Среда, 2017-10-18, 10:36 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

.
Авторы Сказки_ Библиотека_ Помощь Пиры [ Ваши темы. Новые сообщения · Правила- ПОИСК •]

Страница 1 из 3123»
Модератор форума: Talia, sigacheval 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Русь Былинная! » Русские народные ремесла, творчество, обычаи (сотворчество и авторские работы)
Русские народные ремесла, творчество, обычаи
БелоснежкаДата: Четверг, 2011-02-10, 2:26 PM | Сообщение # 1
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline


Русь Былинная для Галактического Ковчега - место рождения,
и Былина стала нашей Обителью земной, стартовой точкой.


Были о Былине
Былина - место рождения Галактического Ковчега

Эту тему открывают работы мастеров партнерского ресурса Плэйкаст.

Автор сообщества "Русское народное творчество" на портале Плэйкаст - НЕЛЛЯ



Русское народное творчество как источник вдохновения и выражение души народа имеет тысячелетнюю историю... Наше сообщество принимает плейкасты, источником вдохновения для которых стали музыка, песни, былины, сказки, пословицы и поговорки, традиции и обряды, промыслы и ремесла русского народа.

Плейкасты с рассказами и настроением, с русским духом!


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Воскресенье, 2011-02-13, 2:11 PM
 
БелоснежкаДата: Четверг, 2011-02-10, 2:32 PM | Сообщение # 2
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline

продолжайте выбирать на ваш вкус из копилочки сообщества -
ВХОД в галерею


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
MгновениЯДата: Четверг, 2011-02-10, 5:19 PM | Сообщение # 3
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12079
Статус: Offline
Гусли -
древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества
скрыли от нас и возраст, и место их рождения.
В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному.
У славян же, название этого инструмента, связан со звучанием тетивы.
Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.
В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла".
Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента.
А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент.
Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента.
В древнерусской рукописи, "Повести о белоризце человеке и монашестве",
миниатюрист изобразил в буквице "Д" фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях.

Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси.
Это, так называемые "шлемовидные" гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем.
В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли
трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, -
изменилась и форма корпуса.
Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались
из долбленой сухой доски ели или клена. Клен "Явор" особенно любим у музыкальных дел мастеров.
Отсюда происходит и название гуслей - "Яровчатые". (А как только струны стали тянуть из металла,
гусли зазвенели и стали называться "звончатыми").
Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией.
Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей.

Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом, и царями.
Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

...О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев

Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно
стали называть, гусляров - сослужили недобрую службу в судьбе инструмента.
Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки.
Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки
дерева, лаки, декоративная отделка - все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного,
чисто народного инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент,
с богатейшим уникальным звучанием.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые - столовидные
и гусли клавишные.
Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры - сказители,
задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли.
Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и бряцание,
появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны,
и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпанирующем
инструменте.

К большому сожалению, при желании приобрести инструмент, приходится говорить о маленьких мастерских в России,
где отдельными экземплярами очень редко делаются гусли. В целом мире нет ни единой фабрики, где выпускался бы
этот уникальный инструмент. ... Но... гусли звучат и будут звучать долго благодаря мастерам и талантливым исполнителям!



Сфера сказочных ссылок
 
atanДата: Суббота, 2011-02-12, 7:26 PM | Сообщение # 4
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 730
Статус: Offline

БАЛАЛАЙКА МОЯ, БАЛАЛАЕЧКА…

Автор плэйкаста: Natasha2009
Создан: 12 февраля 2011 9:34

 
Ирина2Дата: Воскресенье, 2011-02-13, 1:13 PM | Сообщение # 5
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 827
Статус: Offline
Зернь, скань, чернение, эмаль - ювелирные технологии Древней Руси
http://blogs.mail.ru/mail/buildmoray/f43a8ef17a090ab.html
===============================

Городецкая резьба,
http://www.shushara.ru/windows/tree.php?TreeID=160

богородская резьба,
http://bogorodskoe-hpy.narod.ru/muzej.html

Томская резьба
корабельная резьба
домовая резьба

- резьба по дереву на Руси.
-----------------------------------------------

вологодские кружева
http://studio-biz.ru/hand-made-news/516-vologodskoe-kruzhevo.html

золотощвейное искусство Торжка
http://pokrov.tversu.ru/goldentree/page_01.htm

http://putpoznania.ru/stati/odezhda-i-ukrasheniya-drevnej-rusi/ вышивка в древней Руси

 
TaliaДата: Воскресенье, 2011-02-13, 4:59 PM | Сообщение # 6
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
МЕРЫ РУСИЧА

 
Странник1Дата: Понедельник, 2011-02-14, 0:29 AM | Сообщение # 7
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 69
Статус: Offline
Здравствуйте.
Белоснежка, пришел по приглашению .Тема понравилась.Но ограничен по времени:пишу сейчас статьи для блога о различных видах творчества. Блог новый,но там уже есть немного о лозоплетении,о керамике,о лесной скульптуре. Сейчас готовлю материал по работам самобытного резчика по дереву. Он когда вырезает свои сказочные фигурки ,рассказывает им сказки. А работает он исключительно по твердым породам древесины. Это достаточно редкое явление. Так в Польше,например,где резьбой начинают заниматься с момента когда начинают ходить, работы очень красивые...Как-то у меня на глазах буквально за считанные часы один из мастеров сделал огромную изящную скульптуру девушки в полный рост... Все хорошо,но работают они лишь с липой ,а часто с сырой,поэтому фигурки и работы со временем покрываются трещинами.
Конечно,наверняка есть и другие долговечные работы,но пишу только что видел.
Вот на днях надо выставить статью про этого мастера с фотографиями его работ.
Вот адрес этого блога:
http://raznotvorchestvo.blogspot.com/
Сейчас там новая статья для тех кто хочет попробовать плести из лозы.
Осмысливаю идею своего раздела на Ковчеге по лозоплетению ,а так же по работам знакомых мне художников.Их много,работ тоже много,фотографий не так много,но надо решить и вопрос релизами,т.е. с разрешением размещать их фотографии не только в блоге по творчеству. Конечно,это чистая формальность,но так принято.
А пока суть да дело ,могу предложить желающим сходить на мой сайт про лозоплетение,посмотреть там мои работы и работы других мастеров,некоторые уже ушли из жизни.
Адрес главной страницы
http://www.lozopletenie.babyhost.ru


http://www.lozopletenie.babyhost.ru
 
ФeaноДата: Вторник, 2011-02-15, 3:32 PM | Сообщение # 8
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 1852
Статус: Offline
Белоснежка, atan, Ирина2, Talia, Странник1,

спасибо, дорогие мастера!

Очень интересные материалы и сама тема!


Единство - Закон Богов
 
ЛаодикаДата: Воскресенье, 2011-03-27, 1:48 PM | Сообщение # 9
Советник Хранителя
Группа: Модераторы
Сообщений: 194
Статус: Offline
Шедевры народного искусства России

Северная
резная кость

Ларчик «Сын помора». 1987

Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ

Ваза «Океан». 1983



ОДИН ПУТЬ. Поэтому на него можно встать через веру и знание.

Сообщение отредактировал Лаодика - Воскресенье, 2011-03-27, 1:49 PM
 
ЛаодикаДата: Воскресенье, 2011-03-27, 2:11 PM | Сообщение # 10
Советник Хранителя
Группа: Модераторы
Сообщений: 194
Статус: Offline
http://bibliotekar.ru/rusKost/34.htm

Гурьев Александр Степанович (1929-1990)

Коробочка-репка. 1978

Кость Ажурная резьба

Ваза «Завиток». 1980

Кость Ажурная резьба 20x15 Музей Ломоносова



ОДИН ПУТЬ. Поэтому на него можно встать через веру и знание.
 
РумиДата: Пятница, 2011-04-01, 6:54 PM | Сообщение # 11
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1488
Статус: Offline
Берестяных дел мастер!

Фото предоставоены мастаром Евгением Побегусом из его личного архива. электронный адрес Е. Побегуса pobegus@list.ru


Суфизм - религия Любви

Сообщение отредактировал Руми - Пятница, 2011-04-01, 6:58 PM
 
БелоснежкаДата: Среда, 2011-04-20, 9:01 PM | Сообщение # 12
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline

Ропет Иван Павлович (настоящая ФИО— Петров Иван Николаевич) [1845—12(25).12.1908, Петербург], русский архитектор, действительный член петербургской АХ (1893). Учился в петербургской АХ (1861—71) у А. М. Горностаева. Основоположник одного из направлений псевдорусского стиля, которое в 1870-е гг. носило демократический характер. Постройки и проекты Ропета (в том числе эскизы убранства интерьеров и предметов декоративно-прикладного искусства) оказали большое влияние на творчество современников, в частности живописцев.

На Всемирной выставке в Париже (1878) мастер оформил отведённые России площади выставки в виде теремного дворца XVII в., поражавшего воображение зрителей своим прихотливым декором. Наиболее значительной из его городских построек было здание русского посольства в Токио (1890-е).


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
TaliaДата: Понедельник, 2011-04-25, 7:29 PM | Сообщение # 13
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
Кубарь деревянный конус с резьбой, на которую наматывалась веревочка. Дергая за веревочку, дети заставляли кубарь быстро вращаться и гоняли его при помощи кнутика.

Вертушка, юла, жужжалка, дзыга - так могли назвать на Руси этот маленький предмет. Говорят эта игрушка пришла к нам от первобытных людей. Закручивая юлу, дети учились движениям необходимым для добывания огня.

Кубарь
Волчок - продолговатая деревянная шишка, с деревянным шпилем, или костяная с таковым же шпилем, называется волчком. Выпущенный волчок делает прыжки, свистит и гудит. Эта игра старинная и была в большом употреблении; ею забавляются преимущественно в покоях: осенью и зимою.

Зимняя народная игра в волчок в России

Чтобы привести волчок в движение, его ставили на ладонь левой руки, указательным пальцем правой руки быстро раскручивали вправо и во вращающемся положении бросали на лёд. Затем его гоняли небольшим кнутом. Устраивались состязания: чей волчок, вращаясь, дольше простоит, чей дольше прокрутится по непротоптанному снегу, кто дальше прогонит свой волчок одним ударом кнута , у кого он перепрыгнет через канаву, или через бревно и т. д.

В древней Руси игры с кубарем были, по-видимому, одними из самых распространенных (при раскопках в Новгороде найдено в слоях Х-ХУ вв. более 800 шт. кубарей. На сравнительно небольшой территории: в слоях X в. — 52 кубаря, XI в. — 36, XII в. — 38, XIII в. — 54, XIV в. — 188 и т. д.) (Б. А. Колчин, 1971 г.).
Форма кубаря почти не менялась с Х в до наших дней в. И сейчас кубарь встречается во многих странах (Германии, Испании, Японии, Малайзии, Болгарии, Индии и др.).

http://igrushka.kz/phpBB2/viewtopic.php?t=5239
http://mio-divo.ru/toys.htm

Интересно отметить, что уже в X в. кубарь имел настолько совершенную форму, что она почти не менялась до наших дней.
Простейшие кубари вытесывались топором и ножом (а позднее и на токарном станке) из деревянного цилиндра диаметром от 4 до 8,5 см и высотой от 5 до 11 см путем стесывания его нижнего конца до формы конуса. Иногда кубарям придавалась более затейливая форма: с перехватом примерно на середине его высоты или вырезался желобок (кубарь в этом случае носил название «точка».

Обязательной принадлежностью игр с кубарем является кнутик (веревочка на короткой палке ) или просто веревочка длиной 50—80 см, с помощью которых кубарь раскручивается до быстрого и устойчивого вращения.

Играют дети школьного возраста, собравшись по 2—10 человек, иногда в одиночку.

Описание.
Кубарь запускается по-разному. Иногда его раскручивают между ладонями, а чаще накручивают на кубарь веревочку и с силой дергают за ее конец. Это придает кубарю вращательное движение, которое затем можно поддерживать, подхлестывая кубарь кнутиком или веревочкой. Кубарь при этом не падает, а только слегка подпрыгивает «как живой» и начинает вращаться еще быстрее, продвигаясь постепенно в определенном направлении. Умелые игроки соревнуются, гоняя кубарь по условленному направлению, часто извилистому, лавируя между различными преградами (камни, палки, канавки и т. д.) или преодолевая препятствие (небольшие бугорки, лужи, кучки песка, снега и т. п.).

Начинающие игроки удовлетворяются простым состязанием в том, у кого кубарь дольше прокрутится без подхлестывания кнутиком или при определенном минимуме подхлестываний. Когда этим овладеют в совершенстве, начинают устраивать поединки между кубарями, заставляя их сталкиваться, пока один не повалится на бок. Можно попытаться гонять одним кнутиком сразу несколько кубарей или заставить кубарь делать в воздухе сальто и т. д.

Количество всевозможных игр и забав с кубарем почти безгранично. Когда, например, научили гонять кубари группу современных городских школьников, они вскоре начали устраивать игры, напоминающие хоккей, где шайбой служил вращающийся кубарь, клюшками — кну- тики, а целью было загнать кубарь в ворота соперника.

 
БелоснежкаДата: Пятница, 2011-08-19, 3:02 PM | Сообщение # 14
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline
Приглашаю на экскурсию в сказку





Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Пятница, 2011-08-19, 3:08 PM
 
БелоснежкаДата: Воскресенье, 2011-08-21, 7:19 PM | Сообщение # 15
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline






Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
MгновениЯДата: Суббота, 2011-08-27, 1:44 PM | Сообщение # 16
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12079
Статус: Offline
Вот такая она - русская гжель!
Для хорошего настроения и чаепития.




Сфера сказочных ссылок
 
ВелешаДата: Суббота, 2011-08-27, 1:44 PM | Сообщение # 17
Участник Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 26
Статус: Offline
По этой ссылке пойдете - в сказочную Русь попадете

http://slavs.org.ua/vsevolod-ivanov

Доступно только для пользователей


В добрый путь в добрый час.
 
MгновениЯДата: Суббота, 2011-08-27, 1:44 PM | Сообщение # 18
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12079
Статус: Offline
Велеша, спасибо, какая чудесная подборка картин Всеволода Иванова!
Каждая картина - история и сказочная философия.
Можно долго рассматривать детали, проникая вглубь замысла автора.
История Руси буквально пропитана сказочными событиями и былинной песней души русской. И сама речь русская да былинная, запечатленная в древних книгах, сказках, былинах, вызывает желание говорить нараспев и красиво. Как хорошо, что люди стали возвращаться к своим корням.

В нашей Библиотеке на Сказках Мудрецов хранится ссылка на чудесную книгу:

Русский народ.
Полная иллюстрированная энциклопедия

Александр Николаевич Афанасьев

и хранятся работы мастеров Сказочников проекта

Афанасьев А.Н. - Русские притчи и сказки
Все Русские народные сказки
Древнерусская Литература
Иван-царевич и Серый волк
Морской царь и Марья Моревна
Царевна - лягушка
Гуси - лебеди
Елена Премудрая
По щучьему веленью
Милика-царевна и Кощей Бессмертный - ч.1
Кощей и смерть
О Наталье Золотой Косе, сыне ее Мирославе-царевиче и царь-девице Синеглазке
Кот Баюн и молодильные яблоки. ч. 1
Молоко птицы Сирин
Князь Финист и др. сказки
Послание древних волхвов Чакра-Муни


Сфера сказочных ссылок
 
РумиДата: Суббота, 2011-08-27, 1:45 PM | Сообщение # 19
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1488
Статус: Offline

О, воистину свято-святая земля!
Это ты, вечно юная Матерь,
О, Россия, что в падчерицах бытия
Возрождается… Звездный мечтатель!

О, Россия любимая, Сердца купель,
Что за цепи судьбы, что за доля?
Гениальность рождать среди вражьих земель
И дарить их собою в неволе…

О, Россия, Великая песня души,
Ты святая земля для Богов.
Колокольные звоны восходят в тиши
Бесконечных души родников.

Ты одна против всех лицемерных сторон,
Против цепкой мамоны восстала,
Ты одна сохраняешь духовный престол
Самобытностью мысли кинжала.

Пусть всемирный потоп информации лжи
Смоет нечисть свою же с планеты,
Расцветут васильками средь золота ржи
Наши русские сказки Рассвета.

*** *** ***


Суфизм - религия Любви
 
TaliaДата: Суббота, 2011-08-27, 1:45 PM | Сообщение # 20
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
Медное, серебряное и золотое царства

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него была жена Настасья - золотая коса и три сына: Петр-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич.

Пошла раз царица со своими мамушками и нянюшками прогуляться по саду. Вдруг налетел Вихрь, подхватил царицу и унес неведомо куда. Царь запечалился, закручинился, да не знает, как ему быть.

Вот подросли царевичи, он им и говорит:

- Дети мои любезные, кто из вас поедет свою мать искать?

Собрались два старших сына и поехали. И год их нет, и другой их нет, вот и третий год начинается... Стал Иван-царевич батюшку просить:

- Отпусти меня матушку поискать, про старших братьев разузнать.

- Нет, - говорит царь, - один ты у меня остался, не покидай меня, старика.

А Иван-царевич отвечает:

- Все равно, позволишь - уйду и не позволишь - уйду.

Что тут делать? Отпустил его царь.

Оседлал Иван-царевич своего доброго коня и в путь отправился. Ехал-ехал... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Доехал до стеклянной горы. Стоит гора высокая, верхушкой в небо уперлась. Под горой - два шатра раскинуты: Петра-царевича да Василия-царевича.

- Здравствуй, Иванушка! Ты куда путь держишь?

- Матушку искать, вас догонять.

- Эх, Иван-царевич, матушкин след мы давно нашли, да на том следу ноги не стоят. Пойди-ка попробуй на эту гору взобраться, а у нас уже моченьки нет. Мы три года внизу стоим, наверх взойти не можем.

- Что ж, братцы, попробую.

Полез Иван-царевич на стеклянную гору. Шаг наверх ползком, десять вниз кубарем. Он и день лезет, и другой лезет. Все руки себе изрезал, ноги искровянил. На третьи сутки долез до верху.

Стал сверху братьям кричать:

- Я пойду матушку отыскивать, а вы здесь оставайтесь, меня дожидайтесь три года и три месяца, а не буду в срок, так и ждать нечего. И ворон моих костей не принесет!

Отдохнул немного Иван-царевич и пошел по горе. Шел-шел, шел-шел. Видит - медный дворец стоит. У ворот страшные змеи на медных цепях прикованы, огнем дышат. А подле колодец, у колодца медный ковш на медной цепочке висит. Рвутся змеи к воде, да цепь коротка.

Взял Иван-царевич ковшик, зачерпнул студеной воды, напоил змей. Присмирели змеи, улеглись. Он и прошел в медный дворец. Вышла к нему медного царства царевна:

- Кто ты таков, добрый молодец?

- Я Иван-царевич.

- Что, Иван-царевич, своей охотой или неволей зашел сюда?

- Ищу свою мать - Настасью-царицу. Вихрь ее сюда утащил. Не знаешь ли, где она?

- Я-то не знаю. А вот недалеко отсюда живет моя средняя сестра, может, она тебе скажет.

И дала ему медный шарик.

- Покати шарик, - говорит, - он тебе путь-дорогу до средней сестры укажет. А как победишь Вихря, смотри не забудь меня, бедную.

- Хорошо, - говорит Иван-царевич. Бросил медный шарик. Шарик покатился, а царевич за ним вслед пошел.

Пришел в серебряное царство. У ворот страшные змеи на серебряных цепях прикованы. Стоит колодец с серебряным ковшом. Иван-царевич зачерпнул воды, напоил змей. Они улеглись и пропустили его. Выбежала серебряного царства царевна.

- Уже скоро три года, - говорит царевна, - как держит меня здесь могучий Вихрь. Я русского духу слыхом не слыхала, видом не видала, а теперь русский дух сам ко мне пришел. Кто ты такой, добрый молодец?

- Я Иван-царевич.

- Как же ты сюда попал: своей охотой или неволей.

- Своей охотой - ищу родную матушку. Пошла она в зеленый сад гулять, налетел могучий Вихрь, умчал ее неведомо куда. Не знаешь ли, где найти ее?

- Нет, не знаю. А живет здесь недалеко, в золотом царстве, старшая сестра моя - Елена Прекрасная. Может, она тебе скажет. Вот тебе серебряный шарик. Покати его перед собой и ступай за ним следом. Да смотри, как убьешь Вихря, не забудь меня, бедную. Покатил Иван-царевич серебряный шарик, сам вслед пошел.

Долго ли, коротко ли - видит: золотой дворец стоит, как жар горит. У ворот кишат страшные змеи, на золотых цепях прикованы. Огнем пышут. Возле колодец, у колодца золотой ковш на золотых цепях прикован.

Иван-царевич зачерпнул воды, напоил змей. Они улеглись, присмирели. Зашел Иван-царевич во дворец; встречает его Елена Прекрасная - царевна красоты неописанной:

- Кто ты таков, добрый молодец?

- Я Иван-царевич. Ищу свою матушку - Настасью-царицу. Не знаешь ли, где найти ее?

- Как не знать? Она живет недалеко отсюда. Вот тебе золотой шарик. Покати его по дороге - он доведет тебя, куда надобно. Смотри же, царевич, как победишь ты Вихря, не забудь меня, бедную, возьми с собой на вольный свет.

- Хорошо, - говорит, - красота ненаглядная, не забуду.

Покатил Иван-царевич шарик и пошел за ним. Шел, шел и пришел к такому дворцу, что ни в сказке сказать, ни пером описать - так горит скатным жемчугом и камнями драгоценными. У ворот шипят шестиглавые змеи, огнем палят, жаром дышат.

Напоил их царевич. Присмирели змеи, пропустили его во дворец. Прошел царевич большими покоями. В самом дальнем нашел свою матушку. Сидит она на высоком троне, в царском наряде разукрашенном, драгоценной короной увенчана. Глянула она на гостя и вскрикнула:

- Иванушка, сынок мой! Как ты сюда попал?!

- За тобой пришел, моя матушка.

- Ну, сынок, трудно тебе будет. Великая сила у Вихря. Ну, да я тебе помогу, силы тебе прибавлю. Тут подняла она половицу, свела его в погреб. Там стоят две кадки с водой - одна по правой руке, другая по левой.

Говорит Настасья-царица:

- Испей-ка, Иванушка, водицы, что по правую руку стоит.

Иван-царевич испил.

- Ну, что? Прибавилось в тебе силы?

- Прибавилось, матушка. Я бы теперь весь дворец одной рукой перевернул.

- А ну, испей еще!

Царевич еще испил.

- Сколько, сынок, теперь в тебе силы?

- Теперь захочу - весь свет поворочу.

- Вот, сынок, и хватит. Ну-ка, переставь эти кадки с места на место. Ту, что стоит направо, отнеси на левую сторону, а ту, что стоит направо, отнеси на правую сторону.

Иван-царевич взял кадки, переставил с места на место.

Говорит ему царица Настасья:

- В одной кадке сильная вода, в другой - бессильная. Вихрь в бою сильную воду пьет, оттого с ним никак не сладишь.

Воротились они во дворец.

- Скоро Вихрь прилетит, - говорит царица Настасья. - Ты схвати его за палицу. Да смотри не выпускай. Вихрь в небо взовьется - и ты с ним: станет он тебя над морями, над горами высокими, над глубокими пропастями носить, а ты держись крепко, рук не разжимай. Умается Вихрь, захочет испить сильной воды, бросится к кадке, что по правой руке поставлена, а ты пей из кадки, что по левой руке... Только сказать успела, вдруг на дворе потемнело, все вокруг затряслось. Влетел Вихрь в горницу. Иванцаревич к нему бросился, схватился за палицу.

- Ты кто таков? Откуда взялся? - закричал Вихрь. - Вот я тебя съем!

- Ну, бабка надвое сказала! Либо съешь, либо нет. Рванулся Вихрь в окно - да в поднебесье. Уж он носил, носил Ивана-царевича... И над горами, и над морями, и над глубокими пропастями. Не выпускает царевич из рук палицы. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился - и прямо в погреб Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить.

А Иван-царевич налево кинулся, тоже к кадке припал. Пьет Вихрь - с каждым глотком силы теряет. Пьет Иван-царевич - с каждой каплей силушка в нем прибывает. Сделался могучим богатырем. Выхватил острый меч и разом отсек Вихрю голову.

Закричали позади голоса:

- Руби еще! Руби еще! А то оживет!

- Нет, - отвечает царевич, - богатырская рука два раза не бьет, с одного раза все кончает. Побежал Иван-царевич к Настасье-царице:

- Пойдем, матушка. Пора. Под горой нас братья дожидаются. Да по дороге надо трех царевен взять. Вот они в путь-дорогу отправились. Зашли за Еленой Прекрасной.

Она золотым яичком покатила, все золотое царство в яичко запрятала.

- Спасибо тебе, - говорит, - Иван-царевич, ты меня от злого Вихря спас. Вот тебе яичко, а захочешь - будь моим суженым.

Взял Иван-царевич золотое яичко, а царевну в алые уста поцеловал.

Потом зашли за царевной серебряного царства, а потом и за царевной медного. Захватили с собой полотна тканого и пришли к тому месту, где надо с горы спускаться. Иван-царевич спустил на полотне Настасью-царицу, потом Елену Прекрасную и двух сестер ее.

Братья стоят внизу, дожидаются. Увидели мать - обрадовались. Увидели Елену Прекрасную - обмерли. Увидели двух сестер - позавидовали.

- Ну, - говорит Василий-царевич, - молод-зелен наш Иванушка вперед старших братьев становиться. Заберем мать да царевен, к батюшке повезем, скажем: нашими богатырскими руками добыты. А Иванушка пусть на горе один погуляет.

- Что ж, - отвечает Петр-царевич, - дело ты говоришь. Елену Прекрасную я за себя возьму, царевну серебряного царства ты возьмешь, а царевну медного за генерала отдадим.

Тут как раз собрался Иван-царевич сам с горы спускаться; только стал полотно к пню привязывать, а старшие братья снизу взялись за полотно, рванули из рук у него и вырвали. Как теперь Иван-царевич вниз спустится?

Остался Иван-царевич на горе один. Заплакал и пошел назад. Ходил-ходил, нигде нет ни души. Скука смертная! Стал Иван-царевич с тоски-горя Вихревой палицей играть.

Только перекинул палицу с руки на руку - вдруг, откуда ни возьмись, выскочили Хромой да Кривой.

- Что надобно, Иван-царевич! Три раза прикажешь - три наказа твоих выполним.

Говорит Иван-царевич:

- Есть хочу, Хромой да Кривой!

Откуда ни возьмись - стол накрыт, на столе кушанья самые лучшие.

Поел Иван-царевич, опять с руки на руку перекинул палицу.

- Отдохнуть, - говорит, - хочу!

Не успел выговорить - стоит кровать дубовая, на ней перина пуховая, одеяльце шелковое. Выспался Иван-царевич - в третий раз перекинул палицу. Выскочили Хромой да Кривой:

- Что, Иван-царевич, надобно?

- Хочу быть в своем царстве-государстве. Только сказал - в ту же минуту очутился Иван-царевич в своем государстве. Прямо посреди базара стал. Стоит, озирается. Видит: по базару идет ему навстречу башмачник, идет, песни поет, ногами в лад притоптывает - такой весельчак!

Царевич и спрашивает:

- Куда, мужичок, идешь?

- Да несу башмаки продавать. Я ведь башмачник.

- Возьми меня к себе в подмастерья.

- А ты умеешь башмаки шить?

- Да я все, что угодно, умею. Не то что башмаки, и платье сошью.

Пришли они домой, башмачник и говорит:

- Вот тебе товар самый лучший. Сшей башмаки, посмотрю, как ты умеешь.

- Ну что это за товар?! Дрянь, да и только!

Ночью, как все заснули, взял Иван-царевич золотое яичко, покатил по дороге. Стал перед ним золотой Дворец. Зашел Иван-царевич в горницу, вынул из сундука башмаки, золотом шитые, покатил яичком по дороге, спрятал в яичко золотой дворец, поставил башмаки на стол, спать лег.

Утром-светом увидал хозяин башмаки, ахнул:

- Этакие башмаки только во дворце носить!

А в эту пору во дворце три свадьбы готовились: берет Петр-царевич за себя Елену Прекрасную, Василий-царевич - серебряного царства царевну, а медного царства царевну за генерала отдают.

Принес башмачник башмаки во дворец. Как увидала башмаки Елена Прекрасная, сразу все поняла: "Знать, Иван-царевич, мой суженый, жив-здоров по царству ходит".

Говорит Елена Прекрасная царю:

- Пусть сделает мне этот башмачник к завтрему без мерки платье подвенечное, да чтобы золотом было шито, каменьями самоцветными приукрашено, жемчугами усеяно. Иначе не пойду замуж за Петра-царевича. Позвал царь башмачника.

- Так и так, - говорит, - чтобы завтра царевне Елене Прекрасной золотое платье было доставлено, а не то на виселицу!

Идет башмачник домой невесел, седую голову повесил.

- Вот, - говорит Ивану-царевичу, - что ты со мной наделал!

- Ничего, - говорит Иван-царевич, - ложись спать! Утро вечера мудренее.

Ночью достал Иван-царевич из золотого царства подвенечное платье, на стол к башмачнику положил. Утром проснулся башмачник - лежит платье на столе, как жар горит, всю комнату освещает. Схватил его башмачник, побежал во дворец, отдал Елене Прекрасной.

Елена Прекрасная наградила его и приказывает:

- Смотри, чтобы завтра к рассвету на седьмой версте, на море стояло царство с золотым дворцом, чтобы росли там деревья чудные и птицы певчие разными голосами меня бы воспевали. А не сделаешь - велю тебя лютой смертью казнить.

Пошел башмачник домой еле жив.

- Вот, - говорит Ивану-царевичу, - что твои башмаки наделали! Не быть мне теперь живому.

- Ничего, - говорит Иван-царевич, - ложись спать. Утро вечера мудренее.

Как все заснули, пошел Иван-царевич на седьмую версту, на берег моря. Покатил золотым яичком. Стало перед ним золотое царство, в середине золотой дворец, от золотого дворца мост на семь верст тянется, вокруг деревья чудные растут, певчие птицы разными голосами поют.

Стал Иван-царевич на мосту, в перильца гвоздики вколачивает.

Увидала дворец Елена Прекрасная, побежала к царю:

- Посмотри, царь, что у нас делается!

Посмотрел царь и ахнул.

А Елена Прекрасная и говорит:

- Вели, батюшка, запрягать карету золоченую, поеду в золотой дворец с царевичем Петром венчаться. Вот и поехали они по золотому мосту. На мосту столбики точеные, колечки золоченые А на каждом столбике голубь с голубушкой сидят, друг дружке кланяются да и говорят:

- Помнишь ли, голубушка, кто тебя спас?

- Помню, голубок, - спас Иван-царевич.

А около перил Иван-царевич стоит, золотые гвоздики приколачивает.

Закричала Елена Прекрасная громким голосом:

- Люди добрые! Задержите скорей коней быстрых. Не тот меня спас, кто рядом со мной сидит, а тот меня спас, кто у перильцев стоит!

Взяла Ивана-царевича за руку, посадила с собой рядом, в золотой дворец повезла, тут они и свадьбу сыграли.

Вернулись к царю, всю правду ему рассказали. Хотел было царь старших сыновей казнить, да Иван-царевич на радостях упросил их простить. Выдали за Петра-царевича царевну серебряного царства, за Василия-царевича медного. Был тут пир на весь мир! Вот и сказке конец.

 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Русь Былинная! » Русские народные ремесла, творчество, обычаи (сотворчество и авторские работы)
Страница 1 из 3123»
Поиск:

Открыты Читальные Залы Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут!
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега