Вторник, 2017-10-17, 12:30 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

.
Авторы Сказки_ Библиотека_ Помощь Пиры [ Ваши темы. Новые сообщения · Правила- ПОИСК •]

Страница 2 из 2«12
Модератор форума: larfedlos, Constanta 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Поэтические Туманности » Мастерская Виталия Свиридова (поэзия, критика, резьба по дереву)
Мастерская Виталия Свиридова
MгновениЯДата: Четверг, 2016-03-31, 9:47 AM | Сообщение # 1
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12078
Статус: Offline
Представляю нашим авторам и читателям новое имя участника Проекта.
Поэт, художник, литературный критик из Алчевска (Донбасс)





Свиридов Виталий Виталдмис

Писатель-публицист, литературовед, поэт, мастер резьбы по дереву, скульптор...
Мастерская на Стихи.Ру

Плейкаст «Поэма "Голгофа Николая Гоголя" читает автор Свиридов Виталий Дмитриевич»



Позже здесь появится ссылка на работы Виталия в технике резьбы по дереву.
В настоящий момент готовится фотоальбом с авторскими работами.

Связанные темы
Дух Дерева и Камня




Сфера сказочных ссылок
 
БелоснежкаДата: Понедельник, 2016-10-31, 10:37 AM | Сообщение # 21
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline


Меланхолия
Свиридов Виталий Виталдмис

Свеча горела на столе,свеча горела.»
«Зимний вечер» - Б. Пастернак

Догорала свеча –
Упокоиться
Время настало.
И фитиль выгорал,
На огне
Изогнувшись устало...
И дрожа,
Огонёк - мотылёк,
Над расплавом
Горячего воска,
Выедал изнутри
Корешок
Неспособного к жизни
Отростка..
Неспособного к жизни
Никак-
Ел,.. и сам
Погружался
Во мрак.

Но, какая-то
Властная сила,
Что тепло
Источает в ночи,
На лету
Мотылька подхватила
Тонким кончиком
Новой свечи...
И в тот миг,
Невзначай показалось,-
Пламя вспыхнуло
Для торжества..

Будто в сумерках
И не осталось -
О-ди-но-че-ст-ва...


Вольный перевод текста с русского языка
на украинский язык

(Кристина Адраховская)

Свіча стояла на столі,
Вже пригасала..
Останній час її настав,
Життя збігало.
В маленькім
Вогнику
Згинався
Гніт покірно,
Вбирав гарячий віск
Помалу й безнадійно..
Скрадався в душу
Давній страх -
То пам'ять генів:
Ще мить - і стане світ
Навкруг
Жахливо-темним!

Хто-зна звідкіль
Взялась
Нестримна,
Владна сила,
Що береже вночі і вдень
Багаття крила?!..
Новою свічкою
Пломінчика
Торкнулась -
І враз
Відродження
Вогню
Самовідбулось!..

І майже
Вже душа не сподівалась...
Та від самітності
І тіні
Не
Зо-ста-лось..

© Copyright: Свиридов Виталий Виталдмис, 2009
http://stihi.ru/2009/03/08/4660


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
MгновениЯДата: Среда, 2016-12-07, 6:26 PM | Сообщение # 22
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12078
Статус: Offline
Ключи от сердца
Свиридов Виталий Виталдмис

https://www.stihi.ru/2016/09/27/11116

Раздутые в боках, крутогорбые иссиня-чёрные тучи, тяжело перекатываясь друг через друга, двигались медленно и настырно, перемещаясь с Запада на Восток. По обеим сторонам широкой автострады, до самого горизонта, задумчиво томилась в ожидании дождя испещрённая неглубокими оврагами-морщинами наполовину распаханная лесостепь.

– «М-да-а-а!.. Это не «тучки небесные, вечные странники…», – не печальная поэтическая реминисценция из школьного учебника, – здесь, скорее, невольные предвестники мирового Апокалипсиса…» – размышлял я, глядя на небесный Армагеддон, что, подобно мрачному знамению с картины Николая Рериха «Небесный бой», развернулся во всей своей стихийной силе над великорусской равниной.

– «И вечный бой! Покой нам только снится… – словно прошептал мне на ухо то ли Александр Блок, то ли Иосиф Бродский голосом Блока, – летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль…»

Нет, не «степная кобылица» мчала меня по российскому автобану, – скоростной полутораэтажный, цвета морской волны, «Mercedes Benz» резво шуршал своим многоколёсьем по серому «наждаку» сухого асфальта.

Многие пассажиры автоэкспресса – мои случайные попутчики, утомлённые долгой дорогой, безмятежно посапывали под монотонный рокот дизеля, в такт размеренному покачиванию многотонной комфортабельной «колесницы»:

Дорога, дорога,

Разлука, разлука.

Знакома до срока

Дорожная мука…

Ах, эта «дорожная мУка» от сладкой печали древнейшего кочевого инстинкта!..

Возможно, северорусский темперамент Николая Рубцова – автора «Дорожной элегии» – и не позволил ему возвысить образ «Дороги» до блоковского эпического обобщения «Русского Пути», но и, тем не менее, здесь – и «русский дух» и « Русью пахнет!..»:

И отчее племя,

И близкие души,

И лучшее время

Всё дальше, всё глуше.

Способность людской памяти, архивируя и сохраняя накопленную информацию, идеализировать прошлое, – в действительности феноменальная особенность мозга… или сознания? Я далёк от мысли отождествлять эти понятия.

Часто ли мы задумываемся над сутью избыточно-цепкого, избирательного характера людской памяти?! Над удивительным свойством её, образно оживляя тончайшие детали давно минувших событий, облагораживать и «отчее племя», и «близкие души», и «лучшее время»?!.. Не является ли этот факт прикрытой частью доказательства существования Любви, что движет Миром?!... Той самой, что по-апостольски «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… », и без которой язык не только человеческий, но и «ангельский» – лишь «медь звенящая»,… « кимвал звучащий»…

Калейдоскоп людской памяти наполнен цветными и чёрно-белыми фрагментами мнемонических свидетельств: прошлого, настоящего, и «будущего»… Люди вне памяти – не люди.

«Человек – есть память» – утверждает Паола Волкова и в качестве эвристического доказательства, великодушно отсылает нас, своих почитателей, в глубокую древность эллинской мифологии, к матери семи Муз – древнегреческой богине Памяти – Мнемозине…

До гениальности простая, ёмкая мысль легендарной ученицы Натана Эйдельмана и Льва Гумилёва сподобилась вместить в себя не только утверждение древнегреческого софиста из Абдеры, что «человек есть мера всех вещей», но и новейшую реконструкцию этого утверждения немецким экзистенциалистом XX века Хайдеггером, дерзнувшим переосмыслить ветхий постулат Протагора и провозгласить человека «мерой бытия сущего»…

Человек – есть память меры бытия сущего, главнейшим основанием которой является Любовь… Любовь – есть Дух красоты! Ныне, уже хрестоматийная, сентенция Фёдора Достоевского —«Красота спасёт мир!» – вызывает множество споров и толкований, но звучит по-прежнему как Гимн жизни!..

– «Без провозглашения духа красоты, мы будем оставаться среди ужасов смерти» – убеждал мыслящих людей Николай Рерих, подкрепляя справедливость своих слов хлёсткой выдержкой из священного ведического писания «Упанишады»: «Человек становится тем, о чём он думает»…

О чём мы думаем чаще всего?.. О чём заботы наши?.. И так ли эфемерна польза «человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем», как о том вещает Екклесиаст, сын Давидов?!..

Вспомнилась и как будто бы проползла вместе с первыми дождевыми каплями по частично тонированным стеклам огромных боковых окон автосалона подкупающая своей неприкрытостью поэтическая самоирония луганского поэта Владимира Спектора:

Выжить…

Отдать,

Получить,

Накормить.

Сделать…

Успеть,

Дотерпеть,

Не сорваться.

Жизни вибрирует тонкая нить,

Бьётся, как жилка на горле паяца.

Выжить,

Найти,

Не забыть,

Не предать…

Не заклинанье, не просьба, не мантра.

Завтра всё снова начнётся опять.

Это всего лишь заданье на завтра.

– «Да-а-а, уж!»… Прискорбнейшая иллюстрация к проповедям Екклесиаста или, иначе говоря, – к премудростям царя Соломона – царя над Израилем в Иерусалиме…

Впрочем, в благословенной эпохе еврейского могущества трёхтысячелетней давности моя мысль надолго не задержалась – она судорожно перескочила в протестантскую Голландию Нового времени, более близкого к нам XVII века. Перед глазами возникла цитата из моего юношеского дневника, взятая напрокат у «неблагодарного», хотя и гениального, потомка богоизбранного народа, – у пантеиста и религиозного вольнодумца, отлучённого еврейской общиной от церкви – Бенедикта (Баруха) де Спинозы.

В «Богословско-политическом трактате» выдающийся современник Рене Декарта провозглашает: «Подлинное блаженство состоит в размышлении и чистоте мыслей. Кто знает, что у него нет ничего лучше разума и здорового духа при физическом здоровье, тот, без сомнения, сочтёт это благо самым существенным».

Разве не здравая мысль, казалось бы?! Но!… Как говорят французы: «с помощью (но),– Эйфелеву башню можно затолкнуть в бутылку»…

Если быть последовательным и поддержать Спинозу в его умозаключении, нетрудно прийти к выводу, что примат людского разума над религиозным чувством и верой обеспечит земной цивилизации самое что ни на есть благое направление в достижение ею (ни много, ни мало!..) – уровня «высшего человеческого совершенства».

И сегодня, в XXI веке, лихорадочно опрокинувшем наземь наши детско-юношеские представления о могуществе западного технократического рационализма, не перевелись ещё люди, беременные надеждой на «светлое будущее» в сциентической упаковке... Как тут не улыбнуться крылатой фразе англиканского священника и поэта–метафизика XVII века Дж. Герберта: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»?!..

А за пределами нашего автоковчега уже «…хляби небесные отверзошася. И бысть дождь на землю…»! Потоки небесной воды с ветхозаветной яростью обрушивались на лобовое панорамное стекло кабины водителя. Несмотря на отчаянные усилия бегающих по стеклу дворников, кошмарная иллюзия видимости дороги порадовать могла разве что самоубийцу...

– «Такой ливень не бывает долгим… не Потоп же?!..» – отстранённо пронеслось в голове. Хотелось закрыть глаза и вслушиваться в шум дождя. Эту разновидность «Белого шума» кто-то талантливо определил как «музыку природы для сна». Спать не хотелось. Медитировать или размышлять с закрытыми глазами не было сил: когда из окружающей среды, в мозг, не поступают зрительные образы, начинает докучать Гипнос – так окрестили эллины бога сна.

Голову тупо раздражал ортопедический подголовник, а затёкшие от длительно-однообразного положения ноги в тесном пространстве между сиденьями каждой клеточкой своей напоминали о преимуществах езды по железной дороге, где «…тайная дума быстрее летит…», где «быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле…». Вдохновенным теплом выпорхнула из сердца «Попутная песня» – не обескрыленное до сих пор чудное создание Михаила Ивановича Глинки на слова Нестора Кукольника.

Неудивительно, что именно в дороге чаще всего зарождались великие произведения мировой культуры – в музыке, в живописи, в литературе… Движение тела потворствует движению мысли! Неважно, кто первый подарил миру знаменитую фразу «Via est Vita» – «Дорога – это жизнь!» Для воплощённого творца «Дорога» – это всегда «Путь к самому себе»... Даже если, в недобрый час, пригрезится художнику желание уйти от самого себя, – в своих творениях, Он неизбежно возвращается к людям… собственной персоной.

Кто породнил нашу жизнь

С дорогой без конца?

Только любовь, только любовь.

Кто повенчал в этом мире

Песню и певца?

Только любовь, только любовь…

Не обременительные для памяти, проникновенно-мудрые строки поэтессы Татьяны Калининой, органично увязанные с музыкой в песне «Дорога без конца», «лёгкой рукой большого мастера» Сергея Баневича, исполнились с предельно выразительной силой тенором-альтино Альбертом Асадуллиным в биографическом фильме «Никколо Паганини». Историография жизни и творчества легендарного маэстро, неподражаемого скрипача-виртуоза и композитора, – не просто тернистый Путь к самому себе, – это сгусток драматических коллизий в судьбе гения, загнанного людским эгоцентричным злом мирских обстоятельств на «Via Dolorosa» – «Путь Скорби» и после смерти…

Да и сколько их, самых Великих из смертных, сужденных стать на этот кармический Путь за своё неистовое дерзновение отрешиться от столбовой дороги накатанных традиций и предпочтений, или хотя бы невольно повлиявших на естественный ход общественного развития, в границах «планетарной истории»?! Гениальность немногих дорогой ценой оплачивается всем миром. Однако же, и Мир, может быть, благодаря исключительно жертвенному пути своих одержимо-сумасшедших собратьев-еретиков, не оказался ещё «Пикником на обочине» космической эволюции!

А что же Екклесиаст, для которого «все дела, какие делаются под солнцем… всё – суета и томление духа»?.. Суммарный (мистический и практический) опыт «Проповедника» не является ли гордиевым узлом двойственности людской природы, не имеющей компромиссного разрешения в конфликте приоритетов: духовного (сугубо божественного) и материального (сугубо физического)?!..

Меня всегда удивляла непогрешимая точность формулировок в Священном писании! Не случайно же Еклессиаст акцентирует наше внимание не вообще «на делах» людских, но именно на делах, «какие делаются под солнцем». Разве и так не понятно всем, что о земной жизни без солнца говорить не имеет смысла?! И, тем не менее, – проповедник прямо указывает на « конечный по своей природе» астрофизический источник света и тепла, с коим в сознании людей только и пребывает жизненная сила и благополучие на Земле, среди пространства чуждой Вселенной, «среди вечного мрака и пустоты»!

При осмыслении «Еклессиаста» противоречивость чувств рассеивается в контексте всех 77 книг, входящих в «Библию» по православному канону. Священный Соломон показательно остро проводит границу между «жизнью вечною в Боге» и жизнью земной, преходящей – «во плоти»…

Разве мы не помним из первых глав стихов «Бытия» загадочную для неискушённого ума последовательность Творения всего Сущего?! Разве не обратили мы своего внимания на то, что Бог –есть Дух и что именно в «первый день» «отделил Бог свет от тьмы»?!… И, надо понимать, что «Свет», отделённый от Тьмы, не исходил от разогретого до неимоверной температуры некоего физического тела – не было ещё тел… И только на "четвёртый день" «создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды…» …

Для неуёмной людской фантазии пустяшное дело — воссоздать модель разверзнутой бездны в ретроспективе бесконечного Времени, между Светом первичным, божественно отделённым от Мрака, и вторичным светом, излучаемым астрофизической природой раскалённой плазмы. Опосредствованное подкрепление этой гипотезе обнаружим мы и в «Откровении Святого Иоанна Богослова»: « …И ночи не будет там – (у престола Бога для праведников) – и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их…»

..продолжение ниже


Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Среда, 2016-12-07, 6:26 PM | Сообщение # 23
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12078
Статус: Offline
...продолжение

Людской Ум напоминает мне волшебную палочку, у которой один конец удерживается рукой физической природы, другой конец её обращён, как стрелка компаса, – в необъятное мироздание, к сокровенным тайнам Божественного бытия. Моё, крайне ограниченное, представление о природе Божественного Света невольно подталкивает моё любопытство в сторону иной крайности – различного рода эффектам и открытиям, обнаруженным за последние сто лет в области релятивистской и квантовой физики, в науку исследования частиц, что движутся со скоростями, сравнимой со скоростью света. Зачем-то вспомнился ошеломляющий фрагмент статьи из толстого научно-популярного журнала об открытии «эффекта Черенкова – Вавилова» в 30-х г. прошлого века. Должно быть, отозвалось созвучие темы: «…обобщив свои наблюдения, Павел Алексеевич Черенков обнаружил, что свет излучается не фотонами – квантами света, а быстрыми электронами, двигающимися со скоростью, превышающей скорость света, в прозрачной, более плотной, чем вакуум, среде…».

Ну что ж, пусть это будет художественно-декоративным штрихом в моих рассуждениях дремучего дилетанта о возможности «холодного люминесцентного» свечения особой среды, в неведомых областях сверхвысоких энергий…

Дождь мало-помалу затихал. Кое-где через причудливую конфигурацию разлохмаченных ветром туч несмело проглядывали солнечные лучи, перемежаясь с лазурной мозаикой небесного свода. Ехать стало веселее! Пытаясь хоть как-то разрядить утомляющую многослойность навязчивых мыслей, я подумал о музыкальном приложении в моём смартфоне...

Из стереофонических наушников, подключённых к «Мотороле», музыка «не потекла» в моё сознание, подобно электрическому разряду прошила она мой спинной мозг и разошлась по всему телу четырьмя мощными громоподобными форте… Знаменитое, потрясающее Начало 2-го концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова!..

Я не могу без слёз слушать эту неизмеримой глубины русскую Поэму Божественно-Человеческого Откровения…

Как-то один мой давний приятель, неофит русской православной церкви, от природы милый, отзывчивый человек, с лукавой улыбкой, заглядывая мне в глаза, спросил: «А ты переживал ли когда-нибудь, состояние катарсиса?!»… Вопрос был задан в риторическом тоне, в контексте нашего разговора об искусстве, о музыке, о светской и церковной жизни, о значении для духовного роста православного христианина Таинства Святого Причастия…

Помнится, я промолчал тогда. Было видно, что моему собеседнику на исповеди перед причащением не пригрезились слёзы духовной радости. Но было видно и другое: неоднозначный феномен «унижения эгоистического "Я"» на фоне возвышенного переживания встречи с духовным «Я» соотносится, моим другом, исключительно с религиозным чувством в лоне церкви. А ведь есть ещё и «волшебная сила искусства»?!… Мне показалось неуместным смещать акцент из области религиозной ортодоксии в область индивидуальных творческих спекуляций…

Но акцент ведь уже обозначен, и давно!.. Многие сотни лет тому назад, правда, под несколько иным углом преломления, в первой главе Первой книги Моисеевой «Бытие» записано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;..»

Разве не однозначно сказано: Творец сотворил человека не тварью косно-бездеятельной, но человеком-творцом?!.. Следовательно, онтологически сущностные принципы «Процесса Со-Творения» в границах Природы Божественного и в границах Природы Человеческого должны сохраняться, быть также подобными…

Впрочем, дело не только в том, что религиозное экстатическое состояние верующего в чём-то сродни экзальтированному состоянию художника, – в широком смысле «творца», – в минуты его наивысшего вдохновения. Моя «еретическая» точка зрения заключается в том, что понятие «Художник, в самом широком смысле», сливается с понятием «Священнослужитель», – не фактом профессиональной принадлежности к особому клану избранных людей, но высоким счётом специфической особенности избранного «Духовного пути» к одной и той же цели!..

«Тренировка души гармонией – только средство и путь, а цель – обретение веры» – этот, в высшей степени показательный, тезис сформулировал «один из лучших поэтов XX века» – Борис Авсарагов.

Надо полагать, не случайно проблемы соотношения искусства и религии занимают умы уже не одного поколения серьёзных исследователей в области истории и искусствоведения…

Нет, я никоим образом не хочу оскорбить или покуситься на религиозные чувства кого бы то ни было!.. Я так же далёк от беспринципной подмены понятий в приоритетах главенствующих ролей на ниве пересечения Веры и Творчества…

Но разве существуют разумные доказательства того, что «частное людское» проявление «свободной воли» или суммарная ёмкость таковых проявлений может быть важнее Божественного Принципа «многообразия и единства Всеобщего»?!… Разве противная точка зрения не разрушает логику Живой взаимосвязанной Структуры «Организма» Самого Создателя, по образу и подобию коего мы созданы?!..

А тем временем набегающий поток встречного воздуха слизал уже своим «шершавым языком» последние следы дождя на оконных стёклах. Распогодилось. Освобождённый от психологического напряжения водитель вывел наконец-то своего технологического коня на крейсерскую скорость. Моё внимание привлекла стремительно пробегающая мимо обочина дороги, вернее, многокилометровое ограждение вдоль трассы в виде приподнятого над землёй, выкрашенного в белый цвет, стального рельса. В отличие от мелькающих на стеклянном экране бокового панорамного окна кустарников и деревьев — белый рельс, слегка вздрагивая, призрачно и неподвижно висел в воздухе: одно из проявлений оптической иллюзии – стробоскопический эффект, удивительное свойство нашего зрения, вернее, нашего мозга.

Иллюзии и реальности людской жизни так тесно взаимосвязаны и переплетены, не людской (не машинной) логикой Творца, в единое целое, что, пытаясь осмысливать «все тяжкие сознательные и неосознанные…», — как не впасть в отчаяние «при виде всего того, что совершается дома»…

В эоны лет уходят Пути людские в поисках «золотого ключика» от потайной дверцы к Счастью, сокрытой под живописным холстом Иллюзии, что зовётся Жизнью… И, кажется, уже все пути исхожены, дороги пройдены: и вдоль, и поперёк, и по кругу… и только едва-едва начинаем мы осознавать банальную порочность наших безумных поисков и суетных изысканий вовне. Много слов сказано о «Сердце», но не глубоко ещё проникла наша мысль в сакральное содержание этого органа, посредством которого только и осуществляется тончайшая Связь с Высшим.

Не имеющий материальной цены «генератор чудесной связи» каждому дан в рассрочку на величайшем доверии… во имя осуществления Пути друг к другу и к самому себе в лоно «утраченного Рая». Сердце – магнит Света!

Каждая благая мысль, светлая радость, творческая находка во имя прекрасного, всякая общечеловеческая точка зрения, необычный оптимистический ракурс мысли художника в построении визуального или вербального сценического образа при создании своей индивидуально-неповторимой модели мира – есть сердечное движение людей во имя Любви, часто неосознанное, — друг к другу, и «к самим себе»…

Может быть, по святой наивности подумалось мне: недалеко то время, когда возводимый на фундаменте высокой культуры Светозарный Храм Духа и Красоты будет способен вместить в себя не сотни и тысячи творцов-подвижников, но сотни и сотни миллионов людей, жаждущих высокого культурно-энергетического обмена на бесконечном пути Вселенской эволюции…

За окнами начинало смеркаться. До конца моего маршрута оставались считанные часы, минуты… За окнами уже мелькали тени знакомых очертаний близкого моему сердцу ландшафта…

Жизнь — до конца не осмысленный, короткий пунктир долгой дороги в неизвестное… Жизнь продолжается...

Виталий СВИРИДОВ,
член межрегионального Союза писателей,
лауреат литературной премии им.Б.Горбатова;
лауреат литературной премии им. Вл. Даля.

© Copyright: Свиридов Виталий Виталдмис, 2016

********

Добавлю одну из многочисленных рецензий на публикацию этой глубокой статьи-размышления...

Рецензия на «Ключи от сердца» (Свиридов Виталий Виталдмис)

Дорогой Виталий! "Ключи от сердца"- метасюжет,объединивший совокупность философских и иных воззрений, это сюжет из произведений различных авторов, но подчинен единству авторской позиции в раскрытии модели Мира. Тонкая материя повествования через поэтическую аллюзию, смутное воспоминание , через отголосок перекликается с платоновской реминисценцией. Вообще, автору эссе Платон и друг, и вечный собеседник, и откровение природы человеческой души. Выстроенная модель функционирует гармонично, она в преодолении дороги , становится преодолением Пути...Своего рода организованный контекст в виде структурированной истории.
В великолепном тексте прописаны простые людские радости. Они в любви и взаимопонимании. Они в тревоге за мир, хрупкость которого надо отстаивать каждом мгновением борьбы. И конечно, великим словом Поэта! Особо ярки размышления о поиске счастья , вернее "от потайной дверцы к Счастью, сокрытой под живописным холстом Иллюзии, что зовётся Жизнью…
И, кажется, уже все пути исхожены, дороги пройдены: и вдоль, и поперёк, и по кругу… и только едва-едва начинаем мы осознавать банальную порочность наших безумных поисков и суетных изысканий вовне. Много слов сказано о «Сердце», но не глубоко ещё проникла наша мысль в сакральное содержание этого органа, посредством которого только и осуществляется тончайшая Связь с Высшим."

Эссе заслуживает самой высокой оценки. Язык претерпел заветную эволюцию, он обрел форму живого рассказа, в нем выкристаллизовались философские воззрения в доступной для читателя форме, которого порой "пугала" информационная насыщенность текста и ставила в затруднительное положение. Но и сейчас, без словаря "Ключи от счастья" подобрать не просто.Таков философ и поэт, художник и скульптор Виталий Свиридов.

Я рад за тебя искренне и по-доброму!

С уважением,ИВ.

Владимир Иксанов 08.10.2016 19:25


Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Воскресенье, 2016-12-18, 12:51 PM | Сообщение # 24
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12078
Статус: Offline
Ко Дню Независимости Украины...
Свиридов Виталий Виталдмис

Проходит август. В комнате темно.
Гляжу, как будто из-за рубежа,-
В надземный мир распахнуто окно
На высоте шестого этажа.

Внизу повис на кронах тополей
Дождливый сумрак городского лета...
Сезонный Рай для местных "королей"
Под крышей суверенитета;

Для прочей челяди-полярная зима,
Да рюмка
"оковитої",
чтоб не сойти с ума...

ЧуднЫ несообразности людские...
Ум с Разумом не мирятся никак;
Видны
сквозь тучи
вспышки грозовые,
А между вспышками,
как бездна - полный мрак!

Поторопись, Гроза - Царица ночи!..
Да так!.,
чтоб к небу обратил глаза
Власть
предержащий люд,
и всякий прочий,..
Чтоб миром всем
не лечь под образа.
Благослови забытую обитель,
И в душах скверну выпали дотла,..
Чтоб поутру
проснулся
каждый житель,
А суть его возвышенной была!

24 августа 2011г. г. Алчевск

Россия
Свиридов Виталий Виталдмис

"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить."
Ф.Тютчев.1866г.

Россия - это не территория,
Не государство,
Не нация...
Россия - это вершинный Дух,
Восходящей к небу
Цивилизации.

Это - домотканые
Алые паруса,
Наполняемые ветром
С Востока...
Это – планетарная
Взлётная полоса,
И потребность взлететь,..
Чтоб летать
ВысокО и далЁко.
Это – вечный раздор
Между чувством
Тончайшим и плотским...
Это – бунт и раскол
Между девственно - чистым
И скотским;
Это – страх,
Это – кровь,
Это – боль,..
До искусанных губ,
До отчаянья...
И бескровных семей
Перекатная голь,
И смиренных пророков
Изгнание!..
Это – матерность слова
И мерзость плевков
От хулителей злобных,
Ушедших в бесславие;
И святая печаль,
Что в глазах стариков
За поруганное Православие!..
Это – Промыслом Божьим
Начертанный путь...

Через тернии к звездам –
Широко не шагнуть!

© Copyright: Свиридов Виталий Виталдмис, 2007

А это видео в подарок теме - декабрь 2016 г.



Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Четверг, 2016-12-29, 11:37 AM | Сообщение # 25
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1931
Статус: Offline
 
ТанецДата: Вторник, 2017-01-24, 11:55 AM | Сообщение # 26
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1931
Статус: Offline
Когда надоедает суета
Свиридов Виталий Виталдмис

Когда надоедает суета,
Я погружаюсь в мысли, как в блаженство.
И пусть мне далеко до совершенства
Того, что мог достичь в мои лета.
Но с каждым новым днем
Священнейшего действа
Я ухожу все дальше… от скота.

© Copyright: Свиридов Виталий Виталдмис, 2007
http://stihi.ru/2007/11/14/3006

Из отзывов
Блестяще, Виталий! Учителя человечества говорят: "Мы и есть то недостающее звено между животным и человеком, которые безуспешно ищут ученые." Только человек умеет мыслить, этим он и отличается от животного. Но и мыслить надо учиться: пока в большинстве своем мы принимаем за собственные мысли те, которые получаем извне - ТВ, газеты, литература, образование и т.д., но это еще не говорит о том, что мы мыслим, мыслим сами... Очень рада за Вас! С Радостью Созвучия и благодарностью Сердца, Лариса

Лариса Довгаль 25.10.2010



 
БелоснежкаДата: Пятница, 2017-03-03, 9:13 AM | Сообщение # 27
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline
Со страницы автора.

http://stihi.ru/2017/02/17/10504

Дорога твоя не кончилась!..
Свиридов Виталий Виталдмис

-В.Симунину-


Встань!
Дорога твоя не кончилась,–
Впереди ещё долгий путь...
Прикуси свои губы злее,
Чтобы к жизни
себя вернуть.
Распрямись,–
Пусть хоть небо
рушится,–
Через боль,
через страх,
через Ад!..
Если ноги
устали слушаться,
Кто же в этом
теперь виноват?!
Если пробил твой час
не вовремя,
И некуда отступать,–
Не труби «отбой»,–
Только боем
Можно
прочность свою
испытать!
Отстрани острозубие смерти,
Даже если ладони в кровь…
Поднимайся,
а если падаешь,–
всё равно,
Поднимайся вновь!..

Слышишь, встань!..
Здесь дорога не кончилась,–
Впереди ещё долгий путь…
Прикуси свои губы злее,
Чтобы к жизни себя вернуть!


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
БелоснежкаДата: Пятница, 2017-05-19, 10:30 PM | Сообщение # 28
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline
Грядым во благо
Свиридов Виталий Виталдмис

Вступительная к сборнику Ивана Нечипорука «Осколки»

Об особенностях поэтической лиры Ивана Нечипорука мне уже доводилось высказываться не единожды – и в многочисленных спорадических отзывах на стихотворения горловского поэта, опубликованных на страницах литературного портала «Стихи.Ру» и в рамках основательной прелюдии «Живу тревожною любовью» в качестве вступительного очерка к его авторскому сборнику «Немолчание», изданного приложением к литературно-художественному журналу «Пять стихий» в 2015 г. в Горловке.

Нынешняя книга, которую держит в руках читатель, содержит в себе сто сорок шесть стихотворных работ под общим названием «Осколки». Пять тематических разделов её – «Непостоянство бытия», «Театр бытия», «Оскалившийся мир», «Смывая накопившееся зло» и «Грядым во благо» – по существу своему являются продолжением темы экзистенциальной драмы, рельефно обозначенной в поэтической исповеди «Немолчание», упомянутой выше…

Несмотря на отсутствие заглавий у большинства поэтических работ, всё же идеостиль Ивана Нечипорука безусловно узнаваем, благодаря, может быть, не столько смысловой и эстетической организации самих безымянных текстов, сколько исключительно скоординированной совокупности этих работ с семантикой заглавий стихотворных циклов, тематических разделов – в сообразности с метатекстом (именем) той или иной авторской книги: «Сделать первый шаг. 2004г.», «Автографика. 2006г.», «Трудоприношение. 2009г.», «Вопреки. 2010г.», «Каждым нервом. 2012г.», «Синегория.2014г.», «Немолчание.2015г.», «Осколки. 2017г.»…

«Многозначительность первого слова» у Нечипорука становится главнейшим аспектом авторской модели мира, в фокусе которого сконцентрирована как «чудовищно уплотнённая аббревиатура текста» – (если воспользоваться образным выражением известного филолога Виктора Петровича Григорьева), – так и жизненная позиция самого автора.

Не случайно краткой аннотацией на титульном листе книги поэт предусмотрительно и недвусмысленно нацеливает внимание читателя на «переосмысление художественных архаических образов и символов в условиях современного мира, с привязкой к определённой земле – Донбассу».

Надо сказать, что сама поэтика Ивана Нечипорука за последние три неполных года военно-политического конфликта в Украине (Донбасс 2014-2017гг.), заметно сместилась в область непоэтической функции за пределы чистой поэтики – от «полёта светлой птицы» («Светло в моей душе») до «дремучей злобности войны» – в иное этико-социальное измерение, «до власти злобности и гнева…», в мир «унизительной опричнины» в контексте гражданского противостояния, попирающего всякие мыслимые этические нормы гражданского благоразумия.

Этот факт «спектрального» смещения, безусловно, не мог не повлиять на характер узнаваемости художественно-поэтических символов, поэтических образов и смыслов… Прежняя нечипоруковская недвусмысленность и «открытость» языка, утончённая стилистическая непосредственность в ряде случаев ныне значительно преобразились, уступив место невольной зашифрованности образа или явной его адресной завуалированности, переходящей в своеобразный изящный гротеск. Многочисленные примеры тому можно обнаружить в стихо-творениях: «Разлетелась осень на лоскутья…», «Ухожу от ответа», «Предапрельское», «Метеорит рисует штрих в ночи», «Время наступает бессердечно…», «Как в мышеловку угодил», «И снова я низринут с неба», «Инойе», «Свет стал немым», «Последний довод шоколадных королей», «Из болотной чёрной тины…»…

Симптоматичные метаморфозы стилевой и образной архаики в поэзии Ивана Нечипорука, эти узнаваемые черты реконструкции художнического сознания, обнаруживающие себя, как правило, в динамике того или иного общественно-исторического процесса на изломах преобразования общественных отношений, – можно перечислять и далее… Однако, эта очень широкая и многослойная тема исследования эволюции творчества в литературе и искусстве не входит в задачи и границы скромных возможностей автора настоящей статьи.

Тем не менее, касаясь жизненной гражданской позиции Нечипорука, в калейдоскопе поэтической криптографии, даже невооружённому глазу заметна динамика преображения личностно-поэтического сознания у горловского поэта…

Кажется, что лирический драматизм клишированных чувств поэта, усиленный рифмо-убедительной строкой, по большому счёту не достигает высоты выражения истинной боли его надорванной страшными военными перепитиями души, о которой можно лишь догадываться, перелистывая страницы книги… Слово – не вполне совершенный инструмент для выражения невыражаемого, несказываемого…

Я Господа о Родине молю,

В своей тоске от муки обессилев.

Меж двух огней застыл я на краю.

Я Украину искренне люблю!

Но как могу я не любить Россию?!

Или: Время сучится в суровую нить,

Солнце войны, как горящий сестерций,

Этим огнём никому не согреться,

Кровь на руках никому не отмыть.

Пепел Донбасса стучится мне в сердце!

Боли река разделила навек–

Мир разорвала на две половины,

Век перерезал судьбы пуповину…

В наших воззреньях огромный разбег,

Мы не вернёмся к тебе Украина!

Нет, не случайно обращает на себя наше внимание, акцентуированное усиление личного местоимения множественного числа «мы» в противовес индивидуально-личному «я»!.. Поэт таким образом бессознательно смещает фокус гражданской позиции из системы ценностей индивидуалистов-западников в систему ценностей людей, традиционно связанных общинной психологией своего Рода…

Ярко обнажённая сущностная «родовая травма» самоосознанного и реализованного горняцкого интеллигента из Донецкого Края – не частная драма личности с внезапно травмированным чувством национально- гражданского равновесия… Это обобществлённо-персонифицированное выражение Оптимистической Трагедии, самозабвенно возвышающейся над эфемерным приоритетом мифической монокультуры «избранной» нации на необозримых пространствах славянского мира.

Общинность, Соборность, Смиренность и Добротолюбие – традиционные добродетели русского православного мира. Иван Нечипорук – Поэт безусловно Правильного пути:

Мне волненье в послушанье,

Но сквозь боль и неуют,

Слышу я, как клирошане

Херувимскую поют –

На пожар моих желаний

Благостное Слово льют.

Или:

Срывается звезда с небес

И пропадает за холмами, –

И оглашается весь лес

Поющими колоколами.

На сердце просто и светло –

От ощущения покоя…

Уходит из души всё зло

Тугой, как олово, слезою.

Конечно же, читатели – как друзья, так и недоброжелатели поэта, наверняка найдут у него то, что более соответствует их духовному содержанию… Каждому – по уровню его понимания! Я поймал себя на мысли, что книга Вани Нечипорука «Осколки» всколыхнула в памяти моей, детством отдалённую, смутную реминисценцию из сказки гениального (всех времён и народов) Ганса Христиана Андерсена:

«… Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их – занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала…

Он никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось,– слово «ВЕЧНОСТЬ»…»

И ещё: «…Герда заплакала; горячие слёзы её упали на грудь Кая, проникли в сердце, растопили ледяную кору, растопили осколок…. Осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и обрадовался… оглянулся вокруг: – Как здесь холодно, пустынно! И он крепко прижался к Герде. А она смеялась и плакала от радости... даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева». Как говорится:- "сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!"

На этой же возвышенной октаве завершающей строфой благовестно звучит заключительный раздел сборника – «Грядым во благо», т. е. «ниспосланный свыше на добро»:

Полетят по небу знаки,

Руки-реки задрожат,

Город, отдирая накипь,

Не желая жить во мраке,

Верит в славный урожай…

Из воронок рвутся маки

В руки добрых горожан.

Воистину – «Грядым во благо» и во утешение!

Виталий СВИРИДОВ,
член Межрегионального союза писателей,
лауреат литературной премии им. Бориса Горбатова,
лауреат литературной премии им. Владимира Даля
http://stihi.ru/2017/05/14/3493


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
ТанецДата: Воскресенье, 2017-06-04, 7:58 PM | Сообщение # 29
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1931
Статус: Offline
Виталий Свиридов

На письма
Нет
Ни времени,
Ни сил;
А ведь писал
И за других бывало.
Теперь, хоть самому
Кого-нибудь проси...

И только для стихов
Меня не убывало...

Лишь для поэзии
Свободен я всегда:
И днем, и ночью,
При любой погоде...
“Беда зависимости” -
Скажут ...
Да, беда!..
Но, к счастью,
Не совсем, а вроде...
Она сродни любви,
Что не дает пропасть;
И сила в ней
Вселенская,
И Власть!..

Как тонкий элемент
Внутри породы,
Что грубым натиском
Машин
Не разрушим,..
Она –
Сокрытая гармония
Природы
В открытости
Гармонии души!

***

Поэтический перевод с русского языка
на украинский язык (Любовь Цай)

Нема ні часу
На листи,
Ні сил.
Писав
За інших –
Навіть так бувало.
Тепер хоч сам іди
Когось про це проси...

І лиш для віршів
Сил не бракувало...
Лиш для поезії я вільний.
Серця жар
Вдень і вночі
Віддати їй волів би...
«Тягар залежності», –
Прокажуть ...
Так, тягар!..
Ще втіха,
Не цілком, а ніби...
Любові сила в ній,
Не дасть упасти ниць,
І сила в ній
Вселенська є,
І Міць!..

Як невловиме щось,
Тонке в породі,
Що встоїть навіть
Перед натиском
Машин...
Вона –
Прихована гармонія
Природи
В відкритості
Гармонії душі!
http://stihi.ru/2007/11/22/2808
 
MгновениЯДата: Воскресенье, 2017-08-06, 6:11 AM | Сообщение # 30
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12078
Статус: Offline
Лечу на Свет, где Истина и Бог...
Свиридов Виталий Виталдмис

Вступительная статья к поэтическому сборнику
Михаила Панкратова "Осенний свет"


…ЛЕЧУ НА СВЕТ, ГДЕ ИСТИНА И БОГ!

Широкая крона более чем сорокалетнего поэтического древа Михаила Панкратова многомерна, многоветвиста и многолиственна, с характерной конфигурацией безусловных признаков истинной поэзии.
Один из них– самый неоспоримый признак, – если воспользоваться сентенцией Вадима Валерьяновича Кожинова, известнейшего советского литературного критика-шестидесятника, – это «способность вызывать ощущение самородности, нерукотворности, безначальности стиха…».

Справедливости ради заметим, что «профессиональный делатель поэтов» – (так о В.Кожинове отозвался литературный критик и поэт Кирилл Анкудинов из Адыгеи) – в своё время не обнаружил в поэтических строках неискушённого литературным опытом Михаила Панкратова признаков самородности, нерукотворности и безначальности…

Такое случается «иногда» и в истории литературы, и в истории изобразительного искусства, и в науке, и в технике, и… в быту; «несть пророка в отечестве своём». Не в оскорбление было сказано: – «Смешон суд человеческий»!..

Нет, не за мытарства души, и не во славу врождённого упорства или упрямства, а равно и жадного усердия в суете преодоления препятствий заслужил поэт Михаил Панкратов искреннее и глубокое почтение многочисленных ценителей поэзии.
Не за красочную словоохотливость и назойливое суемудрие удостоен он чести немалых писательских наград: золотой медали Есенина, литературной премии им. Чехова, памятной медали Грибоедова, и, наконец, главной духовной оценки своего творчества, столь престижной, сколь и редкой, – премии Всемирной Академии «XXI Век от Рождества Христова», – за православный поэтический цикл, наиболее ярко и масштабно воплощённый в отдельном авторском сборнике, изданном в 2002 г. с бронзово-звучным названием «Царь–Колокол».

Относительно недавно ушедший в мир иной друг и литературный сподвижник Михаила Панкратова, по-своему бескомпромиссный в суровости своей и мало щедрый на похвалу, — большой русский поэт Борис Щербатов, признался однажды:
«Поэма Михаила … «Царь–Колокол» – это, на мой взгляд, самое выдающееся произведение в русской поэзии последних десятилетий нашего тревожного времени».

В творческом активе материализованных панкратовских идей на сегодняшний день – четыре поэтических сборника, изданных в разные годы: «Царь-Колокол (2002 г.)», «Лебедь белая (2007 г.)», «Река времён (2010 г.)», «Правый берег (2011 г.)»…

Ряд стихотворных работ поэта нашли своё достойное место на страницах хрестоматии по русской литературе для чтения в средней школе – в лоне ярких имён классиков и современников, создателей и хранителей родного литературного языка.

Подобно реликтовой редкости, вроде озёрной линзы чистой живой воды, посреди едко-солёного безбрежного океана литературного постмодернизма (конца XX в.– нач. XXI в.) с его ярко выраженной эклектичной взвесью вульгарно-брутальной демократичности, благополучно существует вне ассимиляции с пошлым нигилизмом и циничными проповедями «не помнящих родства» — неискажённо чистое поэтическое Слово!.. Слово народное, исповедальное, в полноте своей чудом уцелевшее, могучее русское Слово, обогащённое в том числе и сердечными усилиями нашего современника, крепкого русского поэта из подмосковных Люберец, – Михаила Панкратова.

Говоря о «сердечных усилиях поэта», не могу удержаться от соблазна, чтобы не привести в качестве достойного ментального подкрепления ёмкую боговдохновенную мысль, обнародованную некогда незабвенным богословским писателем, мучеником – протоиереем Русской православной церкви Александром Владимировичем Менем:
«…Это трудно, это даже мучительно – взять и выставить своё сердце напоказ. Но это одновременно приглашение к дружбе, приглашение к Любви. И величайшая радость для художника – быть понятым. Значит, протянутая рука была встречена другой протянутой рукой и принята…
Творец должен творить!.. Пока мы дышим, мы должны творить, и это творчество может быть самым разнообразным, и, самое главное, творчество – это созидание своего духа. Это вечное творчество. То, что написано на холсте, на бумаге, – это только знак того, что произошло у вас в сердце».

Да, – именно Акт «Созидания своего духа» в Сердце, – возможно, это и есть высшая сакральная Тайна, настоянная не на «средстве Макропулоса», а на соках, не загнивающих в Вечности корней от Божественной мудрости. Тайна, отравляющая безмятежный покой (in Different Languages) ленивого людского ума неразрешимыми вопросами о причинах бытия сущего?!…
Однако, как горько иронизирует Михаил Панкратов, в одном из своих обращений к женщине:

Трудней всего даётся пониманье
Занятий, не дающих ни гроша…

И всё-таки, «Творить – значит, умерщвлять смерть» – пытается внушить своим многочисленным читателям – уже более 70 лет литературный гений Франции, высокий идеалист и мечтатель Ромен Роллан в десятитомном романе «Жан-Кристоф»…
Другой литературный гений из Австрии, той же, обвенчанной со смертью, эпохи, – Стефан Цвейг, – подхватывает эту не вполне христианизированную мысль и высоким голосом своим выталкивает её на орбиту октавой выше: «Творчество – провозглашает он,– смысл жизни и тайна жизни, зерно из зёрен»...

В хоре высоких литературных авторитетов самооценка поэтического творчества Панкратова не является абсолютно выверенной и безупречной, но она не является и плоским выражением незрелой самоидентификации автора, настоянной на дурмане самообольщения, коим бывает пропитана автобиография иного стихотворца…
Поэт обнаруживает суть собственного предназначения (не в игре, не в баловстве, не в эффектно-цирковой формальной эквилибристике слов), но…в поисках пути к самому себе «изначальному»!

Возвращаюсь к истокам, к началу вещей,
Прохожу эту азбуку света:
Без нелёгкой судьбы и бессонных ночей
Не бывает в России поэта! («С привкусом полыни… »)

Исповедально-автобиографическая, с неподдельной толикой эпической грусти искренность, оценивающая себя изнутри, и в контексте всеобщего – симпатически подкупает!

Для светлой души Михаила Панкратова, иной раз на досуге подверженного исконно-природному свойству русского человека – «всласть поразмышлять», – (скажем: поразмышлять о волновой природе поэтического феномена…, или об особенностях мироощущения в лирике Фёдора Тютчева в сравнении с лирикой Афанасия Фета…), – истинная Поэзия, всегда выше самой личности избалованного славой любимца Муз. Поэзия для Панкратова – Нечто с высоты «звёздной реки», лишь тенью своею великодушно нисходящее на людское поприще земного и временного!..

В чутком предвкушении очередного благоволения «свыше» душа поэта переживает предстартовую лихорадку, как сладостное мучение «огненной одержимостью» …подобно той, что наполняла «Болдинскую осень» гениального Пророка Русской цивилизации.

Несмотря на своё, в некотором роде профессиональное крещение двумя стихиями – «Водной» (четыре года службы гидроакустиком в подводном флоте на Тихом океане), и «Воздушной» (пять лет учёбы в московском авиационном институте – МАИ) – всё же самая свободная и желанная панкратовская стихия – «Поэзия», и «эта пятая стихия – как её остроумно обозначил вечной памяти поэт Игорь Царёв, для Михаила Панкратова – просторней остальных стихий».

Но бывает, что звоны стоят, не дыша,
Нет стола – только место пилоту.
Значит, в звёздной реке отстоялась душа
И меня приглашает к полёту!
С высоты мне видней, я с подобным в ладу –
Лебединая песнь не пропета.
Я такие ветра у судьбы украду,
Где поэзия – больше поэта! («С привкусом полыни»)


«Где поэзия больше поэта!» – пронзительной строкой цитированного мною восьмистишия Панкратов интуитивно обнажает ещё один из отличительных признаков поэтической состоятельности…

Просматривая и переосмысливая материал будущего авторского сборника (пятого по счёту в череде опубликованной творческой наработки Михаила Панкратова), я поймал себя на ощущении приятного волнения, порождённого, видимо, благодатностью плодоносного тепла зарождающейся книги, – тепла, излучаемого сердечными откровениями зрелого мастера.
Из этого ощущения возникла длинная цепочка ассоциаций, отдалённых реминисценций, логических параллелей и воспоминаний…на базе личного и привнесенного из общемировой культуры опыта, всего того духовного наследия, на чём неизбежно возвышается писательская гегемония всякого уважающего себя литератора…

Творческая зрелость не возникает механически из «энного» количества рутинной работы, порождённой субпринципом «…от Себя, и чем больше – тем лучше!..». Работа зрелого мастера, – это многотрудный длительный путь согласования внутренней гармонии индивидуальной души с Гармонией Всеобщего порядка – в тех или иных слоях мировой культуры.

Не улетучивается из памяти доведенная до блестящего афоризма мысль «одного из лучших поэтов ХХ в.» – ( по справедливой оценке поэта Сергея Ныркова) – Бориса Авсарагова: «Тренировка души гармонией – только средство и путь, а цель – обретение веры».

И действительно, в известном смысле жизнь творца, художника – есть строительство внутреннего Храма (сокрытого от дотошных инакосуждений ), фундамент коего закладывается в пору молодого избытка несублимированной энергии и дарованных природой сил, когда творческая активность брызжет через край, а личностный авантюризм готов к любым испытаниям.
По возрастному истечению творческих потенций, когда желанная цель удовлетворена, (или, напротив,– не достигнута) – содержание активно действующих приоритетов освящается иным смыслом и качеством – по Вере!..

На исходе восьмого десятка лет нерукотворный Храм души Михаила Панкратова наполнен Светом внутренней молитвы и Музыкой, – музыкой преображённой поэтической лиры – чистой, тихой, возвышенно-красивой осенней лирики:

Призадумалась поздняя осень,
К ручейку подошла отдохнуть.
Намочила короны у сосен,
А воды-то пичуге по грудь!
Облаков напряжённые спины,
Ветхий домик от прежних жильцов,
Красный локон поспевшей рябины
И – лицо. Но какое лицо!
Не узнав своего отраженья,
Оглянулась – вокруг ни души.
А ведь знала его от рожденья.
Всё путём! Примирись и дыши.
Никуда от признанья не деться.
Ветер, шорохи, листьев полёт…
Просто кончилась сцена из детства,
А спектакль всё идет и идёт… («С привкусом полыни»)

Я не случайно обратился (да простится мне!..) к шестнадцатистрочному примеру развёрнутой метафоры, в контексте нынешнего осеннего настроения автора. Аристотелевское понимание искусства, как «подражание жизни», – для Панкратова безоговорочно высший творческий постулат.

В отечественной традиции, начиная с XIX в. (по высокому счёту) пейзажная поэтическая живопись чаще всего не сводилась к формально-персонифицированному отображению природы, но почти всегда представлялась ненавязчивым камертоном музыки душевных переживаний автора, фоном этих переживаний, театрализованной декорацией в эстетике состояния творческого Эго.

Духовная зрелость автора императивна – она уже сама определяет необходимые соотношения формального и содержательного для пущей выразительности и реализации главного – эволюции Духа!

Панкратовские поэтические символы ярко выразительны, образы идейно выношены, целостно воплощены и деликатно взвешены, составляя при всём этом мускулисто развитое тело очень близкого к классике литературного творения.

Примеров тому можем найти множество в любом из регистров широкого творческого диапазона поэта… В осеннем цикле это и: «Заброшенная старая усадьба…», и «Да проглядел поворот…», и «Встречайте осень…», «Ноябрь, бабье лето…», «Человек, осенние размышления», «Осенний этюд », и «Земля – как мост между мирами», «Легкокрылая бабочка-осень», «Сестра», «Сумерки», «Август», и щедрое множество других стихо-Творений…
Нынешняя душевная откровенность Михаила Панкратова не зациклена на земном, преходящем, – она всегда «выше линии горизонта», она всегда — предвосхищение «пространства и взлёта»…

И в путь далёкий, неизвестный
Зовут небесные крыла.
И даль задумалась над бездной,
И на мгновенье замерла…

Творческая площадка поэта — не только письменный стол или акустически организованное пространство для теле- и радиовещания; на стихи Панкратова написана музыка и прекрасно исполнены песни…

Не могу забыть того душевного потрясения, что я пережил однажды, при прослушивании музыкального шедевра на стихотворение из православной тематики Михаила Панкратова – «Тайная вечеря»!
Исполнителем песни оказался (к моему наивному удивлению) молодой талантливый композитор и вокалист – пятнадцатилетний ученик классической гимназии «Воскресение» из Самары – Валерий Макаров. Он же, совместно со своим учителем музыки, написал и сопровождение к песне для голоса, виолончели и фортепиано. Воистину, благодаря лишь Божественному Провидению и бескорыстному творческому труду людей возможно подобное Чудо совмещения различных талантов и возрастов!.. Это большая творческая радость, и несказанное счастье для художника.

Похоже, визитная карточка поэта – искренность и убеждённость, да освидетельствованные неподдельным сердечным ритмом строки:

Я не ищу, где мог бы сохраниться.
И пусть мой путь наивен и убог,
Я остаюсь заряженной частицей,
Лечу на Свет, где Истина и Бог!



Виталий СВИРИДОВ,
член Межрегионального союза писателей,
лауреат литературной премии им. Б.Л. Горбатова
лауреат литературной премии им. Вл.Даля
http://stihi.ru/2017/08/01/8361


Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Воскресенье, 2017-08-06, 6:41 AM | Сообщение # 31
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12078
Статус: Offline
Отзывы на статью:

С удовольствием, Виталий, прочел Ваше вступительное слово к сборнику стихов замечательного поэта и моего друга Михаила Панкратова. Вы нашли очень точные слова и даже мне открыли глаза на тонкие моменты, которые не всегда осознаешь, а когда услышишь, вдруг понимаешь - это именно то, о чем смутно догадывался, что сидело в подсознании, не находя до срока адекватной формы выражения...
Литературная критика - не только тонкая материя и далеко не простое занятие. Это и настоящее высокое творчество. А когда работа литературного критика вызывает в тебе такой душевный отклик, это вдвойне приятно. Тем более, когда еще и радуешься за своего хорошего товарища и талантливого, замечательного поэта.
Спасибо Вам и удачи!

Сергей Моргулец 02.08.2017 00:39



Рецензия на «Лечу на Свет, где Истина и Бог...» (Свиридов Виталий Виталдмис)

Вот и я с замиранием души в предвкушении обнаружения новых мыслей-самоцветов приступила к чтению, Вит. И не обманулась)! Сильнейшая статья-исследование о целях творчества на примере творчества талантливого одухотворённого поэта Михаила Панкратова. Она вроде камертона, по звучанию которого нетрудно самоопределяться и самонастраиваться на поиск Истины через первозданную чистоту Слова тем, кто служит Искусству.
"Работа зрелого мастера, – это многотрудный длительный путь согласования внутренней гармонии индивидуальной души с Гармонией Всеобщего порядка – в тех или иных слоях мировой культуры" (С) - эти слова можно считать духовной программой любого творческого человека, а поэта - особенно.
Мысль о том, что "жизнь творца, художника есть строительство внутреннего Храма"для обретения веры (С) достойна сама по себе отдельной статьи, на мой взгляд.
Ещё отмечу оригинальность вот этого утверждения: "именно Акт «Созидания своего духа» в Сердце, – возможно, это и есть высшая сакральная Тайна" (С) - над ним стОит поразмыслить каждому, кто ощущает в себе наличие Высшего бессмертного начала, не определяя свою жизнь исключительно как "способ существованию белковых тел"))
СПАСИБО, Вит! Отличная, даже знаковая для поэтов работа!
Пожалуй, я ещё не раз ещё к ней буду возвращаться - здесь такой клондайк мыслей!
Маленькое дополнение: если творчество Михаила Панкратова представлено страничкой на Стихи.ру - желательна на неё ссылка. Я с удовольствием познакомилась бы с его творчеством.
С уважением и душевным теплом - Кристина.

Кристина Адраховская 02.08.2017 00:23



Рецензия на «Лечу на Свет, где Истина и Бог...» (Свиридов Виталий Виталдмис)

Виталий, прекрасная статья-посвящение Михаилу Панкратову. Воистину замечательный поэт! Спасибо за знакомство с прекрасным художником слова.

Елена Ларская 01.08.2017 21:30



Читала с восхищением и наслаждением, благодарю, Виталий.
Талант души творческого человека в том, что драгоценное Слово её душевного отзыва приходит удивительно своевременно и потому Оно всегда востребовано, и не только теми, кому адресовано лично, но всеми, кто соприкасается, слышит звучание струн волшебное.

Виталий, преогромнейшее спасибо за ваш драгоценный дар, умение увидеть главное в человеке и так отразить это видение в Слове, что оно песней... даже гимном искусству проявляется.
Литературная критика в вашем творчестве - область интегральной архитектуры высоких мыслей, редкое мастерство, точнее сказать, редчайший талант резонатора божественных энергий сотворчества.

Феано



Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Четверг, 2017-08-10, 7:03 PM | Сообщение # 32
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12078
Статус: Offline


http://stihi.ru/2009/03/08/4756

Сопричастие... -эссе-
Свиридов Виталий Виталдмис

«Тучи кругом, но Звезда Утра восходит»
( Листы Сада Мории "Озарение")


(поэтическое эссе)

Был самый тихий час перед рассветом;

И в этот час, должно быть,неспроста,
Мне вспомнились
cлова из Ветхого Завета:
«Земля ж была безвидна и пуста;
И тьма над бездною…».
Реликтовая тьма
Открылась мне с высокого холма.
Мистический
субстрат
Божественного
Царства
В непостижимом Промысле Творца -
Причинноследствие Начала и Конца,
Где
После Тьмы
есть Свет,
и Время,
и Пространство,
Но, прежде - Первозданный Мрак...

Какое счастье, размышлять вот так,
И пить прохладу ночи, как лекарство!

Иду на ощупь...
Мокрая трава
Меня остерегает вдоль обрыва;
Под ним - морской прибой,..
Как будто жернова
Ворочаются в нём без перерыва.
Все ощущенья сжаты в чёрный цвет.
Потусторонни запахи и звуки;
Беспомощны глаза,..
И даже руки
Привыкли к свету дня за миллионы лет...
Стесняют пустота и беспредметность,
И неопределенность бытия;
Бесцветие вокруг и беспросветность,..
Но,.. чувствую огонь внутри себя!

Но слышу звукоряд преображенья
И напряженья рвущийся аккорд,
И благовестный звон от сопряженья
Невидимых стихий,
И шум сакральных вод,..
И вроде бы как, флейта заиграла,..
Новорождался Мир из Мрака, из Начала!

Как будто
Из глубин
Небытия,
Дымясь
В клубах
Жемчужного
Тумана,
Вздымалась
Чудотворная
Земля
Всей гладью
Мирового
Океана.
И расслоился
Мрак...
И черно - белый
След
Оставлен телом Высшего Ментала,
В том месте, где из Тьмы был явлен Свет,
И Светотень,
И форма Явью стала!..


Сквозь смог непросветленного сознанья
Неискушенный ум увидит много ли?!

Казалась краем бездны в мирозданьи
Безукоризненная выпуклость Земли.
Светился горизонт, от края и до края
Переливаясь ртутным серебром,
И в гидросфере,
Бликами
Играя,
Рассеивался
Свет,
Как в линзе -
На ребро...
И методично всхлипывал волной
Вдоль побережья бриз береговой...

Иллюзия. Мираж. Евклидово
пространство,
Где дух языческий
вовек неистребим;
В эпоху жертвенной Любви
и мессианства
Мы до сих пор не властвуем над ним.
Нам время повзрослеть,
а все неймётся,-
Всё роемся у родовых корней,..
И тем многострадальней и больней
В урочный час Голгофа отзовется
Святой неотвратимостью своей.

С цепями аксиом и теорем,
И лживостью надуманной свободы
Мы стали
дисгармонией
природы,-
Для воплощенья зла,..а между тем,
Уже и Небо и Земля
предощущают
Всходы
Духовного посева у людей.


О, вольность юная незрелого ума,
То светом озарит тебя,
То одолеет тьма;
То воспаришься в образе высоком,
То воспалишься язвами пороков!!!


- Как быстротечна сказка “Бытия”,
Что нас роднит с Творцом,-
Подумал с грустью я;
И как мертвы слова и косны ощущенья,
Чтоб мочь
живописать
картины
Сотворенья!..


сентябрь 2006 г.
………….п.Кирилловка. Азовское море


Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Понедельник, 2017-08-14, 8:44 PM | Сообщение # 33
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12078
Статус: Offline
Презентация работ мастера:
книга-альбом для Города Мастеров
на Галактическом Ковчеге



Код
Код
<iframe style='width:700px;height:400px' src='http://online.pubhtml5.com/ucdb/erkf/' seamless='seamless' scrolling='no' frameborder='0' allowtransparency='true' allowfullscreen='true' ></iframe>

http://online.pubhtml5.com/ucdb/erkf/ - адрес ссылки


Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Четверг, 2017-09-21, 12:19 PM | Сообщение # 34
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12078
Статус: Offline


В авторском исполнении.

Звук: И.С.Бах - Концерт ре-минор, 2 часть. Дирижер - Леонард Бернстайн. Фортепиано - Гленн Гульд.
Изображение: Фотоколлаж Олега Шабинского (из картинок инета)
Тэги: читает автор стихи война коллаж война стихи Свиридов


Сфера сказочных ссылок
 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Поэтические Туманности » Мастерская Виталия Свиридова (поэзия, критика, резьба по дереву)
Страница 2 из 2«12
Поиск:

Открыты Читальные Залы Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут!
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега