Четверг, 2024-03-28, 2:52 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Модератор форума: benkol  
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Русь Былинная! » Ода Русской печи
Ода Русской печи
TaliaДата: Среда, 2010-10-27, 7:16 PM | Сообщение # 1
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline

Помните русские сказки? Любимец щуки и русского фольклора Емеля лихо разъезжал на русской печи. А от гусей-лебедей Машенька с братцем Иванушкой где пряталась? Тоже в русской печи.
По своей сути, Русская печь - не только обогревательный прибор дома, это уникальное явление нашей славянской культуры, яркий символ русского духа.
Тот,кто ни разу в своей жизни не полежал на нагретой русской печи, не почувствовал ее мягко проникающего во все тело тепла, многое потерял. Ему никогда не понять, какую атмосферу в доме создает русская печка, какой она стабилизатор этой самой атмосферы в вашем доме!
Русская печка топится дровами. Они укладываются в открытую топку "колодцем", и начинают дружно и весело гореть от небольшой лучинки или березовой коры. Конечно же, если они сухие. А влажные, внесенные с мороза дрова, будут оглушительно трещать и бросаться в вас искрами. Дрова - экологичный, и в тоже время восстанавливаемый вид топлива. Если нефть зреет миллионы лет, то дерево - всего за за десятилетия. Более того, тепло от дров является "правильным" для человека, оно ему роднее. Издревле людей лечили на нагретом дровяным огнем кирпиче. Русскую печь иногда использовали как баню: после того, как печь немного остывала, из нее убирали угли, стены обдавали водой или квасом, и закатывали на лежанке парящегося человека внутрь. После такой процедуры вся хворь покидала человека!


Сообщение отредактировал Talia - Среда, 2010-10-27, 7:27 PM
 
TaliaДата: Понедельник, 2011-08-22, 8:00 PM | Сообщение # 61
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline


Топливом для русской печи традиционно являются дрова. Для создания приятного аромата в помещении чаще всего используют березу, липу, осину, ель, ольху и другие породы дерева. Также русская отопительная печь могла использовать уголь и отходы деревообработки, такие как щепа, горбыль, корьё или брак производства. Селения могли находиться в той части страны, где нет лесов. Тогда для топки применяли бурьян, солому, тростник и другие травянистые растения или торф.
Обычно русская печь располагалась по центру комнаты, для равномерного отопления. Традиционно на ней делался лежак. Обычно на него клали ноги, а голова оставалась в прохладе. От этого и пошла поговорка, «ноги должны быть в тепле, а голова в холоде». Также одним из основных применений русской печи, было приготовление пищи.
Самая высокотехнологичная кухня мира - это русская кухня!
Это, весьма сложное и трудоёмкое в постройке сооружение было обязательной частью каждой избы и обеспечило возникновение НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ характерных, печеных и томленых блюд. Благодаря русской печи наши предки практически ничего не жарили на жирах. В них просто не было необходимости. Во многом по причине этого, русская кухня считается одной из самых здоровых в мире.
Это делалось в специальной посуде из чугуна или глины.
Сочетание многих компонентов - удивительных природных качеств глины, толстых стенок горшка, равномерного жара русской печи - сложилось в уникальную технологию приготовления кушаний - томление. Эта технология приготовления блюд в горшочках отличается очень бережным, щадящим отношением к продуктам, сохраняет витамины и минеральные вещества лучше, чем при любом другом способе приготовления.
Даже самые простые блюда в горшочках: щи, каши, репа, картошка получаются необыкновенно вкусными, причем даже без масла! Что уж говорить о таких продуктах, как мясо, грибы, рыба - добавление их в блюда, готовящиеся в горшочках, позволяет получить настоящий деликатес!

Первые блюда, которые готовили на Руси – уха, похлебка, борщ, калья, щи, тюря. Большинство этих блюд готовят и сейчас, возможно, с некоторыми изменениями.

Например, исконно русское блюдо – щи – готовили не только на мясных бульонах, но и на квасе. Щи варили в несколько приемов, на очень медленном огне томили в печи многие часы, прежде чем подать к столу.

Да-да... Те самые томленые щи, или томленое молоко, или вкусные-превкусные пироги... а также мясо, рыба, обощи и многое другое в духовке русской печи получается очень и очень вкусным. Почему? Тут два фактора - процесс готовки происходит в особенном температурном режиме и называется "томление", а во вторых сгоревшие разогретые газы проходят через духовку и придают пище свой неповторимый аромат.

