Среда, 2017-10-18, 6:37 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

.
Авторы Сказки_ Библиотека_ Помощь Пиры [ Ваши темы. Новые сообщения · Правила- ПОИСК •]

Страница 6 из 6«123456
Модератор форума: Просперо, 27ulexa27 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Агора Галактическая » Сад созревающих снов, вход через Седьмые Ворота Агоры (Путник, войди в этот сад, здесь отдохнет твое сердце)
Сад созревающих снов, вход через Седьмые Ворота Агоры
ПроспероДата: Среда, 2009-11-04, 3:56 PM | Сообщение # 1
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 2422
Статус: Offline
Зреют стихи мои в листиях древа
Яблони гордой познания зла
Яблоки горькие страстная Ева
Зря ли оборвалА?
*
Зреют стихи мои в соснах высоких
Мачтовых красных стволах
Мать эти в детстве шептала мне строки
Зря ли ночь не спалА?
*
Зреют стихи мои в облачных грозах
От океанских питаются вод
В окна мои бросил дождь смех и слёзы
Зря ли сердце поёт?


Винсент Ван Гог "Цветущая ветка каштана".
http://www.lenta.ru/story/heist/

Прикрепления: 3396070.jpg(76Kb)


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Понедельник, 2015-03-23, 8:27 PM | Сообщение # 101
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 2422
Статус: Offline
По ходу пьес поэзо-пьезо
Михаил Просперо
По ходу пьес поэзо-пьезо
По роли пришлого Пьеро
Пока талант достоин мессы
Пока всё кажется игрой

Так хорошо.
Как после бури.
Когда Просперо победил
Лишь калибановской натуре
Как снайпер - в темя угодил.

И хорошо.
А выстрел в темя
Всего лишь режиссерский ход
Чтоб зло на дно легло на время
Хоть в жизни всё наоборот

Не хорошо.
И страсть спасая
Возможно ль гордость превозмочь?
Пусть сердце гнев Ваш истязает,
Но стоит жизни эта ночь!

По ходу пьесы бросил резко
Рапиру реплики вперёд.
Пока есть риск поэзо-пьезо
Пока есть в океане брод!

...вы только зритель, говорите?



В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ТанецДата: Суббота, 2016-02-20, 3:15 PM | Сообщение # 102
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 1936
Статус: Offline
Альманах 62. Сад в русской поэзии
Дорогие Страницы

В номере:

А. Фет
И. Бунин
А. Толстая
Е. Дитерихс
А. Будищев
И. Когольницкая
Т. Буевич


...........Страницы милые опять персты раскрыли;
...........Я снова умилён и трепетать готов,
...........Чтоб ветер иль рука чужая не сронили
...........Засохших, одному мне ведомых цветов.

...........О, как ничтожно всё! От жертвы жизни целой,
...........От этих пылких жертв и подвигов святых –
...........Лишь тайная тоска в душе осиротелой
...........Да тени бледные у лепестков сухих.

...........Но ими дорожит моё воспоминанье;
...........Без них всё прошлое – один жестокий бред,
...........Без них – один укор, без них – одно терзанье,
...........И нет прощения, и примиренья нет!
....................(Афанасий Фет)

Сад. Как часто он встречается нам в стихах! Редкий поэт не писал о саде. Невозможно представить себе дворянского имения без сада (так раньше назывался парк), и создавался
он не для получения урожая, а для эстетического наслаждения. С этим участком возделанной и облагороженной земли были связаны воспоминания о любовных свиданиях, грустных, одиноких прогулках, встречах и прощаниях… и, конечно, надежды.
Сад часто воспевается и в народных песнях.

Уж ты вен ли, мой веночек,
В саду розовый цветочек!
Мне куда тебя, веночек, положить?
Положу тебя, веночек,
В саду розовый цветочек,
На голову ко девице,
Ко назвАной ко сестрице.
Как не брат с сестрой сходилися,
Как не брат с сестрой поклонилися,
Поздоровалися и распростилися.

Но сегодня мы говорим о русской дворянской культуре. В обустройстве сада и дома помещики прежде всего руководствовались эстетическими интересами, их не занимали меркантильные вопросы. Многие, даже не богатые, имели свои крепостные оркестры, ведущих музыкантов обучали в Италии, руководил оркестром приехавший из заграницы
дирижёр; оркестрантов надо было обеспечить музыкальными инструментами, достойными костюмами. На концерты съезжались соседи, и ни о какой плате, конечно, не могло быть и речи. И очень часто такой помещик скоро разорялся, да так, что не оставалось у него ни дома, ни сада.
Распространены были и крепостные театры. Многие актёры, вышедшие из крепостных, составили, славу русской сцены. Дворянство занималось живописью, коллекционированием картин, составляя свой маленький эрмитаж – уголок отшельника. И, конечно, невозможно было представить помещичьего дома в деревне без сада.
В изображении сада в поэтических произведениях есть какой-то утраченный нашим пониманием смысл, как есть он и в построении садов в «дворянских гнёздах». Сад влиял на формирование человека, пробуждая в нём желание творчества, способствуя его лирической настроенности. Сегодня мы не в силах найти «тот тайный смысл построения сада, который когда-то был в нём заложен. Даже в Спасском-Лутовинове… мы не можем правильно раскрыть смысл его аллей, полян, отдельных композиций. Уверенно мы говорим: «пересекающиеся аллеи», менее уверенно: «похожие на римскую цифру ХIХ», есть толкование: масонский знак, скрещённые мечи. Сейчас, во времена интереса к астрологии, можно бы ввести и ещё одно объяснение. Часть регулярной липовой посадки, например, имеет сходство с графическим изображением символов знаков зодиака» *
Известный литературовед Л.Н. Афонин говорил о парке в Спасском-Лутовинове как об особенной реликвии, имеющей огромное значение для понимания творчества Тургенева.

Аллеи лутовиновского парка,
Посаженные в форме цифры девятнадцать,
Молчали в свете дня, и было жарко
Деревьям старым и высоким, и подняться
К вершинам их ленились птицы.
Казалось, свет зеленый снится,
И так хотелось дольше в нем остаться.

Безветренная тишь, безлюдный пруд
И аромат цветов, плывущий мне навстречу.
Казалось, что вот-вот я встречу
Хозяина, гуляющего тут,
Вернувшегося из далеких стран,
Чтоб перед смертью поклониться дому
И дубу старому и дорогому,
И приобретшему за жизнь так много ран.

И у каретного сарая и конюшни,
Вдыхая жадно запах лошадей,
Остановилась я послушать
Тревожный, чуткий всхрап коней.
Как много изменилось с прошлых дней:
Парк поредел, и новые деревья появились -
Растут вне плана там и тут.
Аллеи старые зовут,
Они так часто ему снились.

................(Т. Буевич)

Ушёл в прошлое XIX век, оставивший нам великую русскую гуманистическую литературу. Погибли великие произведения ландшафтной архитектуры, служившие местом отдохновения от забот и творческого вдохновения для поэтов прошлого. Но ещё в начале ХХ века остатки разорённых имений, неожиданно открывающиеся взору, волновали чуткие души поэтов уже нового тогда века.

Иван Бунин:

« - Хочешь пройдёмся немного?
На душе у меня делалось всё тяжелее, я безразлично отозвалась:
- Хорошо…
Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой улыбкой вспомнил стихи Фета:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…
- Капота нет, - сказала я. – А как дальше?
Смотри – меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстаёт…
- Какой пожар?
- Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах…
- Что ты?
_ Ничего, милый друг. Всё-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…
Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе чёрные сучья, осыпанные минерально блестящими звёздами. Он приостановился, обернулся к дому:
- Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…
Убили его – какое странное слово! – через месяц, в Галиции».
( «Холодная осень», «Тёмные аллеи»)

ГОЛУБИ

Раскрыт балкон, сожжён цветник морозом,
Опустошён поблекший сад дождями.

Как лунный камень, холодно и бледно
Над садом небо. Ветер в небе гонит
Свинцовые и дымчатые тучи.
И крупный ливень с бурей то и дело
Бежит, дымится пО саду… Но если
Внезапно глянет солнце, что за радость
Овладевает сердцем! Жадно дышишь
Душистым влажным воздухом, уходишь
С открытой головою по аллее,
Меж тем как над аллеей всё приветней
Синеет небо яркое – и вдруг
С гумна стрелою мчится белый турман
И снежным комом падает к балкону,
За ним другой – и оба долго, долго
Пьют из лазурной лужи, поднимая
Свои головки кроткие… Замрёшь,
Боясь их потревожить, весь охвачен
Какой-то робкой радостью, и мнится,
Что пьют они не дождевую воду,
А чистую небесную лазурь.
1903

В дни моего детства мне довелось месяц прожить в парке Н.В. Киреевского, сослуживца и приятеля отца Ивана Тургенева. К тому времени уже далеко в прошлом остались разрушительные 30-е годы; но ещё существовал этот изумительный парк – жемчужина России, ставшая никому не нужной и неоценённой в моё социалистическое время. Белый дом-дворец был отдан под больницу, где временно работала моя мама, и где нам была выделена комната с отдельным входом и высоким каменным крыльцом. Конечно, ни я, ни окружающие меня люди не могли постичь тот уровень миропонимания и духовного богатства этого парка, который окружал когда-то помещичий дом, в котором любила бывать Варвара Петровна Тургенева, и неоднократно гостили Фет и Лев Толстой. Каждый из нас тогда мог сказать о себе словами Есенина: «Был я весь - как запущенный сад». Но жив ещё был старый камердинер бывшего хозяина, знавший французский язык и побывавший с ним во многих странах Европы. В парке росли сотни видов деревьев, кустарников, были проточные пруды, тогда уже покрытые ряской, тёмные аллеи между вековых деревьев… А когда-то ранее были там и скульптуры, и беседки, и гроты, и фонтаны; но даже следов от них я уже не увидела.
Судьба старых дворянских садов России трагична, с исчезновением их утрачиваются и философские основы отношений человека и природы. Исследуя эту проблему, академик Д.С. Лихачёв писал: «Сады и парки создают своего рода «идеальное взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого этапа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения…»**

Иван Бунин:
«… мы пошли куда-то на окраину города, в глухую, потонувшую в садах улицу, где, на обрыве над Орликом, в старом саду, осыпанном мелкой апрельской зеленью, серел давно необитаемый дом с полуразвалившимися трубами, в которых уже вили гнёзда галки. Мы постояли, посмотрели на него через низкую ограду, сквозь этот ещё редкий сад, узорчатый на чистом закатном небе… Лиза, Лаврецкий, Лемм… И мне страстно захотелось любви».
.............(«Жизнь Арсеньева»)

Очень часто мы слышим звучание этих старых садов в музыке русского романса ХIХ века, где мелодия более, чем в песне, связана со стихом. Это тонкое слияние музыки и поэзии присутствует в романсах М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, Ц. Кюи, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова… Творчество великих создателей романсов развивалось во взаимодействии с поэзией (П.И. Чайковский и А.К. Толстой, Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Майков…)

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
............А. Фет.

На это стихотворение написана музыка Т. Толстой.

Очень часто известные и любимые нами романсы написаны совершенно неизвестными для нас авторами. Может быть, поэт или композитор многое писал в своё время; но живёт и до сих пор пользуется популярностью один, написанный им в часы эмоционального подъёма, и мы чувствуем его искренность в стихах и музыке. А может быть, он написал за свою жизнь только один романс, который так же звучит сегодня и заставляет нас волноваться и испытывать это странное смешанное чувство наслаждения и грусти.

МЫ ВЫШЛИ В САД.

Слова А. Толстой, музыка М. Толстой

Мы вышли в сад. Чуть слышно трепетали
Последние листы на липовых ветвях,
И вечер голубой, исполненный печали,
Бледнея, догорал в задумчивых лучах…

И плакали кругом печальные берёзы,
Вставала за горой туманная луна…
Мы молча шли, и накипали слёзы,
И дивной нежности душа была полна.

Казалось, эта ночь сулила столько счастья,
Чтоб тихо отогнать уснувшие мечты;
Но всё прошло… как в дивной, чудной сказке,
И далека та ночь, и так далёк и ты.

ЗВЁЗДЫ НА НЕБЕ.

Слова Е. Дитерихс, музыка В. Борисова

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоём.
Звёзды на небе, звёзды на море,
Звёзды и в сердце моём.

Листьев ли шёпот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубОки, уста молчаливы:
Милый, о милый, люблю.

Тени ночные плывут на просторе,
Счастье и радость разлиты кругом.
Звёзды на небе, звёзды на море,
Звёзды и в сердце моём.

КАЛИТКА

Слова А. Будищева, музыка А. Обухова.

Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звёзды зажгут небеса,
И черёмух серебряный иней
Уберёт жемчугами роса,

Отвори потихоньку калитку
И войди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Там, где гуще сплетаются ветки,
У беседки тебя подожду
И на самом пороге беседки
С милых уст кружева отведу.

Наивно? Да. Но хорошо, чисто, искренне, и душа хочет и просит этого пения, этих простых, иногда немного нескладных стихов.
В ХХ веке по-новому решается задача синтеза музыки и поэзии, возникает новый вид камерно-вокальных произведений – «стихотворение с музыкой». Подобного рода сочинения есть у С.И. Танеева, С. Рахманинова, С.Прокофьева («Пять стихотворений Ахматовой»)…
Но вернёмся к старому дворянскому саду. Какая же тайна скрыта в его создании? Грусть ли о потерянном рае? Мечта ли о возвращении его?

...............«О, как воздушно яблони цветут!..
................О, как кричат, качаясь, серафимы!»
.......................В. Набоков

Быть может, после долгого пути
Вернёмся мы домой, он будет раем,
И встретим тех, о ком давно мечтаем,
И чувств не будем прятать взаперти,

И нежный яблоневый цвет
Посыплется на наши лица,
И будут петь в деревьях птицы,
И будет нам семнадцать лет.
.............. Т. Буевич

Ирина Когольницкая

САД.

Скажи, зачем ведут дороги в сАД?
Путь к прошлому - ненужные старанья.
Он высох много лет тому назад
И прекратил свое существованье…

Но что влечёт настойчиво туда,
Где время больно пошутило с нами.
Где на ветвях заблудшая звезда,
Отплакала счастливыми слезами...

И ты зовёшь, тоскуя, вновь и вновь.
На кРАЙ, где март ещё в наряде чёрном,
Следит за тем, как юная Любовь,
Дыханьем греет замершие корни.

Ошибки наши - люди повторят,
О, небо, не суди их слишком строго.
Проходим через РАЙ и через АД,
Земной судьбы запутана дорога...

____
*Ю. Семеняко «Это был старый усадебный сад». Тургениана. Сборник статей и материалов Государственного литературного музея И.С. Тургенева.Орёл 1991.
** Осенью 1990 г. в Крыму состоялась встреча учёных, тема её была «Образ сада в истории мировой философии».
http://www.stihi.ru/2007/09/30/1020
 
MгновениЯДата: Вторник, 2017-03-28, 7:00 PM | Сообщение # 103
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 12079
Статус: Offline


Нет конца этой сказке,
но есть вспоминанье
О далёком, прекрасном
родительском Доме,
Где, играя, душа наслаждалась в истоме
Света истин, в гармонии зал Мирозданья...

Мы скользим за судьбой по спиралям времён,
Но бессмертная жизнь в скоротечных мирах
Создает миражи для игры в зеркалах...
Чтобы сказкою новой
был дух пробуждён!

Вот такое начало рождает миры,
Где желанный конец – в осознанье сюжета
Многоплановой роли своей в свете Света,
В многочисленных формах вселенской Игры.


Реки Времени... http://sseas7.narod.ru/river.htm


Сфера сказочных ссылок
 
ПроспероДата: Суббота, 2017-07-22, 7:12 PM | Сообщение # 104
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 2422
Статус: Offline
Сон во сне. Или не сон?
Михаил Просперо
на http://www.stihi.ru/2017/07/13/2317
*


Всё загадочно, непросто...*
Соннных облак ясен облик
Всем
И только мне не ясен
Ибо я один на острове
И не я спросил у ясеня

Вики ликс с усильем веки
Разлепил и смотрит Вием
Гром
Раскаты громовые
Словно камни катят реки
Где-то в глубине России

Да по краю Украины
Где уже горят руины
Дом
И купол золотой
Строят с детской простотой
Смерть инвестор в крест литой

Путь в Европу по окопу
Воды дышут небосводом
Днепр
Мой городок Херсон
Босоногий мой, булыжный
Сон во сне. Или не сон?

Дворик мой обыкновенный
Беспредельная Вселенная
Сон
Великая страна 
И 
- как детская надежда -
*
пусть всё будет, как и прежде –
там вселенная – тесна.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Агора Галактическая » Сад созревающих снов, вход через Седьмые Ворота Агоры (Путник, войди в этот сад, здесь отдохнет твое сердце)
Страница 6 из 6«123456
Поиск:

Открыты Читальные Залы Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут!
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега