Суббота, 2018-12-15, 3:57 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

.
Авторы Сказки БиблиотекаПомощьПиры [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: larfedlos, Constanta  
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Поэтические Туманности » Зинаида Миркина
Зинаида Миркина
ТанецДата: Суббота, 2018-09-29, 11:40 AM | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 2653
Статус: Offline
Зинаи́да Алекса́ндровна Ми́ркина (10 января 1926, Москва, СССР — 21 сентября 2018, там же, Россия) — русский поэт, переводчик, литературовед, эссеист. Жена философа Григория Померанца.


Неуходящий свет Зинаиды Миркиной
Зинаида Миркина

Эмиль Сокольский
Портреты поэтов.

НЕУХОДЯЩИЙ СВЕТ ЗИНАИДЫ МИРКИНОЙ

Эти стихи воздействуют на меня мгновенно. В чем выражается воздействие?
С первых же строк на душу нисходит тишина; а последние уже читаются в совершенном внутреннем покое; другое, третье стихотворение — и радость освобождения от всяческого сора, который, хочешь не хочешь, заносит в нас житейская суета, бьет через край, — радость спокойная, полнокровная, просветленная. Такое состояние точно передала сама Зинаида Миркина:

И наконец-то все замолкло.
Как будто то, что вкривь да вкось
Блуждало где-то долго-долго,
Внезапно в сердце собралось.
И стало сердце вновь единым,
Как над деревьями закат.
И все нашлось в его глубинах,
Как будто не было утрат.

Ее поэзия — поэзия обретений, но — «как будто не было утрат». Большое несчастье постигло поэта уже в ранней молодости. Перед защитой диплома на филологическом факультете МГУ Миркину разбил паралич; пять лет она провела в неподвижности. Крепкий дух и сила воли победили болезнь. Обрела Миркина — гармоничный и светлый мир. Мир, который вошел в стихи, который — стал стихами. «Без боли не дойти до Бога, / Без боли — запертая грудь», написала она спустя много лет.
Воспринимать жизнь как чудо может только человек ясного духовного зрения и душевной чистоты, не замкнувшийся на себе, на своих желаниях и страстях, напротив: открытый миру, чувствующий себя родственным каждой травинке, каждой душе, каждой звезде, частью мира, частью Вселенной. Человек, принимающий жизнь как целое — «объяв весь мир без разделения», — и прекрасное, и безобразное. Готовый противостоять уродливому, разрушительному, опираясь на свои духовные силы, которые, не устает подчеркивать поэт, неисчерпаемы: нужно только «доглядеть страшную, граничащую с кошмарами очевидность до стройности и великой гармонии невидимого очам внутреннего мира» (из эссе о Рильке «Невидимый собор»; кстати, переводы Миркиной из австрийского классика относят к высшим достижениям отечественной переводческой школы). Дух — всесилен, при постоянной уязвимости физической; дух — вечен, земное, физическое — смертно. Потому и главное, что необходимо уметь — «нащупать дно средь бездны плача, / В кромешной тьме увидеть свет»; идти к свету — и ничего не бояться, смотреть только на свет:

О, только лишь не оглянись
На боль, на гибнущую жизнь,
На то, что, воздух нам дробя,
Нас тянет вниз. Не на себя
Гляди, а лишь туда, где Бог
Творящий пламень свой зажег.
В пылающую эту высь
Иди сквозь ад. Не оглянись!

«Видеть», «идти на свет» — основная мысль поэзии Зинаиды Миркиной. А видеть мир можно только если не заслоняешь его собой, понять мир можно только если не окунаешься в его круговерть, — но смотришь со стороны, не стараясь навязывать свои условия, тем более переделывать. Если воспринимаешь мир в его всецелости, если не мечтаешь отделить от целого удобный кусочек, желая только одного — исполнения собственных желаний. Если стремишься ощутить красоту в себе, воссоединиться с миром, чтобы вместе с поэтом сказать: «Я каждый день рождаюсь вновь»: ведь любовь не стареет, «для Духа нету «от» и «до», а смерть — «Она придет тогда лишь, / Когда уже не станет сил / Рождаться».
Все стихотворения Зинаиды Миркиной — разговор с Богом, ее присутствие в Боге, растворение в любви к Творцу:

Все бедствия исчезнут в одночасье,
И отойдет, потонет вся тревога.
Все, все неважно — было бы согласье
Души и Бога.
Согласье мироздания с миродержцем,
Согласье бега с осью неизменной,
Согласье каждой мысли с ритмом сердца,
Согласье сердца с ритмами Вселенной.

«Какого я племени? Веры которой?» — спрашивает себя Миркина; этот вопрос сам собой возникает и у меня. Бог, природа, тишина — вот чем полны ее стихи, и эта тема варьируется бесконечно. Православная ли она? Католичка? Буддистка? Да и важны ли «племя» и «вера»? Может быть, она «единомышленник» Николая Клюева, который настаивал на сближении религий («Об Индии в русской светелке, / Где все разноверья и толки, / Поет, как струна, карандаш», и прочее в таком духе)? «Я родом из этих бескрайних просторов, / Из этих бездонных небес», отвечает сама себе Миркина.
Да, стихам Миркиной не нужны ни вероучения, ни храм, ни даже молитва. Важнее всего для нее — цитирую поэта — «благоговейное отношение к жизни, внимание к тишине, в которой жизнь творится, истинное внимание к живому, к сердцу человека и самой земли». Это и есть ее религия; и, по Миркиной, если мы находимся в храме, единение с Богом заставляет нас забыть о стенах, нас обступающих:

Когда не замечаем сами
Себя в огромном гулком храме,
Как зачарованные дети, —
Нам Бог становится заметен.

«Где же мы? — подводит поэт итог своим стихотворным «наблюдениям», «уведя» нас из церкви. — Мы в Боге».
И все-таки какая же вера — без молитвы? Почитаемый Миркиной арабо-американский писатель, поэт, философ и художник ХХ века Джебран Халиль Джебран о молитве высказался замечательно: «Когда вы молитесь, то возноситесь ввысь, чтобы встретиться в воздухе с теми, кто молится в этот час, и с кем, кроме как в молитве, вы, может быть, никогда не встретитесь. Так что пусть ваше посещение этого невидимого храма приносит вам лишь экстаз и ощущение сладостного общения». Джебран говорит о «невидимом храме», и этот «невидимый храм», пожалуй, Зинаиде Миркиной очень понятен, органичен для ее внутреннего мира. Душа и сердце, природа и тишина — вот невидимый, нерукотворный храм. Здесь с Миркиной перекликается тот же Клюев, которого родимые ели «клятвой великой связали — / Любить Тишину-Богомать», перекликается и поэт Николай Панченко, понимающий, сколь нелегкая задача «В молчании творить молитву, / В молитве — образ тишины», когда «молитва, как молчанье, / И молчанье, как моленье»…

Молитва — это тишина.
Молитва — это ясность взгляда.
Молитва — это ни одна
Мысль больше не нарушит лада, —

пишет Миркина, и слова Джебрана — «Что есть молитва, как не расширение вас самих в живущий эфир!» — словно бы дополняет: «Молитва — это тайный лад / С собою и со всей вселенной». Т а й н ы й лад, то есть — «тихий», сокровенный, — и простой, естественный, как дыхание. Миркина однажды рассказывала: не раз приводилось ей видеть в Третьяковке церковных людей; стоя перед иконой, они читали Евангелие или Псалтирь, на икону не глядя; перекрестившись, поклонившись, уходили. Вместо того, чтобы, подобно другим верующим, в церквях, обращаться к иконе как к Богу и учить других, как правильно стоять, молиться и какие молитвы читать… Миркина выбрала для себя «тайный лад», погружение духа в безмолвие, когда «весь мир в твоей груди» и твой «внутренний простор / Распахнут, как моря».
Вспомнилось, обратился я к настоятелю церкви в Заостровье, что под Архангельском: батюшка, есть такой поэт — Зинаида Миркина; по ее религиозным стихам не поймешь, какой она веры; важно ли вам это знание? И отец Иоанн, человек литературно грамотный, ответил: главное другое — сколько в них поэзии!
Сколько поэзии в стихах Зинаиды Миркиной? Вопрос важный и… деликатный. «Не то чтобы стихи — скорее молитвы», — приходилось мне слышать. — «Монотонна…», «одно и то же…», «напрямую выражает мысль…», «в большом количестве читать трудно…»
Странно… А ведь меня ни разу не посетило сомнение в том, что стихи Миркиной — поэзия. У нее нет системы сложных образов, как у Ольги Седаковой, она не пользуется сверхдлинной строфой, как Олеся Николаева, избегает цветаевской порывистости, что заметно у Марии Аввакумовой, не увлекается верлибром, где строки могут быть сколь угодно растянуты, что в последнее время характерно для Константина Кравцова; язык прост, мысль и вправду предельно ясна. Стихи — будто и ни для кого. Они — для птиц, для травы, для деревьев, для моря, для неба… И рождаются так же, как пение птиц, шелест деревьев, шорох волн. Однако важнее то, что у стиха Миркиной, строго организованного ритмически, безукоризненная чистота тона; стих вполне соответствует тому глубинному чувству, которым поэт живет, которое для поэта — воздух, единственный способ, единственное условие существования. Тихо и протяжно поют гласные, приглушенно, еле слышно звучат мелодии Миркиной. Нет, даже не ее мелодии, — звучит сама природа: словно бы едва заметный вздох ветра сменяется покоем таким всепоглощающим, что сердце замирает в удивленном восторге. Стихотворение заканчивается, едва начавшись, — а тишина остается, хочется ее длить и длить: вот-вот нарушит, надолго прервет, поглотит мелочное житейское, окружающее со всех сторон… В тишине стихов Миркиной, тишине, которая не наступает, но — растет, набирает высоту, нарастает, — в продлении молчания (когда понимаешь, что ничего важнее, святее безмолвия быть не может), — сила их воздействия. Стихам Миркиной противопоказаны многословие (обычный объем стихотворений — восемь-шестнадцать строк), интеллектуальная нагруженность, филологическая усложненность, даже иносказания и метафоры (что, казалось бы, не может не отражаться на творчестве губительно). «На вершинах поэзии не бывает метафор», сказал Александр Межиров, а я бы его перефразировал: «На высотах Духа иносказания и метафоры не нужны». Миркина избегает «художественности», «литературности», оставляя нас наедине с языком, со звуками, с лесным покоем, с земным и небесным простором, оберегая от социальной суеты, от тяжелой усталости большого города, от механической спешки, от напряженного шума. Ее поэзия уводит нас от поэзии иной, которая ныне в чести, — вот уж, действительно, весьма однообразной при всем своем «многообразии»: ироничной, центонной, изобретательной, питающейся конкурсами, эстрадными соревнованиями, премиями. Миркина всегда остается сама собой и творит свои негромкие мотивы простейшими средствами, перемежая перекрестную рифму с парной, — а ведь только благодаря таким средствам и можно ощутить собственную безграничность, найти вход из внешнего внутрь себя самого и там, в глубине, — опору, которая и есть внутреннее духовное могущество. Пожалуй, стихи Миркиной все-таки можно уподобить молитвам — в том смысле, что чтение молитв — не работа воображения, а пребывание, соединение человека с Творцом. Воображение, культура — вторичны. Зинаида Миркина, таким образом, обращена к первоисточнику.
В верлибре такой тишины сумел достигнуть, по-моему, только Геннадий Айги. Но тишина Миркиной иная — она до дна очищает душу и переполняет благодатью. Можно еще вспомнить Ларису Миллер: ее стихи интонационно напоминают Миркину. Однако в «тишине» Миллер скрыт какой-то гул, какое-то подспудное напряжение, какое-то тревожное предчувствие; стихи ее все же держатся на грани земного и небесного, и находиться на этой грани подчас мучительно, поскольку «земное» остро напоминает о том, что мы — на этом свете гости… Впрочем, «небесное» у Миркиной опирается на «земное», она стремится к такому «росту тишины» в себе, «Чтоб тишина была живой, / Как лес с шуршащею листвой»; слушая «плеск и журчание» хвои, она стремится

Заразиться от леса покоем,
Высотою от древней сосны,
Беспредельною ширью морскою
От кипящей, гремучей волны…
Устремленностью в небо — от птицы,
Свежим духом — от вешней струи.
Боже, что ж не могли заразиться
Всем Тобою созданья Твои?

Конечно, «Тишина — не отсутствие шума, / Тишина — состоянье души», и стихи Миркиной углубляют эту мысль Инны Лиснянской: тишину необходимо слышать, и только слыша тишину, можно общаться с ней и творить ее — поэтическим словом. «Очистить мир до тишины» — такую задачу видел перед собой Айги. «Омовение тишиной» — назвала наполнение своей души бездонным покоем Зинаида Миркина. Айги создавал молчание, Миркина — превращала в стихи, преображала, утверждала как высшую, нерушимую радость, — радость, которой полнится душа даже в самое грустное время года:

Такая немощь! Где-то за порогом
Чуть плещет ветер. Ветки шелестят…
Смиренье — это единенье с Богом,
Смиренье — это бесконечный лад.
Осенний дождик, скуповатый, редкий, —
Но как под ним деревья хороши!
Сплетенье желтой, бурой, красной ветки…
Согласие пространства и души...
Ну вот и все. И ничего не требуй.
Не нарушай святую тишину.
Земля прильнула к стынущему небу,
Душа моя — к осеннему окну.

Перед такой радостью отступает даже смерть. «Жизнь после смерти — это жизнь, / Но только не в себе, а в Боге», — преодолевая скорбь, светло говорит Миркина об ушедших, тех, кому нужно «гораздо больше тишины.., гораздо более — простора, гораздо более небес».
Музыка для Зинаиды Миркиной — «путь души, идущий прямо через бездну», «раскрытие божеских объятий»; стихи — оправдание жизни, «господень вестник на земле», «тоска по раю, по собственной душе», «пропуск в вечность».

Стих — просто удостоверенье,
Что остановлено мгновенье,
И что божественный поток
Минуя сердце не протек,
А напитал его до края.

В этих строках — убежденность в том, что не «художественное творчество» должно быть главным для поэта. «Когда поэму любят больше, чем душу, искусство превращается в то самое чистилище, из которого никто не хочет в рай. Не хочет к чистому свету, не хочет к точке соединения красоты и добра… Не искусство грешно. Грешно опьянение в искусстве, кружение души вместо продвижения — внутрь и ввысь!» (из исследования о Цветаевой «Огонь и пепел»).
А что касается «похожести», «монотонности», то Зинаиду Миркину нельзя читать как «отдельные стихотворения», в нее нужно погружаться, вместе с ней совершать «омовение тишиной», духовно, душевно и сердечно просветляясь:

Пишу я мало или много
Стихов — заботиться не мне.
Мне б — только вглубь нырнуть, до Бога,
А там — что жемчуга на дне.

Свою «нехитрую песнь» поэт называет «непрерывностью бытия». Тишина Зинаиды Миркиной «расплетает» дурные мысли, «распутывает все узлы», стоит лишь вслушаться в ее стихи. Безмолвие получает имя, оно — условие того, чтобы мысли пребывали в согласии с ритмом сердца, а сердце — с ритмами Вселенной. Только так длится и длится жизнь как чудо:

Тот самый час, когда последний свет
Почти отсутствуя, еще разлит повсюду,
Как вещий шепот. Тьма и есть и нет,
И сердце молит о продленьи чуда.

И чудо в самом деле продлено.
Белеет полночь северного лета.
Моей души открытое окно
Наполнено неуходящим светом.

Зинаида Миркина не престает дарить нам чудо. Настраивать струны нашей расстроенной души. «Верность любви, которая есть наша суть», «верность внутреннему смыслу вопреки внешней бессмыслице» — это и есть ее стихи.

Эмиль СОКОЛЬСКИЙ

Литературный критик. Родился и живет в Ростове-на-Дону. Окончил геолого-географический факультет Ростовского государственного университета. Автор публикаций об исторических местах России, литературоведческих очерков и рассказов. Печатался в журналах «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Аврора», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь», «Встреча», «Московский журнал», «Наша улица», «Подьём», «Слово», «Дон» и других. Редактор краеведческого альманаха «Донской временник» (Ростов-на-Дону).

© Copyright: Зинаида Миркина, 2012
 
ТанецДата: Суббота, 2018-09-29, 11:49 AM | Сообщение # 2
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 2653
Статус: Offline
Фрагмент отзывов на Стихире 

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Удивительная судьба, удивительный поэт…

Евгения Щербаченко   08.08.2018 07:16 

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 
Самым большим открытием для меня на сайте стали стихи Зинаиды. Я чувствую каждое ее слово, а ее чувства откликаются в моей Душе, как что то родное и очень, очень близкое. Успехов ей.

Гор Ра   17.03.2018 07:26   

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Прочла... и стало тихо, и покойно...
Стихи глубокие и мудрые, как море...

Чудеса...
После прочтения стало светлее будто в комнате...

Ольга Боровикова 2   05.01.2018 14:28   

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

...Потрясающая поэзия, личность, человек и поэт...
С огромным уважением и пожеланием всего самого доброго...

Екатерина Строева   17.11.2017 23:28  

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Благодарю за прочитанное ,за глубокую духовную мудроть и чистоту души!
С христианской любовью. 

Лилия Хованская 2   14.11.2017 19:46   

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Низкий поклон и Зинаиде Миркиной, И ее супругу великому, и Вам, уважаемый Эмиль.
Достойные слова о прекрасной поэзии и светлом человеке.

Екатерина Щетинина   15.10.2017 12:49   Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Замечательные и светлые стихи! Спасибо Вам!

Виктория Коптелова   04.10.2017 17:14   

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Я тебя люблю, а не иную,
Для тебя готов хоть на Луну я,
Ночь и день брожу, как тень,
Страдая и ревнуя.
Без тебя - в груди печаль немая,
Без тебя - зима в начале мая,
Ночь и день брожу, как тень,
Одно лишь понимая:

В мире есть девушка лучшая самая -
Это ты.
Светлой такой не встречали глаза мои
Красоты.
Имя твое повторяю я, мучаясь и любя,
Много имен есть, но самое лучшее -
У тебя.

Без тебя я дни и ночи таю,
Всем тебя одну предпочитаю,
Я таю тоску мою,
Лишь о тебе мечтая.
От тебя скрываю я упрямо,
Что тебя я обожаю прямо,
Я таю тоску мою,
А мне сказать бы прямо:

В мире есть девушка лучшая самая -
Это ты.
Светлой такой не встречали глаза мои
Красоты.
Имя твое повторяю я, мучаясь и любя,
Много имен есть, но самое лучшее -
У тебя.

http://pesnifilm.ru/load....-0-2109

Александр Андрейко 3   13.08.2016 09:44   

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Благодарю от всего сердца за статью о Зинаиде Миркиной, и за её автобиографический очерк. Её творчество - кладезь мудрости и любви, так необходимые многим сегодня...
С теплом души,

Галина Евдокимовна Кучер   28.01.2016 23:55Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Присоединяюсь к предыдущией реплике - и стихи чудесные, и Ваша, Эмиль, работа нужная и важная. Спасибо!

Наталья Коноплёва -Юматова   06.12.2015 19:30   Смотрю, уже три года не было её публикаций.- Понимаю, что это помошники могут сделать. И всё же хотелось бы знать про состояние здоровья Зинаиды Александровны. Проходят ли встречи в музее меценатов? - Если кто-то знает, откликнитесь!

Наталья Коноплёва -Юматова   06.12.2015 19:32   Заявить о нарушении

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Огромное Вам спасибо, Эмиль! А, главное, спасибо Зинаиде за её ну, просто потрясающие стихи!!!!!!!!!!!!!!!!!!! С ув Натали

Наталия Мирошниченко-Я   20.11.2015 16:55 

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Спасибо Эмилю за знакомство с прекрасным автором и сильной женщиной!
Сейчас с удовольствием прослушала в Интернете это:
http://mail.google.com/mail/u/0/#sent/14b2a6ea4ce857e8?projector=1
Огромное спасибо Вам, Зинаида, за Вашу Светлую Душу! 
Здоровья Вам, радости и Всех Благ! Храни Вас Бог! 
С уважением и благодарным сердцем! Людмила. 

Мила Григ   29.01.2015 11:26      Вниманию всех интересующихся! Вечер памяти Григория Соломоновича Померанца, который ведёт Зинаида Миркина, состоится в пятницу, 20 февраля, в помещении Музея меценатов. Адрес Музея - ул. Донская, дом 9 (метро ст. Октябрьская). Начало - в 18 часов.

Бумажный Воробей   15.02.2015 20:53  

иМузыкальная страница с переводом Большой Касыды Ибн-Аль-Фарида
в переводе Зинаиды Миркиной
http://sseas7.narod.ru/pfam.htm

С благодарностью,

Сказки Суфиев   11.11.2015 14:41   
Мне сейчас написали, что 21 сентября от нас ушла Зинаида Миркина.
Как жаль, что не стало еще одной талантливой Поэтессы.
Царствие Небесное ей и светлая память...
Хорошо, чо нам остались ее прекрасные стихи.
http://www.stihi.ru/2012/09/06/1452

Мила Григ   29.09.2018 08:33  

Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) 

Прекрасные стихи!
перед высокой красотою, какая открывается в поэзии автора, немощно всякое слово,помолчим благоговейно вслушиваясь в вдохновленные Богом строки и склоним свои главы перед величием Божием вдохновляющего немощное и смертное дыханием Святого и Вечного Божества!

Русецкая Елена   09.01.2015 10:35  

далее в публикации https://www.stihi.ru/2012/06/15/5565
 
MгновениЯДата: Суббота, 2018-09-29, 2:38 PM | Сообщение # 3
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 14145
Статус: Offline


Озеро Сариклен


Зинаида Миркина
Эта книга издана на средства моих друзей: Александра Хабинского, Константина Кошелева, Михаила и Эвелины Беркович, Людмилы Филатовой и Владимира Ефимова. Я выражаю им глубочайшую признательность.
                                                                        Зинаида Миркина

Опыт, который всю свою жизнь проговаривает Зинаида Миркина, это опыт слушания тайны жизни. Она умеет слушать закат, умеет слушать лес и море, она слышит молитву дерева, слышит свет и красоту даже самого неказистого человека.
Ее стихи и проза это удивительные струны того невидимого инструмента, на котором она исполняет музыку, расслышанную ею в Тишине. Прикоснитесь к ним бережно, и они зазвучат и для вас.
Творчество Зинаиды Миркиной не умещается ни в одну из жестко очерченных религиозных традиций, но, не потому что противоречит им, а потому что создает опыт диалога различных традиций. Ее творчество не умещается и в жестко очерченные рамки литературных жанров не потому что противоречит им, а потому что говорит больше, чем обычно говорят стихи или проза. Но если встречу с Богом вынести за рамки культурных традиций, то что же тогда останется от культуры?
Вот уже много лет под Рождество, дома в своей квартире 3. Миркина устраивает удивительную елку. Елка созидается как собор. И она также прекрасна, как лучшие храмы мира. На елку приходят и взрослые и дети, на ней даже выросло несколько поколений. И когда при таинственном освещении, в сопровождении удивительной музыки, 3. Миркина рассказывает сказку, каждый год новую, ваша душа словно бредет по лабиринту, в конце которого обязательно зажигается свет встречи и узнавания. 
Если вы познакомитесь с творчеством 3. Миркиной, то этот свет зажжется и для вас.
                                                                         М. Курочкина


ОЗЕРО САРИКЛЕН
(роман)


Пролог

Тень человека появляется в пустыне. Я не говорю о той тени, которую отбрасывает тело. Это не в счет. Я говорю о тени, которую отбрасывает душа.
Тень эта становится видна только тому, кто видел свою душу.
Она становится видна только там, где видна душа.
Пустыня. Пусто. Нет ничего. Только одна Душа. Около самого Источника жизни. Душа подошла к нему вплотную. Сейчас войдет. Сейчас сольется с ним в одно. Но — между нею и Источником жизни вырастает тень. Она встает во весь рост и закрывает Источник.
— Отойди! — говорит человек. 
— Или я умру от жажды.
Тень не двигается с места. И только повторяет каждое движение души... Человек в пустыне. Он скрылся ото всех. Но от тени своей скрыться нельзя.
Она появляется перед всеми пустынниками. Даже перед самим Христом.
— Отойди, — тихо сказал Он.
 — Нет, — ответила Тень. 
— Ни один человек не смеет приблизиться к Источнику. Отойди и ты, ибо ты — человек.

Иисус не двигался с места. И тень не двигалась с места.
— Ты человек. Иди к людям, — сказала Тень.
— Я пойду к людям только тогда, когда смогу спасти их. А спасу их только тогда, когда приведу их к Источнику жизни — к Отцу всего живого. 
— Спасти всех людей... Привести их к Источнику жизни... — медленно проговорила Тень. 
— Ты думаешь, люди хотят этого? 
— Нет, люди не хотят этого. Я это знаю. 
— А знаешь ли ты; чего хотят люди? 
— Знаю. Люди хотят получать дары из Источника жизни, но им совсем не нужен сам Источник. 
— И люди правы, — оказала Тень. 
— Слиться с Источником жизни, — разве это посильно человеку? 
— Только в этом спасение человека, — ответил Иисус. 
— Другого спасения нет. 
— Итак, ты хочешь пойти  против воли людей. Но знаешь ли ты, что люди пойдут тогда против твоей воли? 
— Знаю. 
- И ты знаешь, что ждет тебя? 
— Знаю. 
— И это тебя не останавливает? 
Иисус молчал.
— Но чего ты добьешься?
Иисус молчал.
— Ты будешь висеть на кресте, — продолжала Тень, — а люди будут вбивать гвозди в твои руки и ноги. Люди, те люди, ради которых ты не жалеешь жизни, будут глумиться над тобой и зверствовать, а души их, те самые души, которые ты хочешь спасти, будут еще при жизни гореть в аду. Этого ты добьешься? Это — твоя цель?

Иисус молчал.
— Глупец, ты ведь можешь стать властелином людей. Люди будут идти за тобой, как стадо. Они станут послушными овцами и не окровавят своих рук и не осквернят душ. Что тебе стоит? Стань властелином людей! 
— Чтобы ты стал моим властелином? — тихо ответил Иисус.
Теперь тень замолчала. Она удлинялась... Казалось, она протянется в бесконечность. Но вдруг перестала расти, а стала густеть и уплотняться.
— Я князь мира сего, — сказала она. — И всякий, живущий в этом мире, находится в моей власти. Или ты не человек? 
— Человек. Сын человеческий.
 — Так что же ты восстаешь против меня? 
— Я не только человек. И ты это знаешь. Я сын Бога живого. Пусти меня к Отцу. 
— Не слишком ли ты дерзок? 
— Нет. Я  говорю то, что есть. Я семь. Я сущий. А ты — тень. Тебя не существует. 
— Меня?! 
— Да, тебя. Ты имеешь начало, и у тебя будет конец. А мне нет ни начала, ни конца. Я есмь воскресение и жизнь вечная. 
— Жалкий человек. Ты смеешь произносить эти слова?! 
— Я с тем и пришел в мир, чтобы их произнести. Я всех людей хочу привести к воскресению и жизни вечной. 
— Но ты никого не приведешь туда. Ты человек. Ты все-таки человек. Взгляни в грядущее. Ты все видишь? Ты выбираешь ЭТО? Ты ведь сам выбираешь ЭТО. Запомнил? Сам. И ни один ангел не придет к тебе на помощь. И никто не отрет кровавый пот на челе твоем. Ты понимаешь? Все? До конца?

Иисус молчал.
— Измени свою упрямую волю, — продолжала Тень. 
— Ведь без твоей воли ничего не совершится.
Иисус молчал.
— Ты по-прежнему хочешь войти в Источник? Ты хочешь причаститься Создателю мира? Слиться с Ним в одно?
— Да. Хочу. 
— И ты готов отвечать вместе с Ним за то, что создал такой страшный мир? Готов?! Готов слушать проклятия всех этих бедных, жалких страдальцев? Если ты всемогущ, то ты — в ответе! Откажись от всемогущества... Скажи, что я могущественнее тебя. И все будет по-другому. 
— Ты — могущественнее меня?! Ты — тень моя. 
— Вот как, тень. А ты — сущий... Но что ты сможешь сделать, когда люди будут тянуть к тебе руки, моля о помощи, а твои руки будут раскинуты по краям креста? Что?!

Молчишь... Послушай, остановись. Призови себе в помощь легион ангелов. И этот же легион будет помогать всем слабым. И не будет в мире страдания. Понимаешь ли ты, от чего ты можешь избавить мир? Кликни легион ангелов — и с тобой ничего не случится. Все это увидят воочию и больше уже не буду сомневаться в том, что ты сын Божий. И не будет на земле множества вер и распрей и крови. Дай людям убедиться в том, кто Ты такой. Докажи им свою божественность.
— Доказать, чтобы тут же потерять ее?
Теперь замолчала тень. И в этом сгустившемся молчании раздались слова Иисуса:
— Ты хочешь, чтобы я доказывал свое собственное существование? 
— Не твое. Твоей божественности, — прошептала Тень. 
— Я и моя божественность едины. Я не расколот сам в себе. Тот, кто видит меня, видит мою божественность. 

...далее - 
http://proza.ru/2012/06/24/1409


Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Суббота, 2018-09-29, 4:22 PM | Сообщение # 4
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 14145
Статус: Offline
Чистая страница

Зинаида Миркина
«Чистая страница» – одиннадцатая книга стихов Зинаиды Миркиной, значительной и самобытной русской поэтессы, в стихах которой «синтез мировой культуры органичен, как живое дерево» (Вольфганг Казак). Зинаида Миркина – автор многих книг стихотворных переводов, эссе и художественной прозы. Среди писателей, с наследием которых органично «рифмуется» творчество Миркиной, Цветаева, Достоевский, Пушкин… В числе ее переводческих предпочтений – Рильке и арабская суфийская поэзия. Выбор переведённых стихов не случаен – мистическая поэзия, обращенная к глубине бытия, кружащаяся вокруг Бога (по выражению Рильке) – основная линия всех стихотворных книг Зинаиды Миркиной.

 

Зинаида Миркина 
Чистая страница.
 
Избранные стихи
(конец 2009 – первая половина 2011)

* * *

Я снова – чистая страница,
Вот та раскрытая тетрадь,
В которой будут вновь писать
Рассветный луч, сосна и птица.
Я ничего не создала.
Я ничего не совершила.
Все завершённые дела —
Лишь только камень над могилой.
А я пока ещё жива
И всё ещё готова встретить
Новорождённые слова
И утро первое на свете.

Раздел I
БЕЗМОЛВНЫЕ ВЕСТНИКИ


* * *

И вот рассвета росчерк алый
Разросся в розовую гладь.
И высь о Боге рассказала,
Как мне вовек не рассказать.
А где-то на лесной дороге
Цветок сверкнул живым огнём
И тихо рассказал о Боге —
Не о себе, а лишь о Нём…
О Боже, сколько их сегодня
В любом краю, в любой судьбе,
Безмолвных вестников Господних,
Вещающих не о себе…
И как их весть меня тревожит!
Смысл непостижный постижим.
Ведь эта роза – ангел Божий,
Сосна – крылатый серафим.

* * *

Ликованье! Ликованье!
Это чудо узнаванья
О не ведающем тлена
Скрытом в нас Творце Вселенной;
Вот о том, что никогда
Не случится с Ним беда.
Вот о том, что суть моя —
Беспредельность бытия.
Смысл всей жизни очень прост:
Ввысь из сердца брызги звёзд.

* * *

I
Мои догадки о Тебе,
Мои внезапные прозренья,
Они даются не в борьбе,
А в полноте успокоенья.
Есть миг, когда уже во мне
Ни слов, ни знанья – тишь такая!
И в этой полной тишине
Ты мысль мою пересекаешь.

II

Пересеки меня, пересеки,
Раздавшийся внезапно голос птичий…
И всем земным законам вопреки
Бессмертный Дух меня к Себе покличет.
Так вот откуда этот сноп огня!
Один лишь зов, один лишь оклик быстрый —
И Дух Творящий высек из меня
Вот эти разлетевшиеся искры.

* * *

О нет, не просто красота.
Она – открытье, откровенье
О вечности и воскресенье.
Иначе всё, что есть, – тщета,
Надгробий наших украшенье.
Но красота – благая весть
О том, что смысл у мира есть,
Что в нас есть Божье отраженье.

* * *

I
И, может, смысл наш затаённый
Ещё откроется глазам.
Быть может, все цветы – иконы.
А ствол древесный – это храм.
И роза, и сирень, и ели
Откроют в тайну узкий вход —
И красота на самом деле
Наш безобразный мир спасёт…

II
Осенний дождь, осенний лес,
Осеннее прощанье.
И всей тоске наперерез —
Святое обещанье.
Чего?
             Мерцающая нить
Прорежет листьев свод
И вздрогнет… Вправду, может быть,
Мир красота спасёт…

дальше - https://www.stihi.ru/2012/10/14/9072


Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Суббота, 2018-10-20, 11:58 AM | Сообщение # 5
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 14145
Статус: Offline


Сфера сказочных ссылок
 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Поэтические Туманности » Зинаида Миркина
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Открыты Читальные Залы Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут!
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега