Четверг, 2017-04-27, 11:40 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

.
Авторы Сказки_ Библиотека_ Помощь Пиры [ Ваши темы. Новые сообщения · Правила- ПОИСК •]

Страница 2 из 2«12
Модератор форума: Флора, Фантазёрка 
Галактический Ковчег » ___Волшебная страна Юность » Калейдоскоп Сказок » Сказки Валентины Еремеевой » Как помирить буквы (Сказках о буквах и звуках,о том, как научиться читать быстро)
Как помирить буквы
ФантазёркаДата: Воскресенье, 2016-05-01, 1:37 PM | Сообщение # 21
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 695
Статус: Offline
Глава 14

Ночевать дети остались у принцесс. Им выделили по комнате.

 Таня вошла  и захлопала в ладоши, ей показалось, что она попала в
сказку. Да и как не восхищаться золотистыми обоями с розочками, ажурными
занавесками, ворсистым ковром и множеством цветущих комнатных растений.

Таня с восторгом разглядывала  уютную кроватку с кружевным покрывалом.
Потом перевела взгляд на другую мебель. Платяной шкаф её не
заинтересовал, зато полочки над письменным столом приковывали взгляд,
что-то напоминая. Она подошла ближе, потрогала корешки книг:
– Ко-ло-бок, – прочла девочка, разглядывая надпись.
– Р-рь, реп-ка. Такие знакомые названия, – прошептала Таня. – Я  знаю, о
чём они. В первой сказке бабка с дедкой испекли колобок, а потом он
укатился в лес. Здесь встретил зверей, а потом лиса его съела. Жаль
колобка, но сам виноват – нельзя быть таким доверчивым!

 Девочка взяла вторую книжку и пошла в комнату брата. Здесь всё
напоминало мальчишеские интересы: обои с машинками, несколько
конструкторов на полочках, картины с ракетами. Цветов почти не было, да и
занавеси с геометрическим рисунком. Комната наводила мысли о строгости и
приглашала к размышлениям.
– Как у тебя…,– не смогла подобрать слово девочка.
– Скромно, – подсказал брат. – А мне нравится. Я заглянул к тебе – цветочки, кружева, я же не девочка.
– А книги ты смотрел? – спросила Таня.
– Нет ещё, а что?
– Вот у меня что было, – показала она обложку книги.
– Реп-ка, – прочёл мальчик.– Это про то, как дед посадил репку, а потом  все помогали её тянуть?
– Вот и ты знаешь эту сказку! – обрадовалась Таня. – А ведь нам её никто
не рассказывал, и воспитатели не читали. Откуда мы её знаем?
– Это ещё что, – таинственно прошептал Ваня. – У меня в шкафу знакомые игрушки.
– Не может быть! – не поверила сестра.
– Точно тебе говорю! И они не новые, а как будто я уже играл с ними. Давай у тебя проверим!
– Давай! – согласилась Таня, отправляясь к себе, Ваня последовал за ней.

 А в это время в другой комнате–кабинете сидели принцессы, магистры и знаки. Они обсуждали успехи подопечных.
–Не слишком ли быстро идёт обучение? – волновалась Уста.
–Да, сестра, верно, говорит, – поддержала её Письма. – Не навредим ли здоровью детей?!
– Фея Грамматики внимательно следит за нашей работой, – сказал магистр Гласик. – Она не допустит нанесения вреда.
– Дети ведут себя правильно, память восстанавливается постепенно, –
сказал магистр Дон. – Они хорошо себя чувствуют – я проверял магически.
– Точно!– поддержала его магистр Динь.– Я тоже не нашёл никаких отклонений.
– А сейчас мы их не испугаем, ведь комнаты, которые предоставили, полностью повторяют обстановку их собственных  в мире людей.
– Хотите услышать их разговор?– спросил магистр Гласик. – Что же мешает? Настройтесь на нужную волну.
– Мы не привыкли подслушивать и подглядывать, – сердито сказала Письма, Уста согласно кивнула.
– Как хотите! – развёл руками Гласик.
– Попрошу звуковичков отправиться к ним, – прошептала Уста, закрыв глаза.

Таня подошла к шкафу, открыла дверцу. На полке стояли игрушки,
– Это моя любимая кукла Оля, – девочка взяла игрушку, поправила платьице.
– Это мишка, я прозвала его Соня, потому что у него всё время закрываются глаза.
– А вот и кукольная кроватка, но я не буду её пока ставить. Пусть Оля со мной спит, и мишка тоже.

 Девочка положила игрушки на кровать. Затем она охнула и присела на краешек постели.
– Ты прав, Ваня. Это мои старые игрушки. Я играла ими с малых лет. Как же так?! – слёзы закапали на воротничок платья.
Ваня присел рядом с сестрой, погладил по плечу:
– Не плачь! – а сам засопел, сдерживая слёзы.
– Какие красивые игрушки – прелесть! – раздался тоненький голосок.
– Танечка любит куклу и мишку, так заботится о них
– Звуковички! Вы прилетели поддержать нас? – спросила девочка еле слышно, утирая слёзы.
–Хотите вспомнить всю свою жизнь? – спросил звуковичок (а), устраиваясь на плече мальчика.
 Дети кивнули.
– Тогда крепитесь, чем быстрее освоите чтение, тем быстрее вернётся память!
– Правда?! – Таня протянула руки в жесте мольбы.
– Правда! Правда! Правда! – раздались тоненькие голоса.
Это комнату заполонили звуковички и буквы. Они пристроились на шкафу, на кровати, на столе, даже на ковре.

– Значит, будем читать! – воскликнули дети.
 Таня встала, подошла к книжному шкафу.
– Какая красивая картинка: девочка играет в мяч, совсем как я сегодня. Сейчас узнаем, что здесь написано.
 Девочка начала перелистывать страницы.
– Мо-и. Нет, не мо-и. Здесь новая буква, я забыла, как она называется, – Таня повернулась к брату.
– Какая буква? – мальчик придвинулся ближе, заглядывая в книгу. – Это буква  и краткое, а читается она…
– Коротко – «й», – подсказал одноимённый звуковичок.
– Спасибо! – Таня упрямо вздёрнула подбородок и зашептала:
– Мой ве-се-сё-лы-й звон-ки-й мяч.
– Я вспомнил! – закричал Ваня. –  Я знаю это стихотворение:
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Жёлтый,
Красный,
Голубой,
Hе угнаться
За тобой!*
– Точно! – обрадовалась Таня. – Здесь так и написано. А почему в слове
мяч нет мягкого знака? – обратилась она к звуковичкам. – Здесь же мягко
произносится.
 
Она посмотрела на брата, на звуковичков:
– Ой, что я такое говорю?
– Всё правильно ты сказала! – воскликнул Мягкий знак, возникнув внезапно прямо на книжке вместе с братом.
– Мягкость согласных звуков обозначается не только гласными буквами второго ряда, но и мягким знаком, например,  вот так.

 Он протянул книжку, где на открытой странице большими буквами написаны пары слов и слогов:
кон – конь
тол – толь
тон – тонь
мел – мель
 Дети прочли все слова удивительно быстро и правильно.

– А теперь про твой вопрос, – продолжил Твёрдый знак. – Некоторые буквы
не надо смягчать, они всегда бывают мягкими. Это буквы Ч, Щ, Й.
– Понятно! – воскликнули дети.
– Только мне всё равно трудновато читать слова и слоги с мягкими согласными. Кажется, я начинаю их путать, – сказал Ваня.
– Сейчас поиграем, и всё запомните, – воскликнули знаки, хлопнув в ладошки.
 
 Звуковички превратились в кружки зелёного и синего цвета, а рядом выстроились гласные буквы.
– Смотрите, какой это звуковичок? – спросил Мягкий знак, показывая на слог.
– Я не знаю его имени, но он  зелёного цвета,– сказал Ваня.
– А я знаю, что это согласный мягкий, – сказала Таня.
– Правильно, выберите букву, какую поставите справа от него.
– Это может быть гласная второго ряда е, ё, ю, я или мягкий знак, – заявила Таня.
– Верно, а теперь какую гласную нужно выбрать? –спросил Твёрдый знак, когда появился звуковичок-кружок синего цвета.
– Я понял, понял, – закричал Ваня. – Здесь звуковички согласного
твёрдого, рядом нужно поставить гласную первого ряда: а, о, у, э, ы.
– А говорите, что не поняли. Всё вы поняли, будьте увереннее, – сказал Твёрдый знак, а его брат мягко предложил:
– А, наоборот, хотите попробовать игру?
– Как это? – в два голоса спросили дети.
 
Появились звуковички  гласных, покружились и стали красными кружками.
– Какую буквы согласную нужно поставить слева? – спросил Мягкий знак.
– Ого! Точно игра наоборот, – заявил Ваня. – Сначала ставили буквы гласные, а теперь – согласные.
– Да, ты прав, – сказала Таня. – Но здесь непонятно, какую согласную
буквы надо поставить, ведь мы не знаем, гласная какого ряда здесь стоит.
– Умница! – воскликнули знаки, хлопнув в ладоши.
 Вместо звуковичков появились буквы.
– Я знаю, знаю! – закричал Ваня. – Вот буква А, значит, согласный читаем твёрдо.
 Рядом с буквами появился звуковичок синего цвета.
– А здесь нужно поставить  согласный, который будем читать мягко, –
сказала Таня, когда с ней на ладошку приземлился звуковичок красного
цвета, превратившись в букву Ю.

 Дети продолжали игру долго, пока не стали зевать, и звуковички предложили лечь в постели.

 В соседнюю комнату вернулись знаки.
– Всё в порядке, – сказал Твёрдый знак. – Дети спят.
– Вы вовремя появились рядом с ними, – заметила Уста.
– И так незаметно перевели их грустные воспоминания в игру, – вздохнула Письма. – Без вас трудно было бы всем.
– Это и нам нужно! – воскликнули знаки.
– Это нужно всем нам! – воскликнул магистр Гласик. – Наша главная работа – учить людей чтению и письму.
– Без неё наше существование бесполезно! – воскликнули магистры Дон и Динь.
– Вот и будем делать хорошо своё дело! – подытожил Твёрдый знак.

_________________________
*Стихотворение С.Я. Маршака "Мяч"


Следующая глава:
Прикрепления: 8024099.png(347Kb)


В.В. Еремеева
 
АнгелДата: Пятница, 2016-05-06, 4:11 PM | Сообщение # 22
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 167
Статус: Offline
фантазёрка

 
ФантазёркаДата: Пятница, 2016-05-06, 8:06 PM | Сообщение # 23
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 695
Статус: Offline
Ангел, Большое спасибо! Всего доброго! С праздниками!!!


В.В. Еремеева
 
ФантазёркаДата: Вторник, 2016-05-10, 4:34 PM | Сообщение # 24
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 695
Статус: Offline
Глава 15

Раннее утро. Ваня беспокойно мечется по кровати шепча:
– Бобик! Бобик!
Вот он резко садится:
– Бобик, ты где?
Мальчуган встаёт и начинает что-то искать, повторяя одно и то же:
– Бобик, ты куда спрятался? Выходи! Я знаю, что ты здесь!

Непоседа залезает под кровать, открывает дверцы шкафа, заглядывает под
стол и стулья, потом падает на кровать и заливается слезами.
– Нет Бобика! Нет Бобика! – повторяет он сквозь слёзы.
Вбегает Таня, она слышит невнятное бормотание, садится на кровать и произносит:
– Ванечка, Бобик остался дома. Там, в другой жизни. Там, где мама и папа, где наш дом.

Всхлипы внезапно умолкают, Ваня поворачивается к сестре:
– Что ты сказала? Повтори!
– Я кое-что вспомнила,
– Что, что? Говори!
– Хорошо, слушай. Мы с тобой жили с мамой и па-пой в загородном доме,
где был большой сад. Тебе подарили щенка. Ты любил с ним играть, но
наступило первое сентября, и мы пошли учиться. Нам это совсем не
нравилось. Мы были ленивыми и упрямыми. Мама с папой не ругали нас, а
пытались привить усидчивость, но мы не слушались. Помнишь, как
учительница огорчалась, что мы к концу года  не научились хорошо
читать?!
– Неужели? Разве так бывает?!
– Вот и родители разводили руками, когда их вызывали в школу.
– А как мы попали сюда?
– Пока не знаю, но чувствую, что мы должны измениться, стать трудолюбивыми и усердными.
– Усе-рд-ны-ми?
– Старательными, неленивыми.
– Ты многое вспомнила, а я только Бобика, –  всхлипывает мальчик.
– А я про Бобика вспомнила только, когда услышала твой возглас, – утешает его сестра.

Мальчик решительно встаёт, одевается:
– Будем усердными, будем трудолюбивыми!
Он подходит к шкафу, открывает его, водит пальцем по корешкам книг:
– Я  про машины буду читать.
– А я люблю сказки, – говорит Таня. – Но мы должны не только научиться читать, но и стать вежливыми людьми, культурными.
– Как это?– удивляется мальчик.
– Я вечером нашла книгу про неумывайку Витю*
– Опять начнёшь говорить о чистоте? Надоело! Не люблю умываться! Что я запачкался сильно, что ли?
– Но…
– Знаю, знаю! Сейчас начнёшь: микробы, вирусы… Когда ты только узнала про них.
– Не узнала, а прочитала.
– Мы в сказочной стране. Здесь нет микробов. Ничего не случится, если не умоюсь разок. Лучше книжку прочитаю.

Ваня достаёт книгу, но она начинает двигаться, а затем спрыгивает на пол и прыгает вновь в шкаф.
– Ничего себе!
– Вот тебе и волшебная страна! – смеётся Таня. – Совсем как у Чуковского в «Мойдодыре».
– Когда ты успела прочесть столько книг? – Ваня задумчиво посмотрел на сестру, потом пошёл умываться.

Во время завтрака он искоса бросал взгляды на принцесс, пока Уста не спросила:
– Ваня у тебя есть к нам вопрос?
Мальчик смущённо прошептал:
– А в стране Забвения сказки оживают?
– Люди часто говорят: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». И это правда, ведь много открытий совершено по идеям из сказок.
– Да?! – недоверчиво воскликнули дети.
– Конечно! – подтвердила Письма. – В сказках ковёр-самолёт, а в жизни
воздушные суда и ракеты. В сказках сапоги-скороходы,  а в жизни…
– Машины, скейтборды, мотоциклы, велосипеды, –закончил мальчик.
– Молодец! – похвалила Письма. – Прочёл книги?
– Не все, – смутился Ваня и честно добавил:
– Успел пока только картинки рассмотреть.
– Ничего, прочтёшь всё, что захочешь! Главное, было бы желание, –
сказала Уста. – А в стране Забвения случаются разные чудеса. Разве ты не
удивился, когда буквы и звуковички заговорили с вами?
– Ой! Я как-то забыл об этом. Кажется, что так и должно быть.
– Конечно, люди быстро привыкают к чудесам, – засмеялась Уста, а за ней и все остальные.

После завтрака дети уединились в своих комнатах, каждый выбрал книги по
интересам и уселся на любимое место: Таня в кресло, Ваня – за стол.
Принцессы сидели в беседке, пили сок и разговаривали:
– Буквы на месте? – спросила Письма.
– Все здесь! – отозвался Мягкий знак, возникнув на одном из цветков.
– А звуки? – спросила Уста.
– Все здесь, кроме звуковичков (а) и (у), – сообщил Твёрдый знак, повиснув рядом с братом.– Они около детей.
– Спасибо! – воскликнули сёстры.
– Уже два часа читают. Не вредно ли это для их здоровья? – спросил Твёрдый знак.
– В мире людей, конечно, нельзя столько времени детям читать, а у нас можно, мы следим за их здоровьем, – ответила Уста.
– А сколько должны читать дети? – поинтересовался Мягкий знак.
– Всё зависит от состояния здоровья и беглости чтения. Для лучшего
усвоения полезно читать по 50 страниц в день с перерывами и упражнениями
для глаз.
– Не много ли? – усомнился Мягкий знак.
– Сейчас дети стали мало читать, больше времени проводят у телеэкранов и
компьютеров. Это ещё вреднее, –сказала Письма. – Родители должны
контролировать занятия детей.

– Тише, тише,  – зазвенели звуковички.– Таня с Ваней идут.
– Добрый день! – громко поприветствовали всех дети.
– Добрый день! Добрый день! Добрый день! –послышалось со всех сторон.
– А я прочитал книгу о машинах. И правда, люди превращают сказочные
чудеса  в жизнь,– сказал Ваня, показывая книгу с большими цветными
картинками.
– А я читала сказки. Во многих начало одинаковое: жили–были, – сказала Таня.
–Такое начало в русских народных сказках, а ещё там часто повторы есть, – сказала Уста.
– Да-да, повторы по три раза, –    Таня раскрыла книгу. – Например, три
девицы, три сына, три задания выполняют. А мне интересно стало, почему в
слове «жили» после буквы «жэ» всегда стоит буква «и», – девочка
внимательно посмотрела на принцесс, ожидая ответа.
– Вы говорили, что после твёрдых согласных всегда пишутся гласные первого ряда, а «жэ» всегда твёрдая, разве не так?!
– Я тоже удивился такому написанию, – сказал Ваня. – В слове «машина» после «ша» стоит «и». Я подумал, что здесь ошиблись, да?

Принцессы во время высказывания детей переглядывались и удовлетворённо улыбались.
–Вот и наступила пора новых правил, – сказала Уста,  а Письма предложила:
– Присаживайтесь, сегодня мы расскажем вам удивительную историю о буквах.
– Как люблю разные истории, – сказала Таня, усаживаясь на стул.
– И я, – сказал Ваня, устраиваясь рядом с сестрой на соседний стул.

– Давным-давно у Феи Грамматики были два ученика, братья-близнецы
Грамматикусы. Они очень усердно учились, но сильно соперничали друг с
другом. Особенно этим отличался Грамматикус-2. Он переживал, что брат
родился на пять минут раньше его и считался старшим, – начала рассказ
Уста.
– Узнал о разногласиях братьев злой колдун Ошибникус и задумал
воспользоваться их слабостью, ведь ссоры и недовольство всегда делают
людей слабыми, уязвимыми. Превратился он в обыкновенного мальчика и
решил подружиться с братьями.

– Как-то раз играли они в парке.  Подошёл к ним мальчик их возраста. Он
казался обыкновенным мальчуганом, но если присмотреться, то можно
заметить жёлтые огоньки в глазах и четырёхпалые руки. Но дети ничего не
заметили, устроив догонялки с новым знакомым. Грамматикус-1 скоро ушёл,
сообщил, что не доделал уроки, а его брат остался, заинтересовавшись
рассказами о чудесах, что рассказывал Оши. Так представился колдун
детям.

– Всё больше времени проводил младший брат с новым другом, хотя Фея уже
сделала ему замечание за не выученный урок. Опомнился Грамматикус-2 и не
ходил несколько дней в парк, а потом забылся и встретился с Оши. Тот
подарил ему необычный шар, показывающий мультфильмы, – продолжила
рассказ Письма.
– Грамматикусу-2 так понравились фильмы, которые показывал шар, что он
забыл обо всём на свете, часами разглядывая сказки. Он решил
отблагодарить нового друга, но не знал, как это сделать. Оши сообщил,
что не нужно никаких подарков, просто он очень ценит дружбу мальчика.

– С этого дня Грамматикус-2 ещё больше времени проводил с новым
товарищем. Он рассказывал о своих занятиях в Школе, об одноклассниках.
Оши очень интересовали уроки, которые проводила Фея Грамматики. Сначала
он внимательно слушал рассказы мальчика, а потом стал делать замечания и
давать советы, как выкрутиться, когда не сделал уроки. Геометрикус-2
был в восторге, потому что советы Оши помогали избегать наказаний и
недовольства учителей.

– Грамматикус-1 видел, как брат становится ленивым и невежливым. Он
пытался доказать ему, что лень – вредный помощник.  Ничего хорошего от
неё ждать не приходится, но брат не слушал его. Он смеялся над усердием
Грамматикус-1, называл его зазнайкой и зубрилкой.

– В таком духе прошло несколько дней. Однажды Оши предложил
Грамматикусу-2 принести подаренный им шар в класс, чтобы похвастаться
перед товарищами. Ребята заинтересовались новой игрушкой. Они просили
показать её Фее, чтобы смотреть сказки на уроках, но Геометрикус боялся,
что Фея отберёт игрушку.
– Когда  закончились уроки, мальчик не смог найти удивительный шар,
сколько не искал его. Он поспешил в парк, чтобы сообщить об этом Оши, но
не нашёл его.

Грустный и недовольный собой вернулся мальчик в Школу, где начался
настоящий переполох: пропали все буквы. Было отчего испугаться: все
книги оказались с чистыми страницами.
Фея Грамматики Буквида собрала всех учеников и преподавателей в актовом зале**и сказала:
– Такое событие не могло произойти случайно. Только злой человек мог
похитить буквы. Прошу вас всех подумать, не произошло ли чего-то
необычного в последнее время. Переглянулись собравшиеся и пожали
плечами: с ними  ничего исключительного не происходило.

Вот тут-то и понял Грамматикус-младший, что его провёл Оши. Он встал и честно рассказал о встрече  в парке.
Не стала Фея его ругать, только покачала головой и сказала:
– Нельзя доверять незнакомцам, а тем более брать у них какие-то вещи.
Буквида собрала Круг Фей, который соединил силы и выяснил, что похитил
буквы колдун Ошибникус. Много сил понадобилось волшебникам страны
Грамматика, чтобы отыскать пропажу. Наконец, они обнаружили буквы в
темнице в далёкой стране гор. Открыть её не удалось даже с помощью
волшебства.
– Но не думайте дети, что Грамматикус-2 только переживал. Нет, он
предложил одноклассникам устроить воображаемый диалог с буквами и
позвать их. Долго сидели дети в классе, пытаясь разрушить заклятье. К
ним присоединились ученики других классов и преподаватели. Общими
усилиями они прорвались сквозь колдовской экран. Буквы услышали их зов и
вернулись.

– Они были испуганы и больны, но живы. К сожалению, не  оказалось среди
них букв я, ю, ы. После того как всех пленниц вылечили, они встали на
свои места в книгах и тетрадях. Но как быть с пропавшими? Решила Буквида
поставить вместо них другие буквы на время, пока не найдутся е, я, ю,
ы. Согласились заменить их подруги. Вот и стали люди читать вместо «чя»
«ча», вместо «чю» «чу», вместо «жы» «жи», вместо «шы» «ши».
– Несколько дней не было известий о пропавших буквах. Грамматикус-2
очень переживал, ведь не всегда можно заменить буквы в словах. Как люди
будут читать книги?
– Круг Фей вычислил Ошибникуса и заставил вернуть оставшиеся буквы. И
тут произошло удивительное событие: в некоторых сочетаниях буквы так
подружились, что не захотели расставаться. Вот так и стали сочетания
ча-ща, чу-щу, жи-ши правилами. Их знают и правильно читают и пишут все
грамотные люди.
– И мы запомним эти правила! – закричали Таня с Ваней.
_________________________
*А.Головин. «Про неумывайку Витю»
**Актовый зал — помещение с плоским полом  и сценой для проведения различных массовых мероприятий
Прикрепления: 5074092.png(252Kb)


В.В. Еремеева
 
ФантазёркаДата: Воскресенье, 2016-05-15, 4:28 PM | Сообщение # 25
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 695
Статус: Offline
Глава 16

После последних событий дети стали внимательнее, усерднее и готовы были заниматься без отдыха. Принцессы даже среди ночи видели свет в их
комнатах.
– Нужно что-то делать, – вздохнула Уста. – Так дальше продолжаться не может. Мы обязаны сохранить здоровье детей.
– Я кое-что придумала, – сказала Письма и шепнула что-то на ушко сестре.
–Ой, как здорово! Какая ты умница!
–Да ладно! – смутилась  Письма.

Сегодня дети спали долго, ведь заснули далеко за полночь.
– Вставай, засоня! – зазвенел тонкий голосок.
Это звуковичок (а) будил Таню, а звуковичок (у) – Ваню.

Таня быстро встала, сделала несколько физических упражнений и побежала умываться.

Ваня открыл один глаз:
– Ещё минуточку.
– Ну, ты и лежебока! – сказал Твёрдый знак. – Проспишь всё на свете!
– Нет, я только минутку подремлю, – мальчик повернулся на другой бок и вновь заснул.
– Оставь его, – посоветовал Мягкий знак. – Сам вскочит, когда увидит сюрприз.
– Точно! Пойдём на кухню.

Здесь Таня уже позавтракала и вопросительно посмотрела на вошедших, зная, что они пришли из комнаты брата.
– Не смогли разбудить, – развели руками братья.
– Проспит он сюрприз! – объявила Уста, сидевшая на другом конце стола.
– Сюрприз? Что это такое? – спросила Таня.
– Сюрприз – неожиданный подарок.
–  Правда? А за что?
–  Подарки дарят в день рождения, на праздники или для поощрения, –
пояснила принцесса. – Мы решили, что вы заслужили подарок. Только это –
не вещь, а то, чего вы так давно желали.
– Как интересно! – воскликнула девочка. – А где он, сюрприз?
– В саду, на лужайке.

Таня тут же выскочила на улицу и глазам не поверила: на полянке бегал за бабочками щенок.
–  Бобик! – позвала девочка.
Щенок оглянулся на звук голоса и подбежал к маленькой хозяйке.
Таня присела на корточки, протянула руку, чтобы погладить собачку.
Щенок радостно взвизгнул и принялся облизывать руки, ноги и лицо
девочки.

Таня схватила собачку в охапку и закружилась.
– Это и, правда, ты, Бобик? Как ты здесь оказался?
Щенок ничего не отвечал, только заливисто лаял и  старался лизнуть девочку в щёку.

Ваня проснулся от заливистого лая.
– Бобик?! – мальчик открыл глаза, приподнялся. – Опять этот сон…
За окном вновь раздался голос щенка. Мальчик вскочил с постели, подбежал к окну, открыл створки и услышал:
–  Бобик, ты такой смешной! – смеялась Таня.

Ваня быстро натянул футболку и шорты и выскочил в сад.
– Бобик! Бобик! – закричал он, едва ступив на асфальтированную дорожку, ведущую вглубь сада.
Щенок остановился, повернул голову, повёл носом, принюхался и засеменил в сторону мальчика.
– Признал, умница моя! – мальчик погладил собачку, поцеловал в черный носик.
– Это принцессы приготовили для нас такой сюрприз, – сказала Таня, подойдя к брату.
–Как хорошо! – Ваня весело рассмеялся и побежал между деревьями, но щенок тут же нашёл его.
Затем дети начали играть в игру «Найди мяч».

Принцессы наблюдали за вознёй детей из окна.
– Как мало им надо для счастья, – заметила Уста.
– Теперь не сможем усадить на занятия, – забеспокоилась Письма.
– Ничего, у них теперь стимул* хорошо заниматься, ведь на переменах будет ждать щенок.
– Надо составить распорядок занятий и перемен, – сказала Уста.
– Да, ты права, – поддержала сестру Письма.

Мягкий и Твёрдый знаки спрятались в листве цветущей сирени.
– Как же хорошо сделали принцессы, что перенесли сюда  щенка, – сказал Мягкий знак.
– Да, он дарит детям радость, – отозвался Твёрдый знак.– Таня уже многое вспомнила из прежней жизни. Скоро вспомнит и родителей.
– Что тогда будет?! – испугался Мягкий знак.
– Всё в порядке будет, – успокоил его брат. – Дети уже поняли, что наказаны и должны исправиться.
– А как точно они сообразили, что главная их вина в том, что не хотели учиться.
– Оказалось, что они не такие уж и лентяи.
– Ой, ой! – закричал Мягкий знак. – Спасите!
– Ты чего? – спросил Твёрдый знак, оглядываясь, но никого на ветке уже
не было. Раздвинув листву, он понял, что брата стащил с дерева щенок.
– Бобик, отпусти! – закричал Ваня, устремляясь к щенку, но тот убежал, не оглядываясь, в лес, прошмыгнув  под забором.

Дети бросились за собакой, но им пришлось искать калитку, а щенок в это время уже скрылся.
– Что делать, где искать?
– Не знаю…
Дети переглянулись и позвали:
– Бобик! Бобик!
Из-за кустов вылез щенок и радостно залаял:
– Ты куда знака спрятал?
Щенок вилял хвостиком и ластился к детям.
– Что-то здесь не так, – произнесла Таня.
– Читать, читать, – послышался писк. Это появились звуковички.
– Чего читать? – недовольно произнёс мальчик. – Нам знака нужно искать.
– Я поняла, поняла! – воскликнула Таня.
– Чего ты поняла? – спросил Ваня.
– Нам нужно прочитать слова с мягким знаком.
– Точно, мне такие слова в книге попадались, сложно их читать.
– Конечно, ведь нужно знать правила, – вступил в разговор Твёрдый знак.
– Я помню, что мягкий знак смягчает согласный звук, как и гласные второго ряда,– сказал Ваня. – Кон-конь, пень, день, соль.
– Точно, но есть и другие слова, которые трудно читать, например…, –
Таня задумалась, подняв глаза в сторону ближайшего куста с сиреневыми
цветами, точно ожидая подсказки.

– (с'эм'йа),– составили звуковички на кустике сирени.
– Непонятно, – сморщила носик девочка.
– Это новое правило, – послышался голос Усты. – Пожалуйте на урок.
Дети переглянулись и устремили взор на Бобика.
– А щенок идёт отдыхать, – тот же голос стал строгим и требовательным.

Бобик посмотрел на детей и понуро поплёлся к домику, дети последовали за ним.
Возле террасы появилась красивая будка. Назвать её конурой язык не
поворачивался, ведь она представляла собой маленький домик, оформленный в
стиле русских народных сказок.
– Как красиво! – воскликнула Таня. – Сказочный теремок! Тебе нравится, Бобик?
Щенок радостно тявкнул, а потом грустно посмотрел на детей. Таня
решительно шагнула на дорожку, ступила на пол беседки и обратилась к
принцессам:
– Можно, Бобик будет рядом, он не станет мешать?
Щенок тявкнул в подтверждении слов хозяйки.
– Ладно, – сказала Уста.

Дети уселись за парту, Бобик пристроился у их ног.
На доске пристроились звуковички, составив слова.
– (руч 'й'и), – прочитала Таня.
– Молодец, – похвалила Уста. – Здесь, действительно нужно отделять один звук от другого.
– А на письме это показывает мягкий знак, который  является
разделительным – продолжила Письма. – Запоминайте правило:
разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё,
ю, я, и.
– (солов'й'и), – прочитал Ваня, – (друз 'й'я).
– (л'й'от), (п'й'от), (в'й'от'), – прочитала Таня и воскликнула.
– Ой, а здесь везде появляется звук (й) вместо мягкого знака.
– Да к сожалению, я не имею своего звуковичка, – грустно произнёс Мягкий знак.

Он сидел на спине Бобика и поглаживал шелковистую шёрстку щенка.
– Мягкий знак, как приятно видеть тебя невредимым! – закричал Ваня. – А мы так долго искали тебя, думали, что щенок потрепал.
– Что вы, что вы! – воскликнул знак, ласково поглядывая на собачку. – Разве щенок может кого-то обидеть? Он такой добрый.
– Значит, ты спрятался, чтобы мы научились читать слова с мягким знаком? – уточнила Таня. – Как быстро вы спелись с Бобиком!
– Он такой умница! – сказал Мягкий знак. – Щенок понимает, что вам нужно быстрее освоить чтение.
– Какие хитрецы! – засмеялись брат с сестрой.
Прикрепления: 7777107.png(277Kb)


В.В. Еремеева
 
ФантазёркаДата: Суббота, 2016-05-21, 9:15 AM | Сообщение # 26
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 695
Статус: Offline
Глава 17

В лесном домике жизнь бежит быстро, дни сменяются неделями. Брат и сестра занимаются ещё усерднее, ведь они не могут оставить щенка одного.
Во время занятий он смирно сидит под столом и ждёт окончания урока. На
перемене начинается шумная игра в догонялки.

Дети уже хорошо читают. Магистры проверяют иногда их знания и поражаются, как быстро Таня и Ваня усваивают материал.
После обеда дети много времени проводят в саду, где они изучили каждую тропинку. Любимой игрой стало «Найди укромный уголок».

Брат с сестрой ищут Бобика.
– Нашла? – подбежал Ваня к сестре.  Та покачала отрицательно головой.
– Вот куда он мог запропаститься?! – сокрушается мальчик. – Уже всё просмотрели. А лазейка в лес осталась?
– Ой, ты думаешь, он мог в лес убежать? – Таня с волнением посмотрела на брата.
– А где ещё он может быть?
Мальчик подбежал к задней стороне изгороди.
– Смотри! – он указал сестре на подкоп под изгородью.
– Ой! – испугалась девочка. – Где теперь его искать?
– Да, мы же плохо лес знаем.

 Где-то далеко послышался жалобный возглас щенка. Он колоколом отозвался
в сердцах детей. Ваня тут же взлетел на забор и перемахнул на другую
сторону.
– Ну, давай быстрее! – закричал он сестре. Она стояла как вкопанная, не решаясь запрыгнуть на высокую изгородь.
– Я не смогу! Как ты умудрился так высоко подпрыгнуть?!
– Тогда я один пойду на поиски, – заявил мальчик.
– Подожди! – всхлипнула девочка, задержала дыхание, проглотила
подступившие слёзы и решительно опустилась на землю, пытаясь пролезть
под забором.

 Лаз оказался маленьким, но девочка не сдавалась. Она сантиметр за сантиметром продвигалась вперёд, царапая руки и ноги.
 Ваня помогал сестре с другой стороны. Общими усилиями удалось Тане
оказаться по другую сторону ограждения. И ничего, что порвалось платье и
испачканы руки, ведь надо спешить на помощь другу. Почему-то дети были
уверены, что щенку угрожает опасность.

– В какую сторону идём? – спросила Таня, отряхивая руки.
– Вроде бы там слышался лай, – Ваня показал рукой место, куда предлагал
двинуться. Дети взялись за руки и побежали по еле приметной тропинке.
 Через некоторое время стало темно.
– Какой высокий лес! – девочка запрокинула голову, пытаясь увидеть
голубое небо, но вокруг стояли высокие ели, заслоняя ветвями солнце.
– Тише! – прижал палец к губам мальчик.
 Дети замерли, пытаясь установить, откуда послышался слабый визг.
– Туда! – бросился вперёд Ваня, раздвигая колючие ветви и придерживая их, чтобы   легче идти сестре.

 Иголки кололи руки и босые ноги, ветви цеплялись за одежду, но вот
впереди стало светло. Это небольшая полянка, покрытая высокой травой и
жёлтыми цветами.
– Как красиво! – воскликнула Таня, шагнув на свободное от деревьев место.
 Послышалось радостное повизгивание.
– Бобик! – в два голоса закричали дети.
– Ты как туда забрался? – спросила девочка, увидев, как щенок покачивается на еловой ветке.
– Бедненький, слезть не можешь! Я сейчас помогу.
– Стой! – дёрнул её за руку брат и еле слышно добавил:
– Видишь, он заключён в клетку?

 Таня  присмотрелась:
– Точно, Бобик сидит в клетке, как птичка. И кто это его туда посадил? – девочка боязливо поёжилась.
– Не знаю.
 
Дети посмотрели по сторонам, но ничего необычного не увидели.
– Прячется злодей! – мальчик сжал руки в кулаки. – Я не позволю никому обижать малютку.
 
И он решительно двинулся к дереву, где  сидел в клетке щенок. Бобик радостно заскулил, начал грызть прутья решётки.
– Сейчас, потерпи! – мальчик снял клетку, поставил на траву.
– Бобик, миленький! – девочка подлетела вихрем, просунула пальцы между прутьями.
Щенок начал лизать пальцы девочки. Ваня рассматривал защёлку,
поворачивая щеколду в разные стороны. Наконец, послышался щелчок, и
дверца раскрылась.

 Бобик тут же вылез и начал бегать вокруг детей, радостно помахивая хвостом и повизгивая.
– Кто же тебя сюда упрятал, Бобик? – спросил мальчик.
 Щенок замер, затем повернулся в сторону большой ели и отчаянно залаял.
– Что? Где? Кто? – заволновались дети.

 Послышался грозный рык. Между ветвями мелькнула рыжая грива.
– Лев?! – дети непроизвольно сделали несколько шагов назад.
Раздвинув еловые ветви, на поляне показался необычный зверь.  Его рыжая
шерсть переливалась на солнце, золотистую гриву развевал лёгкий ветерок.
Хвост с мягкой кисточкой помахивал дружелюбно. И весь облик незнакомца
казался не страшным, а доброжелательным.

 Щенок залаял и оглянулся на хозяев.
– Это он тебя в клетку посадил? – нахмурился Ваня.
 Бобик согласно закивал.
– Ты чего? Проголодался, что ли?!
– Зачем маленьких обижаешь, а кажешься таким добрым, – сказала Таня.
– Не ем. Ем. Р-Р-Р, – прорычал незнакомец.
– Ем-не ем,  – говори нормально, – проворчал мальчик.
– Он незлой, незлой! – зазвенели звуковички, порхая над детьми.
– Ага, незлой, а сам Бобика в клетку посадил, – пожаловалась Таня.
– Спросим, спросим! – заверещали звуковички и полетели на другой конец полянки. Когда они вернулись, то раздались голоса:
– Это еловый лев.
– Его зовут Шишкун.
– Он ест только еловые шишки.
– Совсем нестрашный, только рычит громко.
– Любит малышей.
– Не обижает их никогда!
– Ничего не понял, – рассердился Ваня. – Говорите толком, что произошло.

 Звуковички, волнуясь и перебивая друг друга, поведали о приключениях Бобика.
Бобик спрятался в кусты около забора, сидел тихо, радуясь, что нашёл
укромное местечко. Но вот за оградой раздался чавкающий звук. Это
маленький беленький зайчонок лопотал по-своему, приглашая в игру.
 Бобик понимал, что его ищут, и сидел, не шевелясь, хотя очень хотел побегать за лесным зверьком.

 Вдруг раздался сильный рёв в лесу. Зайчонок задрожал и посмотрел таким
жалобным взглядом, что Бобик начал рыть проход под оградой.
Через несколько минут он выбрался на другую сторону изгороди и побежал вслед за малышом.
 Зайчонок выбежал на поляну и остановился. Здесь стоял большой
незнакомый зверь, как оказалось, это был Шишкун. Он медленно подошёл к
зверьку и начал рычать на него.

 Бобик храбро выступил вперёд и залаял на незнакомца, заслоняя зайчонка.
 Еловый лев отодвинул его в сторону и вновь зарычал на малыша. Тут щенок
не выдержал и начал кусаться, пытаясь отогнать большого зверя от
зайчонка. Лев долго терпел, а потом схватил щенка и забросил его на
ёлку, где тот оказался в клетке.

– Как же он мог так поступить со щенком, если не желает ему зла? – спросила Таня.
– Так ведь щенок кусался, – возразил звуковичок (э).
– Но он же защищал зайчонка, – встал на сторону друга Ваня.
– А его не надо было защищать, – пропищали звуковички гласных букв.
– Что? Почему? – удивились дети.
– Шишкун главный воспитатель в лесу, – заявил звуковичок (м). – А
зайчонок не послушался маму, убежал далеко от дома, Шишкун еле нашёл его
по следам.
– Ничего себе! – воскликнула Таня.
– А почему он не объяснил всё Бобику, а затем нам? – спросил Ваня.
– Он плохо говорит, а тут ещё забыл, как произносить некоторые слова, – пояснил звуковичок (а).
– Пусть идёт в школу, – заявили дети в два голоса.

 Еловый лев нерешительно подошёл к детям, лизнул Бобика и вопросительно посмотрел на брата с сестрой:
– Иду? Идём?
 Ваня взял Бобика на руки. Он всё еще не доверял еловому льву. Дети
медленно двинулись к домику принцесс, постоянно оглядываясь, но за ними
никто не шёл.
– Вот как он хочет учиться, – шепнула Таня брату.
 
Подойдя к калитке, дети услышали весёлое рокотание и смех принцесс.
 Быстро открыв калитку, брат с сестрой подбежали к беседке.
 Здесь стоял Шишкун, просунув голову между цветами. Его морда лоснилась от крема, ведь лев поедал с большого блюда пирожные.
– А вот и наши путешественники! – воскликнула Уста. – Проголодались?
– Быстро мойте руки и за стол! – скомандовала Письма.

 Таня побежала в домик, а Ваня замешкался, опуская щенка на траву. Бобик
радостно взвизгнул и подбежал к беседке, радостно виляя хвостиком. Он
забыл все обиды и радовался знакомым лицам.
 Ваня вздохнул и пошёл умываться.

 Умытые и сменившие одежды дети молча поглощали сладости.
 Когда все насытились и сказали слова благодарности, принцессы дружно
хлопнули в ладоши. Тут же поменялась обстановка: вместо стола с посудой
появились парты и доска. На последней парте сидел Шишкун.
 
Усевшись на первую парту, дети заметили на доске старого приятеля – Твёрдого знака.
– Сегодня читаем слова с твоей помощью? – догадалась Таня.
– Если с мягким знаком читаем мягко, то с твёрдым – твёрдо, да? – спросил Ваня.
– Посмотрите, звуковички уже составили слово.
 Дети хором запели:
– (с'эл) – (сй'эл)
– Понятно! – заявила Таня улыбаясь.
– Чего тебе понятно? – спросил Ваня. – Здесь нет нигде твёрдого знака.
– Конечно, ведь это же звуковые домики, а не буквы, – пояснила сестра. – Помнишь, с мягким знаком тоже были похожие слова.

 Ваня нахмурил лоб, сдвинул брови, даже попытался зажмуриться, потом вскочил и закричал:
– Точно, точно! Я вспомнил, сейчас дальше прочту.

 И он стал читать слова со звуками, затем с буквами:
– Сел – в этом слове буква «с» читается мягко, потому что после неё идёт
гласная второго ряда