 
TaliaДата: Понедельник, 2011-08-22, 8:24 PM | Сообщение # 62
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline

Печь и погода



Принято считать, что печи топят только зимой, а летом они находятся как бы не у дел. Подобное представление отразилось даже в старинной народной загадке: «Чего нет летом холоднее, а зимой теплее». Не трудно догадаться, что речь идет о печи. Хотя по сути своей загадка верна, но бывают исключения, когда в самый разгар лета в топливнике печи весело потрескивают дрова и исходит благодатное тепло. Ведь лето на лето не приходится: бывает, что даже в июле могут неожиданно завернуть холода. Но даже в теплое, но дождливое лето желательно время от времени протапливать печь, чтобы удалить из помещения лишнюю влагу, а заодно приготовить пищу, испечь пироги, быстро высушить грибы, ягоды, а мало ли какие дела можно приурочить к топке печи.

Еще чаще приходится топить в осенние дни, когда, как говорят, семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. Вернувшись вечером с промозглой и сырой улицы, хорошо погреться на лежанке, послушать пение ветра в печной трубе.
Вспоминая свой дом с русской печью, Сергей Есенин писал:

Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь.
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Голос громкий и всхлипень зычный,
Как о ком-то погибшем, живом.
Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом?


В воображении поэта «верблюд кирпичный» видел экзотические дальние страны, «сон другой и цветущей поры».
Крестьянину-землепашцу, имеющему практический склад ума, печь прежде всего помогала «увидеть» признаки изменения погоды на дворе. Каждый наблюдательный хозяин знает, когда и как поет печная труба и о чем говорит каждый ее звук: к примеру, высокий и протяжный — мог предупреждать о смене погоды, низкий и порывистый — о затяжном ненастье.
По сути дела, для крестьянина русская печь была чем-то вроде своеобразной домашней метеостанции.

Однако определение погоды по звукам в трубе — это лишь один из многочисленных способов получения нужных метеорологических сведений. Так, о погоде на завтра и даже на много дней вперед судили по форме и направлению дыма, идущего из трубы, по цвету огня и углей в печи, по характеру горения дров и многому другому.
Мало того, с помощью печи можно довольно точно определить атмосферное давление. Оно становилось известным, как только начинали растапливать печь. При низком давлении тяга в трубе плохая и дрова горят вяло, а дым, идущий из топливника в дымоход, захлестывает за чело русской печи. Не дай бог, если используются к тому же сырые дрова: едкий дым расползется постепенно по всей избе. Все это верный признак того, что завтра будет ветреная и дождливая погода, а в зимнее время можно ожидать оттепель или метель. Чтобы уточнить этот прогноз, выходят на улицу, чтобы взглянуть на дым, идущий из трубы. Если он выгибается коромыслом и стелится по земле, то это верное подтверждение грядущего ненастья. Ну а если дрова в печи хорошо разгораются и горят весело с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх, то назавтра непременно будет тихий и солнечный день. Если в доме напротив топится печь, то не обязательно даже выходить на улицу, чтобы понаблюдать за поведением дыма, достаточно лишь выглянуть в окно.

Известно, чем больше совпадает различных примет, тем точнее прогноз погоды. За три-четыре часа, пока топится печь, хозяйка может проверить не одну народную примету. Даже уголь, оставленный с вечера в загнетке под слоем золы, становится источником информации. Открыв вьюшку и задвижки, хозяйка вынимала заслонку и выгребала раскаленные угли на под печи, поближе к устью. Если уголь начинал разгораться сам собой, то на следующий день стоило ожидать усиления мороза.

Но вот на уголь положены кусочки бересты и лучинки, а сверху сухие дрова. Весело загоралась, береста с лучинками, а за ними и дрова, положенные колодцем или шалашиком. И это было верным признаком того, что завтрашний день будет морозным. Если же дрова будут гореть вяло и даже гаснуть, то в ближайшие дни следует ожидать оттепель. В особые приметные дни по дыму узнавали о том, какая предстоит зима: лютая, с трескучими морозами, или сиротская, то есть мягкая, с частыми оттепелями.
Разумеется, это наиболее сильно волновало тех хозяев, которые не смогли вовремя запастись необходимым количеством дров. Такой долгосрочный прогноз можно было попытаться сделать первого октября, проследив за направлением дыма, выходящего из трубы. Если дым тянется на запад, зима будет суровой, на восток — мягкой. Уже через день должны подуть так называемые астафьевы ветры. Если дым на Астафьев день (3 октября) относит ветром на юг — ближайшие дни будут студеными, на север — жди потепления, на восток — к слякоти и дождю, на запад — к ясной солнечной погоде.

 
TaliaДата: Понедельник, 2011-09-05, 1:36 PM | Сообщение # 63
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline



 
TaliaДата: Понедельник, 2011-09-05, 2:10 PM | Сообщение # 64
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline

В мире прекрасного





Русская печка, как мама,
Словно молитву творит.
Печь разжигается рано,
Пламенем жарко горит.

Будто бы грусть листопада,
Слышится песня в трубе.
Легкий дымок, словно ладан,
Благоухает в избе.

Звон колокольный из храма
Высветил серый восток.
Слышно, как возится мама,
Ставя чугун на шесток.

А на полатях детишки
Нежно, пренежно сопят.
Ох, уж мне эти мальчишки
Долго ночами не спят.

Сами когда-то гуляли
Так же и мы по ночам.
К печке под утро бежали -
К теплым ее кирпичам.

Русская печка, родная,
С детства тянусь я к тебе,
Ты, как и мама из рая,
В дедовской греешь избе.






 
МилаДата: Четверг, 2011-09-08, 0:12 AM | Сообщение # 65
Хранитель Ковчега
Группа: Путешественник
Сообщений: 333
Статус: Offline
Talia, так неожиданно и радостно было обнаружить у Вас такую замечательную тему - русская печь! Чем-то очень родным повеяло, полусказочным...))) От одного слова - "русская печь" тепло становится и пирогами пахнеееет...)))



Господь твой, живи!

Сообщение отредактировал Мила - Четверг, 2011-09-08, 0:19 AM
 
ЛаодикаДата: Четверг, 2012-03-22, 0:16 AM | Сообщение # 66
Советник Хранителя
Группа: Модераторы
Сообщений: 193
Статус: Offline
Quote (Мила)
От одного слова - "русская печь" тепло становится и пирогами пахнеееет...)))


Сейчас, Мила, будем печь жаворонков!



ЖАВОРОНКИ

Многие очень древние языческие обычаи вошли в быт православных христиан. Один из них — печь «жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран.

В представлении наших предков славян пернатые гости приносили оттуда на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась обычно с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.

На Руси единого дня или недели для праздника встречи весны не было. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам.

В старину такие булочки пекли ко дню памяти «сорока мучеников» (40 римских воинов-христиан, замученных в IV веке за то, что они отказались поклониться языческим богам) — 9 марта по церковному календарю (22 марта по новому стилю).

Какой это ласковый и жизнеутверждающий праздник, когда оживляется вся природа и наступают радостные и добрые весенние хлопоты.

Праздник встречи весны приходится на время Великого поста, поэтому для верующих жаворонки выпекаются только из постного теста. А остальные могут побаловаться и сдобными весенними булочками.



*Жаворонки постные

Дрожжи развести в теплой воде, добавить муку, сахар, растительное масло, ванилин, немного морковного сока для цвета и замесить тесто (оно должно быть более плотной консистенции, чем обычное постное тесто).
Дать ему подняться, затем раскатать на посыпанной мукой поверхности и нарезать полосками длиной 15 см и шириной 2 см.
Каждую полоску завязать узелком так, чтобы сверху получилась «головка птички».
На нее прилепить 2 изюминки — «глаза», на конце полоски — «хвосте» — провести ножом несколько неглубоких линий.
Жаворонки посыпать сахаром и выпечь в духовом шкафу.
Можно сформовать и символизирующее тепло — «солнышко»: кусочки теста раскатать в виде кружочка, прилепить «лучики», а из изюминок сделать «глаза» и «ротик».

Жаворонки сдобные

Ингредиенты:
3 стакана муки, 125 г молока, 10 г дрожжей, 15 г сливочного масла, 1 яйцо, 2 ст. ложки сахара, соль, 1 ст. ложка растительного масла.
Приготовление
Приготовить дрожжевое тесто из указанных ингредиентов и сформовать из него жаворонков, как из постного теста.
Смазать их сверху яйцом и выпечь в духовом шкафу.

Жаворонки праздничные

Ингредиенты:
3—3,5 стакана муки, 1—2 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан кефира или простокваши, 1/2 пачки сливочного масла, 1 ч. ложка соды, уксус.
Приготовление
Яйца растереть добела с сахаром, влить кефир или простоквашу, положить погашенную уксусом соду, растопленное сливочное масло, муку и замесить тесто.
Дать ему постоять 10—15 мин, затем сформовать жаворонков, как из постного теста, смазать яйцом и выпечь в духовом шкафу.









ОДИН ПУТЬ. Поэтому на него можно встать через веру и знание.
 
БелоснежкаДата: Четверг, 2012-03-22, 7:22 PM | Сообщение # 67
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5870
Статус: Offline
Лаодика, спасибо, дорогая!
Сразу вспомнились бабушкины жаворонки, до чего же вкусные и похожи на этих, просто копия!




Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
MгновениЯДата: Пятница, 2012-10-19, 9:20 PM | Сообщение # 68
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18291
Статус: Offline


Русская печь
Виктор Поживин

Изба крестьянская сиречь,-
Сарай, и сени, и дрова,
И русская большая печь,
Как символ счастья и добра.

Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты мои слова.

Гурьбой, собрав всех на лежанке,
Борщом наваристым дыша…
Накормит старших спозаранку,
Теплом согреет малыша.

Тут, кости грели старики,
Да сказки сказывали внукам,
И ловко эдак, как с руки,-
Довольны, стар и млад друг другом.

По вечерам, когда метели….
Люд занимался ремеслом,
Трудясь, все вместе песни пели.
И в ночь молились перед сном.

Да, молодух, еще любили,
А бабы издревле в Руси,
Неугомонны вечно были….
Детей рожали на печи.

Печь воспевалась в русских песнях,
Слагались сказки и былины.
Всех собирала она вместе
И на рожденья и кончины.

Всегда была семьи оплотом
И доброй матушкой слыла,
Тепло дарила и заботу,
Вела на славные дела.

Каким бы ни было местечко,
Меня, друзья, не уличить,
Здесь начиналось всё от печки
И всё кончалось у печи.
http://www.chitalnya.ru/work/140639/


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
БелоснежкаДата: Вторник, 2013-03-12, 9:58 AM | Сообщение # 69
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5870
Статус: Offline




От души вас поздравляю!!!
И сердечно приглашаю:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости!!!
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами...



Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
TaliaДата: Пятница, 2013-03-15, 1:35 PM | Сообщение # 70
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline


Всем известно выражение «первый блин комом». Но не каждый знает, что в Древней Руси говорили «первый блин комАм».

Ком – так на древнеславянском языке называли медведей. Тогда на Масленицу существовала традиция кормить пробудившихся от спячки медведей первым блином. Это действо называли комоедицей. Со временем «первый блин комам» превратилось в «первый блин комом», получив другое значение.

С началом масленицы! И удачных блинов!!!

 
Лара_Фай-РодисДата: Пятница, 2013-03-15, 2:16 PM | Сообщение # 71
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
С Масленицей!!!!



автор Кустодиев
http://www.wikipaintings.org/ru/boris-kustodiev/shrove-tide-1919-1

Напоминание:

Масленица издавна называется широкой – на Руси этот праздник встречали со всем присущим русской душе размахом. По традиции Масленица длится целую неделю и каждый день проходит по своему особому сценарию:

Понедельник — встреча Масленицы.
Вторник — заигрыши. Уличные гуляния.
Среда — лакомки. В этот день тещи приглашали на блины зятьев с женами. Отсюда и пошло выражение «к теще на блины».
Четверг — санные катания.
Пятница — тещины вечерки. На этот раз зятья звали тещу на угощение.
Суббота — золовкины посиделки.
Воскресенье — «прощеный день».
Прикрепления: 4664198.jpg (61.3 Kb)


Мысли - начало поступков

Сообщение отредактировал larfedlos - Пятница, 2013-03-15, 2:19 PM
 
TaliaДата: Вторник, 2013-10-01, 10:26 PM | Сообщение # 72
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline


В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.

В деревне Он - в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.

Он изгороди ставит. Выдаёт
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолёт
объездчику, стреляющему в утку.

Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

Иосиф Бродский
 
TaliaДата: Вторник, 2013-10-01, 10:43 PM | Сообщение # 73
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline


Как проехать с печи на полати?

«Поедешь с печи на полати!» – так пренебрежительно говорили, когда не верили говорящему, что он поедет куда-то. И о себе тоже – насмешливо или огорченно: съездил с печи на полати. То есть никуда не ездил! Ведь печь и полати настолько рядом находятся, что их можно считать одним целым.
В словарной статье обозначено так: полати – лежанка, устроенная между русской печью и стеной избы. Я бы только уточнила: подвесная лежанка или лежанка под потолком. Посмотрите сами. Вскочить на подножку: подножка – это двухступенчатая лесенка с широкими планками (на деревенском языке – приступки), которая помогала залезть на печку.
Можно было на платформе печки оставаться, а можно забраться еще выше, под самый потолок. Кто совсем полати не видел или не помнит, еще одну наводку дам. Танцевать, как водится, от печки будем.
Русскую печку ставили по боковой стене избы с таким расчетом, чтобы впереди и сзади нее были чуланы – маленькие комнатушки, задняя вдвое меньше передней и без окна. Чулан впереди – это кухня, а сзади – это запечь. Обычно в запечи ставили приступки, по которым и забирались на печку, ведь высотой она была минимум полтора метра. Вот над этим пространством, над запечью, располагались полати.
Устройство их было нехитрым. Возле угла печи устанавливался крепкий столб, от него шли прочные бруски к стенам, которые имели свое продолжение по всему периметру предполагаемых полатей. На них и настилались доски – вот вам и полати. По краю шло ограждение – невысокая дощечка (на диалекте – задорга, потому как – задоржовала, то есть задерживала), чтобы спящие не свалились.
Другой вариант: к полатям не просто делали ограждение, а забирали досками весь проем до печи. Но тогда приступки приходилось ставить по лицу, из комнаты, а карабкаться у всех на виду считалось неприличным. Вот и все устройство полатей. Конечно, там обязательно было одеяло из лоскутков, занавеска. Нарядно и уютно!
Полати – довольно просторная «спальня», многоместная: «…и Степана – на полати, и Романа – на полати, и Евстигнея – на полати, и Клементия – на полати, и Дементия – на полати, и Евсифея – на полати…».
В некоторых особенно многонаселенных избах было по нескольку полатей. Зимой на них было тепло, летом – прохладно. И от мух занавеска. Если не было нужды использовать полати как спальное место, там держали лук в сетках, перемывку, посуду про запас, валенки… Полати – это как бы второй ярус кровати. Да что я говорю? Третий! Нет, даже четвертый! В больших семьях постели начинались с полу. Выше шли койки (кровати), еще выше – печка, а потом только полати.
В больших избах запечь была такой просторной, что там могла стоять небольшая деревянная койка или лежанка. Лежанка – оно, конечно, любая постель лежанка (лежать). Но эта – особого рода мебель: широкая скамья или топчан именно для спанья, а не для сидения. У лежанки откидывалась крышка, и в образовавшийся сундук клади любые вещи – как нижняя полка в вагоне. Единственным недостатком было отсутствие света в чулане. Но намаявшемуся за долгий день человеку он и ни к чему.
В драку занимали дети печь и полати во время праздников и особенно – свадеб: существовал такой вид развлечения – свадьбу глядеть. Сверху все видно, и не мешаешь никому. Да еще лежишь! А каково набившимся в избу зрителям – стойком, в тесноте? Существует несколько предположений о происхождении слова «полати». Я бы выбрала версию, связанную с «возвышением».
Полатями, например, называют второй ярус в храмах, и пошло это оттого, что знать не хотела на богослужении смешиваться с простым народом и, как всегда, старалась быть выше.
Полатями называли и поле, расположенное на взгорье, то есть опять же на возвышении.
Полати вообще-то – территория душевности, секретничанья, доверия. Как-то водилось, что их отвоевывали дети. Самые старшие в семье – бабушка, дедушка – спали совсем рядом, на печи. Здесь и происходили признания в «преступлениях» за день, сказки, загадки, игры до того, как один за другим засыпали без предупреждения.


Всю жизнь грустил о своей малой родине, о полатях В.М. Шукшин: «Больше всего в родной своей избе я любил полати. Не печку даже (хотя печку тоже очень любил), а полати. Теперь, когда и видеть-то не видишь нигде полатей (даже в самых глухих и далеких деревнях), оглядываясь мысленно по стране (которую, по-моему, неплохо знаю), я вижу Алтай – как если бы это мои родные полати из детства, особый, в высшей степени дорогой мир. Может, это потому (возвышение-то чудится), что село мое – на возвышении, в предгорье, а может, потому это, что с полатями связана неповторимая пора жизни...»
В тоске по отчему дому вспоминаешь его, как говорится, по косточкам, и все – дорого…

Автор: Любовь Дубинкина
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-37693/

© Shkolazhizni.ru

 
MгновениЯДата: Среда, 2014-01-08, 12:09 PM | Сообщение # 74
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18291
Статус: Offline
Talia, только что вернулась из Минска. Друзья свозили нас в этнографический музей на экскурсию. Войдя в первую же избу, восхитилась ароматом сушеных трав на русской печке! Несмотря на сырой, промозглый и пасмурный день, сразу же поднялось настроение! Удивили крыши изб и древняя утварь...


http://kezling.ru/travels/pg-6/






Комплекс "ДУДУТКИ"

http://dudutki-belarus.narod.ru/

Единственный в Беларуси музей материальной культуры под открытым небом с действующими народными промыслами. Находится в 40 км от Минска, на живописном берегу реки Птичь. Музей занимает территорию 160 гектаров. На протяжении 130 лет поместьем Дудутки владели наследники Станислава Ельского, привезшего сюда из Германии ремесленников, которые должны были обучать местную молодежь своим ремеслам. Вы окунетесь в атмосферу белорусской шляхетской усадьбы XIX столетия, познакомиться с укладом сельской жизни, постигнуть смысл народных обычаев и тайны древних ремесел.
*****

С XIX столетия курная хата модернизировалась — в «белую», с печным дымоходом. В основном в домах ставились так называемые русские печи — они служили и для обогрева, и для выпечки хлеба, приготовления горячей еды, корма скоту, использовались для сушки всего того, что требовалось просушить и высушить. В некоторых районах Белоруссии в протопленной, еще теплой печи мылись, сельские гончары обжигали в ней глиняную посуду.

Конечно же, печное искусство белорусов далеко не ограничивалось скромными селянскими печами. У нас умели класть замечательные, сложные печи. И не только класть, но и искусно украшать. Конечно, шедевры печных дел мастеров все больше встречались в богатых домах. Еще во времена ВКЛ мастера с белорусских территорий отправлялись в Русское государство учить тамошних ремесленников непростому искусству изготовления рельефных многоцветных изразцов для облицовки печей. Белорусы привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов: белого, желтого, бирюзово–зеленого и синего. Кроме эмалей, они применяли прозрачную поливу коричневатого цвета, которая на красном черепке изразца давала красивые коричневые оттенки. Новшеством была и прямоугольная форма лицевой пластины изразца, не применявшаяся на Руси до приезда белорусских мастеров. Даже в Кремле были печи, отделанные «кафлей», которая вышла из рук белорусских умельцев.

В состоятельных домах и «рабочие» русские печи выполнялись по всем правилам и с размахом. Такая печь на снимке, сделанном в местечке Рось нынешнего Волковысского района Гродненской области. Более того, здесь запечатлена почти театральная сценка. Вполне вероятно, что дело разворачивается на большой кухне дворца Потоцких. Возле печи стоит кухарка, а на скамье вальяжно расположился щеголь–управляющий или некто еще из верхушки дворцовой обслуги. Даже ему — в бабочке и до зеркального блеска начищенных сапогах — хочется быть поближе к теплу и еде, к печи.

Традиционно печи имели несколько дополнительных элементов. Самый известный — полати: настил из досок, на котором спали. Крепились они к стене возле самой печи, чтобы тепло было спать.

Хорошую печь обычно клали на кирпичном фундаменте, которому предшествовало глинобитное, срубное и на кряжах — «штандарах», основание. В подпечке держали зимой кур. Углубление под подпечком — подшесток — служило для кухонной утвари. Передняя часть пода, от края до устья, — «чалесники», шесток. Сбоку на шестке печурка («ямка»), куда сгребали жар. Сводчатая внутренняя часть печи — «небо». Ровная глинобитная площадка на печи — лежанка, «чарень»: там спали дети и старики, там сушили одежду, зерно. За лежанкой — дымовая труба.

Для сохранения тепла устье печи закрывали заслонкой, а дымоход перекрывали вьюшкой, служившей также регулятором тяги. Нередко с печью общим дымоходом соединялась грубка: небольшая печка для отопления помещений, которую клали из обожженного кирпича (раньше из сырца), поверхность обмазывали глиной, белили или покрывали кафелем.

У печи издавна, да и теперь в сельских домах, стояли и стоят кочерга, ухват для чугунов (вилки), чепела — ухват для сковороды.


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
TaliaДата: Пятница, 2014-12-12, 5:26 PM | Сообщение # 75
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Цитата MгновениЯ ()
Войдя в первую же избу, восхитилась ароматом сушеных трав на русской печке!

Этот аромат мне знаком. MгновениЯcool1

Цитата Talia ()
полати – лежанка, устроенная между русской печью и стеной избы


Вот связь русского слова  полати со многими другими. 

"В. И. Даль: палатковать, кочевать табором, жить в палатке, в поле. Полати, сев. вост., палати южн. зап. Встарь, полати бывали и в боярских хоромах. Слово палата употребляется в русском языке со времен князя Владимира (X в.).
Раlаdin — то же или непосредственно из ит. paladino от лат. palatīnus дворцовый сановник; отсюда происходит палатин наместник, впервые у Петра I.
Палата (иноск.) — хранилище драгоценностей, роскошное здание, дворец. Ср. Ума палата. Ср. Pallast (Pfalz), cp. Palace (англ.). Ср. Palais (франц.), Ср. Palazzo (ит.). Ср. Palatium (от Палатинской горы в Риме, окруженной еще при Ромуле стеной, на которой стоял храм Аполлона и дворец Августа).
По другой легенде, великан Palatine выстроил себе по росту своему громадный дом; с тех пор громадное здание называлось — palatium. Непременной принадлежностью русской и белорусской избы считаются полáти, палáцi — высокий и широкий настил для спанья (белорус. пылáцi, пóлы). Украинцы их не знают.
Их делают на расстоянии 80 см от потолка, и тянуться они обычно от печи до противоположной стены
Поленица: богатырь, удалец, наездник, разбойник у М. Р. Фасмера и па́леница, в устном народном творчестве у В. И. Даля. В современном русском языке есть глагол палить и существительное палево. Цвет соломы палевый: фр. paille, англ. pal, друг. .Д.Е.Новокшонов



В русских былинах поляницы - это женщины-воительницы, аналоги северных "дев щита" и греческих амазонок.
 
БелоснежкаДата: Воскресенье, 2015-10-04, 8:48 PM | Сообщение # 76
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5870
Статус: Offline
Talia, какая все же замечательная тема, благодарю, перечитываю.



Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
MгновениЯДата: Воскресенье, 2017-03-12, 6:41 PM | Сообщение # 77
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18291
Статус: Offline


Сказки по теме
ПЕЧЬ И ПЕЧНИКИ

НЕРАДИВАЯ БАБА


Вот однажды топили две соседки печи, вылетели из труб искры и встретились в небесах над избами.

— Здравствуйте, сестрицы! — говорят одни искры другим. — Как там ваша печка-матушка поживает?

— Плохо, — отвечают те, — дурная ей хозяйка досталась. Вьюшка сажей забита, в трубе как свили по весне сороки гнезда, так до сих пор все мусором засыпано. И никогда не покормит хозяйка печь свою бережно, с уважением, знай норовит сырые дрова запихивать. Очень сердится печка-матушка. Хочет завтра на пол огня уронить да поджечь избу, чтобы знали люди, как с печью в мире жить.

И разлетелись искры в разные стороны.

А случилось так, что в эту пору домовой, кошкой скинувшись, сидел на крылечке и слышал весь их разговор. Всполошился он, что дом пожгут, самому-то куда податься? Известно, что пожар домовым — хуже смерти. Люди хоть могут себе новую избу отстроить, а домовые воют на пепелищах, плачут слезами и причитывают, а потом в пепел обращаются. «Не бывать тому!» — думает. Шмыгнул он обратно в избу, лег под печку и стал караулить.

Вот после полуночи, когда люди уснули крепким сном, печка выбросила из своего чрева несколько жарких угольков, которые угодили прямиком на невыметенный мусор, и тот сразу занялся. А хозяева спят, горя не знают. Тут как взвыл домовушка страшным голосом, как заревел! Мужик с бабою подскочили — а в горнице дымно, у испода печи огонь пляшет. Схватились за ведра с водой да мигом залили пламень.

— Все ты, баба, виновата, — говорит хозяин. — Мусор под печкой лежит, дрова раскиданы, сажа клочьями. Негоже так с печуркою обращаться.

Неведомо, что дальше было, образумил ли муж жену, а может, и сама она за ум взялась, только больше в доме пожаров не случалось. Знать, печка была довольная своими хозяевами.

ЖАДНЫЙ ХОЗЯИН

Не поладили печники с одними хозяевами из-за расчета и вмазали в трубу две пустые незаткнутые бутылки по самые горлышки. Стали говорить хозяева:

— Все бы хорошо, да кто-то свистит в трубе — страшно жить. УЖ не дух ли нечистый поселился ?

Пригласили колдуна. Тот ворожил, ворожил — ничего не мог сделать! Позвали других печников: — Поправить, — говорят, — можно, только дорого возьмем.

Взялись сделать, но вместо бутылок положили гусиных перьев, потому что опять не получили должного расчета. Свист прекратился, но кто-то стал охать да вздыхать. Домочадцы света белого невзвидели! Опять знахаря позвали — никакого толку. Снова обратился хозяин к печникам, отдал уговорные деньги на руки вперед, и все успокоилось.




Печь — центр крестьянской избы. Она дает тепло и пищу, на ней спят, в ней моются и лечатся, в ней живет огонь, и неудивительно поэтому, что с печью издавна были связаны как самые светлые, так и самые темные мифологические представления.

Огонь, который горит в печи, воспринимался как живое существо. Это — царство по преимуществу женское, ведь поддержание домашнего огня и поддержание пищи — сугубо женские занятия. Рачительные хозяйки старались содержать печь в чистоте и опрятности, блюли некоторые магические обряды. Например, приведя в дом купленную корову, ее кормили в первый раз на печной заслонке, чтобы подружить с домом, «подомлить». Для этого же подводили к печи новорожденных телят. При зажигании нового огня в печи приговаривали: «Царь-огонь, достанься, не табак курить — кашу варить».
http://clow.ru/a-folk/472.html


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
БелоснежкаДата: Среда, 2024-01-10, 11:45 AM | Сообщение # 78
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5870
Статус: Offline
Старая тема о печке родной - 
Время напомнить себе - кто такой.

***
На фоне вызывающих "зелёных" решений глобалистов и законодательных актов о внедрении в продукты питания муки из червей и мух... речь идет, фактически, о быстром принудительном переводе "ненужного населения планеты" в другой биологический вид... краткоживущий, без потомства, используемый, как рабочий инструмент нового мира (или домашний скот).

Похоже, это не пустые разговоры, хотя их пытаются сгладить тем, что пока речь идет о питании сель-хоз. животных... Но вспоминается, как быстро и легко ввели в законное питательное меню генномодифицированные продукты, маргарин с названием масло, молочные "творожные изделия" без молока и творога в составе... шоколад со "следами" шоколада, что можно ждать? Что мы и не узнаем не то что состав покупаемых продуктов, но и закамуфлированные в новой терминологии исходное сырье и червивые добавки.



***

Но вспомнить пора и о том, что Россия Ржаная цивилизация.
фрагмент публикации

РЖАНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ РУСИ

Можно сказать, русская цивилизация, как самостоятельный исторический феномен, занимающая определенное пространство, имеющая особые социокультурные основания, приобретшая собственные политические формы, — есть порождение ржи. Она является, в смысле сельскохозяйственной основы, ржаной цивилизацией. Особых доказательств это, кажется, не требует. Как известно, — «матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка по выбору». Представить себе продуктивное сельское хозяйство на бедных почвах русского Севера, особенно с началом в XIV веке глобального похолодания, без ржи попросту невозможно. Рожь является преимущественно озимой культурой, устойчива и к морозу (до -30) и к засухе. В средневековье рожь давала на Руси стабильный урожай сам-3 или сам-4, чего европейцам с их пшеницей удавалось добиться далеко не всегда и периодически происходило скатывание к сам-2. В образцовых северорусских хозяйствах, особенно монастырских, урожайность доходила и до 1:9.

Рожь давала возможность внедрить на Руси прогрессивные системы сельского хозяйства — оставление земли под паром, двухполье и трехполье и, в то же время, позволяла широко использовать наряду с основными полями резервные участки в расчищенном лесу – «подсеки». Она же позволяла пахать землю «наездом», возвращая в оборот заросшие земельные участки, то есть гибко варьировать посевные площади в зависимости от погоды и трудовых возможностей крестьян.

Рожь позволила русским создать уникальную культуру собственных сладостей (в которой нуждается каждая развитая культура), основанную на пирогах, блинах и пряниках. При изготовлении последних рожь была абсолютно незаменима и, конечно же, без ржи невозможно было себе представить основного русского безалкогольного напитка — кваса, который «как воздух был потребен».

К большим достижениям русской цивилизации несомненно относится и создание высокой культуры не наркотических напитков (помимо алкоголя, кофе и даже чай являются легкими наркотиками, не говоря уж о «Кока-коле», разработанной как «болеутоляющее средство»).
Именно ржаное земледелие в сочетании с «рыбной диетой» (ещё одна интересная пищевая тема, которую стоило бы разобрать) позволило русским стремительно освоить всю северную Евразию, колонизировать Сибирь. Именно рожью и пушниной Россия финансировала свои внешнеполитические проекты. Если про пушнину – СКВ, бегающую по лесу, всем более-менее известно, то о факторе «русского хлеба» в создании европейской системы известно меньше, хотя этот вопрос был подробно разобран Поршневым и другими исследователями.
В ходе Тридцатилетней войны Россия активно встала на сторону протестантов против католиков. Торжество католиков в Европе означало продолжение польской экспансии на русские земли, торжество протестантов – ослабление Польши и формирование ситуации, благоприятной для русской внешней политики. Поэтому русская дипломатия действовала с размахом. Сперва хлеб поставлялся Дании, которая взяла на себя лидерство в протестантском лагере в ходе Тридцатилетней войны. После проигрыша датчан, Россия в 1629 году заключила договор о поставках хлеба в Швецию. Рожь доставалась шведам очень дешево, а перепродавали они её в Голландии втридорога, так что реальная субсидия России Швеции составляла 400 тысяч талеров в год.


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Русь Былинная! » Ода Русской печи
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Просперо, Constanta, ivanov_v, Натья, Въедливый, bragi
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега