Воскресенье, 2019-10-20, 11:30 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

.
Пир на весь Мир! - Вход , ПАНОРАМА КОВЧЕГА - Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаПервые шагиПомощьПиры [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Гаврош  
Галактический Ковчег » ___Галерея Ковчега » Галактики Живописцев » Галактика Ивана Билибина
Галактика Ивана Билибина
ТанецДата: Четверг, 2019-10-10, 9:11 AM | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 3516
Статус: Offline
Тема для освещения творчества художника, биографии, интересных сетевых ресурсов и
сотворческих работ с использованием сказочных картин мастера.



Билибин Иван Яковлевич. Годы жизни: 1876г. - 1942г.

В творчестве Билибина отразились два, на первый взгляд не связанные между собой, явления отечественной художественной культуры конца XIX—начала XX века: увлечение
национальной стариной и становление книжной графики как специфического вида
искусства.

Интерес к древнерусскому искусству пробудился еще в 20-х — 30-х годах XIX века. В
последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников
допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка.

Но большинство ученых подходило к художественному наследию Древней Руси лишь с
этнографических и археологических позиций. Поверхностным пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко
распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины XIX века.
По-новому древнерусское и народное
искусство восприняли в 1880-е — 1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники
мамонтовского кружка, национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой оригинальностью. тим художникам должны быть адресованы
слова Билибина:

"Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь,
вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была
прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее:
вернуть! вернуть!"

Мечта художников конца XIX—начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого,
о создании на ее основе нового "большого стиля" была утопичной, но она обогатила
искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его
"нестанковых" видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной
декорации и оформления книги. Не случайно, что именно в среде мамонтовского кружка
начали складываться новые принципы декорационной живописи. Не случайно и то, что этим
же мастерам, постоянно общавшимся с произведениями древнерусского искусства,
увлеченным идеей возрождения старинных ремесел, Билибин И.Я. Княгиня на тюремной
башне. Иллюстрация к русской народной сказке "Белая уточка" принадлежат первые
попытки художественного решения книги. Книга и театр оказались теми областями, где
искусство непосредственно служило удовлетворению современных общественных
потребностей и где в то же время стилистические приемы прошедших веков нашли наиболее
естественное применение, где можно было добиться того синтеза, который в других видах
художественного творчества оставался недостижимым.

Издания народных сказок и поэм Пушкина, иллюстрированные и оформленные В. М.
Васнецовым, Е. Д. Поленовой и С. В. Малютиным, дали толчок развитию книжного искусства в России.


Биография и галерея работ И.Билибина
 
ТанецДата: Четверг, 2019-10-10, 9:19 AM | Сообщение # 2
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 3516
Статус: Offline


7 главных фактов из жизни сказочного художника Ивана Билибина

Иван Билибин – выдающийся иллюстратор, модернист и ценитель старины, юрист,
оформитель "рекламщик" и главное - великий сказочник, а также автор революционного
двуглавого орла и патриот своей страны.



Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом
факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Но
параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения
художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е.
Репина.

В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников.
После этого он уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой
неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни.
За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии
художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой».





Почти каждый русский человек знает иллюстрации Билибина по книгам сказок, которые
ему читали на ночь в детстве. А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет.

С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией
заготовления государственных бумаг. После в том же издательстве выходят сказки
Пушкина о царе Салтане и о Золотом петушке и чуть менее известная былина «Вольга» с
иллюстрациями Билибина.

Интересно, что известнейшая иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» с плывущей по
морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики
Хокусая (см. выше этого абзаца).

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра.
Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а
затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом,
уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур
тушью.

Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел
детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на
старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все
декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.



Художник-рекламист

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится
завод минеральной воды "Полюстрово" в Петербурге, раньше находилось "Акционерное  общество пиво-мёдоваренного завода "Новая Бавария". Именно этому заводу создавал
рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. Кроме того, художник создавал
афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых)
и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении. Позже Билибин рисовал открытки для
русских издательств в Париже и Берлине.



Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России»,
принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. Художник нарисовал его после
Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, и с 1992 года
этот орёл вновь стал официальным русским символом. Птица выглядит сказочной, а не
зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый
орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись
«Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент.
Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал
фабрике «Гознак».

Театральный художник



Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова
«Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы
костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила»,
«Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает
работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер,
оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге.
Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Билибин был
истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой,
тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит
народа

Художник и церковь



Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим
собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое
время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в
помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен
иконостас этого храма. А после 1925 г., когда художник переехал в Париж, он стал
членом-основателем общества "Икона". Как иллюстратор он создал обложку устава и
эскиз печати общества. Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса
для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.



Со временем Билибин примирился с советской властью. Он оформляет советское
посольство в Париже, а после, в 1936 году, возвращается на теплоходе в родной
Ленинград. К его профессиям добавляется преподавание: он преподает во Всероссийской
Академии художеств - старейшем и крупнейшем в России художественном учебном
заведении.

В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома
просвещения эвакуироваться из осажденного Ленинграда в глубокий тыл. «Из
осажденной крепости не бегут, ее защищают», - написал он ответ. Под фашистскими
обстрелами и бомбежками художник создает патриотические открытки для фронта, пишет
статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Билибин умер от голода в
первую же блокадную зиму и был похоронен в братской могиле профессоров Академии
художеств возле Смоленского кладбища.

****
Материал подготовлен
Екатерина Оаро
 
ТанецДата: Четверг, 2019-10-10, 9:48 AM | Сообщение # 3
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 3516
Статус: Offline
Две русские сказки в ритмах Феаны -
электронная книга с иллюстрациями
Ивана Билибина

http://online.pubhtml5.com/ucdb/hhrg

 
Галактический Ковчег » ___Галерея Ковчега » Галактики Живописцев » Галактика Ивана Билибина
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Традиции Галактического Ковчега тут!
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега