Четверг, 2017-10-19, 9:04 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

.
Авторы Сказки_ Библиотека_ Помощь Пиры [ Ваши темы. Новые сообщения · Правила- ПОИСК •]

Страница 1 из 41234»
Модератор форума: Talia, sigacheval 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Русь Былинная! » Ода Русской печи
Ода Русской печи
TaliaДата: Среда, 2010-10-27, 7:16 PM | Сообщение # 1
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Помните русские сказки? Любимец щуки и русского фольклора Емеля лихо разъезжал на русской печи. А от гусей-лебедей Машенька с братцем Иванушкой где пряталась? Тоже в русской печи.
По своей сути, Русская печь - не только обогревательный прибор дома, это уникальное явление нашей славянской культуры, яркий символ русского духа.
Тот,кто ни разу в своей жизни не полежал на нагретой русской печи, не почувствовал ее мягко проникающего во все тело тепла, многое потерял. Ему никогда не понять, какую атмосферу в доме создает русская печка, какой она стабилизатор этой самой атмосферы в вашем доме!
Русская печка топится дровами. Они укладываются в открытую топку "колодцем", и начинают дружно и весело гореть от небольшой лучинки или березовой коры. Конечно же, если они сухие. А влажные, внесенные с мороза дрова, будут оглушительно трещать и бросаться в вас искрами. Дрова - экологичный, и в тоже время восстанавливаемый вид топлива. Если нефть зреет миллионы лет, то дерево - всего за за десятилетия. Более того, тепло от дров является "правильным" для человека, оно ему роднее. Издревле людей лечили на нагретом дровяным огнем кирпиче. Русскую печь иногда использовали как баню: после того, как печь немного остывала, из нее убирали угли, стены обдавали водой или квасом, и закатывали на лежанке парящегося человека внутрь. После такой процедуры вся хворь покидала человека!

Сообщение отредактировал Talia - Среда, 2010-10-27, 7:27 PM
 
TaliaДата: Среда, 2010-10-27, 7:26 PM | Сообщение # 2
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Русские печи появились в начале XV века и поначалу не имели дымовых труб, то есть топились «по-черному». Эти печи получили название курных и быстро сделались основным, а для крестьян и единственным средством отопления и приготовления пищи. Название не было случайным – печь действительно курилась – большой огонь в ней нельзя было развести, не рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Через порог этих дверей в дом поступал холодный воздух. Так продолжалось почти до середины XV века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи эти отверстия заволакивали – закрывали деревянными заслонками, поэтому вскоре их стали называть волоковыми окнами. Топили печи и «по-серому» – дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и неплотности кровли.

Наши предки умудрялись добиваться полного сгорания дров, так что копоть оседала лишь вокруг «верхника» или у волокового оконца. Секрет в том, что печь топили дровами лиственных пород: поленья располагали так, чтобы они свободно омывались свежим воздухом, а для того, чтобы избавиться от копоти, сверху клали поленья из осины. В своде житейских правил и наставлений XVI века, известном нам под названием «Домострой», нашлось место и для такой инструкции: «А в избах всегда печи просматривати внутри печи и на печи, и по сторонам и щели замазывать глиною... А на печи бы всегда было бы чисто сметено... ино вода наперед припасена б была, пожарные ради притчи...» И верно, – от курных печей нередко занимались опустошительные пожары. В 1571 г. был издан приказ «царева и великого князя диаков», запрещающий топить печи в избах «с весны до самой стужи». Готовить пищу, печь хлеб и калачи предписывалось в надворных русских печах.

Путь дыма из печи лежал через жилое помещение на чердак, а оттуда в дымник. Система дымоотвода быстро совершенствовалась, и вскоре место дымника заняла труба из теса, которую стали размещать у самого верхника. Наконец, на исходе века печники Московии и Ярославля изобрели новый способ отвода дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак-дымосборник. Функции его разнообразны, поэтому можно слышать разные названия: чело – верхняя часть фасада печи, щиток – защита помещения от дыма, перетрубье – участок газохода перед трубой. Дымник опустился до самого чела, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придавать затейливую форму. Новые дымники во много крат усилили тягу, улучшили горение, но именно они стали причиной частых пожаров. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она в то время была по карману лишь вельможным дворянам. Тонкий знаток русского быта А.С. Пушкин отметил это в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

«Пришел он ко своей землянке,
А землянки нет уже следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою...»

 
TaliaДата: Среда, 2010-10-27, 7:49 PM | Сообщение # 3
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Русская печь

Изба крестьянская сиречь,-
Сарай, и сени, и дрова,
И русская большая печь,
Как символ счастья и добра.

Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты мои слова.

Гурьбой, собрав всех на лежанке,
Борщом наваристым дыша…
Накормит старших спозаранку,
Теплом согреет малыша.

Тут, кости грели старики,
Да сказки сказывали внукам,
И ловко эдак, как с руки,-
Довольны, стар и млад друг другом.

По вечерам, когда метели….
Люд занимался ремеслом,
Трудясь, все вместе песни пели.
И в ночь молились перед сном.

Да, молодух, еще любили,
А бабы издревле в Руси,
Неугомонны вечно были….
Детей рожали на печи.

Печь воспевалась в русских песнях,
Слагались сказки и былины.
Всех собирала она вместе
И на рожденья и кончины.

Всегда была семьи оплотом
И доброй матушкой слыла,
Тепло дарила и заботу,
Вела на славные дела.

Каким бы ни было местечко,
Меня, друзья, не уличить,
Здесь начиналось всё от печки
И всё кончалось у печи.

25.01.10. Виктор Поживин

 
TaliaДата: Четверг, 2010-10-28, 8:38 PM | Сообщение # 4
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
Счастливые русские дети.
В печи мать пекла калачи,
Вкусней не встречал я на свете.
Ты, память, давай не молчи!
Как вены, вскрывай свои дали
Про то, как на этой печи
Мы русские сказки читали.
Где нынче та русская печь?..
А там, где и русская речь.

 
TaliaДата: Понедельник, 2010-11-01, 10:44 PM | Сообщение # 5
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Русская печка как лекарство

Многие знают лечебные свойства русской печки на основе прогревания. Когда вы лежите на лежанке печи, то тепла идёт с низу и долгое время. Это помогает при простуде и других заболеваниях особенно для пожилых людей.

Но мало кто знает, что русская печь может использоваться и как медицинский аппарат для выхаживания недоношенных младенцев.
Воспоминание очевидца:

"По рассказам моего отца в 20-х годах прошлого столетия один из семи его братьев Андрей родился семимесячным недоношенным ребёнком. Так что делала мать? Протопит русскую печь, выгребет угли и золу. И когда жара спадёт, на саднике помещала недоношенного ребёнка, закутанного в тряпки, в варочную камеру. Там были идеальные условия для младенца: отсутствие микробов - стерильная среда, сухо, постоянное тепло со всех сторон, отсутствие сквозняка и тишина. Слышно было только как ребёнок тихо пикал. Андрей не только выжил, но прошёл войну и до сих пор живёт и здравствует."

Печь – традиционное отопительное устройство, безраздельно применявшееся на протяжении тысячелетий. Знания и опыт в искусстве сооружения печей многие столетия оставались мерилом зрелости и талантливости народа. Особенно почитались печных дел мастера у тех народов, чья жизнь протекала в суровых климатических условиях. Только благодаря незатухающему очагу – прообразу будущей печи, – пещерный человек сумел вступить в единоборство с природой, перестал кочевать вслед за уходящим летом. Этот очаг, или, говоря современным языком, камин открытого огня, стал основой культуры быта древних людей.

 
liraДата: Среда, 2010-11-03, 5:05 PM | Сообщение # 6
Участник Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 128
Статус: Offline

Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурный мотылек.

Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.


Ученье - Свет

Сообщение отредактировал lira - Среда, 2010-11-03, 5:44 PM
 
TaliaДата: Среда, 2010-11-03, 5:50 PM | Сообщение # 7
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

С.А. Есенин
 
TaliaДата: Среда, 2010-11-03, 6:04 PM | Сообщение # 8
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
РУССКАЯ ПЕЧЬ — наиболее мифологизированный и символически значимый предмет обихода. Наряду с красным углом и столом ПЕЧЬ является одним из сакральных центров дома. Характер символического осмысления ПЕЧИ во многом предопределен тем, что поддержание домашнего огня и приготовление пищи были специфически женскими занятиями. Незаметная, подчас даже намеренно скрытая от мужчин повседневная деятельность женщины протекает как бы в присутствии предков и под их покровительством.

 
TaliaДата: Пятница, 2010-11-12, 9:19 PM | Сообщение # 9
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

С вечера в печке стоят огроменные чугуны с водой, с мелким картофелем для скота. Чугуны эти ставили в самую дальнюю часть, называлось в вольную, – это не надо было размешивать, за этим не надо следить, это до вечера, а то и до завтра… Тоже накануне домиком сложены дрова в печке, остается только зажженную лучинку поднести… Да! Не забыть вытащить валенки, которые вчера на просушку положили в печку!
Раннее утро,бабушка крестится, осеняет крестом чело печи, на длинной лучине подносит огонь… Это магия какая-то! Я иногда вставала так же рано, чтобы только посмотреть на пламя в печи… А скоро бабушка и горяченький блинок подкинет или палишку румяную! Впрочем, о вкуснятине из русской печки – отдельный разговор.

 
MгновениЯДата: Суббота, 2010-11-20, 10:44 AM | Сообщение # 10
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12085
Статус: Offline
Talia, а я вспоминаю, какие бывают вкусные щи да каша, приготовленные в русской печи... Самой приходилось готовить, интересно было попробовать.

Счастливый народ, где правитель разумный,
Где зависти нет и раздоров в стране,
Избытка, обмана, где мир в естестве,
И труд, и учения путь многодумный...

В любви все естественно и гармонично,
И мед с молоком, и голодный паек,
Печаль или радость, открытость, намек...
Когда понимание есть о вторичном...



Сфера сказочных ссылок
 
TaliaДата: Суббота, 2010-11-20, 1:09 PM | Сообщение # 11
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

МАЛЕНЬКИЙ ДОМИК, РУССКАЯ ПЕЧКА
ПОЛ ДЕРЕВЯННЫЙ, ЛАВКА И СВЕЧКА...

Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. Основная ее особенность - сводчатая камера - горнило, которое разогревается до 500°. Это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в русской печи удивителен и не сравним ни с чем, тут русская печь вне конкуренции!
Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней и до сих пор ее можно увидеть как в деревнях и мелких населенных пунктах, так и в загородных домах современных любителей старины и уюта. Откуда же такая стойкость к веяниям истории?
Итак, русская печь - уникальное явление восточнославянской материальной культуры, самый предметный и яркий символ русского духа, его основательности, здорового консерватизма и своеобразной рациональности. Это печка, ставшая, наравне с другими традициями, достойным персонажем русских былин и сказок.
Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. Даже в степи трудно было прожить без печки.

Вместе с тем конструктивная простота русской печи сочетается с удивительной многофункциональностью, в чем с русской печью не может поспорить никакая другая печь.
Русская печь по своему устройству больше всего напоминает костер. Чем проще устройство, тем лучше - это топливник, камера, приподнятая на несколько сантиметров от пола избы, и устье - чтобы обслуживать печь. Так по кирпичикам и сформировалось классическое устройство печи. А еще есть удобная лежанка, на которой так тепло и уютно спать в холодные зимние ночи.

Между прочим, в столовой у Билла Гейтса стоит настоящая русская печь, в которой ему жарят пироги и кулебяки с мясом.Интересно, что известный компьютерный магнат оказался не единственным человеком за рубежом, который по достоинству оценил всю ценность, удобство и красоту русской печки.
Около года назад на английском аукционе братьев Батье русская печь со всем «приданным» - кочерга, "золушка" др. - была продана за 20 тысяч долларов. "Героем" этого аукциона стал наш соотечественник Василий Федоров, который по заказу братьев Батье и изготовил эту чудо-печь, завоевавшую сердце крупного английского бизнесмена. За всю свою жизнь этот печник "склал" более пятидесяти печей и более двух сотен отремонтировал. Английский аукцион он считает своим наибольшим достижением на сегодняшний день.

 
TaliaДата: Суббота, 2010-11-20, 1:21 PM | Сообщение # 12
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Печь — наиболее мифологизированный и символически значимый предмет обихода. Наряду с красным углом и столом ПЕЧЬ является одним из сакральных центров дома.

Глиняная печь конца XIX в. в сельском доме в Подлясье (д. Новоберезово, Белостокское воеводство, Польша)
Характер символического осмысления ПЕЧИ во многом предопределен тем, что поддержание домашнего огня и приготовление пищи были специфически женскими занятиями. Незаметная, подчас даже намеренно скрытая от мужчин повседневная деятельность женщины протекает как бы в присутствии предков и под их покровительством. Внутреннее полое пространство ПЕЧИ, «яма» может символизировать собой отверстия женского тела (лоно, рот).
В противовес красному углу, в котором хранятся иконы и человек как бы предстоит перед лицом Бога, ПЕЧЬ воплощает сакральность иного типа. В ней готовят пищу, на ней спят. а в некоторых регионах используют также и в качестве бани. С ней, по преимуществу, связана народная медицина. В связи с этим и символика ПЕЧИ отнесена главным образом не к сфере ритуального или этикетного поведения человека, а к его интимной, «утробной» жизни в таких ее проявлениях, как соитие, дефлорация, развитие плода, рождение и, с другой стороны, агония, смерть и посмертное существование.
ПЕЧЬ играет особую символическую роль во внутреннем пространстве дома, совмещая в себе черты центра и границы. Как вместилище пищи или домашнего огня она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и благополучия и в этом отношении соотнесена со столом. Поскольку же через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, в том числе с «тем светом», ПЕЧЬ сопоставима и с дверью и окнами. Печная труба — это специфический выход из дома, предназначенный в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними: через нее в дом проникают огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п.
Символическую функцию ПЕЧЬ выполняет и в том отношении, что в ней готовится пища, т.е. природный продукт превращается в культурный объект, сырое — в вареное, печеное или жареное, а дрова, в свою очередь, обращаются в пепел и дым, восходящий к небесам.
Разные символические значения ПЕЧИ актуализировались в зависимости от обрядового контекста. Если в свадебном и родинном обрядах она символизировала рождающее женское лоно, то в похоронном — дорогу в загробный мир или даже само царство смерти, подчас дифференцированное на ад и рай. Если в обрядах, призванных приобщить новорожденного ребенка или купленное домашнее животное к дому, она обозначала его средоточие, то в быличках о проникающих в дом огненном змее или черте с ней связывалась смертельная опасность для его обитателей.

В обряде перепекания ребенка ПЕЧЬ символизирует одновременно и могилу, смерть, и рождающее женское лоно, причем засовывание ребенка в ПЕЧЬ призвано убить болезнь и самого больного ребенка, чтобы возродить уже ребенка здорового. Соответственно разные значения получали одни и те же действия, совершаемые в ходе разных обрядов: когда заглядывали в ПЕЧЬ, вернувшись с похорон, то таким образом хотели избавиться от страха перед покойником и тоски по нему; когда то же совершала невеста, входя в новый дом, то этим она выражала пожелание, чтобы умерли родители ее жениха.
На Украине, в Белоруссии и в Польше было принято, вынув хлеб или другую пищу из ПЕЧИ, положить туда одно, два или три полена. Делали это в основном для того, чтобы по ним на «том свете» перейти через пекло, через огненную реку или канаву с кипящей смолой. Известны, однако, и другие мотивировки: вынув хлеб из ПЕЧИ, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала ПЕЧЬ», т.е. не было голода в хате. На ночь в ПЕЧЬ клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у ПЕЧИ или у огня было что есть и пить.

 
TaliaДата: Суббота, 2010-11-20, 1:28 PM | Сообщение # 13
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Огонь в ПЕЧИ осмыслялся как живое существо. Известен бродячий сюжет о разговоре двух огней. Один из них жалуется другому, что его хозяйка плохо за ним следит, и сообщает, что собирается в виде наказания устроить пожар и сжечь ее дом. Несмотря на то что домашний огонь выполняет культурные функции, он сохраняет свою связь со стихией небесного огня и при необходимости может противостоять ей. Например, в Вологодской губернии затапливали ПЕЧЬ, чтобы утишить грозу. Как средство против грозы и других стихийных бедствий у славянских народов использовалась и печная утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали на двор хлебную лопату или кочергу либо складывали их крест-накрест, чтобы защитить посевы от града.
Домашний огонь непрерывно поддерживали в ПЕЧИ и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не давать в другой дом — вместе с домашним огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. При переходе на новое местожительство переносили с собой угли из старого жилища и вместе с тем переманивали домового. Вытирая «живой огонь» во время эпидемий или эпизоотии, тушили все огни в селении и зажигали новые от живого огня.
С другой стороны, горение огня в ПЕЧИ может символизировать протекание жизненных процессов в человеческом теле. В любовной магии и магических действиях, направленных против воров, поддерживаемое в ПЕЧИ пламя призвано зажечь внутренний огонь, пожирающий человека. Процесс поддержания огня и приготовления хлеба, и, в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой, в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения. Формирование плода в материнской утробе также может уподобляться выпеканию хлеба, ср. украинское «у печурце родився» — о счастливом человеке, белорусское «и в старой печи огонь хорошо гориць» — о стариках, у которых родятся дети.
Когда кто-нибудь уходил из дома, ПЕЧЬ закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома. В Новгородской губернии закрывали ПЕЧЬ, садясь ткать, чтобы хорошо удалась работа. В Полесье хозяйка, вынув из ПЕЧИ хлеб, закрывала ее заслонкой, иначе, по поверью, когда она умрет, у нее будет рот «раззявлен». При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату.
Через трубу зовут пропавший в лесу скот в надежде, что он вернется обратно. В Страстной четверг хозяйка окликала скотину по именам через печную трубу, а хозяин, стоя на улице, отвечал за животных, чтобы летом они не заблудились в лесу. В Новгородской губернии в Страстной четверг хозяйка открывала печную трубу и кричала в нее: «Коровушки, не спите в лесу, ходите домой». В Ровенской области шепчут заговор от укуса змеи в ПЕЧЬ, «штоб у печ пошло». В Житомирском районе рассказывают о случае, когда мать позвала через трубу сына, служившего в армии, после чего на того напала смертельная тоска. На Ровенщине полагали, что, когда человек умирает, нужно закрыть трубу и отворить двери, иначе душа вылетит через трубу и достанется черту. И, наоборот, в Брестской области при тяжелой смерти колдуна обязательно держали открытой печную трубу, а то и разбирали потолок и крышу. Отворяли трубу и во время календарных поминок, чтобы через нее могли проникнуть души умерших.

 
TaliaДата: Понедельник, 2010-11-22, 9:00 PM | Сообщение # 14
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
Русская печь

Людмила Филатова Владимировна

Мне приснились сегодня сухари
Те, что на печке лежат.
Бабушка их растворяет в щах,
Шамкает не спеша.

Тепло исходит от печки.
В печке большой чугунок.
В нем ужин, завтрак и обед беспечно
Томятся не один денек.

Горнушка теплом сохраняет носочки.
Коты расположились на печке спать.
А я пишу стихи не спеша в одиночку,
От воспоминаний трудно дышать.

Русская печь - в ней зима и лето.
Раскаляется к вечеру, стынет к утру.
Чисто побелена - легка при этом.
Красотою облагораживает избу.

Сейчас печка редкость,
Но и до сих пор - счастье.
Таинственностью поддерживает тепло.
Каждый человек к ней не безучастен,
Вспоминая детство свое.

- 20.01.2010г.-((22.11.2010г.)

 
TaliaДата: Понедельник, 2010-11-22, 9:09 PM | Сообщение # 15
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Лечение дымом.

То, что дым сжигаемых растений может ока­зывать лечебное воздействие не только при окуривании помеще­ния, но и при вдыхании (ингаля­ции), было хорошо известно вра­чевателям древней Руси. Еще в XIX веке на русском Севе­ре дым применяли при лечении зоба (базедовой болезни). Поль­зоваться кирпичом-ингалятором можно было только в то время, когда топилась печь. От других кирпичей он отличался тем, что в середине имел небольшую лунку, в которую сыпали из­мельченные лечебные травы. Кирпич клали на под горящей печи и раскаляли чуть ли не до­красна. Затем осторожно выни­мали и укладывали на двух хо­лодных кирпичах, поставленных ребром на столе или на скамье. На раскаленный кирпич сыпали измельченную траву, которая тут же начинала тлеть, источая густой ароматный дым. Больной наклонялся над кирпичом и втя­гивал в себя дым, поднимаю­щийся от травы. Чтобы дым по­дольше не рассеивался, сверху на голову больного набрасывали плотную ткань. Лечение серьез­ных болезней чаще всего прово­дилось под присмотром знахаря-травозная. Но такие болезни, как насморк и ангину, обычно лечили самостоятельно. При этом в лунку раскаленного кир­пича сыпали обычную луковую шелуху. Кое-где и сейчас инга­ляцию охотно применяют в со­четании с другими лечебными средствами.

Самым простым древнейшим ингалятором, с помощью кото­рого получали дым с определен­ными лечебными свойствами, был обычный печной кирпич.

 
TaliaДата: Среда, 2010-11-24, 6:29 PM | Сообщение # 16
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
" ЛЕНИН И ПЕЧНИК": СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ
Очень неординарную трактовку хрестоматийному стихотворению А.Твардовского даёт Messaggiera из Liveinternet (http://www.liveinternet.ru/users/messaggiera/).
Кто виноват?

Вчера, вот, совершенно случайно вспомнилось старое стихотворение. Известное со школы, а может даже с детского сада. Вроде все передумано, осмыслено, и ничего нового в это тексте уже не обнаружу. Не тут то было...
Итак, текст. Вначале полностью: Александр Трифонович Твардовский. Ленин и печник.

В Горках знал его любой,
Старики на сходку звали,
Дети - попросту, гурьбой,
Чуть завидят, обступали.

Был он болен. Выходил
На прогулку ежедневно.
С кем ни встретится, любил
Поздороваться душевно.

За версту - как шел пешком -
Мог его узнать бы каждый.
Только случай с печником
Вышел вот какой однажды.

Видит издали печник,
Видит: кто-то незнакомый
По лугу по заливному
Без дороги - напрямик.

отступление 1. "видит, кто-то незнакомый". Сравним с началом: "В Горках знал его любой". Из чего вывод: печник явно был не из Горок, а жил в отдалении. Это наблюдение нам ещё понадобится.

А печник и рад отчасти,-
По-хозяйски руку в бок,-
Ведь при царской прежней власти
Пофорсить он разве мог?

Грядка луку в огороде,
Сажень улицы в селе,-
Никаких иных угодий
Не имел он на земле...

- Эй ты, кто там ходит лугом!
Кто велел топтать покос?! -
Да с плеча на всю округу
И поехал, и понес.

Разумеется. Год в стихотворении примерно 1921-22 (Ленин, хотя "был он болен", но всё же "выходил на прогулку ежедневно"). Напомню, в 1921 г. начался НЭП - новая экономическая политика. Продразвёрстку заменили продналогом, крестьянин наконец получил возможность торговать тем, что он производил. Более того, появилось даже понятие "государственный КАПИТАЛИЗМ"! В колхозы ещё не погнали, то есть была ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (кстати, согласно знаменитому ленинскому "Декрету о земле", 1917 год, главный тезис которого - "Земля - крестьянам!"). Это всё к тому, что возмущение печника вполне понятно.
Представим себе, скажем, американского фермера, который вдруг обнаружил, что ЕГО земли топчет "кто-то незнакомый". Это же всё, суд, как минимум, уплата компенсации, морального ущерба и т.д.!
Что мы имеем здесь - печник просто по традиции покрыл человека русским матом. Какова же реакция?

Разошелся.
А прохожий
Улыбнулся, кепку снял.
- Хорошо ругаться можешь! -
Только это и сказал.

НИ СЛОВА ИЗВИНЕНИЯ!!!! Ни осознания собственной неправоты! "Через поле, напрямик". Понятно, теперь, почему в России дороги такие хреновые. Потому что главные люди - они "напрямик", им вообще дороги не нужны! Читаем дальше:

Постоял еще немного,
Дескать, что ж, прости, отец,
Мол, пойду другой дорогой...
Тут бы делу и конец.

То есть, огрызнулся (- Хорошо ругаться можешь! -только это и сказал) и стоит как столб. Конечно, от такой наглости -

Но печник - душа живая,-
Знай меня, не лыком шит! -
Припугнуть еще желая:
- Как фамилия? - кричит.

Тот вздохнул, пожал плечами,
Лысый, ростом невелик.
- Ленин,- просто отвечает.
- Ленин! - Тут и сел старик.

Ну насколько же запуган, затыркан, замотан русский народ!!!. Представим, что к нашему американскому фермеру топтать покос пришёл Клинтон, Или Буш. Да какая разница??? От чего тут "садиться"-то? А старик, видимо, тут учуял, что дело пахнет керосином. Ну да, "революцию в белых перчатках не сделаешь"... Твардовский скаламбурил - уж не знаю, осознанно или нет (вспомним значение слова "сел" в русском языке). Я думаю, что поэт всё прекрасно ПОНИМАЛ. Замечу, что писал он стихотворение в 38-40-х годах. То есть после раскулачиваний, репрессий и т.д. Знал, видимо, откуда у Сталина ноги росли...

День за днем проходит лето,
Осень с хлебом на порог,
И никак про случай этот
Позабыть печник не мог.

Переживал, бедняга....

А по свежей по пороше
Вдруг к избушке печника
На коне в возке хорошем -
Два военных седока.

Заметалась беспокойно
У окошка вся семья.
Входят гости:
- Вы такой-то?.
Свесил руки:
- Вот он я...

- Собирайтесь! -
Взял он шубу,
Не найдет, где рукава.
А жена ему:
- За грубость,
За свои идешь слова...

Сразу в слезы непременно,
К мужней шубе - головой.
- Попрошу,- сказал военный.
Ваш инструмент взять с собой.

Рассмотрим эту сцену. Какая же ситуация должна была быть в стране, что старик (и его жена!) 100% был уверен, что его "замели"? то есть он явно был не первый, к кому явились "два военных седока". С другой стороны. Мы видим, откуда корни использования бесплатной военной рабочей силы для личных нужд офицерского состава (солдаты строят дачу генералу. Знакомая картина?). Так вот. Почему Ленин послал за печником (ну так, печка у него задымилась) ВОЕННЫХ??? Это они так Родину защищают? Да ещё двоих! (один бы не справился). Моё объяснение - чтобы создать иллюзию действительного ареста, ну или там, чего-то подобного. Что бы лишних вопросов не было. А они напрашиваются. Военные ничего не объяснили ("собирайтесь!", "ваш инструмент"). Закономерный вопрос - КУДА и ЗАЧЕМ. Нет ответа...
Перенесём сцену на нашу ферму. У Клинтона задымилась печка. Он послал к печнику (солдат Пентагона -ха-ха). Первый вопрос печника по логике: "сколько заплатят?". То есть на каких условиях ему трудиться. Контракт, так сказать. В данном случае об оплате речи нет. А зачем, когда можно военных седоков послать?... (а это уже ноги Беломорканала, канала "Москва-Волга" и других великих строек архипелага...)

Скрылась хата за пригорком.
Мчатся санки прямиком.
Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.

В доме пусто, нелюдимо,
Ни котенка не видать.
Тянет стужей, пахнет дымом,-
Ну овин - ни дать ни взять.

Только сел печник в гостиной,
Только на пол свой мешок -
Вдруг шаги, и дом пустынный
Ожил весь, и на порог -

Сам, такой же, тот прохожий.
Печника тотчас узнал:
- Хорошо ругаться можешь,-
Поздоровавшись, сказал.

Запомним. Ленин не только узнал печника. Он досконально запомнил свои слова и не преминул их процитировать, что в данном случае имеет подтекст: "помню-помню. Смотри мне... Если что не так, сам знаешь, что с тобой будет. Пришьём, что надо". Шантаж. Прямой.

И вдобавок ни словечка,

А так бОльшего и не надо. Всё уже сказано...

Словно все, что было,- прочь.

Ну конечно...

- Вот совсем не греет печка.
И дымит. Нельзя ль помочь?

Крякнул мастер осторожно,
Краской густо залился.
- То есть как же так нельзя?
То есть вот как даже можно!..

Сразу шубу с плеч - рывком,
Достает инструмент. - Ну-ка...-
Печь голландскую кругом,
Точно доктор, всю обстукал.

В чем причина, в чем беда
Догадался - и за дело.
Закипела тут вода,
Глина свежая поспела.

Все нашлось - песок, кирпич,
И спорится труд, как надо.
Тут печник, а там Ильич
За стеною пишет рядом.

И привычная легка
Печнику работа.
Отличиться велика
У него охота.

Только будь, Ильич, здоров,
Сладим любо-мило,
Чтоб, каких ни сунуть дров,
Грела, не дымила.

Чтоб в тепле писать тебе
Все твои бумаги,
Чтобы ветер пел в трубе
От веселой тяги.

Тяга слабая сейчас -
Дело поправимо,
Дело это - плюнуть раз,
Друг ты наш любимый...

Так он думает, кладет
Кирпичи по струнке ровно.
Мастерит легко, любовно,
Словно песенку поет...

Мастер. Типичный русских работяга. Такой Левша тульский. Безмерно благодарен Ленину, с одной стороны. А с другой - безмерно рад, что получил возможность исправиться без Испревительно-трудовых лагерей. (не об этом ли он мечтал всё лето и всю осень?)

Печь исправлена. Под вечер
В ней защелкали дрова.
Тут и вышел Ленин к печи
И сказал свои слова.

Он сказал, - тех слов дороже
Не слыхал еще печник:
- Хорошо работать можешь,
Очень хорошо, старик.

И у мастера от пыли
Зачесались вдруг глаза.
Ну а руки в глине были -
Значит, вытереть нельзя.

В горле где-то все запнулось,
Что хотел сказать в ответ,
А когда слеза смигнулась,
Посмотрел - его уж нет...

Сильно написано, ничего не скажешь.

За столом сидели вместе,
Пили чай, велася речь
По порядку, честь по чести,
Про дела, про ту же печь.

Успокоившись немного,
Разогревшись за столом,
Приступил старик с тревогой
К разговору об ином.

Старик, с русской обстоятельностью, всё же решил прояснить ситуацию до конца. Видно надоели ему бессонные ночи (всё лето и всю осень)

Мол, за добрым угощеньем
Умолчать я не могу,
Мол, прошу, Ильич, прощенья
За ошибку на лугу.
Сознаю свою ошибку...

Только Ленин перебил:
- Вон ты что,- сказал с улыбкой, -
Я про то давно забыл...

ВРЁТ!!! несколько часов назад "печника тотчас узнав", с точностью процитировал свои же слова!!! А тут "давно забыл"!!! Ещё и улыбка... Да уж, представляю. Улыбочка Чеширского кота, тоже мне... А значит этот весь цирк только одно - Ленин простил печника только после исправленной печки. А вот если бы что-то оказалось не так, не было бы запчастей... Страшно подумать!

По морозцу мастер вышел,
Оглянулся не спеша:
Дым столбом стоит над крышей, -
То-то тяга хороша.

Счастлив, доверху доволен,
Как идет - не чует сам.
Старым садом, белым полем
На деревню зачесал...

Не спала жена, встречает:
- Где ты, как? - душа горит...
- Да у Ленина за чаем
Засиделся,- говорит...

Конец - это самое поразительное, что есть в этой поэме! Внимание вопрос: ГДЕ ДВА ВОЕННЫХ СЕДОКА, мля??? Напомню первое примечание: печник жил ДАЛЕКО от Горок (не знал Ленина). И что же? КОгда он был нужен - возок прислали. С военными. А когда дело сделано - "по морозцу старым садом, белым полем на деревню зачесал"!!! Старик! Пешкодралом! С инструментом!!! Я уже не говорю о том, что разговор об оплате работы (и хорошей, блин, работы!) так и не возник. Сделал печку так, "во славу Божью" (в данном случае, Ленинскую).
Обманули нашего старичка. Ну что, ещё будем удивляться, почему у нас в стране пенсии маленькие? Сделал дело - и "через поле зачесал". На кладбище, видимо... А реакция старика? "Счастлив, доверху доволен"... Ну правильно. Потому что дёшево отделался.
И таких "стариков" (моложых и пожилых) у нас была вся страна! поэтому и терпели всё это.
Но главный вопрос у меня другой: КАК в 1940 году Твардовскому разрешили издать эту явную АНТИСОВЕТЧИНУ? Более того, издавали не раз, учили в школе и преподносили со знаком "плюс"? Понимал ли сам твардовский ЧТО он написал? Или глаза были настолько замылены, что воспринималось всё за чистую монету?...

Вот это я и хотела бы знать... "

 
TaliaДата: Воскресенье, 2010-11-28, 0:58 AM | Сообщение # 17
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
ПЕЧЬ ДРЕВНИХ АРИЕВ

Интересна сама конструкция аркаимской печи. В ней при совмещении очага и колодца создавалась естественная и сильная воздушная тяга. Воздух, поступающий в столб колодца (на иллюстрации ниже), охлаждался расположенной в столбе колодца водой и поступал в топку. Известно, что для плавления бронзы необходима достаточно высокая температура, которую невозможно получить без подачи большого объема воздуха к месту горения

Древние арии были обеспечены канализацией. Мало того, в каждом жилище был колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище. Зачем? Всё гениальное просто. Все мы знаем, что из колодца, если в него заглянуть, всегда тянет прохладным воздухом. Так вот, в арийской печке этот прохладный воздух, проходя по земляной трубе, создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов! Такая печь была в каждом жилище, и древним кузнецам оставалось только оттачивать своё мастерство, соревнуясь в этом искусстве! Другая земляная труба, ведущая в хранилище, обеспечивала в нём пониженную температуру". (Обряды Любви, гл. Аркаим - Академия волхвов)

Хотя практическое изготовление ведрусской печи и сложнее любой обычной печи, но результатом её работы будет решение фактически всех энергетических проблем поместья, вплоть до генерации электричества. КПД её не уступит знаменитой печи Спирина, (помните, у которого в печи все горшки поплавились?) а может и превзойти, если мы верно восстановим принцип её работы. Если забыли, процитирую немного эту публикацию А. Елахова:

"Как-то рассказали мне такую историю. Перед самой Великой Отечественной войной правительство наше объявило конкурс на лучшую экономную печь. Оно и понятно: почти вся Россия дровами отапливалась, сколько леса в трубы вылетало! В конкурсе том приняли участие самые видные умы Родины. Лучшие проекты были отобраны и сведены в книжку, но до воплощения их дело не дошло. Помешала война.
В конце сороковых вернулся один печник в родную деревню и по первости решил переложить старухе печь. Полез на чердак и нашел там изжелтевшую книжицу с неосуществленными проектами. Выбрал проект академика Грум-Гржимайло, специалиста в области черной металлургии. Печь сложил, обсушил, затопил. Старуха в печь чугуны поставила и корову доить пошла. Вернулась, сунулась к печи, а чугунов нет. Поплавились чугуны.
Признаюсь, я той истории по началу поверил, пока не встретился в Кириллове с грузчиком сельпо Спириным Александром Павловичем. Показал он мне печку собственной конструкции, в которой уж если горшки не поплавятся, то на следующий день можно пироги печь. Настолько удивительная у Спирина печь была, что если бы я ее собственными глазами не видел и всю руками не общупал, то ни в жизнь не поверил бы. Печь та топилась без дыма. Вовсе. И еще многое другое было в ней поразительно."

Так вот, я думаю, что в печи Спирина как раз и был использован принцип, который применяли в своих чудо-печах волхвы Аркаима. Я имею ввиду то, что причиной колоссального разогрева печи является холодный воздух, подаваемый снизу в печь. Никакого абсурда здесь нет, ибо подача холодного воздуха использовалась и в старинных плавильных печах Европы:
Быстрый способ превращения чугуна в сталь разработал в 1856 г. англичанин Г. Бессемер. Он предложил продувать расплавленный жидкий чугун воздухом в расчете на то, что кислород воздуха соединится с углеродом и унесет его в виде газа. Бессемер опасался только, как бы воздух не остудил чугун. На деле же получалось обратное - чугун не только не остывал, но еще сильнее нагревался. Неожиданно, не правда ли? А объясняется это просто: при соединении кислорода воздуха с разными элементами, содержащимися в чугуне, например с кремнием или марганцем, выделяется немалое количество тепла.
Кстати говоря, наиболее близко к тайне чудо-печей подошёл наш русский учёный 18 века Михайло Ломоносов. Посещая уральские рудники, он обратил внимание на прохладный воздух, идущий из шахт и заинтересовался этим явлением. Вот что пишет о нём тот самый Владимир Ефимович Грум-Гржимайло, работу которого и нашёл на чердаке Александр Спирин: называя Ломоносова своим предшественником, он писал в предисловии к своей книге:

"В своей диссертации "О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном" (1742) он дал кристально ясную мысль о движении воздуха в рудниках и дымовых трубах. Его теория выдавливания тяжелым, холодным, наружным воздухом теплого дыма была прекрасно усвоена всем миром. Но на этом дело и остановилось. В дальнейших попытках дать объяснение движению газа в печах запуталось слово "тяга", грамматически абсурдное, ибо глагол тянуть предполагает непосредственную связь между силой и предметом, который тянется. Тяги в печах и дымовых трубах нет: есть выдавливание теплого воздуха дыма тяжелым воздухом, как верно указал М.В. Ломоносов; ни разу не употреблявший слово "тяга".

В таком случае у меня возникает вопрос: какая сила является причиной движения холодного воздуха вверх? Для примера возьмем случай с двумя сообщающимися сосудами, в которых содержится вода. Можно взять гибкий строительный уровень. Как бы мы не меняли высоту какого-либо конца шланга, вода в обоих сосудах всегда находится на одном уровне. Может ли быть то же самое, если в сообщающихся сосудах находится не жидкость, а газ? Да, если диаметр сосудов одинаков. Но если один сосуд имеет диаметр дециметр, а другой сосуд имеет диаметр метр, займут ли газы одинаковый уровень относительно поверхности земли? Ведь в этом случае необходимо учитывать давление атмосферы на верхнюю площадь газа. Возьмём ведрусский колодец, соединённый каналом с печью. Диаметр выходного канала равен 8-12 см, поперечное сечение канала колодца равно квадратному метру. Очевидно, что давление атмосферного столба в колодец будет больше давления атмосферного столба в выводящий канал, плюс вес холодного воздуха находящегося в самом колодце, значит, холодный воздух будет тихонько выдавливаться в топочное пространство печи, выполняя назначение поддувала.

Получается, что тяга, наличие которой в современных печах так ценили печники, в печах со свободным движением газов является вредным явлением, поскольку происходит бесконтрольный выброс ценного тепла в окружающее пространство и безвозвратная потеря его до 80%, что означает также, что до 80% леса вырублено и сожжено напрасно. Нарушается экология почвы и атмосферы, так как остаются вредные для здоровья вещества, вследствие неполного сгорания топлива, увеличивается содержание углекислого газа в воздухе, усиливается парниковый эффект. Для устранения вредного явления тяги в ведрусской печи, выводной канал из топки надо устраивать в нижней части, в зоне холодного воздуха. Таким образом, раскалённые газы и горячий воздух, циркулирующие в верхнем отделении печи не выводятся наружу, а накапливают в себе всё увеличивающееся тепло. Вот откуда берётся температура, плавящая металлы. Отводится же из камеры сгорания смесь из прохладного воздуха и нижних горячих газов, захватываемых потоком. Дойдя до верха трубы, газы окончательно охлаждаются и выбрасываются наружу едва теплыми, собственно, как это и зафиксировали трое ученых из Ярославского НИИ, изучая печь Александра Спирина.( Книга " Печь в вашем доме")


Сообщение отредактировал Talia - Воскресенье, 2010-11-28, 1:02 AM
 
TaliaДата: Понедельник, 2010-11-29, 7:43 PM | Сообщение # 18
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
Блюз дневального в стройотряде при белых ночах за полярным кругом

Какая ночь!
Полощет дождь!
Стихия – не стихия
Ведь за окном
Светло как днем!
И вот пишу стихи я…

Какая печь!
В неё я влезть
Могу, но там полено,
Которых нужно много сжечь,
Чтобы один пирог испечь…
А воет как сирена!

И слишком ей большая честь,
Чтоб захотел в неё я влезть!
Да и болят колени…
Не получил из дома весть
И вот придумываю месть…
Но я в плену у лени!

Подброшу в печь,
Зарою меч
И поищу-ка, где бы лечь…

М.Г. 1979г.

 
MгновениЯДата: Суббота, 2010-12-04, 10:44 AM | Сообщение # 19
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12085
Статус: Offline
Talia, тема великолепна!



Сфера сказочных ссылок
 
TaliaДата: Вторник, 2010-12-07, 8:29 PM | Сообщение # 20
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

МгновениЯ огромное мерси, если что приходи погреться! Зима на улице.
Я с огромным желанием училась бы класть печи....найти бы только учителя!



Немного юмора

ПЕЧНИК

Кафедрой сопромата в Киевском автодорожном институте много лет заведовал один профессор. Весьма заслуженный ученый мирового уровня.

Он был уже в возрасте, чего-то недомогал и по общему делу вызвал меня к себе домой. Когда я вошел в профессорскую квартиру в старом доме еще дореволюционной постройки, хозяин как раз заканчивал договариваться с мужичком средних лет о ремонте старинной изразцовой печи.

Мужичок оказался с трудом отысканным печником и, уходя, давал последние наставления заказчику, типа, завтра приду в 7 утра, никуда не уходи... будь готов... костюмчик надень попроще.. и уж подсуетись, будешь мне помогать... ну, там, подавать, чего скажу, раствор замешать.. ну, за бутылкой сбегашь, если снадобится или еще чего еще. И никаких больше делов - времени у меня мало!

Когда он ушел, смущенный учёный философски заметил:
- В Киеве пятьсот профессоров и один печник. ( воспоминания очевидца)

ДЫМИТ ПЕЧЬ

Один профессор, родом из крестьян, любил в ненастный день уехать за город и побродить среди полей: На одной из таких прогулок он увидел старика-фермера, сидевшего на крыльце своего дома под дождем и курившего трубку. Вид старика был таким жалким, что профессор подошел к нему и спросил:
— Простите, но почему Вы сидите и курите под дождем, а не в теплом доме?
Старик грустно бросил:
— Печь дымит…
— Ну, это так просто! — вскричал профессор. — Когда я жил на ферме, я был отличным печником! — И он открыл дверь в дом…
Навстречу донесся визгливый женский голос:
— А ну пошел вон отсюда, старый дурак! Разве я тебе не говорила!» -И в профессора полетел глиняный горшок.
Профессор выскочил на крыльцо, присел рядом со стариком и похлопал его по плечу:
— Ничего, старина! Иногда у меня тоже дымит печь…

ПЕЧНИК ЗА РАБОТОЙ

Печник, складывая печь, приговаривал, обращаясь к каждому кирпичику:
- Как тут и был!
А когда пришел на другой день полюбоваться своей работой, похлопал ладонью по печи, а она возьми да развались. Удивился печник:
- Ты смотри, как и не бывало!..

 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Русь Былинная! » Ода Русской печи
Страница 1 из 41234»
Поиск:

Открыты Читальные Залы Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут!
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега