
где сложен мелкий вздор

скачут красные страсти
по трескучему хворосту

как суетлив мой костер

Михаил Порядин 15.01.2013
Прикрепления: 3409359.jpg (47.1 Kb)


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал ognebo - Вторник, 2013-01-15, 9:02 AM
 
ФeaноДата: Вторник, 2013-01-15, 9:19 AM | Сообщение # 649
Хранитель Ковчега
Группа: Администраторы
Сообщений: 1814
Статус: Offline
Несгорающие страницы - те, что изо дня в день горят
светом звёздным - любимые лица - с песней духа летящий взгляд...




Единство - Закон Богов
 
ПроспероДата: Вторник, 2013-01-15, 9:32 AM | Сообщение # 650
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5682
Статус: Offline


Звук: Harbour Lights - Rick Wakeman www.allmusic.com
Изображение: Ван Гог в технологии tilt-shift - Snow-Covered Field with a Harrow, 1890 (detail) tiaurus.info
Текст: Михаил Порядин и Елена Евгеньева www.stihi.ru


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Вторник, 2013-01-15, 10:03 AM | Сообщение # 651
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5682
Статус: Offline
Цитата (Фeaно)
Несгорающие страницы - те, что изо дня в день горят светом звёздным - любимые лица - с песней духа летящий взгляд...


так на осенней рябине под первым снегом
красное загорается
так в повседневной рутине бегущего человека
красное загорается

спорить ли со светофорами ?
жить ли по точной формуле?

что-то опять упорное
пробивается в голову
как цыпленок в яйцо

снится, что на подрамнике
пластина серого мрамора
необработанное лицо


Прикрепления: 0686310.jpg (19.0 Kb)


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал ognebo - Вторник, 2013-01-15, 10:04 AM
 
Лара_Фай-РодисДата: Вторник, 2013-01-15, 12:03 PM | Сообщение # 652
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Осень?
Осень.
Небо – о земь.
Сон – туман. Туман, - как сон.
Все сердечные занозы, -
Ноют сразу – в унисон.
Дождь отплакал, -
Мёрзнут слёзы.
Ворон чёрный метит в глаз.
Где-то куколки-стрекозы
Крылья спрятали от нас.
О, зима!
Под снегом - зёрна!
Там и -
Зёрнышко надежд.
В одеяла спрятав корни,
Мы к весне –
одни и те ж!
Как все ландыши и розы,
Как пшеница и горох.
Обгорает жизни проза,
Образует
Вечность
Строк .
Для чего стихи поэту?
Он бы умер и замёрз,
Если б не спасало это, -
Будто, -
Крылышки -
Стрекоз.




Цитата (ognebo)
что-то опять упорное пробивается в голову
как цыпленок в яйцо снится, что на подрамнике
пластина серого мрамора необработанное лицо


Два полушария, - два жёрнова,
Стирают муками – в муку
Всё, - и полезное, и вздорное,
Из мук потом стихи пекут.

Дитя сердечное задумалось:
Зачем на свете – зеркала?
Зачем сомнения Киндзюлиса,
Когда вся жизнь и так – мала?

Пока ты жив и в сердце – маленький,
Гони все страхи и - живи!
Расти в саду цветочек аленький, -
Волшебный зонтик из любви.
Прикрепления: 5237167.jpg (35.8 Kb)


Мысли - начало поступков
 
НатьяДата: Вторник, 2013-01-15, 4:51 PM | Сообщение # 653
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
Цитата (larfedlos)
Пока ты жив и в сердце – маленький,
Гони все страхи и - живи!
Расти в саду цветочек аленький, -
Волшебный зонтик из любви.




мы идем тропой ветвистой,
наступая мягко в травы,
вместе с вЕтрами,
забавно
чуть звенящими монисто
берега воды зеркальной
шепчутся между собою
тихо…медленно…спокойно
о событиях
веками
мы идем, едва касаясь
трав душистых под ногами
по тропе, между снопами…
и к дороге привыкаем…
хлебосольной и речистой…
сотворенной светом чистым



небесный странник

Сообщение отредактировал Натья - Вторник, 2013-01-15, 4:53 PM
 
ПроспероДата: Пятница, 2013-01-25, 9:09 AM | Сообщение # 654
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5682
Статус: Offline
ПАРАФРАЗ ТЕАТРАЛА ИНКОГНИТО

…ну, что ж, пару слов так пару слов. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ - мало? Ровно два слова. Но вы мягко намекаете взглядом, типа Иешуа любит троицу, а Воланд – 666, а уж сколько слов говорит после репетиции труппа о любимом главреже, об этом мизантропе, нарезающем на мизансцены великий роман, в меру своего «НЕ ВЕРЮ!» …

ВАУ ВАМ. Как бывший работник театра, могу сказать на всякие обиды следующее.

ПЕРВАЯ ФРАЗА. Это все-таки бета-версия, на нашем жаргоне называемая генеральный прогон (три ха-ха - после первой читки).

ВТОРАЯ И ГЛАВНАЯ. Почему- то юные авторы думают, что их гениальные стихи должны читать исключительно так, как они их задумали-прочувствовали-пережили. Но люди-то разные. И из всего вашего объяснения поющим актерам достались только ваши стихи. И они их поняли по-своему. И поют уже без участия романтичнейшего автора. В этом-то и интерес. В этом главная фишка. Собственно это то, как ваши стихи и музыка переживаются людьми. Не пожевать же ж в театральном буфете зритель сюда приходит. И роман они все читали.
А АВТОР КТО? Конечно само наименование постановки "Мистерия для Маргариты" как бы намекает, что эти фантазии и стихи максимум читаются про себя, из ЖЖ, аськи, или е-мейла и типа того. Как Емеля по щучьему велению и своему хотению. И что автор их на миру никогда не читает и, в общем, не подразумевается оного по жизни. А вот в театре, в храме, где все не от мира сего… Но это так – лирика. Которую очень не любил М. Булгаков. Потому что хорошо знал театр и то, что там с ним делают. Знал и шел на нож глав режа. Роман, прочтенный кем-то жив, а не прочтенный мертв как иероглиф. Не в рифму, но правда. И нет единого мнения в вопросе приготовления зрелищ из духовного хлеба. Или, можно подумать, что Шекспир В. оставил детальное руководство, как ставить его трагедии? Ну, кроме самих трагедий.

ПРОВЕРЕНО НА ПОМИДОРАХ. На заре моей пробы со-творчества в песнях театра, то есть показа этих песен главрежу, я получил наставления. И дельные надо сказать. Но боже, как это по сей день обидно - откуда он знает, как МОИ песни надо исполнять?! Он что, их написал? Кто имеет право и переиначивать да еще менять слова! Тот и имеет. Как только я вступил на территорию за рампой, я дал ему это право. Попробуйте и вы почувствуете, как после этого оно - творчество - уже не только ваше, оно уже трансформировалось через призму восприятия и воспроизведения другого человека , а это, согласитесь, тоже творческий акт. Это… Для не профессионально творческой личности поясню на близком всем примере. Попробуйте объясниться женщине в любви и если эта любовь уже не только ваша, почувствуете разницу. То есть, каждый человек, читающий ВАШИ творческие признания, имеет право воспринимать их, как ему вздумается, и, не поверите, даже так их читать (исполнять) со сцены. Это его акт сотворчества. Вы не согласны? Ну что же - ваше право ему их не давать. Например, не печатать вообще. Ах, вы не это имели в виду - есть второй вариант - принесите помидоры, если вы считаете, что ваше извращают и переиначивают. Ну - мало ли кто там на сцене.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал ognebo - Пятница, 2013-01-25, 9:12 AM
 
ГостьДата: Пятница, 2013-01-25, 12:29 PM | Сообщение # 655
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Цитата (ognebo)
Ах, вы не это имели в виду - есть второй вариант - принесите помидоры, если вы считаете, что ваше извращают и переиначивают. Ну - мало ли кто там на сцене.

Бедный окровавленный Мастер...
biggrin


да воздается по трудам всегда

Сообщение отредактировал Гость - Суббота, 2013-01-26, 6:49 AM
 
ГостьДата: Суббота, 2013-01-26, 6:48 AM | Сообщение # 656
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Мы все - проекции друг друга, а столкновения индивидуальностей называем иногда творческим восприятием... а как иначе? 
Каждый неповторим, уникален, вся правда относительна, как и ложь, фантазия...

/Из письма /


да воздается по трудам всегда
 
ПроспероДата: Воскресенье, 2013-01-27, 8:15 PM | Сообщение # 657
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5682
Статус: Offline
Цитата (Гость)
Мы все - проекции друг друга, а столкновения индивидуальностей называем иногда творческим восприятием... а как иначе?  Каждый неповторим, уникален, вся правда относительна, как и ложь, фантазия... /Из письма /
Мы все - проекции провидиц
Мы - медный взгляд щита Персея
Мы - тот язык, что раньше идиш
Познало племя Моисея

Я был - ты помнишь? - белым волком
На службе у царевны Лыбидь
И ты мою ласкала холку
И отпускала крови выпить

Я спал - ты видишь? - старой клячей
Вел жернов в шахте под лучиной
А ты - погонщиком незрячим
Была, точнее да - мужчиной

Я пел - ты слышишь? - это в Храме
Бревенчатом. Вода шипела.
Мы пели о Прекрасной Даме
А по углам уже горело

Мы все проекции не помним
Мы можем только обозначить
Мы - бой часов в чумную полночь
...вы вновь от Воланда? - удача...



В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
Лара_Фай-РодисДата: Понедельник, 2013-01-28, 3:02 PM | Сообщение # 658
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Цитата (ognebo)
Мы все проекции не помним
Мы можем только обозначить
Мы - бой часов в чумную полночь
...вы вновь от Воланда? - удача...



Мы все – проекции? Но чьи же,
Коль верим в Воланда и в Бога
И платим днями наших жизней
Исправно - общие налоги?!

Горят пульсары вдохновений.
Миры вращаются, как сцена.
Сердечный ток прикосновений, -
Как шоковая панацея –

Вернутся рыцари с пажами,
Инспектор – справедливый Воланд.
Найдутся вечные скрижали
В пожарах чумного застолья.

На нитях бус тысячелетий
Мельчатся в бисер камни-чётки.
Лишь мастер, в шапочке надетой,–
Бессмертен во вселенских сводках.

Цивилизации остынут,
И оси сменят направленье, -
Не склонят перед тьмою спину
Алмазы- Флойды просветленья.

В цепи подвижников-пророков
Всегда есть место для живущих, -
Кресты. Костры – для одиноких
Орфеев, - о любви поющих.

Всегда есть место Маргаритам,
Лелеющим в ладонях ветер,
Вздымающий огонь, сокрытый
В возлюбленном её поэте………


Скульптуры. Мастер и Маргарита

http://img0.liveinternet.ru/images....048.JPG
Автор проекта - скульптор Александр Рукавишников


Мысли - начало поступков

Сообщение отредактировал larfedlos - Понедельник, 2013-01-28, 11:14 PM
 
ПроспероДата: Суббота, 2013-02-02, 4:59 PM | Сообщение # 659
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5682
Статус: Offline
«Мы не забываем, что сегодня у нас первый день оставшейсяжизни». Я так и не знаю до сих пор – цитата это или слова Мастера Лео.

В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Суббота, 2013-02-02, 5:56 PM | Сообщение # 660
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5682
Статус: Offline
И далее: “Усталость — одна из форм индульгенции усталости духовной.Увы, всегда разлада физической ее базы. Ведь живет фотосинтез, извечный круг:
уголь, водород и свет в зерне хлорофилла — углевод. Творимая природой первичная
“живинка”...

Мы же делаем —живое! Мы — вестники живого... Без этого мирулетучится в расходе теплоты, которая ничего не греет и ничего не создает.

Чижевский, Вернадский, Дьяков видели Солнце. Мы живем вразреженной плазме. Солнышко — ее концентрированное состояние.

Рерих: ”Мы дети солнца, в прямом, а не переносном смысле”. Так вот этого дитятю надо кормить. Это чудо — “био”, котороедает больше, чем получает! И чудо это в нашей руке. Кормить зверя коня, чтобы
оседлать. Иначе “пристанет”. Не повезет...”

Финал: “И обнаружится, что нет у потока жизни “возрастного рубежа”!Есть каждый день новое, которое ждет твоего освоения, открытия и радости
обретения.

Ваш “Л”


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
Галактический Ковчег » ___Галактика Лукоморье » Лара Фай-Родис » Рукописи не горят (Совместный проект с М.Просперо)
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Просперо, Constanta, ivanov_v, Натья, Въедливый, bragi
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега